Методические рекомендации москва 2010

Федеральная служба Российской Федерации по контролю

за оборотом наркотиков


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ


Организация системы раннего выявления и учета потребителей наркотиков

Методические рекомендации

МОСКВА — 2010

Введение.

Необходимость разработки и внедрения системы раннего выявления и учета потребителей наркотиков обусловлена следующими задачами:

1. Создание условий для раннего выявления потребителей наркотиков, а также лиц с начальными признаками наркотической зависимости среди определенных социальных групп населения.

2. Создание межведомственного банка данных потребителей наркотиков для разработки и проведения целевых упреждающих мероприятий.

3. Проведение дифференцированной профилактической работы с различными категориями потребителей наркотиков.

4. Получение информации, необходимой для осуществления научно – обоснованного непрерывного мониторинга ситуации с незаконным потреблением наркотиков на уровне региона, округа, федерации.

Все эти задачи соответствуют целям, поставленным в Концепции Государственной антинаркотической политики, решении Совета Безопасности Российской Федерации от 8 сентября 2009 г. по вопросу «О приоритетных направлениях совершенствования государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков», Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» № 1374 от 18.10.2007 года, проекте Концепции развития здравоохранения РФ на 2010 – 2020 гг. ФСКН России поставлена задача по участию в разработке дополнительной правовой регламентации и уточнению вопросов профилактики наркомании, медицинского освидетельствования граждан на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, а также учета больных наркоманией, а также по изменению порядка выдачи разрешений на право владения оружием и прав на управление транспортными средствами, проведения предсменных и послесменных медицинских осмотров на предмет употребления наркотиков работников, занятых отдельными видами профессиональной деятельности.

По учетным данным Минздравсоцразвития России, количество наркопотребителей в 2008 году составило около 550 тыс. человек. Вместе с тем, по экспертным оценкам, количество лиц, потребляющих наркотики, достигает примерно 2,5 млн. человек, или около двух процентов населения страны.

Особую озабоченность вызывает ситуация с наркозависимостью в детской и подростковой среде. Зарегистрировано более 140 тыс. детей и подростков, страдающих наркологическими расстройствами.

Наличие огромного скрытого контингента наркозависимых объясняется тем, что наркопотребление преследуется законом, и ведет за собой ряд ограничений в гражданских правах. Соответственно, лица потребляющие наркотики не спешат обращаться за медицинской помощью вообще, или предпочитают лечиться анонимно в негосударственных медицинских центрах и у различного рода «целителей», в результате чего попадают в поле зрения государственных наркологических учреждений очень поздно, когда болезнь приняла запу­щенную форму и имеются серьезные осложнения.

Кроме этого, раннему выявлению потре­бителей наркотиков препятствует целый ряд дополнительных субъективных и объективных факторов:

- наступающее в результате хронической наркотической интоксикации выраженное ослабление, а с течением времени утрата волевых и критических способностей личности, которое выражается в анозогнозии (непризнании себя больным);

- негативное отношение как со стороны значимого окружения, так и общества в целом к потребителям наркотиков (феномен социально – средовой стигматизации), побуждающее их настолько долго, насколько возможно, скрывать факты потребления;

- имеющиеся недостатки в нормативно-правовом обеспечении процесса выявления наркопотребителей, а также их учета с обменом информацией между организациями и учреждениями всех заинтересованных ведомств, отсутствие единства, преемственности и последовательности их действий.

Наркозависимые лица, работающие на производстве, являются не только потенциальными источниками аварий и катастроф, но и в отдельных случаях могут быть использованы террористическими организациями в целях проведения подрывных акций. Поэтому, особую значимость приобретает определение такого контингента среди персонала, обслуживающего объекты энергетики, транспорта и иных опасных производств.

Таким образом, для повышения эффективности противодействия незаконному обороту наркотиков, предупреждения наркомании как болезни, необходимо создание подкрепленной соответствующей нормативно-правовой базой системы раннего выявления лиц, потребляющих наркотики, в целях проведения с ними комплексной работы медико-социального характера, направленной на прекращение употребления данным лицом наркотиков и недопущения формирования у него синдрома зависимости, а также лечение заболевания на ранней стадии.

Глава 1. Раннее выявление потребителей наркотиков.

1.1. Вопросы нормативно-правовой регламентации раннего выявления

потребителей наркотических средств и психотропных веществ

При планировании и осуществлении мероприятий по организации раннего выявления потребителей наркотических средств и психотропных веществ представляется необходимым исходить из того, что:

- злоупотребление психоактивными веществами представляет опасность как для самих лиц, подвергающихся острой или хронической наркотической интоксикации вследствие неизбежного развития психических и поведенческих расстройств, так и для общества в целом - из-за склонности потребителей наркотиков негативно влиять на морально-психологическую обстановку в коллективах и провоцировать окружающих к наркотизации, распространяя наркотики;

- незаконное приобретение и употребление наркотических веществ всегда сопряжено с противоправной деятельностью (как самих потребителей, так и наркоторговцев);

- Конституция РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

- в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (диагностические рубрики F 10 – F 19) отнесены к Главе V(F) «психические и поведенческие расстройства».

Выявление и постановка на диспансерный учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, среди населения осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

- приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией»;

- Федеральным законом РФ от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст.ст. 44, 56);

В соответствии со ст. 40 данного Закона запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. В соответствии со статьей 44 лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование лица проводится в специально уполномоченных на то органами управления здравоохранением учреждениях здравоохранения по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи, которые выносят соответствующее постановление.

Такая формулировка предполагает безусловный характер освидетельствования, причем в случае положительного его результата появляются основания для постановки гражданина на наркологический учет.

Частью 1статьи 45 данного Федерального закона устанавливаются ограничения для наркозависимых на право занятия отдельными видами профессиональной деятельности, в том числе, связанной с обслуживанием источников повышенной опасности или обеспечения обороны и безопасности Государства.

- Кодексом об административных правонарушениях РФ, который устанавливает административную ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 6.9), а также за невыполнение законного требования сотрудника правоохранительного органа о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26).

- Федеральным законом РФ от 22 июля 1993 года № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»;

- Законом РФ от 02 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее осуществлении»;

- Постановлением Правительства РФ от 06 августа 1998 года № 892 «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами»;

  • Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»»;

  • Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 321 «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

  • Постановлением Правительства РФ от 23 января 2006 года № 31 «О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействию их незаконному обороту»;

- Приказом Минздрава РФ от 5 октября 1998 года № 289, которым утверждено «Положение о правилах отбора проб на обнаружение алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ».

Данное положение распространяется на лечебно - профилактические учреждения, в которых может возникнуть необходимость диагностики факта употребления наркотических средств и психотропных веществ, а в определенных случаях и алкоголя. Освидетельствование на наличие алкогольного или наркотического опьянения, как правило, производится в кабинетах экспертизы опьянения или в приемных отделениях медицинских учреждений, где есть врач, имеющий допуск к этой работе;

  • Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями»;

  • Совместным приказом Минздрава СССР и МВД СССР от 20 мая 1988 года № 402/109 «Об утверждении инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических и других средств, влекущих одурманивание, оформление и направление на принудительное лечение» (в настоящее время принудительное лечение отменено).

  • Временной инструкцией заместителя Министра здравоохранения СССР от 01 сентября 1988 года № 06-14/33-14 «О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения»

Данная Временная инструкция Приказом Минздрава РФ от 12 августа 2003 года № 399 признана не действующей на территории РФ только в части медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами. Поэтому правила данной Инструкции применяются при проведении медицинского освидетельствования в целях установления фактов употребления наркотического средства или психотропного вещества и состояния одурманивания, вызванного наркотическими или другими веществами. В этом случае обязательно указывается установленное вещество и заключение выносится только при достоверном лабораторном определении конкретного вещества;

  • совместной инструкцией Минздрава СССР, МВД СССР и Минюста СССР от 29 июня 1983 года № 06-14/14 о порядке направления граждан на освидетельствование для установления опьянения и проведения освидетельствования;

  • приказом Минздравмедпрома России от 29 ноября 1994 г. № 256 «Об организации отделений (палат) неотложной наркологической помощи»;

В соответствии с данным Приказом заведующие отделениями неотложной наркологии (в составе ЛПУ общего профиля) обязаны отчитываться по результатам работы перед главными наркологами органов здравоохранения в порядке подчиненности.

Выявление лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков при проведении медицинских освидетельствований специалистами государственных учреждений здравоохранения - наркологических диспансеров с последующей постановкой на учет осуществляется в соответствии со следующими нормативно – правовыми актами:

- приказом Минздрава СССР от 31.12.1982 г. № 1315 «О профилактическом учете и наблюдении за лицами, в отношении которых установлено немедицинское потребление наркотических средств»,

- приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией»,

- совместным приказом Минздрава СССР и МВД СССР от 20.05.88 № 402/109 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение наркоманией» на основании заключения врача психиатра-нарколога, подтверждающее диагноз «наркомания» или факт потребления наркотических средств.

- временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной заместителем Министра здравоохранения СССР 01.09.1988 года № 06-14/33-14, которая применяется во всех случаях, за исключением медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами.

Данной инструкцией в круг лиц, уполномоченных направлять на освидетельствование для установления факта опьянения, помимо правоохранительных органов включены должностные лица предприятий, учреждений, организаций по месту работы освидетельствуемого.

В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса РФ и ст. 45 Закона № 3-ФЗ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника появившегося в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Для привлечения работника к административной ответственности по ст.6.9. КоАП РФ работодатель имеет право в порядке, предусмотренном ст.28.1 КоАП РФ обратиться с заявлением в правоохранительные органы.

  1. Методические рекомендации Москва ● 2010 удк 347. 962: 342. 7 Ббк 67. 721-91: 67. 400. 32

    Методические рекомендации
    Деятельность органов прокуратуры по обеспечению соблюдения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи: методич. рекомендации / [В.
  2. Методические рекомендации Москва 2010 удк 001, 37, 93/94, 316 Цибизова Т. Ю. Методики и технологии организации научно-исследовательской деятельности молодежи. М.:, 2006 32 с

    Методические рекомендации
    Предлагаемые методические рекомендации рассматривают вопросы профильного обучения, профессионального образования и технологии организации научно-исследовательской деятельности молодежи.
  3. Методические рекомендации на 2010-2011 уч год (семинар с заместителями по увр 22. 06. 10г) по составлению рабочих программ по иностранному языку

    Методические рекомендации
    По английскому и немецкому языку составляется рабочая программа 1 вида, так как в примерной учебной программе и стандартах по иностранному языку не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только
  4. Методические указания Москва 2010

    Методические указания
    Методические указания разработаны кафедрой ветеринарной патологии (заведующий - доктор ветеринарных наук, профессор П.А. Паршин), утверждены Ученым советом аграрного факультета Российского университета дружбы народов (протокол №4 от 15 декабря 2010 г.
  5. Методическое пособие Москва ● 2010 удк 347. 963 Ббк 67. 721-91

    Информационно-методическое пособие
    Д.В. Григорьев – ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент (руководитель авторского коллектива) (введение, гл.
  6. Методические рекомендации москва 2009

    Методические рекомендации
    Организация работы по патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: Методические рекомендации / Под общ.
  7. Методические рекомендации Иркутск 2010 удк 371 ббк 371 29

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации предназначены для работников системы образования: учителей, руководителей общеобразовательных учреждений, специалистов органов управления образованием, преподавателей и руководителей учреждений начального
  8. Методические рекомендации Омск 2010 удк 02

    Методические рекомендации
    «Такая служба твоя, поэт…»: метод. рекомендации / Ом. гос. обл. науч. б-ка имени А. С. Пушкина; инновац.-метод. отд.; сост.: Ю. Н. Емельянова; отв. ред.
  9. Методические рекомендации Москва 2001 ббк 78. 37 Б59

    Методические рекомендации
    В связи с увеличением потока информационнных ресурсов на таких физических носителях, как электронные оптические диски, видеодиски, электронные микропроцессорные картриджи, а также различной электронной информации в режиме локального

Другие похожие документы..