«Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае»

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД

«О соблюдении прав лиц без определенного места жительства и лиц,

утративших социальные связи».

Доклад подготовлен в соответствии со ст. 20 Закона Алтайского края «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». В его подготовке приняли участие специалисты Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, Главного управления внутренних дел по Алтайскому краю, Центра социальной реабилитации лиц без определенного места жительства.

Написанию доклада предшествовало изучение работы по исполнению федерального и местного законодательства и сложившейся ситуации по обозначенному вопросу в органах внутренних дел, учреждениях здравоохранения и медицинского страхования, социальной защиты населения, органах местного самоуправления, иных краевых и муниципальных органах и организациях.

Общая характеристика состояния дела

Глубокое реформирование всех сфер жизни общества породили такое негативное явление как появление групп людей, обладающих неясным правовым статусом. Их называют лицами без определенного места жительства (Бомжами), либо бездомными.

По данным последней переписи населения в крае было зарегистрировано 2032 лица без определённого места жительства. В Барнауле 843, Бийске 273, Рубцовске 256, Славгороде 214 человек. К этим данным следует отнестись критически. Официальной статистики численности граждан этой категории не существует. Есть лишь данные о количестве учреждений социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, а также о количестве граждан, обслуженных в них. Поэтому реально оценить масштабы проблемы невозможно. Каждое учреждение, работающее с такими людьми, ведет свой учет. Причем, в одних (социальных) учитываются количество обращений и количество оказанных услуг, в других (правоохранительные органы) количество задержаний, преступлений, совершенных гражданами из числа лиц этой категории.

Такую регистрацию можно признать только, как количественный показатель оказания социальных услуг, материальной и натуральной помощи, содействия в получении документов, пресечения и раскрытия преступлений и правонарушений, и т.п.

При этом, ни одно ведомство не знает общего количества людей, оказавшихся без определенного места жительства и занятий и утративших социальные связи.

Анализ законодательства показывает, что государство ориентируется не на выявление и устранение причин и условий появления бездомности, а на уменьшение неблагоприятного влияния её последствий. Фактически идёт борьба со следствием проблемы, а не с причиной ее возникновения.

В декабре 2006 года, в крае принята Концепция защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Этим документом лица без определенного места жительства отнесены к категории особо нуждающихся в защите основных прав. Признано целесообразным введение системы их учета с организацией медико-социальных центров оказания этим людям необходимой помощи.

Вместе с тем, ни краевым, ни федеральным законодательством этот вопрос не урегулирован, как и ряд других - обеспечения пенсиями, жильем, возможности трудиться. Ранее действовавшие нормативные документы об ответственности за тунеядство, а также Указ Президента Российской Федерации от 02.11.1993 «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» признаны утратившими силу.

Министерство внутренних дел РФ предлагает реанимировать «советскую» статью, предусматривающую ответственность за бродяжничество и ведение паразитического образа жизни, т.к. понимает свою обязанность оградить общество от сомнительного «удовольствия» общаться с бездомными людьми. Другими словами - проблема требует законодательного решения.

Причины бездомности различны.

Во время социологического исследования было выяснено, что половина опрошенных начали бродяжничать из-за неустроенности в семье; 12% в виду миграции; около 9% злоупотребляли алкоголем и наркотиками. Часто бездомность является следствием недееспособности лица из-за психического расстройства и, в связи с этим, неадекватной оценкой своих действий и поступков.

Однако, главной причиной пополнения этой группы людей новыми лицами без определённого места жительства является отсутствиежилья. Каждый пятый бездомный, не имея стабильного заработка, продал собственное жилье. 16 % выселены из ведомственного жилья наймодателями, либо выселены из квартир родственниками; 13 % лишились его в связи с расторжением брака; 12 % потеряли жилплощадь во время отбытия наказания в местах лишения свободы и вынужденной миграции; около 7 % бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов; 5,2 % стали жертвами афер с жилплощадью. Лишь немногие потеряли крышу над головой в результате стихийных бедствий. Ввиду этого, одни стали «временно бездомными», другие «хронически бездомными», чей удел - ютиться в землянках, подвалах и подъездах домов, в недостроенных или заброшенных зданиях, тепловых камерах и т.п.

Изменение данной ситуации возможно только при устранении условий, способствующих утрате жилья, в том числе и пересмотр норм Жилищного кодекса РФ, позволяющих выселение граждан без предоставления другого жилого помещения.

Немалую роль в появлении бездомных играют так называемые «черные риэлтеры», с участием которых многие люди остаются без крова.

К Уполномоченному обратился гражданин Б., которому предложили обмен его благоустроенной квартиры в г. Барнауле на якобы равноценную в селе Шелаболиха. Предложенное жильё оказалось общежитием, где он и проживает в настоящее время. Денежная компенсация за обмен ему не выплачена. Как выяснилось позже, здание общежития, в аварийном состоянии. Разрушена кирпичная кладка стен, глубокие трещины в перегородках. В некоторых не занятых квартирах нет окон, дверей, отопления. «Приобретение» такого жилья, мало чем отличается от проживания на улице.

Сейчас под контролем государственной жилищной инспекции края владельцы здания приводят его в жилое состояние. Уже восстановлены кладка стен и отопление, остеклены окна.

Особый контроль необходим за сохранением и эксплуатацией жилья, закрепленного за детьми, находящимися в учреждениях общественного воспитания и лиц, находящихся в местах лишения свободы. Довольно часто случается, что со временем, и из-за отсутствия присмотра, такое жильё приходит (или его приводят) в негодность, либо заселяют другими людьми, или просто продают. Выйдя из стен названных учреждений, граждане, не имея жилья, автоматически пополняют ряды бездомных. Временное жилье им не предоставляется. Исключением являются города Барнаул, Рубцовск, Яровое и Калманский район, где в рамках оказания услуг оно иногда выделяется в квартирах маневренного жилищного фонда.

Свобода передвижений, регистрация.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации «…каждый, кто законно находится в России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства…». Вместе с тем, следует иметь в виду, что право людей на получение определенной социальной помощи «привязано» к регистрации по месту пребывания (жительства). Её отсутствие не только лишает возможности получения пособий, пенсий, возможности трудоустройства, но и влечет ответственность, предусмотренную Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Закон "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", устанавливает, что временным местом пребывания гражданина может являться гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Никакие другие места, в которых может проживать гражданин, в нём не указаны.

Таким образом, лица без определенного места жительства, находясь в подвалах и на чердаках, тепловых камерах и т.п., нарушают закон. Ситуация усугубляется отсутствием у них паспортов и каких-либо других документов, удостоверяющих личность. Часто работа по паспортизации проводится по инициативе служб социальной защиты, центров помощи семье и детям, иногда самих граждан и органов внутренних дел. Сегодня эта функция перешла от милиции к Управлению Федеральной миграционной службы. Судя по данным, поступающим от бездомных и из мест их временного пребывания, ни в одном отделении УФМС края не отлажен механизм, облегчающий и ускоряющий процесс получения паспорта.

После обращения Уполномоченного к руководству УФМС появились некоторые положительные изменения, но оформление документов продолжает занимать очень долгое время. Не обозначены конкретные должностные лица, которые не только бы помогали в восстановлении документов, получении гражданства, но и использовали право государства на депортацию за пределы своей территории лиц, незаконно находящихся в крае и имеющих гражданство другой страны.

Следует отметить, что активно проводимая в последнее время работа по паспортизации лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, их адаптации к жизни после освобождения из колоний, пока проблем не уменьшает.

В 2006 году 521 человек, отбыв наказание, освободились из мест лишения свободы без паспортов, что составляет 13 % от их общего числа. За 10 месяцев 2007 года их было уже 349 человек. Из них, почти каждый пятый не гражданин России, которых после освобождения за пределы страны не депортируют. Несложно предположить, какой путь изберут для себя ранее судимые люди, не имеющие документов.

Развитие сети учреждений социальной помощи.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.11.1995 «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определённого места жительства и занятий» в крае принимаются некоторые меры к его выполнению.

Основные мероприятия с бездомными людьми проводятся органами социальной защиты населения, другими государственными и муниципальными учреждениями такого профиля. Эта работа носит, как правило, заявительный характер. Им выдаются продуктовые наборы, одежда и обувь, оплачивается госпошлина при получении паспорта и выделяются средства необходимые для проезда к месту жительства, оказывается содействие в лечении.

С 2003 года в Барнауле успешно работает краевой Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства. Это, пока единственное учреждение, ориентированное на оказание комплекса социальных услуг.

Центр рассчитан на 68 мест единовременного проживания. Ежегодно в него обращаются за помощью около 1,5 тысяч человек. Половина из них - лица без определенного места жительства. Другую часть составляют люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Здесь психологическая служба проводит первичную адаптацию человека в социально-здоровой среде, снимает психологическую напряженность. Помощь в оформлении таким людям пенсий, пособий, инвалидности, определение их в стационарные учреждения социальной защиты населения - одна из основных забот сотрудников Центра. Только за 11 месяцев 2007 года 19 гражданам подготовлены документы для получения пенсии, 21 направлен в стационарные учреждения социальной защиты, 9 оказана помощь в прохождении ВТЭК.

В среднем за год в крае возвращаются из мест лишения свободы около 5 тысяч граждан, многие из них находят временный приют в Центре. По статистике каждый третий освободившийся утратил социальные связи, нуждается в бытовом и трудовом устройстве, материальной и медицинской помощи. В 2006 году их было - 591 человек, больше 470 стали посетителями Центра за 11 месяцев 2007 года.

В докладе «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2006 году» ставился вопрос о необходимости организации аналогичных центров в других городах и районах края.

Готовится к открытию такое учреждение в городе Бийске. Здесь будут принимать одновременно до 50 человек. Администрация города правильно считает, что это поможет снять остроту вопроса.

Говоря об аналогичной проблеме в Рубцовске, следует отметить, что «Главалтайсоцзащитой» дом-интернат для престарелых и инвалидов в этом городе перепрофилирован в специальный. Задачей данного учреждения является обеспечение постоянного проживания лиц ранее судимых и неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка при проживании в других домах – интернатах. Но это учреждение не снимает территориальной напряженности, связанной с бездомными в городе. Два года городские власти ведут переписку о необходимости открытия Центра социальной реабилитации и адаптации для граждан, попавших в экстремальную ситуацию. Подобрано пригодное помещение, разработан проект Устава учреждения. Но вопрос до настоящего времени не решён.

195 приходов Барнаульско – Алтайской Епархии занимаются социальным служением, оказывая посильную помощь лицам без определённого места жительства. При Георгиевском православном храме в городе Новоалтайске и Михайло–Архангельской церкви в городе Рубцовске открыты столовые для престарелых и бездомных людей. Ежедневно около 100 человек получают горячее питание. Имеются случаи, когда они живут при храмах, помогая вести церковное хозяйство.

Духовенство Епархии выражает готовность к сотрудничеству с государственными и общественными организациями по вопросу оказания помощи нуждающимся и просит администрацию города Барнаула выделить для открытия благотворительной столовой помещение по ул. Партизанской. Они вправе рассчитывать на такой признательный шаг со стороны власти города.

На одной из улиц Барнаула работает пункт горячего питания, организованный религиозным католическим центром «Каритас». Вместе с пищей, нуждающиеся получают одежду, обувь, средства гигиены, при необходимости им оказывается медицинская помощь. В день здесь обслуживают до 70 человек.

Однако, всего этого явно недостаточно. Необходимо развитие государственной сети таких учреждений, в том числе Центров и социальных общежитий (гостиниц) для проживания лиц без определённого места жительства, прошедших комплекс реабилитационных мероприятий, имеющих работу и вставших на путь социализации.

  1. «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» (1)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии со ст. 20 Закона Алтайского края «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». В его подготовке приняли участие специалисты Главного управления Алтайского края по социальной защите населения
  2. «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» (2)

    Доклад
    Поводом для изучения вопроса о возможности реализации детьми с ограниченными возможностями здоровья права на образование послужили обращения родителей таких детей.
  3. «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» (4)

    Доклад
    В подготовке доклада приняли участие члены комитета по социальной политике Алтайского краевого Законодательного Собрания, специалисты ГУ «Главалтайсоцзащита», управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, ФГУ «Главное
  4. Доклад подготовлен в соответствии с законом «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае»

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии с законом «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». Он направляется Алтайскому краевому Совету народных депутатов, главе Администрации Алтайского края, Уполномоченному по правам человека
  5. Доклад "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2008 году"

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 20 закона «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» представляю Губернатору Алтайского края, Алтайскому краевому Законодательному Собранию доклад «О деятельности Уполномоченного по правам
  6. «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2011 году»

    Доклад
    Целью доклада является информирование органов власти и населения о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае (далее – Уполномоченный) в 2011 году, о его оценке ситуации с соблюдением прав и свобод человека и
  7. Руководствуясь статьей 17 Закона Краснодарского края от 04 июля 2000 г. №287-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» представляю Доклад

    Закон
    Руководствуясь статьей 17 Закона Краснодарского края от 04 июля 2 г. № 287-КЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» представляю Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2008 году.
  8. «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан» (2)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии со статьей 11 Закона Республики Дагестан от 17 марта 2006 года № 11 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан».
  9. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (2)

    Доклад
    Построение правового государства и гражданского общества во многом зависит от уровня организации системы образования и просвещения в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Другие похожие документы..