Учебно-методический комплекс по дисциплине «история башкортостана» специальность 050401 «История»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. З. БИИШЕВОЙ

Кафедра истории Отечества и МПИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ИСТОРИЯ БАШКОРТОСТАНА»

специальность 050401 «История»

Учебно-методический комплекс Составитель: к.и.н., ст. пр.

обсужден и утвержден Мухаметзянова Э.В.

на заседании кафедры

«_____»____________200__г.

Заведующий кафедрой _____________ профессор Самородов Д.П.

Стерлитамак 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Учебная программа

Пояснительная записка……………………………………………………..101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101

I. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………

II. Содержание дисциплины

2.1. Разделы дисциплины и виды занятий…………………………….

2.2. Содержание разделов дисциплины………………………………..

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины..

IV. Содержание промежуточного и итогового контроля

4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов…………………………………………

4.2. Примерный перечень вопросов к экзамену………………………..

4.3.Примерный перечень вопросов, вынесенных на

государственный итоговый междисциплинарный экзамен по истории…….

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература………………………………………….

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины……………………..

5.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………….

VI. Словарь основных терминов…………………………………………….

Рабочая программа

Пояснительная записка……………………………………………………

I. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)…………….

II.Содержание разделов дисциплины и тем

2.1.Тематика лекций………………………………………………………

2.2. Тематика семинарских занятий……………………………………..

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

3.1. Методические указания для преподавателей ………………………

3.2. Методические указания для студентов……………………………

IV.Содержание итогового и промежуточного контроля.

4.1.Задания для самостоятельной работы студентов………………….

4.2.Творческие задания (тематика эссе)………………………………..

4.3. Тематика курсовых работ……………………………………………

4.4. Контрольные тесты для внутрисеместровой проверки……………

4.5. Контрольные задания для проверки остаточных знаний…………

4.6. Перечень вопросов к курсовым экзаменам……………………….

V.Материалы государственного итогового междисциплинарного

экзамена по истории………………………………………………………….

VI.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1.Рекомендуемая литература………………………………………….

6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины……………………..

VII.Словарь основных терминов……………………………………………..

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «История Башкортостана» освещает историческое развитие Башкортостана с древнейших времен до ХХI века. Данная дисциплина относится к числу предметов национально-регионального компонента и является обязательной для изучения во всех учебных заведениях на территории субъекта Российской Федерации – Республики Башкортостан.

Актуальность изучения предметов национально-регионального компонента определяется усилением интереса к национальной истории народов России, которая является неотъемлемой частью развития российской цивилизации, в связи с процессами регионализации, ярко обозначившимися в постперестроечный период.

Данный курс призван отразить национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации – Республики Башкортостан. Будучи составной частью региональной политики субъекта РФ, национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с историей, культурой, традициями полиэтнического и поликультурного населения региона. Он отвечает потребностям изучения природно-экологических, экономических и социокультурных особенностей жизнедеятельности региона.

Дисциплина «Истории Башкортостана» включает материал как о развитии коренного этноса, населявшего историческую территорию республики, так и пришлого населения из России, об их взаимодействии и взаимовлиянии, получивших импульс со второй половины XVI в. и продолжающиеся в настоящее время. Исследование региональной истории имеет многоаспектный характер и базируется на основе цивилизационного подхода с учетом специфики природных условий региона, его политического, экономического, социокультурного развития. В то же время изучение региональной истории осуществляется в контексте тех событий, которые имели решающее значение для России и Башкирии: принятие русского подданства башкирскими племенами, постепенная интеграция Башкирии в состав России, совместное освоение края, национально-освободительное движение в крае, способствовавшее корректированию курса центра по отношению к региону и т.д.

Освоение данного курса опирается на широкие межпредметные связи. Учебный курс «История Башкортостана» опирается на ранее изученные студентами исторического факультета дисциплины как федерального (история России, источниковедение, вспомогательные исторические дисциплины), так и национально-регионального (историческое краеведение, археология Южного Урала, история культуры Башкортостана) компонентов и тесно с ними связан.

Особенностью изучения курса является перенесение ранее принятых акцентов с проблем социально-экономического развития региона и народных движений на процесс интеграции Башкирии в состав России и особенности преломления политики центра в основном из значимых регионов России, эволюции традиционных институтов коренного народа, административной политики, политическом, экономическом культурном взаимодействии народов, населивших регион в течение XVII-XIX веков.

Программа курса «История Башкортостана» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032600 «История», предъявляемого к предметам национального-регионального компонента.

Целью курса «История Башкортостана» является формирование у студентов-историков на основе цивилизационного подхода научного представления об особенностях исторического пути Башкортостана, являющегося составной частью истории России, с древнейших времен до XXI века на основе новейших достижений отечественной историографии.

В процессе её реализации выделяются следующие задачи:

– всестороннее изучение основных этапов исторического развития Башкортостана и особенностей его политического, экономического, культурного развития в контексте тесной взаимосвязи аналогичных процессов, протекавших в России.

– исследование процесса интеграции Башкирии в состав России и выявление форм, методов, стратегии и тактики управленческой политики центра по отношению к региону на различных этапах их взаимодействия.

– определение места и роли Башкортостана в контексте общегосударственного развития развития России.

– усвоение содержания экономических процессов, осуществлявшихся в крае их влияния на традиционные институты как коренного, так и пришлого населения.

– изучение процесса складывания многонационального населения края, а также взаимодействия и взаимовлияния этносов, населявших Башкирию в т.ч. и в культурной сфере.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

– учебно-воспитательная;

– научно-методическая;

– культурно-просветительская.

Изучение курса «История Башкортостана» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

– осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

– планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом;

– использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

– применение современных средств оценивания результатов обучения;

– воспитание у учащихся уважительного отношения к культурно-историческому наследию народов Башкортостана, толерантности;

в области научно-методической деятельности:

– анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования;

в области культурно-просветительской деятельности:

– формирование общей культуры студентов.

В программе выделено четыре крупных раздела в соответствии с основными периодами исторического развития Башкирии: с древнейших времен до первой половины XVI в.; со второй половины XVI до конца XVIII века; XIX век; XX век. Изложение материала в программе дается по проблемно-хронологическому принципу. Программа содержит материал, позволяющий показать не только динамику исторического развития края, но и побуждает студентов к поиску краеведческого материала, конкретизирует и углубляет понимание специфических процессов прошлого Башкортостана, заставляет их задуматься над выявлением их влияния на современное социокультурное развитие региона.

Специфика изучения данной учебной дисциплины связана с последовательной реализацией следующих принципов:

– изучение региональной истории осуществляется сквозь призму процессов, протекающих в контексте общегосударственного развития России и на основе исторического опыта всех народов, проживающих в Башкортостане;

– в процессе преподавания освещение каждой темы базируется на анализе разнообразных источников, позволяющих выявить особенности развития региона;

– историографичность в изучении основных тем курса позволяет сформировать вариативность мышления студентов и способствует критическому осмыслению процессов, протекавших в крае;

– следование объективности, историчности, системности, проблемности излагаемого материала;

– использование новейших достижений исторической науки в процессе преподавания региональной истории;

– опора на современные методы исторических исследований;

– гуманизации исторического образования;

– формирование у студентов интереса к самостоятельной исследовательской работе, поиску нового краеведческого материала;

– использование междисциплинарных связей и достижений различных наук, позволяющих всесторонне и объективно осветить историю Башкортостана;

– воспитание толерантности, патриотизма и уважения к историческому и культурному наследию многонационального народа Башкортостана.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий. Освоение курса предполагает помимо посещения лекций и практических занятий, подготовку рефератов, докладов и сообщений по предлагаемым темам.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историческое краеведение» специальность 050706 «Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Историческое краеведение» является вспомогательной исторической дисциплиной, которая призвана вооружить студентов знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельной историко-краеведческой работы.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России» является необходимой частью системы подготовки историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «вспомогательные исторические дисциплины» специальность 050302. 65 «Родной (башкирский) язык и литература с дополнительной специальностью «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «Вспомогательные исторические дисциплины» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (1)

    Учебно-методический комплекс
    У- Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917 – 2008 гг.» / Сост. Д.В.Ковалёв – Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917– 2008 гг.» разработан в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя по специальности 050401 «История»
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (3)

    Учебно-методический комплекс
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология» Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы.
  8. Учебно-методический комплекс по специальностям 050301 (032900) «Русский язык и литература» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Современная социальная ситуация обусловила и подтвердила актуальность, роль, значение этнической культуры, рост уровня этнического самосознания каждого народа, осознания родной культуры, осмысления традиций, изучения инноваций этнонациональной культуре.
  9. Учебно-методический комплекс по специальности 050401 (032600) «История» Заочное отделение

    Учебно-методический комплекс
    Курс «История Башкортостана» освещает историческое развитие Башкортостана с древнейших времен до ХХI века. Данная дисциплина относится к числу предметов национально-регионального компонента и является обязательной для изучения во всех

Другие похожие документы..