Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2007 с. 346 Состав организационного комитета Симпозиума

ПСИХОЛОГИЯ

XXI СТОЛЕТИЯ


ТОМ 2

Ярославль, 2007

Печатается по решению Президиума Международной Академии Психологических Наук

ПСИХОЛОГИЯ XXI СТОЛЕТИЯ. Т. 2 / Под редакцией Козлова В.В. – Ярославль, МАПН, 2007 - с. 346

Состав организационного комитета Симпозиума:

Председатель: Новиков В.В.,

Директор: Козлов В.В.

Члены Оргкомитета:Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.В., Обозов Н.Н., Свенцицкий А.Л., Семенов В.Е., Урываев В.А., Шарапов Е.П., Шорохова Е.В., Фетискин Н.П., Шевчук В.Ф.

Программный комитет: - Карпов А.В., Кашапов М.М., Клюева Н.В., Козлов В.В., Мазилов В.А., Шадриков В.Д., Фетискин Н.П.

Ответственный редактор: Козлов В.В.

Редколлегия:

Мазилов В.А., Новиков В.В., Урываев В.А.

Статьи в сборнике изданы в авторской редакции.

ãМАПН, 2007 г.

ãКозлов В.В., 2007 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ПРОЕКТНОГО МЕТОДА КАК ФАКТОР

ЭЛИМИНАЦИИ МОЛОДЁЖНОЙ ДЕЛИКВЕНТНОСТИ

Кондрат Е.Н. (Санкт-Петербург)

Представления о проектировании и термин «проектирование» используются в различных видах социальной деятельности. Его творчески наполненное содержание может вполне применяться в профилактике делинквентного поведения у несовершеннолетних осужденных.

Под творческим проектом в психологическом исследовании понимается самостоятельно разработанный и реализованный в практической деятельности продукт от идеи до ее воплощения.

Творческий проект выполняется в три этапа: исследовательский (подготовительный), технологический, заключительный. На каждом этапе исследователь решает определенные задачи.

Исходя из региональных условий, социальных заказов, индивидуальных потребностей можно составить банк творческих проектов, в котором будут собраны наиболее типичные или уникальные случаи творческого проектирования в различных отраслях и сферах психологии.

Критерии оценивания выполненных проектов (по П.С. Лернеру) включают в себя аргументированность выбора темы, обоснование потребности в данном проекте, практическую направленность проекта; объем и полноту разработки, выполнение этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, оригинальность темы, подходов, найденных решений, оригинальность воплощения и представления проекта; оформление, соответствие стандартным требованиям, оригинальность.

Исследовательский этап включает в себя выявление основных психологических проблем участников группы, выбор и обоснование теоретического направления, конкретного вида тренинговой работы, составление программы тренинга. Программа тренинга может создаваться по запросам отдельных организаций, по результатам диагностики сотрудников того учреждения, где работает психолог, школьников и т.п. Обоснование программы включает также выбор психологического инструментария, основных приемов и упражнений в работе с группой. При составлении программы тренеры могут обратиться к собранному «банку проектов», включающему данные по предыдущим программам, различные задания и упражнения.

Технологический этап выполнения проекта тренинга включает непосредственное проведение тренинговых занятий. Они могут быть построены в традиционном ключе или соответствовать какому-либо авторскому направлению тренинга. Практическая деятельность на занятии может быть серией упражнений, рассмотрением реальной ситуации, ролевой игрой. Содержание тренинга должно побуждать участников к активному включению в работу.

На технологическом этапе апробируются и корректируются положения выработанной программы тренинга в соответствии с потребностями участников. Какими бы привлекательными ни выглядели задания и упражнения на стадии разработки программы, они могут не соответствовать настроению участников группы, их насущным проблемам.

Заключительный этап реализации проекта тренинга содержит анализ и рефлексию преобразовательной психологической деятельности, подведение итогов, оценку полученных результатов.

Анализ результатов и их оценка необходимы для конструктивных изменений и в дальнейшем использовании разработанной программы тренинга, и для накопления опыта проектирования групповых форм работы, и для изменений профессиональной позиции самого психолога-тренера в отношении собственной деятельности.

Примером эффективности данного профилактического метода может служить существенная перестройка в структуре доминирующих стратегий профессионального самоопределения у несовершеннолетних осужденных

Изменения в структурном Соотношении стратегии профессионального самоопределения у несовершеннолетних осужденных в процессе реализации проектного метода (%)

Стратегии профессионального самоопределения

Выраженность стратегии

До тренинга

После тренинга

Автономно-эмансипи-рованная стратегия

12,0

35,0

Индивидуально-зависимая стратегия

21,0

38,0

Приспособительно-потре-бительская стратегия

67,0

27,0

Из таблицы видно, что после тренинговых проектных занятий существенно снижалась (на 40 %) выраженность приспособительно-потребительской стратегии и заметно возросли автономно-эмансипированная и индивидуально-зависимая.

Такая трансформация в структуре выше указанных стратегий, на наш взгляд, в большей мере способствует раскрытию творческого потенциала в профессионально-личностном развитии несовершеннолетних в местах лишения свободы.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ

Кондрат И.Н. (Санкт-Петербург), Бредихин Г.А. (Москва)

Рассматривая процесс профессионального становления личности, важно выделить в нем профессиональную компетентность как индивидуальную характеристику степени соответствия конкретной личности требованиям профессии. Психологи определяют "компетентность как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять трудовые функции".

И.В.Михайлов и Я.Н.Украинский предполагают судить о наличии компетентности по характеру результата труда человека.

Владение своей профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, ответственность за результаты своего профессионального труда, готовность к профессиональному росту означают зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала – прокурорского работника, его индивидуальности.

Следует также отметить, что неблагоприятное протекание процесса профессионального становления под влиянием особых условий деятельности, психотравмирующих фактов, перегрузок, монотонных условий труда, резких изменений режима работы, плохого психологического климата и конфликтной обстановки в трудовом коллективе может привести к профессиональной деформации личности (А.В.Буданов, В.С.Медведев, С.П.Безносов, А.Р.Ратинов и др.).

По определению С.Е.Борисовой, профессиональная деформация "результат специфических личностных изменений, происходящих в первую очередь под влиянием профессиональной деятельности и профессиональной роли, другими словами, это явление, которое возникает в результате специфики межличностного и профессионального взаимодействия и, непосредственно, деятельности, и выступает, на наш взгляд, как фактор, влияющий на профессиональное становление личности. Влияние этого фактора на процесс профессионализации человека может привести к снижению производительности труда, работоспособности и трудоспособности, а также к негативным изменениям психических качеств человека, утрате ценностных ориентации в труде. Эти нарушения могут затрагивать различные грани трудового процесса: профессиональную деятельность, личность профессионала – прокурорского работника, профессиональное обучение, социальную подсистему профессиональной среды личности (восприятие, общение, взаимодействие).

Таким образом, реализуя программу по своему профессиональному психологическому самосохранению, личность, формируясь и развиваясь, в процессе своей профессионализации начинает осознавать изменения, происходящие с ней, проявляет рефлексию на эти изменения. Самоотражение приводит к возникновению новых планов, проектов развития, предупреждению профессиональной деформации, эффективному профессиональному и личностному росту. Личность экстраполирует свое будущее, а "желание своего будущего, как отмечает Л.И.Анциферова, - и есть желание развития".16 Отсюда можно сделать вывод, что на определенной стадии своего профессионального становления человек становится субъектом собственного личностного развития.

Будучи субъектом, индивид сознательно строит свою деятельность по освоению профессии, вырабатывает траекторию и расширяет перспективы профессионального роста, познаёт себя, в той или иной форме осуществляет личностную профессиональную диагностику и прогнозирует свою профессиональную карьеру. Как объект профессионализации молодой сотрудник подвергается обучающему, воспитательному воздействию со стороны таких субъектов, как: руководители всех уровней (от непосредственного начальника до высшего руководства), старшие сослуживцы, наставник, психолог и др.

  1. Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2007 с. 346 Состав организационного комитета Симпозиума (1)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.
  2. Сборник посвящен 15-летию мапн (1)

    Документ
    Днем рождения МАПН нужно считать 29 октября 1992 г., а местом рождения - старинный русский город Кострому. Местом "дислокации" Академии стал еще более старинный город Ярославль, а точнее - факультет психологии Ярославского
  3. Сборник посвящен 15-летию мапн (2)

    Документ
    Днем рождения МАПН нужно считать 29 октября 1992 г., а местом рождения - старинный русский город Кострому. Местом "дислокации" Академии стал еще более старинный город Ярославль, а точнее - факультет психологии Ярославского
  4. В. В. Новиков доктор философских наук, профессор (1)

    Книга
    Печатается по решению редакционно-издательского Совета Международной Академии психологических наук и Ученого Совета факультета психологии Ярославского государственного университета им.
  5. В. В. Новиков доктор философских наук, профессор (3)

    Книга
    Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том II. Российский трансперсональный проект. – М., 2007.
  6. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  7. В. В. Новиков доктор философских наук, профессор (2)

    Книга
    Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект. М., 2007 – 350с.

Другие похожие документы..