К основам законодательства российской федерации

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ

К ОСНОВАМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 августа 2007 года

Т.Г. ЖДАНОВИЧ, Е.А. МИХЕЕВА

Жданович Татьяна Геннадьевна - кандидат экон. наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом Саратовского государственного социально-экономического университета.

Михеева Елена Александровна - консультант отдела правового обеспечения деятельности Саратовской областной Думы.

В издании дается постатейный комментарий к одному из основных законов в сфере здравоохранения - "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Основы устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.

Данный Закон применяется уже 14 лет. За это время сложилась определенная практика применения его положений как на федеральном, так и на региональном уровнях. Комментируя Закон, авторы приводят множество примеров практического применения норм закона, основываясь на новейшей судебной практике. Приведены практические рекомендации по оформлению документов.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

1. Нормативные правовые акты

Конституция РФ - Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года;

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ;

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 года N 14-ФЗ;

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ;

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ;

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ;

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ.

2. Государственные министерства, ведомства и организации

ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации;

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения;

Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России - Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации;

Минздрав РФ - Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Минздравсоцразвития РФ - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

Минюст РФ - Министерство юстиции Российской Федерации;

ОВД - отдел внутренних дел;

ООН - Организация объединенных наций;

РАМН - Российская академия медицинских наук;

Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

ФФОМС России - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

3. Прочие сокращения

абз. - абзац;

г. - город;

гл. - глава;

ГУ - государственное учреждение

мин. - минуты

п., п. п. - пункт, пункты;

подп. - подпункт;

пос. - поселок;

разд.- раздел;

с. - страница;

сб. - сборник;

см. - смотри;

ст., ст. ст. - статья, статьи;

т.е. - то есть;

т.д. - так далее;

т.п. - тому подобное;

ч. - часть.

22 июля 1993 года N 5487-1


ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

(в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ,

от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ,

от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ,

от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.12.2004 N 151-ФЗ,

от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.12.2005 N 170-ФЗ,

от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 02.02.2006 N 23-ФЗ,

от 29.12.2006 N 258-ФЗ,

с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Охрана здоровья граждан

Комментарий к статье 1

1. Комментируемой статьей в российское законодательство вводится понятие "охрана здоровья граждан". В соответствии с комментируемой статьей под охраной здоровья населения понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов. Особенностью данного права является и то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития <1>.

--------------------------------

<1> Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М, Новая правовая культура, 2002.

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия <2>. С юридической позиции здоровье выражается в возможности реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им. Социально-экономические аспекты рассматриваются как критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии может отражать уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда <3>. Также от состояния здоровья населения зависит качество труда, социально-демографические процессы воспроизводства поколений, воспитание и обучение предшествующими поколениями последующих <4>. Главная причина многих смертей кроется в социальных факторах, т.е. в том, насколько хорошо отлажена работа системы жизнеобеспечения и безопасности граждан. Если у человека нет работы, позволяющей достойно зарабатывать, нормального жилья, возможности полноценно отдыхать, питаться, то уровень его здоровья резко падает <5>.

--------------------------------

<2> Устав Всемирной организации здравоохранения от 22 июля 1946 года.

<3> Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. М., 1995. С. 195.

<4> Гусейнова Т.П. Понятие "здоровье человека" в системе экологического знания // Социальная экология и устойчивое развитие. М., 1997. Вып. II. С. 20.

<5> Головистикова А.Н. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь // Адвокат. 2007. N 1.

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Право на охрану здоровья является одними из основных конституционных прав граждан. В главе 2 Конституции Российской Федерации, посвященной правам и свободам человека и гражданина, ему отведена отдельная норма - статья 41. Эта статья закрепляет право на охрану здоровья и медицинскую помощь за каждым. Это право корреспондирует с обязанностью государства охранять здоровье людей (часть 2 ст. 7 Конституции РФ). Государственный контроль охраны здоровья раскрывает социальный характер государства.

Закрепление Конституцией РФ права на охрану здоровья за каждым означает, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (часть 2 ст. 19 Конституции РФ и часть 4 ст. 17 комментируемых Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Закрепление Конституцией РФ права на охрану здоровья за каждым также означает, что иностранным гражданам, находящимся на территории России, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации (часть 4 ст. 17 комментируемых Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Право на охрану здоровья входит в число важнейших социальных прав граждан Российской Федерации. Данное право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи (часть 1 ст. 17 комментируемых Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Такая помощь гражданам гарантируется государством и оказывается при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях, включая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и социальной защиты населения.

Право на охрану здоровья имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд элементарных прав. К ним, в частности, относятся: право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; право на медико-социальную помощь; право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; право на заботу государства об охране здоровья членов семьи; право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах и др.

3. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь - общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Среди множества международных документов, закрепляющих право на охрану здоровья, следует обязательно упомянуть Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения.

В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 года каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам (часть 1 статьи 25).

Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах государства, участвующие в Пакте, признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 года N 4812-VIII. Вступил в силу для России с 3 января 1976 года. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978. Выпуск XXXII. С. 36; "Ведомости Верховного Совета СССР". 1976. N 17(1831)). Для полного осуществления этого права страны - участники Пакта должны разрабатывать и выполнять мероприятия по следующим направлениям:

а) обеспечение сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;

б) улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;

в) предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьба с ними;

г) создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни (часть 2 статьи 12).

В Уставе (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 года) провозглашены следующие принципы в области улучшения и охраны здоровья всех народов:

- здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов;

- обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения;

  1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (1)

    Закон
    Раздел II. Компетенция в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных окруГов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления (ст.
  2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 с изменениями от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 де

    Закон
    Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г.
  3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1)

    Закон
    Компетенция в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,
  4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (2)

    Закон
    (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1 N 214-ФЗ, от 02.12.2 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.
  5. Основы законодательства российской федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (2)

    Закон
    от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1 г., 2 декабря 2 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.
  6. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

    Закон
    Библиотечно-информационное обслуживание – деятельность библиотеки, обеспечивающая доступ пользователей к документам и информации. Поскольку эта деятельность предполагает отношения с отдельными лицами, организациями, в том числе библиотеками,
  7. Комментарии к основам законодательства Российской Федерации об охране труда

    Закон
    Одной из главных причин сложившегося неудовлетворительного положения с охраной труда в народном хозяйстве, наряду с резким сокращением инвестиций в реконструкцию и обновление основные производственных фондов, разрушением старой системы
  8. Закон Российской Федерации от 09. 10. 1992 г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

    Закон
    Участником предоставления муниципальной услуги является муниципальное учреждение культуры «Музей археологии и краеведения города Дубны Московской области».
  9. Настоящий Временный порядок разработан в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, Федерал

    Закон
    Временный порядокавтоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах.

Другие похожие документы..