Вопросы изучения, обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью

Вопросы изучения, обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью

Л.С.Медникова, М.Г.МамалыженкоПоморский государственный
университет имени М.В.Ломоносова,
Архангельск, Россия

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ИЛИ ИНТЕГРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

В истории просвещения широко известна классно-урочная система обучения, разработанная Я.А.Коменским. по сей день она является общепринятой организационной формой построения образовательного процесса как в массовой, так и в коррекционной школе. Основным недостатком этой системы является малая приспособленность организации процесса обучения к индивидуальным способностям и возможностям обучаемых. Особенно сложно в рамках этой системы организовать обучение детей с ограниченными возможностями.

В экспериментальной школе “Особый ребенок” Института развития ребенка обучается группа таких детей в количестве девяти человек. Это дети с разной степенью интеллектуальной недостаточности, часто осложненной физическими недостатками различного генеза, а также дети с синдромом детского аутизма. У многих детей в анамнезе – детский церебральный паралич, у одного ребенка – постоперационная слепота и нарушение двигательной функции. Комплексный характер нарушений, их сочетанность и неоднородность обуславливают большое разнообразие проявлений психики детей и, следовательно, невозможность проведения коррекционно-развивающей работы в рамках общепринятых привычных организационных форм обучения. Именно поэтому учащиеся, оказавшиеся в школе “Особый ребенок”, не смогли “вписаться” в существующие ныне в городе учреждения системы специального образования. Сегодня даже в коррекционных школах не созданы условия для работы с детьми, развитие которых серьезно осложнено комплексной структурой нарушения. Психолого-педагогическая помощь детям с синдромом детского аутизма также оказывается фрагментарно, ее качество находится в прямой зависимости от опыта специалиста, его желания и умения помочь ребенку. Слепые дети находятся на домашнем обучении.

При организации работы экспериментальной школы нами была взята за основу та же классно-урочная система. Классы формировались по мере поступления детей в школу. Сложности организации обучения объяснялись еще и тем, что некоторые дети впервые включились в образовательный процесс в возрасте десяти, двенадцати, а то и четырнадцати лет. Ориентиром при комплектовании классов служили возможности ребенка (реальные и потенциальные), которые позволяли включить его в ту или иную форму организации деятельности. Для тех детей, которые до поступления в школу в течение двух-трех лет посещали дошкольные коррекционные учреждения, была избрана организационная форма “урок-занятие”, однако не регламентированная во времени. Если же ребенок по ряду причин не был готов взаимодействовать с педагогом на занятии в рамках элементарной учебной деятельности или, в силу физической ослабленности, его состояние не допускало продолжительного статического положения тела, то его зачисляли в группу со щадящим режимом и специальной организацией деятельности.

Таким образом, те дети, которые относительно быстро адаптировались к школьным требованиям и условиям школьной жизни, а также приняли на себя роль учеников и были готовы к учебной деятельности на элементарном уровне, сформировали один класс (ныне дети третьего года обучения). Другой класс (теперь это дети второго года обучения) составляли учащиеся, у которых на первый план выступали чрезвычайные трудности взаимодействия с окружающей средой, а следовательно, традиционные подходы к организации их обучения не могли быть эффективными. Таким образом, стремление к оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях школы потребовало пересмотра имеющихся и поиска новых, наиболее приемлемых организационных форм обучения, которые бы могли учитывать особенности всех детей школы.

Общеизвестно, что существуют три основные формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая и фронтальная. Результаты наблюдений показывают, что дети третьего года обучения наиболее активны в ходе фронтальной и групповой работы с применением индивидуального подхода к каждому ребенку. При этом большое значение имеет своевременное переключение ребенка с одного вида деятельности на другой. Содержание деятельности, ее продолжительность регламентируется уровнем работоспособности ребенка. Для учащихся второго года обучения более эффективной пока оказывается индивидуальная форма работы, потому как, например, дети с синдромом детского аутизма часто нуждаются в индивидуальной помощи и инструкции, содержащей психотерапевтический эффект. Замечено, что на первых этапах обучения они значительно продуктивнее работают индивидуально или в паре. Возможности включения детей во фронтальную работу расширяются по мере преодоления ребенком аутистических тенденций в поведении, появления готовности к взаимодействию с окружающими. В силу объективных причин чаще оказывается индивидуализированной коррекционно-развивающая работа и с ребенком, имеющим нарушения зрительной функции.

Выбор форм организации деятельности зависит не только от физического состояния и психологических особенностей детей с ограниченными возможностями. Важно учитывать и то, как регулярно ребенок посещает школу, чем обусловлены и насколько продолжительны пропуски школьных занятий. Имеют значение и вынужденные изменения в распорядке дня детей, состояние их здоровья, обстановка в семье, метеоусловия и другое. В подобных случаях выбирается оптимальный для ребенка на данный момент режим обучения и форма организации деятельности. Возможно, а иногда и целесообразно объединение всех детей для проведения музыкальных занятий, коллективных игр, прогулок, экскурсий, что в конечном итоге обеспечивает гибкость организационных форм деятельности, их доступность для всех детей школы.

Постоянная индивидуализация коррекционно-образовательного процесса, являющаяся условием реализации любой организационной формы обучения, обеспечивает повышение познавательной активности детей, уровня их работоспособности, улучшение эмоционального состояния, приближенность к индивидуальным нуждам ребенка.

Кроме того, опыт работы показывает, что для детей, испытывающих трудности во взаимодействии с окружающим, в период школьной адаптации значимым оказывается присутствие родителей на занятиях. При этом педагог организует деятельность таким образом, что родители выполняют все задания, действуя вместе с детьми, их руками, или дают для детей образец выполнения действия. Совместное с родителями освоение ребенком школьного пространства и времени способствует укреплению чувства безопасности у ребенка, включению в коррекционно-образовательный процесс на положительной эмоциональной основе. В последующем большое значение имеет увеличение доли самостоятельности самого ребенка при выполнении того или задания, а кроме того, постепенно обеспечивается способность взаимодействовать с другими взрослыми и “учиться” самостоятельно в отсутствии родителей.

Таким образом, обучение детей с различной структурой дефекта, представленной значительным разнообразием его качественных характеристик и индивидуальными возможностями компенсации, требует гибкого, часто нетрадиционного подхода к выбору организационных форм обучения, которые наиболее полно отвечали бы индивидуальным возможностям и потребностям “проблемного” ребенка. Вместе с тем практика показывает, что совместное обучение детей с выраженными нарушениями в развитии, хотя и с различной структурой дефекта, разного возраста и различным уровнем обучаемости, возможно организовать так, что оно будет способствовать развитию и благотворно влиять на становление личности каждого ребенка, обучающегося в школе. Непременным условием успеха такой работы является готовность самих педагогов выйти за рамки жесткой дифференциации и их стремление к творческому поиску в процессе обучения детей с ограниченными возможностями.

* * *

Teaching children with different disabilities structure, which includes a considerable diversity of its qualitative characteristics and compensation possibilities, demands a flexible, often untraditional approach to the choice of organized forms of teaching methods, close to individual abilities of a ”special” child.

Б.А.Марат, Л.Э.Коршунова

Российский государственный
педагогический университет
имени А.И.Герцена,
коррекционная школа № 5,
С.-Петербург, Россия

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КОРРЕКЦИОННОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Современное школьное образование сопровождается увеличением заболеваемости детей, в том числе за счет патологии опорно-двигательного аппарата, что ведет к снижению активности школьников в учебном процессе. Вместе с тем одной из главных задач педагога является организация продуктивной учебной деятельности школьников на уроках. Для большинства здоровых детей характерна определенная динамика функционального состояния в течение урока и учебного дня, которую педагог должен учитывать в формировании учебной нагрузки. Однако в работе с детьми, имеющими проблемы интеллектуального развития, педагог встречается с трудностями нормирования учебной нагрузки в связи с нестабильностью, а иногда и непредсказуемостью динамики функционального состояния детей.

Мы полагаем, что решение указанной проблемы может быть связано с развитием валеологического направления в организации учебной деятельности детей. В этом плане в школе № 5 Санкт-Петербурга для детей с проблемами интеллектуального развития разрабатываются и внедряются варианты режимов учебной деятельности, направленные как на профилактику заболеваемости школьников, так и на повышение их учебной активности. В частности, мы использовали разработанную В.Ф.Базарным валеологическую систему, основой которой является деятельность школьников на уроке в режиме “динамических поз”. Учащиеся школы под руководством преподавателей труда изготовили конторки, равные по ширине половине учебного стола, которые установили на столах соответственно ростовым размерам детей. Это дало возможность учащимся менять рабочие позы в процессе уроков. Кроме того, на полу у мест за конторками разместили пластмассовые коврики, массировавшие стопы детей в позе стоя.

Описанный в литературе положительный оздоравливающий эффект данной методики убедил нас в целесообразности ее использования в 3 “б” классе, где более 50% детей имели нарушения осанки. Однако основная задача эксперимента заключалась в том, чтобы созданием системы “динамических поз” оптимизировать функциональное состояние учащихся и таким образом повысить эффективность их учебной деятельности во время уроков. Динамику функционального состояния детей мы оценивали путем экспертных оценок двигательных и речевых реакций, а также с помощью корректурных фигурных проб; в дополнение к этому учитывали субъективные оценки функционального состояния учащихся. В указанном классе обучались 8 девочек и 7 мальчиков с интеллектуальной недостаточностью. Для них были характерны эмоциональная неустойчивость, низкие уровни работоспособности, повышенная утомляемость и неадекватность поведения. До внедрения валеологических элементов дети достигали индивидуальных максимумов работоспособности лишь к 3 уроку, длительность периодов устойчивой работоспособности была короткой и начиная с 4 урока функциональное состояние прогрессивно снижалось, нарастало число негативных оценок своего состояния.

Режим “динамических поз” на уроках мы использовали в течение экспериментального учебного года в разных вариантах. В одних случаях дети меняли рабочую позу “сидя за партой” на позу “стоя за конторкой” по указанию учителя через 15-минутные интервалы, в других – по собственному желанию. Для некоторых детей более адекватным оказался новый вариант свободного выбора рабочей позы, но с помощью учителя. По нашим наблюдениям, мотивация к выполнению задания смены позы по команде учителя повышалась в случаях, когда применяли игровые приемы, особенно с использованием стихотворных и музыкальных элементов деятельности.

Эксперимент выявил выраженную положительную динамику функционального состояния детей на уроках. У большинства учащихся работоспособность повысилась, достигая максимального уровня к 2 уроку, сохраняясь на 3 уроке и плавно снижаясь к концу учебного дня. Нередко дети демонстрировали положительную динамику функционального состояния и на 4 уроке. Их работоспособность характеризовалась большей стабильностью, реже стали проявляться неадекватные формы поведения. В субъективных оценках функционального состояния преобладали позитивные характеристики , что свидетельствовало о комфортности детей на уроках. У большинства детей наблюдались успехи в учебной деятельности, что выразилось в том числе и в повышении их успеваемости. Медико-статистические исследования выявили за истекший год тенденцию к снижению числа детей, имеющих нарушения осанки.

Таким образом, методика “динамических поз”, направленная в своей основе на профилактику патологии опорно-двигательного аппарата, в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью позволяет одновременно оптимизировать функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, что является валеологическим фактором повышения эффективности учебного процесса.

* * *

There were discovered difficulties in the regulation of study load during work with mentally disabled children. There were suggested valeological elements in the organization of studying process on the basis of “dynamic poses” methods by Bazarny V.F. It improves children’s working ability during classes. There was shown a possibility of complex solution of medical, psychological and pedagogical tasks during a special educational process.

  1. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

    Документ
    В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обозначена главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным
  2. Книга для учителя Москва «Школа-Пресс» 1994 Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог ф-тов пед ин-тов

    Книга
    Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994.
  3. «Развитие творческих и индивидуальных способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием сценических методов»

    Программа
    Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 54 VIII вида» г.
  4. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии (учебное пособие) (1)

    Учебное пособие
    В настоящее время теория воспитания аномальных детей еще недостаточно разработана и освещена в учебной и научной литературе, в связи с чем студенты-дефектологи при самостоятельной работе над материалом курса часто оказываются в трудном положении.
  5. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии (учебное пособие) (2)

    Учебное пособие
    Я надеюсь, что пособие окажет необходимую помощь студентам в изучении систематического курса олигофренопедагогики, а также в их практической работе в школе, с родителями и при обучении таких детей на дому.
  6. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии (учебное пособие) (3)

    Учебное пособие
    Практика показывает, что некоторые выпускники дефектологических факультетов педагогических вузов испытывают трудности в организации работы с учащимися, особенно запущенными и трудновоспитуемыми подростками.
  7. Трудовое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями

    Лекция
    Одной из задач вспомогательных школ является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности умственно отсталого ребенка.
  8. Технологии обучения и воспитания детей (1)

    Документ
    Самая надёжная гарантия благополучия и прогресса Республики Беларусь – её интеллектуально-творческий и духовный потенциал. Создание условий для развития способностей личности является приоритетным направлением государственной политики.
  9. Технологии обучения и воспитания детей (2)

    Документ
    Создание условий для развития способностей личности является приоритетным направлением государственной политики. Внедрение в практику новых технологий позволит решить ряд задач в этом направлении.

Другие похожие документы..