Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф4 Управление качеством (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

График организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по плану гр. МОЗ по дисциплине «Управление качеством»

№ недель

Общее количество часов по учебному плану -270

Аудиторная работа 132 ч

Виды самостоятельной
работы – 138

Номера и темы лекций

Лекции

Практические занятия

Изучение теоретического материала и самотестирование

Подготовка докладов и рефератов (Методические указания к практическим занятиями)

Составление тестов и задач

Подготовка к практическим занятиям

Количество часов

6

4

240

20

1

1. Необходимость обеспечения и повышения качества продукции. Место менеджмента качества среди других направлений менеджмента предприятия

2

54

3

2. Современные подходы к управлению качеством. Эволюция методов обеспечения качества. Башня качества. Постулаты Э. Деминга, их значение.

34

20

5

3. Комплексное управление качеством продукции на основе системного подхода.

2

2

65

7

4. Принципы международной стандартизации. Состав, назначение и структура международных стандартов ИСО серии 9000 по управлению качеством (версия 2000 г.).

2

2

67

9

5. Система управления качеством. Функции и особенности систем управления качеством. Создание СМК на предприятии.

20

ИТОГО

6

4

240

20

Раздел 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Очная форма обучения

1 Пояснительная записка

Дисциплина «Управление качеством» изучается будущими экономистами-менеджерами по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятиях» (по отраслям), специализация «Промышленность». Дисциплина «Управление качеством» относится к циклу специальных дисциплин федерального компонента.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 06800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», квалификация – экономист-менеджер, утвержденный Министерством образования Российской Федерации в 2000 году, следующим образом определяет содержание дисциплины СД.04 «Управление качеством»: «Качество как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики: методология и терминология управления качеством; рекомендации международных стандартов ИСО 9000 по обеспечению качества; разработка систем качества на предприятиях; ответственность за качество продукции; сертификация продукции и систем качества».

Рабочая программа дисциплины «Управление качеством» разработана в полном соответствии с вышеизложенными требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной дисциплине.

Цель изучения дисциплины «Управление качеством» – получить представление о том, что такое качество, о необходимости управления качеством, о создании и сертификации систем менеджмента качества на предприятии, методах управления качеством.

Задачи дисциплины:

- раскрыть понятие качества как сложной, емкой и универсальной категории, изучить основные методы управления качеством;

- сформировать практические навыки разработки систем менеджмента качества в организации;

- изучить основы сертификации систем менеджмента качества;

В результате изучения дисциплины будущий специалист экономист-менеджердолжен знать:

- основные понятия в области качества;

- состав и структуру международных стандартов ИСО 9000 по обеспечению качества;

- виды ответственности за качество продукции;

- порядок сертификации продукции и систем качества;

Будущий специалист экономист-менеджер должен уметь:

- обоснованно выбирать методы управления качеством, необходимые на данном предприятии;

- владеть принципами разработки систем качества на предприятиях;

- ориентироваться в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность по управлению качеством.

Особенностью изучения данной дисциплины является тесная взаимосвязь учебного материала с другими дисциплинами менеджмента, в частности, с управлением проектами, персоналом, производством, с финансовым менеджментом. Еще одна важная особенность – тесная взаимосвязь учебного материала с проблемами развития российской промышленности и российских предприятий.

Учебный процесс по данному курсу организован как сочетание лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов в соответствии с учебным планом по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», специализация «Промышленность».

Изложение теоретического учебного материала осуществляется в форме лекций. Закрепление учебного материала производится в форме практических занятий по каждой прочитанной лекции. На практических занятиях используются следующие виды учебной работы: устный и письменный контроль знаний, защита рефератов. Самостоятельная работа студентов организуется по утвержденному графику в соответствии с учебными планами и предусматривает обязательное выполнение докладов и рефератов, подготовку к практическим занятиям по конкретным вопросам.

Дисциплина «Управление качеством» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении общих гуманитарных и социал-экономических дисциплин, а также естественнонаучных дисциплин, а именно, «Экономическая география», «Промышленная статистика», «Мировая экономика», «Маркетинг», «Экономика предприятия», «Управление персоналом». Полученные знания будут использованы в процессе дипломирования и профессиональной деятельности.

Содержание разделов дисциплины

1. Основы управления качеством

Сущность основных аспектов понимания категории «качество». Качество продукции (определение). Причины необходимости обеспечения и повышения качества продукции.

Понятия управление качеством продукции, уровень качества продукции, обеспечение, повышение, улучшение качества. Качество и конкурентоспособность продукции, сходство и различие этих понятий.

Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции. Две составляющих, обеспечивающих устойчивое положение предприятия на рынке.

Постулаты Э. Деминга, их значение. Цикл Деминга, его стадии. Основные принципы, на которых должна строиться концепция качества предприятия.

Эволюция управления качеством. Башня качества.

2. Эволюция подходов к управлению качеством в нашей стране
и за рубежом

Система управления качеством продукции. Этапы развития системного подхода к управлению качеством продукции в нашей стране. Системы БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ – их цели, задачи, достигнутые результаты, достоинства и недостатки.

Второй этап развития системного подхода к управлению качеством продукции в нашей стране: создание КС УКП. ЕС ГУКП, ее характеристика. Причины малой эффективности систем управления качеством в СССР.

Основные особенности создания систем управления качеством в Японии, США и Европе.

Концепция всеобщего управления качеством – ее сущность, цели, этапы развития. Основные виды деятельности, которые включает TQM. Три части TQM как технологии руководства процессом повышения качества.

Восемь принципов менеджмента качества как методологическая основа концепции TQM и международных стандартов ИСО серии 9000. Их характеристика.

3. Состав и структура международных стандартов ИСО 9000:2000 по управлению качеством. Разработка систем качества на предприятии

Принципы международной стандартизации. ИСО, ее структура, функции. Основные причины пересмотра стандартов ИСО серии 9000 в 2000 году. Состав, назначение и структура международных стандартов ИСО 9000:2000 по управлению качеством.

Модель СМК, основанная на процессном подходе. Процессный подход, его преимущества. Четыре макропроцесса СМК.

Система менеджмента качества. Подход к разработке и внедрению СМК, изложенный в стандарте ИСО 9000:2000 (6 шагов).

Состав документации СМК. Виды документов. Характеристика документов «Политика и цели в области качества», «Руководство по качеству», «Документированная процедура».

Этапы создания СМК на предприятии. Направления совершенствования СМК.

4. Сертификация

Подтверждение соответствия, его виды. Сертификация, ее цели. Формы сертификации. Сертификат соответствия, знак соответствия. Декларация о соответствии.

Закон РФ «О техническом регулировании». Технические регламенты, цели их принятия. Виды ТР, содержание ТР, порядок разработки и принятия технических регламентов.

Система сертификации. Ее состав, уровни. Обязанности центрального органа системы сертификации, рядового органа по сертификации, испытательной лаборатории, заявителя.

Испытательная лаборатория. Аккредитация испытательных лабораторий. Российская система аккредитации испытательных лабораторий.

Обязательная и добровольная сертификация: цели проведения, нормативная база, объекты сертификации. Различия в организации обязательной и добровольной сертификации в РФ. Российские системы обязательной сертификации. Система ГОСТ Р, ее состав, принципы создания. Госстандарт РФ как центральный орган системы ГОСТ Р, его функции.

Системы добровольной сертификации, действующие в РФ, их характерные черты. Принципы, соблюдаемые при создании систем добровольной сертификации.

Сертификация продукции. Схемы сертификации. Порядок проведения. Сертификация услуг. Особенности услуг, влияющие на организацию их сертификации. Порядок проведения сертификации услуг.

Сертификация СМК, ее цели, принципы. Преимущества, которые дает предприятию сертификат соответствия на СМК.

Система сертификации систем качества и производств «Регистр Систем качества». Организационная структура Регистра. Функции органов, входящих в его состав. Отличия в знаках соответствия Регистра и Системы ГОСТ Р.

Основные этапы сертификации СМК, их содержание. Сертификационный аудит, его стадии, решение по результатам проверки. Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества.

5. Оценка эффективности систем управления качеством

Виды аудита СМК. Внутренний аудит СМК. Цели, объекты, стадии аудита. Достоинства и недостатки внешнего аудита по сравнению с внутренним. Внешний аудит СМК, его принципы. Комплекс качеств, которыми должны обладать аудиторы. Права и обязанности аудиторов.

Бенчмаркинг, его основные виды. Проведение внешнего индивидуального бенчмаркинга на основе самооценки. Самооценка на основе критериев премии Деминга. Премия имени М. Болдриджа и Европейская премия по качеству: модели, соотношение результатов и возможностей в этих премиях, их особенности. Модель и критерии Премии Правительства РФ в области качества. Основная идея национальных премий по качеству, их значение.

Основные методы анализа затрат на качество. Функционально-стоимостной анализ, принципы его применения. Принципы классификации функций изделия и их взаимосвязь. Этапы ФСА.

  1. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности 260301 Технология мяса и мясных продуктов

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 260301 – «Технология мяса и мясных продуктов» ведется в Воронежской государственной академии с 1963 года в соответствии с приказом
  2. К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб пособие для студ вузов по курсу "Концепции соврем естествознания" / Клягин, Нико

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  3. Фамилия, имя, отчество (1)

    Документ
    Состав комиссии, проводившей самообследование по реализации специальности 190205 – Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование
  4. Фамилия, имя, отчество (8)

    Документ
    Общие сведения о специальности и выпускающей кафедре Структура подготовки специалистов. Сведения по основной образовательной программе. Содержание подготовки специалистов.
  5. Основы (1)

    Документ
    В настоящем пособии освещаются общие принципы, методы и конкретные проблемы психологической диагностики. Книга адресована двум категориям студентов — будущим учителям-предметникам и будущим школьным психологам.
  6. Основы (2)

    Документ
    Пособие подготовлено коллективом авторов — ведущих специалистов в области психодиагностики. Книга ставит своей целью радикальное повышение уровня грамотности всего педагогического коллектива обновленной российской школы в области использования
  7. Основы (4)

    Документ
    Пособие подготовлено коллективом авторов — ведущих специалистов в области психодиагностики. Книга ставит своей целью радикальное повышение уровня грамотности всего педагогического коллектива обновленной российской школы в области использования
  8. Предисловие (153)

    Документ
    В учебнике впервые обобщены научные и практические достижения в новой области знаний – безопасности жизнедеятельности. Он подготовлен в соответствии с примерными программами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) для всех
  9. Виконавець (6)

    Документ
    1. В1 В23 Ващук, Ф. Г. Математичне програмування та елементи варіаційного числення : навч. посіб. / Ващук Ф. Г., Лавер О. Г. - К. : Знання, 2008.— 368 с.

Другие похожие документы..