Образовательная программа основного общего образования


Образовательная программа

основного общего образования

Селенгинская гимназия является общеобразовательным учреждением начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования повышенного уровня. Образовательная программа гимназии представляет собой документ, который определяет содержание образования и технологии его реализации. Структурно Образовательная программа представляет собой совокупность образовательных программ разного уровня обучения (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности гимназии. Эти программы преемственны, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Предназначение гимназии

Создание условий для получения школьниками качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире.

Для нас ценно:

1. Выполнение образовательного государственного заказа

2. Положительная динамика образовательных результатов

3. Комфортность обучения и работы всего коллектива гимназии

4. Удовлетворённость образовательными услугами учащимися и родителями

5. Рост статуса гимназии в районе и республике

Средства реализации предназначения гимназии

1. Усвоение учащимися базового содержания образовательных областей

2. Предоставление учащимся возможности выбора профиля обучения

3. Предоставление широкого спектра дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг.

Направленность образовательной программы

1. Решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе

2. Воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека

3. Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ

4. Развитие интеллектуальной одаренности.

Образовательная программа гимназии разработана на основе нормативных документов:

- Конституция РФ

- Закон РФ «Об образовании»;

- «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196;

- «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования», утверждён приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089

- «Федеральный базисный учебный план общего образования», утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312

- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 года

В соответствии со статьей 32 «Типового положения об общеобразовательном учреждении» гимназии осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

I ступень - начальное общее образование, срок освоения 4 года;

II ступень - основное общее образование, срок освоения 5 лет;

III ступень - среднее (полное) общее образование, срок освоения 2 года.

Измерители реализации образовательной программы

1. Мониторинговые исследования по предметам

2. Диагностика общеучебных умений и навыков

3.Оценка уровней достижения ключевых компетенций

4. Результаты участия школьников в предметных олимпиадах и конференциях

5. Психолого-педагогическая диагностика

6. Промежуточная и итоговая аттестация учащихся

7. Мониторинг социализации учащихся и выпускников

8. Удовлетворенность качеством образования всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

Образовательная программа гимназии принимается сроком на 5 лет. Гимназия оставляет за собой право корректировать отдельные её разделы по мере необходимости. Раздел «Особенности учебного плана» обновляется ежегодно.

Структура образовательных программ:

Модуль 1. Целевое назначение программы

Модуль 2. Краткая характеристика возрастных особенностей учащихся

Модуль 3. Особенности учебного плана

Модуль 4. Перечень учебных программ

Модуль 5. Особенности образовательного процесса и применяемые в нем технологии

Модуль 6.Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

Модуль 1. Целевое назначение программы

1.1. Назначение образовательной программы

Образовательная программа МАОУ «Селенгинская гимназия»

- является нормативным документом, определяющим стратегические приоритеты, содержательные, организационные и методические аспекты образовательной деятельности гимназии.

- разрабатывается, принимается и реализуется гимназией самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов, Закона РФ «Об образовании», типового положения об общеобразовательном учреждении, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность гимназии.

- является внутренним образовательным стандартом, обусловленным региональной, муниципальной образовательной политикой, развитием районной системы образования

- учитывает образовательный запрос учеников и их родителей, способствует реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества образовательных услуг;

- является основанием для определения качества реализации гимназией федеральных стандартов;

- определяет цели, задачи, направления развития образования, координирует деятельность всего педагогического коллектива в гимназии на период 2009--2014 учебного года.

1.2.Образовательная миссия гимназии.

Философия образования. Образование в нашей гимназии ориентировано на развитие индивидуального потенциала каждого обучающегося, признание его личности как высшей ценности. Педагоги гимназии уделяют большое внимание тому, что членам современного общества должны быть присущи уважение к закону, правам других людей, понимание прав и обязанностей гражданина, придают первостепенное значение в образовании развитию личности школьника. В основе преподавания лежит личностно-ориентированный подход к образованию, предполагающий развитие личности, для которой участие в жизни гражданского общества - результат внутренней потребности, осмысленного выбора.

Для сегодняшних выпускников основной ступени обучения большое значение имеет правильность выбора в решении тех или иных жизненных ситуаций. Поэтому очень важным в современном образовании становится передача школьникам системы ценностей, развитие ключевых компетентностей, общеучебных умений и навыков, умений критически и творчески мыслить, эффективно общаться, успешно действовать в различных ситуациях, управлять здоровьем, жизнью.

Главным для педагогического коллектива сегодня становится обучение «умению учиться».

Педагогический коллектив школы:

на второй ступени обучения

- продолжает формирование и развитие познавательных интересов обучающихся и самостоятельных навыков;

- закладывает фундамент общеобразовательной подготовки в соответствии с современными требованиями на базе основного содержания образования;

- развивает у обучающихся самостоятельность и критичность мышления, творческие способности, способности к самоопределению;

- обеспечивает условия, учитывающие индивидуально-личностные особенности обучающихся, для комплектования классов различной направленности.

1.3 Цели и задачи образовательного процесса

Целями основной образовательной программы основного общего образования являются:

создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу основного общего образования:

  1. Реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах

  2. Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной образовательной программой области самостоятельности.

  3. Организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах.

  4. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,

  5. Формирование здорового образа жизни.

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности:

  1. Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.

  2. Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.

  3. Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.

  4. Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.

  5. Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.

  6. Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.

  7. Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

Модуль №2. Краткая характеристика возрастных особенностей учащихся

2.1. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка

Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах.

Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним.

Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.

Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности.

Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности.

Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться».

Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими.

Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания.

Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.

  1. Образовательная программа основного общего образования (2)

    Образовательная программа
    - «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 года
  2. Основная образовательная программа основного общего образования пояснительная записка (1)

    Основная образовательная программа
    Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры учащихся.
  3. Образовательная программа по подготовке к государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования,

    Образовательная программа
    Образовательная программа по подготовке к государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования,
  4. Образовательные программы основного общего образования в 2012 году

    Документ
    В соответствии с законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
  5. Образовательная программа основного общего образования. 5-9 класс

    Образовательная программа
    успешное освоение учебных дисциплин учебного плана и достижение уровня образованности, соответствующего образовательному стандарту (5-6 кл.) и обязательному минимуму содержания образования (7-9 кл.
  6. Образовательной программы основного общего образования 11 Математика и информатика

    Лекция
    формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
  7. Основная образовательная программа основного общего образования Пояснительная записка (2)

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа МОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа» – нормативно-управленческий документ, определяющий содержание образования и организацию образовательного процесса в 2010-2011 учебном году, с учётом типа и
  8. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевского района

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с Законом «Об образовании», Уставом ОУ, на основе требований государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяет
  9. Образовательная программа основного общего образования раздел 1

    Образовательная программа
    Основное общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся – формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей

Другие похожие документы..