Учебное пособие Балашов 2004 удк 796

Балашовский филиал

Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского

А.В. Тимушкин

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
И ЗДОРОВЬЕ

Учебное пособие

Балашов 2004

УДК 796

ББК 75я73

Т41

Рецензенты:

Зав. кафедрой физической культуры и спорта

Борисоглебского государственного педагогического института

Ю.С.Храмов;

Кандидат психологических наук, доцент Балашовского филиала
Саратовского государственного университета

им. Н.Г. Чернышевского

Д.А.Мишутин.

Рекомендовано к изданию
Учебно-методическим советом Балашовского филиала
Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского.

Тимушкин, А.В.

Т41 Физическая культура и здоровье: Учебное пособие / А.В. Тимушкин. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 120 с.

ISBN 5—94035—139—5

Учебное пособие раскрывает обязательный теоретический материал в соответствии с требованиями вузовской подготовки по дисциплине "Физическая культура". Учебное пособие поможет расширить знания по укреплению здоровья, повышению работоспособности, организации здорового образа жизни. Освещены вопросы социально-биологических основ физической культуры, психофизиологические особенности учебного труда, основы общей физической и спортивной подготовки.

Для преподавателей и студентов высших учебных заведений, заинтересованных читателей, углубляющих свои знания в области основ физической культуры и здорового образа жизни.

УДК 796

ББК 75я73

ISBN 5—94035—139—5  А.В. Тимушкин, 2004

О г л а в л е н и е

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов педагогических вузов 7

1.1. История физической культуры 7

1.2. Значимость физической культуры 12

1.3. Физическая культура в высшем учебном заведении 16

ГЛАВА 2. Социально-биологические основы физической культуры 18

2.1. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система 18

2.2. Средства физической культуры 22

2.3. Утомление и восстановление 24

2.4. Биологические ритмы и работоспособность 26

2.5. Закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием физической тренировки 28

2.6. Закономерности формирования двигательного навыка 30

2.6 Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма к различным условиям внешней среды 31

2.8. Физиологические состояния организма при занятиях физическими упражнениями 32

ГЛАВА 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья 35

3.1. Понятие "здоровье", его содержание и критерии 35

3.2. Здоровье в иерархии потребностей культурного человека 38

3.3. Образ жизни студента и его влияние на здоровье 38

3.4. Здоровый образ жизни студента 43

ГЛАВА 4. Психофизические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности 44

4.1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов 44

4.2. Работоспособность и влияние на нее различных факторов 49

4.3. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов 55

ГЛАВА 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания 59

5.1. Методические принципы физического воспитания 59

5.2. Методы физического воспитания 61

5.3. Основы обучения движениям 62

5.4. Воспитание физических качеств 64

5.5. Формы занятий физическими упражнениями 68

5.6. Виды физической и спортивная подготовки 70

5.7. Объем и интенсивность физической нагрузки 72

5.8. Утомление при физической работе 73

5.9. Энергообеспечение мышечной работы 74

5.10. Мышечная релаксация 75

5.11. Коррекция физического развития средствами физической культуры 76

ГЛАВА 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Самоконтроль в процессе физического воспитания 78

6.1. Формы самостоятельных занятий 78

6.2. Острые патологические состояния 80

6.3. Особенности занятий для женщин 82

6.4. Режимы тренировочных нагрузок 83

6.5. Контроль в физкультурной деятельности 84

ГЛАВА 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений 87

7.1. Спорт и его отличие от других видов занятий физическими упражнениями 87

7.2. Спортивные соревнования 89

7.3. Краткая психофизиологическая характеристика видов спорта 92

ГЛАВА 8. Физическая культура учителя общеобразовательной школы 96

8.1. Возрастные особенности развития детей школьного возраста 96

8.2. Организация физического воспитания учащихся 99

8.3. Формы организации физического воспитания в школе 103

ГЛАВА 9. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей 107

9.1. Профессионально-прикладная физическая подготовка 107

9.2. Производственная физическая культура 112

ГЛАВА 10. Организационно-методические основы развития оздоровительной физической культуры в школе и детском лагере отдыха 115

10.1. Оздоровительная физическая культура 115

10.2. Коллективные формы занятий оздоровительной физической культурой с детьми 117

10.3. Туризм в системе физического воспитания детей 119

Список рекомендуемой литературы 124

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура как составная часть общей культуры является обязательной учебной дисциплиной. Оздоровительные, образовательные и воспитательные функции физической культуры наиболее полно реализуются в целенаправленном физическом воспитании.

В настоящем пособии нашли отражение основы физического воспитания студенческой молодежи. В основе предлагаемого материала лежит учебная программа по физической культуре для высших учебных заведений, утвержденная в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Теоретический раздел этой программы предусматривает формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний будущих учителей общеобразовательной школы по физической культуре. Студенты должны овладеть системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их использования для самосовершенствования, организации здорового образа жизни.

Цель данного учебного пособия — дать студентам теоретические основы физической культуры и показать возможности использования их в процессе педагогической деятельности в образовательных учреждениях, для улучшения собственного здоровья и повышения общекультурного и физкультурного уровней.

При написании учебного пособия активно использовались научные работы ведущих ученых в области педагогики, теории и методики физической культуры, спортивной тренировки, истории физической культуры, физиологии — Н.В.Зимкина, В.И.Ильинича, Л.П.Матвеева, Н.Г.Озолина, В.М.Платонова, В.В.Столбова и др.

ГЛАВА 1. Физическая культура
в общекультурной
и профессиональной подготовке
студентов педагогических вузов

1.1. История физической культуры

Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В широком смысле слова культура играет важную роль в развитии человека, преобразует его биологические потребности, регулирует общественное поведение, выполняет роль социальной информации, переходящей от поколения к поколению.

Физическая культура представляет собой часть общей культуры, вид деятельности, направленный на познание и преобразование физической природы человека. Выражение "занятия физической культурой" соответствует обыденному сознанию и языку людей. Его следует понимать как деятельность по развитию и совершенствованию человеком заложенных в нем, имеющихся у него природных способностей, качеств, в том числе морфофункциональных и психических.

Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте определяют физическую культуру как важную часть культуры народа, являющуюся совокупностью духовных и материальных ценностей, создаваемых, развиваемых и используемых обществом в процессе физического воспитания в целях укрепления здоровья населения Российской Федерации.

Физическое воспитание входит в понятие "физическая культура" и представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитание свойственных человеку физических качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей. Через физическое воспитание человек превращает достижения физической культуры в личное достояние (в виде улучшения здоровья, повышения уровня физического развития и т.д.).

Физическое воспитание направлено на физическое развитие человека. В связи с этим физическое развитие — это процесс становления и изменения биологических функций и форм организма человека, совершающийся под влиянием внутренних и внешних факторов, в особенности социальных.

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, рационального питания можно изменять морфологические и функциональные свойства организма человека

В процессе физического воспитания и физического развития достигается физическое совершенство человека — исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, адекватный требованиям трудовой деятельности и условиям производственного дела и других сфер общественной жизни, обеспечивающий высокую дееспособность и нормальное протекание жизненно важных функций.

Первые физические упражнения воспроизводили элементы трудовой и военной деятельности. С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры. Однако возникновение физических упражнений, игр и танцевальных движений как действий, производных от труда, относится к дорелигиозному периоду человеческой истории. Позднее физические упражнения создавались искусственно на основе познания человеком возможностей своего тела.

Существенное значение в происхождении тех или иных видов физических упражнений и игр имеют географическая среда и климатические условия, в которых жили первобытные люди.

Большой вклад в развитие физической культуры внесли страны Древнего Востока (фехтование на мечах, конное поло, стрельба из лука, шахматы, йога, ушу, каратэдо и др.) и Древней Греции. Спартиаты создали суровую систему воспитания. До 7 лет дети воспитывались в семье. С 7 до 18 лет — в государственных воспитательных учреждениях, в которых занимались в основном физическими упражнениями (метание копья и диска, бег, борьба, прыжки, военные игры, охота). С 18—20 лет юноши зачислялись в отряды эфебов, где продолжали военную и физическую подготовку, а затем несли военную службу до старости.

В Древней Греции большой популярностью пользовались различные игры, проводимые в виде состязаний (Немейские игры в Арголиде, Истмийские игры на Коринфском перешейке, Пифийские игры в Дельфах, Панафейские игры в Афинах). Однако наибольшее значение имели Олимпийские игры, которые проходили чрезвычайно торжественно один раз в четыре года. За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие, никто не имел права ступать на землю Олимпии с оружием в руках. Олимпия превращалась в центр экономической, культурной и политической жизни Греции. Участники игр давали клятву, что они честно готовились и будут достойно состязаться. Победители игр пользовались большой славой, уважением, почестями. На играх выступали Геродот, Сократ, Демосфен, Лукиан, Пифагор.

Первые известные истории Олимпийские игры отмечены 776 г. до н.э. Некоторые исследователи считают, что в 776 г. до н.э. состоялись уже 28-е игры. Первый известный в истории чемпион Олимпийских игр в беге на один стадий — повар Корэб из Элиды. Программа Олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на один стадий (192 м 27 см), равный 600 стопам Геракла, впоследствии расширялась за счет состязаний в пентатлоне (5-борье), беге с оружием, кулачном бою, состязаний колесниц, верховой езде, беге на длинные дистанции (от 7 до 24 стадий). С 37-й Олимпиады в Играх стали принимать участие дети. Рабы, люди негреческого происхождения и женщины к Играм не допускались. Именем атлета, выигрывавшего самый почетный вид состязаний — бег на один стадий, — называлась следующая Олимпиада. Среди античных олимпиоников наибольшего успеха добился Леонидас из Родоса, одержавший 12 побед на различных беговых дистанциях.

Появление и распространение христианской религии, боровшейся против языческой веры и проповедовавшей аскетизм, повлекло за собой прекращение Олимпийских праздников. В 394 г. римский император Феодосий I издал эдикт о запрещении Олимпийских игр. В течение 1168 лет было проведено 293 Олимпиады.

  1. Учебное пособие Саратов 2011 г. Ооо «Издательский центр «Наука» (1)

    Учебное пособие
    Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета имени Н.
  2. Учебное пособие Саратов 2011 г. Ооо «Издательский центр «Наука» (2)

    Учебное пособие
    кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедры физического воспитания и спорта Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского В.
  3. Учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета специальности «Русская филология» Электронное издание, рассчитанное на использование в качестве сетевого ресурса. (1)

    Учебно-методическое пособие
    6. Целевое предназначение – систематизация теоретических сведений, усвоение практических навыков работы с научными историко-археологическими и фольклорно-мифологическими источниками.
  4. Учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета специальности «Русская филология» Электронное издание, рассчитанное на использование в качестве сетевого ресурса. (2)

    Учебно-методическое пособие
    Хрестоматия по славянской мифологии: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / сост. Л.В. Скибицкая. – Брест : УО «БрГУ им. А.С.Пушкина», 2010.
  5. New highway

    Учебно-методическое пособие
    М31 New Highway : учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов заочного отделения высших учебных заведений / Ж. Н. Маслова, Л. В. Татару, Т.
  6. Научно-практическое справочное пособие Санджи Каляевич Каляев (биобиблиографический указатель) Редактор: Эльдышев Э. А. Компьютерный набор

    Библиографический указатель
    Санджи Каляев: Биобиблиогр. указ. / Сост.: Л. В. Манджиева, Е. П. Шуваринова, Г. И. Лиджиева, И. Э. Суксукова; Авт. вступ. ст. А. В. Бадмаев, А. Г. Салдусова; Ред.
  7. Научныхрабо т (1)

    Бюллетень
    Академик А.Н. Соколовский писал: «Каков бы ни был химический состав гумуса, основной характерной чертой является его коллоидность. Как раз коллоидный гумус и представляет наибольшей интерес, так как с ним связаны и физические, и химические
  8. Бюллетень новых поступлений (6)

    Бюллетень
    Биофизические и нейрокибернетические методы в хроноэкологии человека на Севере [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ГОУ ВПО "Сургутский
  9. Педагогічна бібліографія (7)

    Документ
    2. Закон України "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України з питань професійно-технічної освіти" Професійно-технічна освіта : Науково-методичний журнал.

Другие похожие документы..