Учебно-методический комплекс по дисциплине муниципальное право для специальности 030501- юриспруденция направление 030500


1. Муниципальное право как отрасль российского права, его особенности.

2. Предмет и метод муниципального права.

3. Источники муниципального права.

4. Муниципальное право как наука.

Задание № 1. Приведите примеры, свидетельствующие о:

а) комплексном характере муниципального права;

б) творческом характере норм муниципального права;

в) относительной «молодости» муниципального права по сравнению с другими отраслями российского права.

Задание № 2. Назовите основные этапы развития науки муниципального права. Какие основные проблемы решаются наукой муниципального права в современный период?

Задание № 3. Определите, к какой отрасли права относятся следующие правоотношения:

а) гражданин Н., знакомясь со списками участников областного референдума, не обнаружил в них своей фамилии и написал заявление на имя председателя городской комиссии референдума о необходимости внести дополнение в список;

б) гражданин К. решил выдвинуть свою кандидатуру на пост мэра города и обратился в городскую избирательную комиссия с просьбой зарегистрировать инициативную группу по сбору подписей в свою поддержку;

в) в целях реализации областной целевой программы «Семья» губернатор области издал постановление, которым обязал всех глав районных администраций составить списки проживающих в их районах многодетных семей, насчитывающих пять или более детей;

в) глава районной администрации издал постановление о проведении аттестации муниципальных служащих в управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации и утвердил состав аттестационной комиссии;

г) постановлением городского муниципального совета был введен целевой сбор на содержание местной милиции.

Рассматривая первый вопрос, следует исходить из того, что муниципальное право — новое понятие для современной российской правовой системы. Это — формирующаяся отрасль права, тесно связанная с развитием конституционного строя России, становлением и развитием местного самоуправления.

При освещении этого вопроса целесообразно проанализи­ровать аргументы как сторонников превращения муниципального права в самостоятельную отрасль права, так и противников. Конституция РФ закрепила Местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч.2 ст. З), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст.ст. 8,9). Все это свидетельствует о том, что Конституция РФ выделяет, обособляет общественные отношения, связанные с реализацией местного самоуправления, от государственно-правовых отношений. Муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти. Естествен вывод о том, что Конституция РФ создает возможности для становления самостоятельной отрасли права.

Необходимо остановиться на характеристике муниципального права как комплексной отрасли права, т.е. по характеру и содержанию являющейся отраслью, формирующейся на стыке нескольких отраслей. Следует также показать связь муниципального права с конституционным, финансовым, земельным, административным и другими отраслями права.

Раскрывая второй вопрос, нужно обратиться к теории го­сударства и права и использовать знание о предмете и методе соответствующих отраслей права, раскрыть их на примере муниципального права. Характеризуя предмет муниципального права как правовые отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности местного самоуправления, как отношения общественные, складывающиеся в процессе реализации населением права на местное самоуправление, студенты должны систематизировать муниципально-правовые отношения по однородным совокупностям. При этом должны быть рассмотрены следующие группы отношений:

1. отношения, возникающие в процессе осуществления гражданами своего права на местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления;

2. отношения организационно-управленческого характера

(организационная обособленность, выборность, самостоятельность и т.д.);

3. отношения, возникающие в сфере управления муниципальной собственностью, муниципального хозяйствования, бюджетного регулирования и т.д.;

4. отношения в сфере реализации полномочий, делегированных государством;

5. отношения, связанные с деятельностью государственных

органов, с предприятиями и организациями, расположен­ными на территории муниципального образования неза­висимо от форм собственности;

6. отношения, составляющие сферу реализации гарантий

местного самоуправления.

Студенты могут расширить перечень муниципально-правовых отношений.

Комплексный характер муниципального права проявляет­ся и в вопросе о методе. Муниципальное право использует всю совокупность способов воздействия на общественные процессы. Следует показать соотношение публично-правового и частно-правового методов. Студенты должны подкре­пить ответы примерами из правовых источников по муниципальному праву, содержащих разрешающие, запрещающие и обязывающие нормы.

При обсуждении третьего вопроса необходимо дать развернутую характеристику по трем группам источников муниципального права, определяемых уровнями нормативного регулирования: федеральным, субъекта федерации и муниципальным.

Студенты должны показать особенности и знание источников каждого из уровней, проанализировать их соответствие Европейской хартии местного самоуправления. При подготовке к семинару студентам необходимо проанализировать появившиеся в 1995 г. проекты Федерального закона «Об общих принципах...» (парламентский, президентский, депутатский), сопоставить их.

При ответах по четвертому вопросу важно отметить, что муниципальное право как наука представляет собой систему достоверных знаний, идей, теорий, концепций, воззрений о местном самоуправлении. Предметом этой науки являются муниципально-правовые отношения, правовые акты, устанавливающие и регулирующие эти отношения, история вопроса, перспективы развития местного самоуправления, т.е. все то, что может способствовать оптимизации местного самоуправления и повышению эффективности муниципального права.

В центре науки муниципального права находится комплекс проблем, формирующих современное понимание природы местного самоуправления, взаимосвязи с государственной властью. При подготовке ответа на этот вопрос нельзя обойти вниманием зарубежный опыт, исторические аспекты становления и развития местного самоуправления на различ­ных этапах российской государственности. Необходимо показать взаимосвязь науки муниципального права с правовыми науками отраслей права, определяющих комплексный характер муниципального права. Студентам необходимо показать знания рекомендуемых теоретических источников по местному самоуправлению и муниципальному праву.

При ответе на вопрос о муниципальном праве как учебной дисциплине студенты должны раскрыть задачи учебного курса, рассказать об основных разделах учебного курса.

К теме 1 «Понятие, предмет и особенности муниципального права».

Конституция РФ 1993 года.

Европейская Хартия о местном самоуправлении.

Федеральный закон от 06.10.03. (в редакции 2007 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Указ Президента РФ от 15.06.1999 г. «Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ»

Указ Президента РФ «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ» от 11.06.1997 г.

Постановление Правительства РФ «О федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления» от 27.12.1995 г.

Костюков А.Н. Субъекты муниципально – правовых отношений. Конституционное и Муниципальное право, 2003 г.

Бабичев И.В. Советы муниципальных образований субъектов РФ как публично – правовые субъекты и институты местного самоуправления. Конституционное и муниципальное право, 2006, №3.

Шугрина Е.С. Формы и пределы вмешательства органов государственной власти в деятельности органов местного самоуправления. Государственная власть и местное самоуправление, 2006, №7.

ТЕМА № 2. Исторические основы местного самоуправления.

Зарубежный опыт местного самоуправления (4 часа).

1. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.

2. Организация местной власти в советский период.

3. Муниципальные системы зарубежных стран.

Задание № 1. Проанализируйте содержание Указов Президента Российской Федерации о местном самоуправлении, принятых в октябре – декабре 1993 г., и сопоставьте из с нормами Конституции РФ 1993 г.

Задание № 2. Перечислите основные задачи, которые призвано решать местное самоуправление в Российской Федерации на современном этапе. Подтвердите свои выводы конституционными нормами о местном самоуправлении, а также положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.

Раскрывая данный вопрос, следует исходить из понимания значимости российских традиций местного самоуправления на различных этапах развития российской государственности. Становление современного варианта местного самоуправле­ния не должно быть разорвано во времени. Изучение опыта дореволюционного земского и городского самоуправления, реформ Временного правительства, опыта Советской России свидетельствует о ряде общих закономерностей в борьбе идей о природе местного самоуправления.

Необходимо охарактеризовать организацию управления на местах до отмены крепостного права в России. Выделить от­личия традиционно существовавших общинной и иных форм самоуправления в России в дореформенный период с теми изменениями, которые были вызваны принятием Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г. и Городового положения 16 июня 1870 г. Следует показать цели реформы, ее значение для становления гражданского общества в России, показать влияние общественно-хозяйст­венной теории самоуправлении.

Раскрывая систему земских и городских органов местного самоуправления, необходимо подчеркнуть их всесословность, особенности избирательного права, основные направления деятельности земских учреждений, их роль в развитии местного хозяйства, образовательных, медицинских и других учреждений. Надо показать, что уже в то время органы местного самоуправления участвовали в решении ряда государственных функций. Необходимо провести анализ соотношения компетенции губернских и уездных собраний. Следует остановиться также на проблемах, связанных с зависимостью земских учреждений от царской администрации (губернаторов, министра внутренних дел и т.д.). Нужно назвать причины, вызвавшие «контрреформу» и приведшие к реализации на практике государственной теории местного самоуправления. Аргументированные размышления на основе анализа «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. могут привести к интересным аналогиям с современным эта­пом развития местного самоуправления.

Совершенствование системы управления, устранение недостатков, имевших место в практике местного самоуправления, ликвидация их обособленности, стремление к органическому внутреннему единству «земского и правительственного» начал, «совершенствование» на основе «облагораживания» состава земских и городских собраний — все это в конечном счете трансформировало местное самоуправление России в особую разновидность государственного управления. Студентам следует аргументировано показать развитие влияния на решения земских собраний со стороны государственной администрации, а также на изменения, происшедшие с подчиненностью земских исполнительных органов.

В дискуссиях по этим вопросам необходимо уяснить, что земское дело в России — это не просто реформы и контрреформы. Это новый образ мысли, который поднял на службу Отечеству десятки тысяч самоотверженных, талантливых, верных избранной стезе врачей, учителей, агрономов, статистов. На земской почве впервые объединились представители всех сословий с одной целью — преобразовать уклад жизни и организацию управления в России.

Рассматривая данный вопрос, следует отметить, что задачи, поставленные Временным правительством в 1917 г., свидетельствовали о стремлении достроить систему местного самоуправления, рожденную реформами 1864—1890 гг. Необходимо отметить расширение географии земских учреждений, реформу земского избирательного права, распространение самоуправления на уровень волости и поселка, развитие демократических начал в местном самоуправлении.

Студентам следует уяснить, что уже в конце XIX — начале XX в. в России фактически состоялся выбор пути развития местного самоуправления, исходящий из осознания того, что чем более развиты элементы местного самоуправления, чем более самостоятельны его органы, чем более его начала господствуют в местной администрации, тем глубже они должны входить в общий строй государственного управления и тем менее возможны раздвоение власти и антагонизм самоуправляющихся учреждений и государственной бюрократии.

В связи с этим, обобщая ранее изложенное, надо особо показать роль земств в общественно-политической жизни России.

Студенты должны раскрыть место и роль местных органов власти советского периода, их систему, компетенцию. Необходимо обратить особое внимание на лежащую в их основе государственную природу и вместе с тем отметить элементы, свидетельствующие о наличии самоуправленческих начал. Кроме того, при ответе стоит подробнее остановиться на организационно-правовых формах деятельности Советов, по­скольку они представляют практическую значимость и в современных условиях. Одновременно нельзя обойти кризис­ные пороки системы Советов, определяемые не их государственной природой, не единой системой органов государственной власти в центре и на местах, а существовав­шим в тот период политическим и экономическим моноцен­тризмом в организации социального управления в целом.

Характеризуя советский вариант власти на местах, следует показать его отличительные черты на различных этапах государственного строительства. Необходимо обратить внимание на период до принятия Конституции 1936 г., особо выделить период реформирования советских органов в 90-е гг. Студенты должны иметь представление о причинах реформирова­ния, характеризовать Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйст­ва в СССР», Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР».

Отвечая на третий вопрос, следует дать развернутую характеристику следующим моделям местного самоуправления: англосаксонской, французской, германской (смешанной) и социалистической.

Вместе с тем необходимо показать существенные различия этих моделей, обратив особое внимание на характеристику статуса муниципальных корпораций, их место в государственном механизме, степень независимости. Надо остановиться на особенностях правового регулирования местного самоуп­равления в федеративных государствах.

Дискутируя о преимуществах и недостатках этих моделей, студенты должны учитывать, что все они имеют влияние на развитие местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе, хотя и в различной степени. Следует привести конкретные примеры проявления этого влияния.

Обращаясь к данному вопросу, надо исходить из того, что на местном уровне в современных зарубежных странах существует большое разнообразие организационно-правовых форм местного самоуправления. В центр дискуссии следует поставить характеристику отношений, места и значимости в реше­нии вопросов местного значения представительных и исполнительных органов местного самоуправления. В связи с этим необходимо рассмотреть следующие модели местного самоуправления:

а) «сильный совет — слабый мэр»;

б) «сильный мэр — слабый совет»;

в) «совет — управляющий»;

г) «комиссионная форма»;

д) иные варианты.

Студенты должны высказать свои доводы «за» и «против» по каждой из моделей, а также по принципам «позитивного» и «негативного» способов установления сфер деятельности и полномочий местного самоуправления.

Следует отметить, что, несмотря на существование раз­личных моделей местного самоуправления, на современном этапе четко определились общие тенденции в положении местного самоуправления. В первую очередь они характеризуются стремлением государства повысить эффективность ин­ститутов местного самоуправления. Необходимо показать основные направления модернизации местного самоуправления (финансовую, территориальную и другие формы), объяснить современные тенденции в сфере местного самоуправления объективными процессами, требующими более тесного взаимодействия органов местного самоуправления и государственных органов. В этой связи следует проанализировать Европейскую хартию местного самоуправления.

  1. Контрольная работа гоувпо «удмуртский государственный университет» Кафедра теории и истории государства и права

    Контрольная работа
    ОПД.Ф.20 Муниципальное право России. Понятие муниципального права; местное самоуправление, его система; представительные и исполнительные органы местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление; институты прямой
  2. План семинарских занятий для студентов очной формы обучения План семинарских занятий для студентов очной формы обучения (бакалавриат)

    Экзаменационные вопросы
    ОПД.Ф.20 Муниципальное право России. Понятие муниципального права; местное самоуправление, его система; представительные и исполнительные органы местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление; институты прямой
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право рф» Пятая редакция

    Учебно-методический комплекс
    Зацепина Ольга Ивановна к.и.н., профессор. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право РФ». 5 редакция. – ЯФ АТ и СО, Ярославль, 20__.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Уголовное право" Нижний Новгород 2010

    Учебно-методический комплекс
    Дать обучающимся развернутое представление об уголовном законодательстве как главном содержании правовой основы борьбы с преступлениями и преступностью.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Избирательное право и избирательный процесс в рф» Первая редакция

    Учебно-методический комплекс
    Степенко Галина Ефремовна. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Избирательное право и избирательный процесс в РФ». Первая редакция – ЯФ АТ и СО, Ярославль, 20__.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологическое право»

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030501 – «Юриспруденция» и направления 030500 «Юриспруденция»
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине конституционное право зарубежных стран для специальности 030501 юриспруденция направление 030500

    Учебно-методический комплекс
    ОПД.Ф.06 Конституционное право зарубежных стран. Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического и политического режима; основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств; качественные
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право» (1)

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030501 – «Юриспруденция» и направления 030500 – «Юриспруденция»
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Уголовное право» рассчитан на студентов и слушателей юридического факультета Ярославского Филиала Академии Труда и Социальных Отношений

Другие похожие документы..