К основам законодательства российской федерации

- здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств;

- достижения любого государства в области улучшения и охраны здоровья представляют ценность для всех;

- неравномерное развитие в разных странах мер в области здравоохранения и борьбы с болезнями, в особенности с заразными болезнями, является общей опасностью;

- здоровое развитие ребенка является фактором первостепенной важности; способность жить гармонично в меняющихся условиях среды является основным условием такого развития;

- предоставление всем народам возможности пользования всеми достижениями медицины, психологии и родственных им наук является необходимым условием достижения высшего уровня здоровья;

- просвещенное общественное мнение и активное сотрудничество со стороны общества крайне важны для улучшения здоровья народа;

- правительства несут ответственность за здоровье своих народов, и эта ответственность требует принятия соответствующих мероприятий социального характера и в области здравоохранения.

Охрана здоровья, как одна из самых значимых и острых социальных проблем, нашла отражение в документах, принятых Организацией Объединенных Наций на пороге тысячелетия <6>. Достаточно отметить, что в Декларации тысячелетия ООН, утвержденной Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года (Московский журнал международного права, 2001, N 41), четыре из восьми целей развития тысячелетия (Millnneium Development Goals), сформулированных в качестве индикаторов эффективности действий по реализации политики развития человеческого потенциала в разных странах, имеют прямое отношение к праву на охрану здоровья: цель 4 "Снижение детской смертности", цель 5 "Улучшение здоровья матерей", цель 6 "Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими болезнями", цель 7 "Обеспечение экологической устойчивости" <7>. За последние годы практически все органы и структуры ООН выразили озабоченность реализацией этого права, подтверждением чему является значительное число резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии по правам человека ООН, решений ЭКОСОС, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и других органов.

--------------------------------

<6> Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке // Доклад Генерального секретаря от 27 марта 2000 года. UN Doc. A/54/2000.

<7> Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций: Резолюция ГА ООН 55/2 от 8 сентября 2000 года. UN Doc. A/RES/55/2.

Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Комментарий к статье 2

1. В комментируемой статье закреплены основные принципы охраны здоровья граждан. Принципы в области охраны здоровья граждан установлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

2. Подпунктами 1 - 3 комментируемой статьи установлены три важных принципа охраны здоровья граждан:

- соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

- приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

- доступность медико-социальной помощи.

Эти принципы закреплены в части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений" (см. комментарий к статьям 1 и 3).

Правам человека и гражданина в области охраны здоровья посвящен раздел IV, правам отдельных групп населения (членов семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту, лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест) в этой области - раздел V комментируемых Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Государство гарантирует гражданам:

- охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

- защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность;

- право на охрану здоровья своим гражданам, находящимся за ее пределами, в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Наравне с гражданами Российской Федерации пользуются правом на охрану здоровья лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

- право на охрану здоровья иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В разделе VI комментируемых Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закреплены права граждан при оказании медико-социальной помощи. В частности, статьей 30 комментируемого Закона установлен исчерпывающий перечень прав пациента при обращении за медицинской помощью и ее получении, в том числе: уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; выбор врача; информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства на медицинское вмешательство; получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья; получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования; возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи; допуск к нему адвоката, священнослужителя и другие (см. комментарий к ст. 30).

Медико-социальная помощь включает в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Статья 20 комментируемых Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, конкретизируя принцип доступности медико-социальной помощи, устанавливает гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам, который им обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Он включает скорую медицинскую помощь, амбулаторно-поликлиническую помощь, включая мероприятия по профилактике, и стационарную помощь.

Федеральным законом от 2 декабря 2000 года N 139-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" расширен перечень бесплатных видов медицинской помощи гражданам. В частности, наряду с мерами Правительства Российской Федерации предполагается утверждение и реализация территориальных программ, гарантирующих оказание государством гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Осуществление медико-социальной помощи гражданам гарантируется оказанием:

- первичной медико-санитарной помощи (см. комментарий к ст. 38);

- скорой медицинской помощи (см. комментарий к ст. 39);

- специализированной медицинской помощи (см. комментарий к ст. 40);

- медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (см. комментарий к ст. 41) и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (см. комментарий к ст. 42).

Кроме того, граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных российскими законами.

Порядок обеспечения граждан медицинской помощью на основе обязательного и добровольного медицинского страхования подробно регламентирован в Федеральном законе от 28 июня 1991 года N 1499-1 (в редакции от 2 апреля 1993 года) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" ("Ведомости Съезда НД РСФСР и Верховного Совета РСФСР", 1991, N 27, ст. 920, 921; "Ведомости Съезда НД РФ и Верховного Совета РФ", 1992, N 23, ст. 1230). Материальной гарантией права граждан на бесплатную медицинскую помощь выступает созданный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Граждане реализуют свое право на бесплатную медицинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования, обеспечивающего всех граждан Российской Федерации равными возможностями в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Однако экстренная медицинская помощь в соответствии с Законом от 2 апреля 1993 г. оказывается вне зависимости от наличия у пациента страхового полиса, поскольку она финансируется за счет государственного бюджета. Поэтому отказ от оказания такой помощи является явным нарушением Закона.

3. Подпунктом 4 комментируемой статьи установлен принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья. Содержание данного подпункта статьи конкретизирует конституционное положение о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции РФ).

Часть 2 статьи 39 Конституции РФ предусматривает только денежные формы социального обеспечения (социальные пособия). Социальные пособия - это иные денежные выплаты (за исключением пенсий), которые предоставляются взамен утраченного заработка либо в целях социальной поддержки при повышенных расходах.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, в том числе на меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности (ст. 20 комментируемых Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

В соответствии с частью 9 статьи 20 комментируемых Основ работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их (см. комментарий к ст. 20). Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 22 комментируемых Основ пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока (см. комментарий к ст. 22).

В соответствии со статьей 23 Основ женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке (см. комментарий к ст. 23). Государственные пособия по беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за детьми устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ("Российская газета", 1995, 24 мая; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1929).

Статьей 64 комментируемых Основ семьям погибших устанавливается единовременное денежное пособие в случае гибели работников государственной и муниципальной систем здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований (см. комментарий к ст. 64). Правила назначения и выплаты государственных единовременных пособий работникам предприятий системы здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей и членам семей работников указанных категорий в случае их смерти утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1997 г. N 757 ("Российская газета", 1997, 2 июля; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 26, ст. 3052).

4. Подпунктом 5 комментируемой статьи закреплен один из основных принципов охраны здоровья граждан: "Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья". Органы государственной власти формируются на уровне Российской Федерации и субъектов РФ в порядке, установленном Конституцией, конституциями и уставами субъектов РФ. Органы местного самоуправления формируются на основании Конституции в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Часть 3 статьи 41 Конституции РФ предусматривает ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, в соответствии с федеральным законом. Под сокрытием фактов и обстоятельств понимается не только утаивание определенной информации, но и распространение заведомо недостоверной информации о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке и других фактах и событиях (катастрофах, авариях и т.д.). Ответственность - это обязанность отвечать за свои поступки и действия. Действующее законодательство за сокрытие должностными лицами любого уровня фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, предусматривает следующие виды ответственности:

- административную за совершение административных правонарушений, посягающих на здоровье населения, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6 Кодекса РФ об административных правонарушениях);

- уголовную за совершение преступлений против здоровья населения и общественной нравственности (глава 25 Уголовного кодекса РФ). Уголовное законодательство предусматривает наказание за причинение телесных повреждений, заражение некоторыми видами болезней (например, венерическими, СПИДом), нарушение правил охраны труда, загрязнение окружающей среды обитания, а также за преступления, посягающие на здоровье или создающие угрозу здоровью людей. Например, в ст. 143 УК РФ такая ответственность наступает за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенных лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет;

  1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (1)

    Закон
    Раздел II. Компетенция в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных окруГов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления (ст.
  2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 с изменениями от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 де

    Закон
    Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г.
  3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1)

    Закон
    Компетенция в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,
  4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (2)

    Закон
    (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1 N 214-ФЗ, от 02.12.2 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.
  5. Основы законодательства российской федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (2)

    Закон
    от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1 г., 2 декабря 2 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.
  6. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

    Закон
    Библиотечно-информационное обслуживание – деятельность библиотеки, обеспечивающая доступ пользователей к документам и информации. Поскольку эта деятельность предполагает отношения с отдельными лицами, организациями, в том числе библиотеками,
  7. Комментарии к основам законодательства Российской Федерации об охране труда

    Закон
    Одной из главных причин сложившегося неудовлетворительного положения с охраной труда в народном хозяйстве, наряду с резким сокращением инвестиций в реконструкцию и обновление основные производственных фондов, разрушением старой системы
  8. Закон Российской Федерации от 09. 10. 1992 г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

    Закон
    Участником предоставления муниципальной услуги является муниципальное учреждение культуры «Музей археологии и краеведения города Дубны Московской области».
  9. Настоящий Временный порядок разработан в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, Федерал

    Закон
    Временный порядокавтоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах.

Другие похожие документы..