Программы основной и средней школы Русский язык и литература 5 11 классы

Согласовано Утверждаю

Зам.дир. по УВР: /Ю.В.Иванова Директор школы: /Л.И.Михайлова/

ПРОГРАММЫ

основной и средней школы

Русский язык и литература

5 – 11 классы

национальных школ

Российской Федерации

Автор программы:учитель русского языка и литературы

Хуснетдинова Лариса Григорьевна

МОУ «Чуваштимяшская СОШ» Ибресинского района ЧР

РУССКИЙ ЯЗЫК

Объяснительная записка

Цели и задачи обучения русскому языку в 5-11 классах национальных школ Российской Федерации

Цели обучения русскому языку – научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов, изучаемых на русском языке.

Задачи преподавания русского языка в национальной школе состоят в том, чтобы:

- дать определенный круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений),

- сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной, а также использовать их с учетом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;

- выработать орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;

- пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им.

Содержание и структура курса русского языка в 5-11 классах

В данной программе отбор и подача языкового материала осуществляется на основе системно-функционального подхода, что призвано обеспечить развитие языковой и речевой компетенции и овладение учащимися коммуникативной деятельности. Такое изложение материала наиболее полно раскрывает значение и функционирование языковых единиц в высказывании исходя из их текстообразующих возможностей и стилистических норм языка.

При этом указываются средства выражения синтаксически-семантических отношений между членами предложения, причем представление учебного материала производится поэтапно с учетом уровней языка и их системности; устанавливаются коммуникативные сферы обучения и коммуникативные задачи для каждого класса: типы речи, ситуативно-тематический минимум лексического материала с учетом воспитательных целей, на основе которых происходит актуализация языковых средств и лексики.

В качестве методических принципов обучения выступают: коммуникативная направленность, комплексное овладение всеми видами речевой деятельности и уровнями языковой системы, учет особенностей родного языка, осуществление межпредметных связей, преемственность в обучении.

В соответствии с указанными принципами в программе излагается система работы над языковым материалом и устанавливается содержание образования по классам.

Содержание курса в каждом классе строится однотипно – от текста к его структурным единицам. Так, программа 5 класса начинается с изучения структуры речи, состоящей из речевых единиц – текстов. Из последних вычленяются минимальные коммуникативные единицы – предложения и составляющие их словосочетания. Затем выделяются члены предложения, определяются способы их выражения с помощью словоформ, относящихся к разным частям речи. После этого идут разделы «Лексика» и «Словообразование», вычленяются путем анализа структурные элементы слова – морфемы, затем фонемы, являющиеся звуковыми оболочками морфем и представляющие языковую единицу. Соответственно с указанными языковыми единицами в тексте программы рассматриваются все относящиеся к ним вопросы. В программе 6 класса сохраняется тот же порядок подачи языкового материала: продолжается рассмотрение речевой единицы «текст» с учетом функциональных целей.

В разделе «Синтаксис простого предложения» изучается следующий компонент речи – предложение. Затем дается более подробное рассмотрение частей речи, синтаксическая функция которых – быть членами предложения.

Программа 7 класса предполагает углубление знаний учащихся о тексте за счет сведений о структурных элементах функционально-смысловых типов речи.

Вопросы организации текста связаны со структурой предложений, из которых состоит текст, и порядком расположения в них членов. Поэтому в разделе «Синтаксис» предусматривается практическое ознакомление учащихся с синтаксическим и актуальным членением предложения и выведение в результате наблюдений учащихся структурных схем простого предложения.

Морфология представлена, с одной стороны, морфологическими категориями глагола, наклонением, залогом, при этом обращается внимание на их стилистико-синтаксические возможности (использование глаголов одних наклонений вместо других в зависимости от ситуации; широкое употребление глаголов действительного и страдательного залога), с другой – неличными формами глагола (причастием и деепричастием). При этом внимание фиксируется на их синтаксической роли, в том числе при использовании в функциональных стилях речи, и на возможности синонимичной замены причастных и деепричастных оборотов придаточными предложениями.

Курс 8 класса также начинается с раздела Текст». Знания учащихся углубляются, приобретаются навыки и умения составления различных по типу и стилю текстов. Раздел «Синтаксис» целиком посвящен простому предложению, его видам, их стилистическому использованию, а также осложненным простым предложениям (с обращениями, с однородными членами и с обособленными членами). В программе для 9 класса подводятся итоги изучения темы «Текст». Учащиеся приобретают навыки анализа и составления текстов, различных по стилю, типу и жанру. Курс русского языка в 10-11 классах посвящен повышению культуры речи учащихся, свободному овладению нормами литературного языка. Основная цель этого этапа обучения – обобщение и углубление полученных ранее знаний; раскрытие стилистических ресурсов фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса русского языка; формирование прочных навыков построения разнообразных по форме, типу, жанру и стилю высказываний.

В соответствии с задачами курса в программе 10-11 классов выделены разделы:

  1. Общие сведения о языке. Текст.

  2. Лексика и фразеология.

  3. Орфоэпия. Интонация.

  4. Орфография. Пунктуация.

  5. Состав слова и словообразование.

  6. Морфология и практическая стилистика.

  7. Культура речи.

Учащиеся, обучающиеся в средней национальной школе, должны уметь самостоятельно пользоваться учебниками по различным учебным предметам на русском языке, а также различными лингвистическими словарями. Курс русского языка в каждом классе завершается обобщенным повторением изученного за год. С учетом задач развития национально-русского двуязычия, особенностей русского и родного языков в программе определяется методика отбора и подачи языкового материала. Обучение проводится в зависимости от наличия и отсутствия тех или иных грамматических категорий в изучаемом и родном языках, особенностей фонемного и морфемного состава, словообразовательных и акцентных моделей, способов подчинительной связи, интонационных конструкций, специфики актуального членения предложения, порядка и способов межфразовой связи. Одним из важных условий успешного обучения русскому языку нерусских является знание и учет лексических, фонетических и грамматических особенностей русского языка в сравнении с родным. В зависимости от этого выбираются методические приемы обучения нормам русского языка.

Умения и навыки речевой деятельности формируются последовательно из класса в класс. Обучение речевой деятельности опирается на теоретические сведения по структуре текста, осознание которых необходимо для правильного построения высказывания. Усвоение этих сведений осуществляется практически в связи с анализом готового текста и его конструированием. Практическое применение этих знаний осуществляется при выполнении творческих работ, указанных в программе. Тексты письменных работ, тематика сочинений выбираются с учетом их воспитательно-образовательной значимости. Все обучение русскому языку должно проводиться на содержательном, доступном и интересном для учащихся материале.

На проведение работ творческого характера выделены специальные часы: в 6 классе – 41ч., в 7 классе – 34ч., в 8 классе – 21 ч., в 9 – 11 классах – по 20ч. (10 – за счет уроков по русскому языку, 10 – за счет уроков по литературе). В течение каждой четверти следует проводить не менее трех классных письменных работ (изложений и сочинений) и одну домашнюю работу в соответствии с видами работы по развитию связной речи. Следует обратить внимание на привитие навыков деловой речи, имеющей большое практическое значение. С работой по развитию речи тесно связано формирование различных видов чтения, что играет важную роль при усвоении знаний в условиях национальной школы.

Знания по русскому языку призваны активизировать развитие внимания, памяти, логического мышления. По мере изучения программного курса учащиеся приобретают умения анализировать материал, сравнивать, обобщать и устанавливать общие законы и правила.

Таким образом, программа предусматривает не только знание теоретических вопросов русского языка, но и практическое владение правилами и нормами русской речи.

Согласовано Утверждаю

Зам.дир. по УВР: /Ю.В.Иванова/ Директор шк.: /Л.И.Михайлова/

7 класс(136ч.)

Повторение пройденного. Текст.

  1. Типы речи (повторение). Виды рассуждений (краткое, развернутое). Стили речи (повторение). Публицистический стиль.

  2. Умения:

- описать внешний вид человека (лицо, одежду), природу, деревню, улицу и др.;

- описать предмет и его действие, рассказать об атмосферных явлениях, событиях, происходящих в жизни школы, страны;

- составить рассуждение: выдвинуть тезис, обосновать его, привести примеры из изучаемых предметов, сформулировать вывод;

- строить доказательство, используя слова так, например, приведем пример, рассмотрим пример, пусть, допустим;

- анализировать текст (определять типы речи, выделять сложные синтаксические целые, абзацы, определять стиль речи).

Синтаксис и пунктуация.

  1. Простое предложение (повторение). Порядок слов. Коммуникативные функции слова. Практическое ознакомление учащихся с актуальным членением предложения. Этикетные средства речи.

  2. Сложное предложение (повторение). Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания при прямой речи. Понятие о диалоге. Обращение.

  3. Умения: строить предложение с прямым и обратным порядком слов. пересказывать, составлять тексты, в составе которых имеются предложения с прямой речью и диалогом, интонировать предложения с прямой речью и ставить знаки.

Лексика.

1.Лексика стилистически нейтральная и стилистически окрашенная. Диалектные слова. Исконная и заимствованная лексика, интернациональная лексика. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари.

Умения:

- включать в речь слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, неологизмы и фразеологические обороты с учетом стиля и типов речи;

- пользоваться различными лингвистическими словарями.

Морфология и орфография.

1.Глагол. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Возвратные глаголы. Наклонения глаголов.

Умения:

* умение выразить с помощью глагольно-именных конструкций различные смысловые отношения;

* умение использовать в речи возвратные глаголы, действительные и страдательные обороты, употреблять безличные глаголы в книжной речи;

* употреблять глаголы всех наклонений, употреблять в речи формы глаголов одних наклонений в значении других и инфинитив в значении различных наклонений.

2. Причастие. Значение и основные грамматические признаки причастий. Роль причастия в предложении. Причастный оборот. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Действительные и страдательные причастия, их образование. Правописание суффиксов причастий. Полные и краткие страдательные причастия, склонение и правописание их падежных окончаний. Не с причастиями.

Умения:

  • умение согласовать причастие с определяемым существительным;

  • использовать причастие и причастные обороты в различных типах и стилях речи;

  • составлять предложения с причастным оборотом и употреблять их в связной речи;

  • умение образовывать действительные и страдательные причастия, употреблять их в связной речи;

  • использовать краткую форму страдательного причастия в пассивных конструкциях;

  • различать совпадающие по форме причастия и прилагательные и составлять с ними предложения.

3.Деепричастие. Значение и основные грамматические признаки, роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.

  1. Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов

    Программа
    «Программ основной и средней школы Русский язык и литература V – XI классы национальных школ Российской Федерации - СПб.: отделение изд-ва «Просвещение»,1 г.
  2. Приказ № от 2008 Г. Директор школы: /В. П. Яковлев/ Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева»

    Программа
    Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», обеспечивает выполнение государственных стандартов. Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 10 «Методика преподавания русского языка в средней школе» для студентов, обучающихся по специальности

    Учебно-методический комплекс
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университете им. Х.М.Бербекова»
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01 Современные теории филологического образования: профильное обучение литературе

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «СТФО: профильное обучение литературе», который изучается студентами очного и заочного отделений по специальности Русский язык и литература.
  5. Русский язык и литература I - IV классы

    Документ
    Данный куррикулум является обязательным для всех типов учебных заведений и уровней развития учащихся, гарантируя одинаковые условия для успешного начального этапа обучения.
  6. "Русский язык. Справочник школьника. 5-11 классы"

    Интернет справочник
    В образовательную лабораторию поступило новое пособие "Русский язык. Справочник школьника. 5-11 классы" от издательства "Новый Диск".
  7. Программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения Пояснительная записка

    Программа
    Примерная программа по русскому языку для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
  8. Рабочая программа педагога гафуровой Илоны Ивановны, II категории по литературе в 11 классе 2010-2011 учебный год

    Рабочая программа
    Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.
  9. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.

Другие похожие документы..