Учебно-методический комплекс по дисциплине муниципальное право для специальности 030501- юриспруденция направление 030500

К теме 2 «Исторические основы местного самоуправления. Зарубежный опыт местного самоуправления»

1. Европейская Хартия местного самоуправления. Принята Советом Европы 15 октября 1985 г.// Народный депутат. 1993. № 11.

2. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств «О принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества» от 29 октября 1994 г.// Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ. 1995. № 6.

3. Конституция РФ 1993 г. Ст. 12, 130-133.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 22 апреля и 26 ноября 1996 г., от 17 марта 1997 г., от 4 августа 2000 г., от 21 марта 2002 г.)// СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378.

5. Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г. (в редакции законов РФ от 22 октября 1992 г., 28 апреля 1993 г., Федерального закона от 28 августа 1995 г.)// ВВС. 1991. № 29. Ст. 1010; 1992. № 46. Ст. 2618; 1993. № 21. Ст. 748; СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

6. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. (в редакции Федерального закона от 22 июня 1998 г.)// СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497; 1998. № 26. Ст. 3005.

7. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. (в редакции Федерального Закона от 9 июля 1999 г.)// СЗ РФ, 1997. № 39. Ст. 4464; 1999. № 28. Ст. 3492.

8. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. (в редакции Федерального закона от 13 апреля 1999 г.)// СЗ РФ. 1008. № 2. Ст. 224; 1999. № 16. Ст. 1933.

9. Основные положения государственной политики в области развития

местного самоуправления в РФ. Утв. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г.// СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5011.

10. Указ Президента РФ «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации» от 11 июня 1997 г. № 568// СЗ РФ. 1997. № 24. Ст. 2741.

11. Постановление Правительства РФ «О Федеральной программе государственной поддержке местного самоуправления» от 27 декабря 1995 г. № 1251 (в ред. Постановления от 5 сентября 1998 г. № 1049)//СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 121; 1998. № 37. Ст. 4625.

12. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 1996 г. по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» от 25 августа 1995 г.; (с изм. от 22 апреля 1996 г.)// СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2811.

13. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1997 г. по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г.// СЗ РФ. 1997. № 42. Ст. 4902.

14. Закон УР «О местном самоуправлении в УР»// Удмуртская правда. 28 мая 1996 г. (с последующими изменениями).

15. Выдрин И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России: Учебн. для вузов, рекоменд. МО РФ. – М.:НОРМА Инфра-М., 2000. –359 с.

16. Муниципальное право Российской Федерации: Учебн. для вузов/Борисова Н. Е., Дмитриев Ю. А., Комарова В. В. Под ред. Ю. А. Дмитриева. М.: МЦУПП, 1990 г. – 509 с.

17. Муниципальное право. Учебн. для вузов/отв. ред. авт. кол-ва А. И. Коваленко. – М., Новый юрист, 1997 г.

18. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право.: Учеб. – 2-е изд. перераб., доп. М., Юристъ, 2001, - 500 с.

ТЕМА № 3. Понятие и система местного самоуправления (4 часа)

1. Понятие местного самоуправления.

2. Основные теории о сущности и природе местного самоуправления.

3. Принципы местного самоуправления.

4. Функции местного самоуправления.

5.Организационные формы осуществления местного самоуправления (общая характеристика).

Задание № 1. Назовите, какими из перечисленных актов возможно наделение органов местного самоуправления новыми полномочиями: указ Президента РФ, закон республики, постановление областной думы, постановление Правительства РФ, федеральный закон, указ губернатора, постановление Конституционного суда РФ, устав области.

Задание № 2. Глава муниципального образования района внес на рассмотрение районного собрания депутатов проекта структуры и порядка формирования органов местного самоуправления. Президент республики сначала согласовал проект в соответствующих министерствах, а также установил району предельную численность муниципальных служащих (27 человек) и соответствующий фонд заработной платы.

Правомерны ли действия Президента республики? Охарактеризуйте принцип самостоятельности решения вопросов местного значения.

1. Следует отметить, что понятие «местного самоуправления» как «права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» установлено Европейской хартией местного самоуправления от 15 октября 1985 г., и легло в основу современного закреп­ленного Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах...» понятия местного самоуправления. Вместе с тем оно имеет существенные отличия от понятий местного самоуправления предшествующих исторических периодов Формы самоорганизации коллективов возникали задолго до образования государства. Главным объединяющим факто­ром тогда являлся «общий интерес», а совместная деятельность реализовывалась на основе самоуправления.

Основное назначение местного самоуправление определяется в статье 130 Конституции РФ. Местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ; обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления; осуществляется в границах муниципальных образований; осуществляется в интересах населения и его исторических и местных традиций; не входит в систему органов государственной власти.

2. Усложнение общественных связей, приведшее к образованию государств, на повестку дня поставило проблему сосуществования самоуправляющегося сообщества и государства. Естественно, на различных этапах роль и место местного самоуправления носили неодинаковый характер. Однако глав­ным все время было стремление дать правильную оценку природы местного самоуправления, его роли в государственном механизме.

Теоретическое обоснование буржуазного местного самоуправления базировалось на учениях французских просветителей и английских либералов XVII—ХУШ вв. В основу различных концепций местного самоуправления были включены идеи общественного договора, естественных прав личности и автономной общины, представительного правления и разделения властей. Известны случаи, когда при конституционном разделении властей на законодательную, исполнительную и су­дебную выделяли власть четвертую — муниципальную (Кон­ституция Бельгии 1831 г.).

Обоснование природы и места местного самоуправления в государственном механизме получили свое развитие в следу­ющих теориях местного самоуправления:

  1. свободной общины (теория свободной общины);

  2. общественной (или общественно-хозяйственной);

  3. государственной;

  4. дуализма;

  5. муниципального социализма;

  6. социального обслуживания.

Анализ теорий местного самоуправления показывает, что ни одна из них не была реализована на практике в чистом виде. Могло иметь место предпочтение той или иной теории, но одновременно можно было обнаружить идеи и элементы других теорий. Современные муниципальные образования обладают многими признаками, характерными для государства: территорией, населением, публичной властью. Однако характер государственной и муниципальной власти разли­чен. Если государственная власть суверенна и обладает воз возможностью самоконструирования, то муниципальная власть ­подзаконна и ограничена пределами, установленными государственной властью.

Положение местного самоуправления в государственном механизме не может быть определено однозначно. Местный (локальный) признак местного самоуправления — обязательный, но не единственный. Следует также учитывать, что зачастую местные дела невозможно отделить от государственных. Уже в этом проявляется двойственный характер местного самоуправления.

Признание общественно-государственного характера местного самоуправления позволяет не противопоставлять общественное и государственное, включает местные дела в сферу интересов государства; оно привлекает граждан к самоуправлению и одновременно в сферу местных дел вводит государственные дела, которые могут быть наиболее рационально выполнены органами местного сообщества.

В силу специфики своей природы местное самоуправление приобретает главенствующую роль в механизме взаимодействия гражданского общества и государства, обеспечивая баланс интересов общества и государства.

3. Принципы местного самоуправления – это исходные идеи раскрывающие, сущность и содержание местного самоуправления.

К основным принципам местного самоуправления должны быть отнесены:

1. Законность правового регулирования и осуществление местного самоуправления (ст.15 Конституции РФ);

2. Реальные гарантии организационной и функциональной самостоятельности;

3. Бюджетно-финансовая самостоятельность;

4. Определенная степень управленческой самостоятельности (местное нормотворчество, собственная компетенция);

5.Организационная обособленность муниципальных органов от звеньев государственного аппарата (ст.12, 131 Конституции РФ);

6. Специфическая связь с населением.

4. По четвертому вопросу студенты должны дать понятие функции местного самоуправления как основных направлений муниципальной деятельности, вытекающих из целей и задач местного самоуправления. Следует раскрыть следующие основные функции местного самоуправления: 1) управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного бюджета; 2) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; 3) обеспечение комплексного развития муниципального образования; 4) обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований; 5) охрана общественного порядка органами местного самоуправления; 6) представительство и защита интересов, прав местного самоуправления.

5. Студенты должны раскрыть содержание ч. 1 ст. 2 Федерального закона. При этом особое внимание необходимо акцентировать на природе и субъекте местного самоуправления. Не вообще население, а население конкретного муниципального образования реализует свой гражданский потенциал самоуправления как через коллективные, так и через индивидуальные формы (ч. 1 и 2 ст. 3, ч. З ст. 22, ст.ст. 25, 26, 27 Конституции РФ).

Необходимо осветить два основных способа реализации права граждан на местное самоуправление: формы прямого волеизъявления и формы опосредованного участия — через выборные и иные органы местного самоуправления.

Характеризуя участие в выборах, местных референдумах, собраниях, в реализации народной правотворческой инициативы, в самоорганизации через территориальное общественное самоуправление, необходимо использовать современное законодательство и нормативную базу федерального, регионального и муниципального уровней.

Далее следует остановиться на реализации ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав и свобод всех граждан перед законом и гарантиях его обеспечения государством в сфере местного самоуправления.

Местное самоуправление как выражение власти народа реализуется через самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Именно население является субъектом местного самоуправления и осуществляет его в пределах муниципального образования. Следует избегать часто встречающегося ошибочного представления о том, что субъектами местного самоуправления являются только мэр, глава администрации, выборный орган. Надлежит аргументировать ответ толкованием ст. 130, 131 Конституции РФ, п. 1 ст. 2, ст. 3, 6, 8 и др. Федерального закона «Об общих принципах...» Выделить понятия: самостоятельность населения, интересы населения, население как решающий фактор местного самоуправления.

Кроме того, нужно проанализировать ст. 43, 48, 49, 50 Федерального закона «Об общих принципах...», обстоятельно раскрыть такие признаки деятельности населения по осуществлению местного самоуправления, как «самостоятельность» и «под свою ответственность».

О понятии системы местного самоуправления, следует не просто рассказать о системе, как совокупности организационных форм (прямого волеизъявления, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других организационно-правовых форм). Особое внимание необходимо уделить основам единства системы местного самоуправления в широком смысле (общие демократические принципы организации местного самоуправления, общая функциональная роль, наличие орга­низационно-правовой связи между элементами системы местного самоуправления).

В узком смысле при обсуждении необходимо показать, что в то же время система местного самоуправления ограничена рамками конкретного муниципального образования, не­зависимо от аналогичной системы другого муниципального образования.

  1. Контрольная работа гоувпо «удмуртский государственный университет» Кафедра теории и истории государства и права

    Контрольная работа
    ОПД.Ф.20 Муниципальное право России. Понятие муниципального права; местное самоуправление, его система; представительные и исполнительные органы местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление; институты прямой
  2. План семинарских занятий для студентов очной формы обучения План семинарских занятий для студентов очной формы обучения (бакалавриат)

    Экзаменационные вопросы
    ОПД.Ф.20 Муниципальное право России. Понятие муниципального права; местное самоуправление, его система; представительные и исполнительные органы местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление; институты прямой
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право рф» Пятая редакция

    Учебно-методический комплекс
    Зацепина Ольга Ивановна к.и.н., профессор. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право РФ». 5 редакция. – ЯФ АТ и СО, Ярославль, 20__.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Уголовное право" Нижний Новгород 2010

    Учебно-методический комплекс
    Дать обучающимся развернутое представление об уголовном законодательстве как главном содержании правовой основы борьбы с преступлениями и преступностью.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Избирательное право и избирательный процесс в рф» Первая редакция

    Учебно-методический комплекс
    Степенко Галина Ефремовна. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Избирательное право и избирательный процесс в РФ». Первая редакция – ЯФ АТ и СО, Ярославль, 20__.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологическое право»

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030501 – «Юриспруденция» и направления 030500 «Юриспруденция»
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине конституционное право зарубежных стран для специальности 030501 юриспруденция направление 030500

    Учебно-методический комплекс
    ОПД.Ф.06 Конституционное право зарубежных стран. Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического и политического режима; основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств; качественные
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право» (1)

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030501 – «Юриспруденция» и направления 030500 – «Юриспруденция»
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Уголовное право» рассчитан на студентов и слушателей юридического факультета Ярославского Филиала Академии Труда и Социальных Отношений

Другие похожие документы..