Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070503. 65 «Музейное дело и охрана памятников» Квалификация выпускника: «Музеевед»

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Институт изобразительных искусств и дизайна

Кафедра истории, искусствоведения и музейного дела

ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА (СД.Ф.07)

Учебно-методический комплекс
для студентов, обучающихся по специальности
070503.65 «Музейное дело и охрана памятников»

Квалификация выпускника: «Музеевед»

Из государственного образовательного стандарта ВПО спец. «Музейное дело и охрана памятников»:

СД.Ф.07

Экскурсионная работа

Экскурсионное дело как историко-культурное явление. Развитие и этапы экскурсионного движения. Типология экскурсии. Формы и методы проведения экскурсий. Место музейного объекта в экскурсии. Аудитория экскурсий, ее типология и проблема дифференцированного подхода к ней. Связь экскурсионного дела с педагогикой и психологией.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Понятие «экскурсия» вошло в обиход в XIX веке. Постепенно экскурсия стала одной из эффективных форм культурно-образовательной деятельности и заняла прочное место в музейной и туристической деятельности. Просветительная и образовательная деятельность музея XXI века и современный туристический рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности, поэтому актуальным является проблема подготовки кадров, способных организовать и вести экскурсионную деятельность.

Курс «Экскурсионная работа» предполагает ознакомление студентов с теоретическими основами экскурсоведения, обучение технике ведения экскурсий, создание портфеля экскурсовода, тренинг навыков экскурсионной работы. Данный курс предполагает цикл лекционных занятий по освоению теории и технологии экскурсионной работы, и практические занятия. В ходе практических занятий студенты овладевают экскурсионной методикой, проводят экскурсии в музейной и внемузейной среде.

Цель преподавания дисциплины – формирование на основе музейно-педагогических методик знаний и практических навыков в области экскурсионной работы.

Задачи курса:

  • дать общее представление о теоретических аспектах экскурсионной деятельности

  • познакомить с историей экскурсионного дела в России.

  • сформировать представление о методике подготовки и проведения экскурсий разного типа в условиях музея и во внемузейной среде.

  • сформировать основные профессиональные навыки и умения экскурсионной работы в условиях музейной и внемузейной среды.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

лекции

сем. и практ.

самост. раб.

1

Экскурсия как ведущая форма культурно-образовательной деятельности

2

2

2.

Исторический аспект развития экскурсионного дела.

2

2

2

3.

Классификация экскурсий.

1

2

4.

Памятники и памятные места как основа экскурсии. Методы включения памятников в экскурсию.

2

2

5

Экскурсия в музейной среде

2

4

6.

Методика подготовки экскурсий во внемузейной среде.

2

10

10

7

Методика проведения экскурсий во внемузейной среде.

2

6

2

8.

Профессия экскурсовода.

1

2

9.

Музей в сфере туристической и экскурсионной деятельности.

2

4

10.

Тенденции развития туризма в Тюменском регионе.

2

6

Всего

18

18

36

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Экскурсия как ведущая форма культурно-образовательной деятельности. Экскурсионное дело как область культурно-образовательной деятельности. Экскурсия как основа экскурсионного дела. Сущность и признаки экскурсии. Цели и задачи экскурсионной работы.Функции экскурсии.Образовательная функция, ее актуальность. Учет потребностей системы образования в реализации образовательной функции. Рекреационная функция экскурсии. Духовно-интеллектуальные рекреационные потребности общества. Воспитательная функция экскурсии. Эстетическое, патриотическое и др. воспитание средствами экскурсии. Коммуникативная функция. Рекламные экскурсии.

  2. Исторический аспект развития экскурсионного дела. Педагогические предпосылки развития экскурсионного дела. История становления экскурсионного метода в педагогике. Развитие экскурсий и туризма в России в конце XIX века – началеXX века. Основоположники отечественной экскурсионной школы. Деятельность И.М.Гревса. Экскурсии по городу Н.П.Анциферова. Совершенствование методики экскурсии Н.А.Гейнике и Б.Е.Райковым. Идеологизация экскурсионной работы в 1930-е годы. Организация Совета по туризму при ВЦСПС в 1960-е годы. Создание сети бюро путешествий и экскурсий в 1970- 1980-е годы. Кризисные явления в начале 1990-х гг. Новый виток развития экскурсий и туризма в России. Развитие музейных экскурсий. Зарубежный опыт развития экскурсионной работы.

  3. Классификация экскурсий. Музейные и внемузейные экскурсии. Обзорные и тематические экскурсии. Тематика экскурсий. Классификация экскурсий по продолжительности, по содержанию (гуманитарные, производственные, естественногеографические), объему (интегрированные или комплексные), по составу участников. Экскурсии исследовательского и иллюстративного типа (по заданию). Деление экскурсий по форме построения (аналитические и синтетические).

  4. Памятники и памятные места как основа экскурсии. Методы включения памятников в экскурсию. Понятия «памятник», «памятное место». Воспитательно-образовательный потенциал памятника. Классификация памятников. Специфика памятников архитектуры. Памятники в городской среде. Иллюстративный, литературный, философский и др. методы включения памятников в экскурсию. Памятники природы. Формы анализа памятника. Общий или развернутый анализ. Возможности сравнительного анализа. Комплексный анализ. «Фрагментарный» анализ как наиболее сложная форма анализа памятника.

  5. Экскурсия в музейной среде. Понятие музейной экспозиции как пространства, определяющего специфику и качество музейного собрания. Способы организации экспозиционного пространства. Особенности постоянной и временной экспозиции. Цели, задачи и методы экскурсионной работы в музее. Экскурсионная работа как традиционная форма музейной коммуникации. Типы музейных экскурсий и их специфика. Психологические особенности зрительской аудитории. Задачи и методические принципы подготовки обзорной экскурсии. Принципы построения зрительного ряда. Методы подачи экскурсионного материала. Задачи и методические принципы подготовки тематической экскурсии в музее.Типы тематических экскурсий (историко-искусствоведческая, монографическая, историко-монографическая, экскурсия проблемного типа, жанрово-видовая экскурсия). Принципы построения зрительного ряда и методики подготовки разных типов тематических экскурсий.

  6. Методика подготовки экскурсий во внемузейной среде. Цели и задачи внемузейных экскурсий. Принципы построения внемузейных экскурсионных маршрутов. Тематика и содержание экскурсий. Технология подготовки новой экскурсии. Основные этапы подготовки экскурсии, их последовательность Организация предварительной работы при составлении экскурсии. Изучение и отбор экскурсионных объектов, их классификация. Составление паспортов (карточек) экскурсионных объектов. Разработка маршрута экскурсии. Хронологический, тематический, тематико-хронологический принципы построения маршрута. Контрольный текст экскурсии, его особенности. Индивидуальный текст экскурсии, его структура. Исторические справки, объяснения, комментарии, цитаты и пр. Комплектование и использование “портфеля экскурсовода”. Методическая разработка экскурсии, требования к ней..

  7. Методика проведения экскурсии во внемузейной среде. Порядок приема и утверждения экскурсии. Специфика экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией в условиях немузейной среды. Типы экскурсионных групп. Психолого-педагогические основы экскурсии. Детская аудитория, ее структура. Взрослая аудитория, ее структура. Специфика показа экскурсионных объектов. Осмотр объектов Соотношение показа и рассказа в экскурсии. Техника проведения экскурсии. Движение в экскурсии. «Экскурсионная остановка». Экскурсионный «переход». «Экскурсионная справка». Путевая информация. Методические приемы показа в экскурсии. Жесты в экскурсии. Методические приемы экскурсионного рассказа. Логические переходы, их роль в изложении экскурсионного материала.

  8. Профессия экскурсовода. Организация и содержание работы экскурсовода. Оценка работы экскурсовода. Экскурсионная этика. Профессиональное мастерство экскурсовода. Соблюдение экскурсионной методики и пути ее совершенствования.

  9. Музей в сфере туристичекой и экскурсионной деятельности. Музей как центр культуротворчества и сохранения общечеловеческих и духовных ценностей. Место и роль музея в экскурсионно-туристической деятельности. Составление маршрутов экскурсий с учетом включения музеев. Комплексные экскурсии.

  10. Тенденции развития туризма в Тюменском регионе. Город Тюмень как объект экскурсионной деятельности. История города Тюмени. Исторические и памятные места. Существующие и потенциальные экскурсионные маршруты в Тюмени. Историко-краеведческое направление экскурсионной деятельности. Развитие этнографического туризма в регионе. Особенности проведения этнографических экскурсий. Перспективы и развитие паломнического туризма в регионе.

Литература:

  1. Алексеева, Н.А. Проблемные аспекты включения архитектурных памятников в рамки учебных курсов петербургских школ / Н.А. Алексеева // Образовательная деятельность художественного музея. – СПб., 1997. – Вып. 5.

  2. Анциферов, Н.П. «Непостижимый город...» / Н.П. Анциферов. – Л.,1991

  3. Анциферов, Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий / Н.Г. Анциферов. – Пг., 1923.

  4. Гаршина, Н.Н Интеллектуальный туризм в России / Н.Н. Гаршина // Труды академии туризма. – СПб., 1995. – Вып.1.

  5. Городская обзорная экскурсия (методические рекомендации). – М.,1975

  6. Загородные экскурсии (методические рекомендации). – М.,1979.

  7. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение: учеб. пособие в 3 ч. / Б.В. Емельянов. – М.: Турист, 1992.

  8. Емельянов, Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: учеб.пособие / Б.В. Емельянов. – М.: ЦРИБ «Турист», 1986.

  9. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение: учебник. – 4-е изд. / Б.В. Емельянов. – М.: Советский спорт, 2003.

  10. Конечный, А.М. Н.П. Анциферов – исследователь Петербурга / А.М. Конечный // Петербург и губерния. Историко-этнографические исследования. – Л., 1989.

  11. Культурно-исторические экскурсии: в 3 частях. / под. ред. Н.А. Гейнике.– М., 1923.

  12. Методика подготовки и проведения экскурсии: учеб. пособие. - М.: ЦРИБ «Турист», 1980.

  13. Маранцман, В.Г Экскурсия как средство формирования ценностных ориентаций / В.Г. Маранцман // Музеи России: Поиски, исследования, опыт работы: сб. науч. тр. – СПб., 1999. – Вып.5.

  14. Нечаев, М.П. Экскурсионная деятельность в образовательном процессе / М.П. Нечаев. – М.: Перспектива, 2007. – 28 с.

  15. Омельченко, Б.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов: конспект лекций / Б.Ф. Омельченко. - М.: ЦРИБ «Турист», 1987.

  16. Омельченко, Б.Ф. Экскурсионное общение. Познание, воспитание, отдых / Б.Ф. Омельченко. – М., 1991.

  17. Памятниковедение. Теория, методология, практика. – М., 1986.

  18. Сабитова, Н.И. Экскурсионная деятельность в Тюмени / Н.И. Сабитова. – Тюмень, 2004.

  19. Столяров, Б.А. Основы экскурсионного дела: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А.. – СПб., 2001.

  20. Хуусконен, Н. М. Практика экскурсионной деятельности: учеб. пособие / Н. М. Хуусконен, Т. М. Глушанок. - СПб. : Герда, 2008. - 208 с. : табл.

  21. Шенгелия, Н.О. Общие тенденции развития туризма в малых и средних исторических городах на основе международного опыта в этой сфере // Труды Академии Туризма. – СПб., 1995. – Вып.1.

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема: Исторический аспект развития экскурсионного дела (2 часа)

  1. Основоположники отечественной экскурсионной школы (И.М. Гревс, Н.П.Анциферов, Н.А. Гейнике и Б.Е.Райков и др.).

  2. Развитие туризма и экскурсионной работы в 1970- 1980-е годы.

  3. Новый виток развития экскурсий и туризма в России.

Литература:

  1. Анциферов Н.П. «Непостижимый город...». – Л.,1991

  2. Анциферов Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий. – Пг., 1923.

  3. Гаршина Н.Н Интеллектуальный туризм в России // Труды академии туризма. Вып.1. – СПб., 1995.

  4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.

  5. Конечный А.М. Н.П. Анциферов – исследователь Петербурга // Петербург и губерния. Историко-этнографические исследования. – Л., 1989.

  6. Культурно-исторические экскурсии. Под.ред. Н.А. Гейнике. В 3 частях. – М., 1923.

  7. Сабитова Н.И. Экскурсионная деятельность в Тюмени. – Тюмень, 2004.

  8. Столяров Б.А, Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – СПб., 2001.

  9. Туристические фирмы. Выпуск24. – СПб, 2001.

  10. Шенгелия Н.О. Общие тенденции развития туризма в малых и средних исторических городах на основе международного опыта в этой сфере // Труды Академии Туризма. Вып.1. – СПб.1995.

Тема: Методика подготовки экскурсий во внемузейной среде (10 часов)

Работа на практическом занятии включает выбор темы экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов из городской среды, их классификация, составление паспортов (карточек) экскурсионных объектов, разработка маршрута экскурсии, составление контрольного текста экскурсии, написание индивидуального текста экскурсии, составление исторических справок, подбор комментариев и цитат, комплектование “портфеля экскурсовода”, оформление методической разработки экскурсии.

Итогом работы является методическая разработка автобусной или пешеходной тематической экскурсии по городу, сопровождаемая методическими материалами.

Тема: Методика проведения экскурсии во внемузейной среде (6 часов)

Работа на практическом занятии организуется непосредственно в городской среде, в форме тренингов по обретению навыков экскурсионной работы. Студенты показывают фрагменты экскурсий в городской среде.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Понятие “экскурсия”, ее признаки.

  2. История экскурсионного движения в России.

  3. Основоположники российской экскурсионной школы.

  4. Цели и задачи экскурсионной работы.

  5. Классификация экскурсий.

  6. Функции экскурсии, требования к ней.

  7. Тема и структура экскурсии.

  8. Основные этапы подготовки экскурсии, их последовательность.

  9. Организация предварительной работы при составлении экскурсии.

  10. Изучение и отбор экскурсионных объектов, их классификация.

  11. Составление паспортов (карточек) экскурсионных объектов.

  12. Разработка маршрута экскурсии, принципы его построения.

  13. Контрольный текст экскурсии, его особенности.

  14. Индивидуальный текст экскурсии, его структура.

  15. Комплектование и использование “портфеля экскурсовода”.

  16. Методическая разработка экскурсии, требования к ней.

  17. Порядок приема и утверждения экскурсии.

  18. Методические приемы показа в экскурсии.

  19. Методические приемы экскурсионного рассказа.

  20. Логические переходы, их роль в изложении экскурсионного материала.

  21. Техника проведения экскурсии.

  22. Особенности подготовки и проведения городских обзорных экскурсий.

  23. Особенности подготовки и проведения экскурсий на исторические темы.

  24. Особенности подготовки и проведения архитектурно-градостроительных экскурсий.

  25. Особенности подготовки и проведения литературных экскурсий.

  26. Особенности подготовки и проведения искусствоведческих экскурсий.

  27. Особенности подготовки и проведения производственных экскурсий.

  28. Особенности подготовки и проведения музейных экскурсий.

  29. Особенности подготовки и проведения природоведческих экскурсий.

  30. Особенности подготовки и проведения загородных экскурсий.

  31. Дифференцированный подход к организации и содержанию экскурсионного обслуживания.

  32. Особенности подготовки и проведения экскурсий для детей.

  33. Особенности подготовки и проведения экскурсий для иностранных туристов.

  34. Организация и содержание работы экскурсовода. Профессиональное мастерство экскурсовода.

  35. Город Тюмень как объект экскурсионной деятельности.

  36. История основания города Тюмени. Объекты показа, связанные с этой темой.

  37. Исторические и памятные места города Тюмени.

  38. Историческая площадь.

  39. Площадь Борцов революции.

  40. Центральная площадь.

  41. История одной улицы.

  42. Монументальные памятники города Тюмени.

  43. Сады, скверы и парки нашего города.

  44. Культовые сооружения города Тюмени как памятники истории и культуры.

  45. История одного дома.

  46. Уникальный памятник нашего города.

Приложение 1

План составления паспорта (карточки) объекта экскурсионного показа

  1. Название объекта (первоначальное и современное).

  2. Исторические события, с которыми связан объект.

  3. Описание памятника (автор, дата сооружения, материал, тексты надписей и др.).

  4. Местонахождение объекта, подъезд к нему.

  5. Источники сведений об объекте (литературные и др.).

  6. Сохранность объекта (состояние, дата реставрации).

  7. Охрана объекта (когда и на кого возложена).

  8. В каких экскурсиях используется (может использоваться) в качестве объекта показа.

  9. Дата составления паспорта. Фамилия, имя, отчество составителя.

В паспорт могут быть включены и другие сведения, характеризующие объект.

К паспорту прилагаются фотографии, рисунки, схемы и другие наглядные пособия.

Приложение 2

Примерные темы экскурсий в городской среде:

  1. Вот эта улица, вот этот дом.

  2. Есть улицы центральные…

  3. История площади.

  4. Монументы города.

  5. Парки, сады и скверы.

  6. Чудо прорезной жести.

  7. Деревянные кружева Тюмени.

  8. Уникальный памятник истории и архитектуры.

  9. Город помнит… ( о исторических событиях)

  10. Труженица – речка.

  11. Тюмень студенческая.

Можно разработать экскурсию по любой другой теме. Каждая из предложенных тем может быть конкретизирована.

Приложение 3

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

  • Определить тему.

  • Выбрать объекты показа, с помощью которых будет раскрыта тема.

  • Разработать маршрут пешеходной экскурсии по городу для определенной аудитории.

  • Составить библиографический список литературы по теме.

  • Подобрать дополнительный материал в портфель экскурсовода по данной теме.

  • Составить и написать подробный текст экскурсии.

  • Оформить методическую разработку по плану:

  1. Титульный лист с указанием темы, автора разработки.

  2. Цели и задачи экскурсии. Указание маршрута. Для какой аудитории. Продолжительность.

  3. Справки об объектах показа.

  4. Текст экскурсии (Этап экскурсии. Планируемое время. Объекты. Содержание показа и рассказа. Примечания.)

  5. Библиография.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070503. 65 «Музейное дело и охрана памятников» Квалификация выпускника: «Музеевед» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности Музейное дело и охрана памятников 052800
  2. Программа курса и методические указания для студентов специальности 070503. 65 «Музейное дело и охрана памятников» (квалификация «Музеевед») Е. М. Акулич музейная социология учебно-методический комплекс

    Программа
    Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 070503.65 «Музейное дело и охрана памятников» (квалификация «Музеевед»)
  3. Учебно-методический комплекс Дисциплина: охрана памятников истории и культуры цикл: опд. Ф

    Учебно-методический комплекс
    Понятие и сущность памятника. Музейный предмет; антиквариат; природные заповедники; ландшафты; парки. Принципы классификации памятников; движимые и недвижимые памятники.
  4. Учебно-методический комплекс Дисциплина: теоретические проблемы музееведения цикл: опд. Ф

    Учебно-методический комплекс
    Целью курса является стремление познакомить студентов с важнейшими категориями в области теории и истории музейного дела, с истоками формирования и функционирования музея как социального института, а преподавателям дает возможность
  5. Учебно-методический комплекс Дисциплина: научное проектирование экспозиции

    Учебно-методический комплекс
    Музейная экспозиция как форма музейной коммуникации; типы и виды музейных экс­позиций; требования к современной экспозиции. Архитектурно-художественное решение экс­позиции и выставки.
  6. Учебно-методический комплекс Дисциплина: археология цикл: опд. Ф

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре истории и музееведения Тюменского государственного института искусств и культуры и получающих специализацию “Музейное дело и охрана памятников истории и культуры”.
  7. Учебная программа Дисциплина: краеведческие музеи сибири цикл: опд. Р

    Программа
    Данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре истории и музееведения Тюменского государственного института искусств и культуры и получающих специализацию «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры».
  8. Отчет о результатах самообследования деятельности (4)

    Содержательный отчет
    ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
  9. Справочник подготовлен отделом

    Интернет справочник
    Предлагаем Вашему вниманию 13-е издание справочника «Куда пойти учиться?». Настоящий справочник подготовлен в помощь тем, кто собрался продолжить свое образование, принять ответственное решение в выборе будущей профессии, специальности.

Другие похожие документы..