Учебно-методический комплекс по опд. В. «Европейское право» Специальность

Рекомендации по работе с литературой

Работа с основной и рекомендуемой литературой по данной дисциплине представляет сложный и поэтапный процесс.

Цель изучения литературы состоит в том, чтобы сформировать собственное суждение (умозаключение) по данному вопросу, определить структуру и содержание ответа (доклада, реферата).

При подборе литературы отдается предпочтение источникам более высокого уровня (учебникам, учебным пособиям, законам, постановлениям государственных органов, другим нормативным актам), а затем подбираются конспекты лекций, статьи в журналах и газетах по их наименованиям и заголовкам. При этом в первую очередь используются материалы более поздних сроков издания. При необходимости могут подбираться и использоваться справочники, ежегодники, отчетные и статистические материалы.

Перед просмотром литературы на каждый учебный вопрос заготавливается карточка, озаглавленная наименованием вопроса, на который записываются относящиеся к нему источники информации.

При просмотре литературы по оглавлению (либо по содержанию, по наименованию глав, разделов и подразделов) выделяется нужная информация, определяется ее уровень (ранг), объем и номера страниц, степень важности (основная или дополнительная) и записываются эти данные в карточку того учебного вопроса, к которому относится содержащаяся в этом материале информация. Заканчивается просмотр литературы классификацией (группировкой) отобранных источников по учебным вопросам.

Потом студенты изучают литературные источники в последовательности, соответствующей их расположению по учебным вопросам, начиная с источников более высокого уровня, делая при этом записи (выписки) в тетрадях для практических занятий наиболее важных положений, которые могут быть использованы при ответе на них.

В зависимости от требований плана семинара, сложности вопроса и уровня подготовки студентов результат изучения литературы может быть оформлен в виде плана (структуры) ответа, тезисов ответа (доклада) или полного текста доклада (реферата).

Последний вариант наиболее приемлем для научных семинаров, при выступлении на семинаре в форме доклада или реферата по наиболее сложным комплексным вопросам (проблемам).

При подготовке к семинару необходимо внимательно ознакомиться с планом-заданием семинара и другими материалами, уяснить вопросы, содержание задания. Рекомендуется составить план подготовки к семинару, обращая внимание не только на то, что надо сделать, но и в какие сроки, каким путем.

Затем нужно подобрать литературу и другой необходимый материал (через библиотеку, в процессе консультаций с преподавателем, на кафедре и др.). Прежде всего, студенту необходимо обратиться к своим конспектам лекций и соответствующему разделу учебника.

После этого можно приступить к изучению специальной литературы, нормативного материала. Изучение всех источников должно идти по пути поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы: нужно выписать в словарик и выучить термины. Вся работа должна найти отражение в выписках, заметках на полях конспектов лекций, сборников нормативно-правовых актов и др.

Завершающий этап подготовки состоит в составлении развернутых планов выступления по каждому вопросу семинара (конкретного задания). Студенты должны быть готовы к докладу по каждому вопросу плана семинара (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут).

При выполнении курсовой работы необходимо, прежде всего, выбрать, из нижепредлагаемой тематики, вопрос, который он хочет исследовать. Можно предложить собственную тему исследования, предварительно согласовав ее с научным руководителем. Выбор темы определяется уже накопленной студентом суммой знаний по данной и смежным дисциплинам.

Далее необходимо ознакомиться с литературой, рекомендованной в учебной программе по данной теме, с систематическими каталогами библиотек по интересующей проблематике, а также с различными библиографическими справочными изданиями, сносками и ссылками в различных учебниках и монографиях. Поощряется при написании работы привлечение иностранной литературы.

Составленный список, необходимой для изучения литературы, согласовывается с научным руководителем. После чего выясняется её наличие в библиотеках города. В случае если нужных изданий в городе нет, рекомендуем Вам своевременно заказать их из других городов России по межбиблиотечному абонементу (МБА): студенты пользуются этой услугой бесплатно - в Научной библиотеке Волгоградского государственного университета. Заказы выполняются, как правило, в 30-ти дневный срок.

В процессе работы над литературой, целесообразно вести конспектирование (нужно указывать источник, откуда почерпнута информация и его полные выходные данные (ФИО автора, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц в книге), записывать страницы откуда производится выписка).

На основании собранного материала, нужно составить план курсовой работы и показать его научному руководителю.

При написании работы необходимо помнить следующее:

  • работа, не имеющая самостоятельного характера и представляющая собой механически списанные куски из различных источников, возвращается студенту для доработки, либо полного переделывания, при этом преподаватель вправе поставить студенту оценку «неудовлетворительно»;

  • если в работе приводится цитата из какого либо источника, то её необходимо заключить в кавычки, а над ними поставить цифру, обозначающую номер сноски. Этот же номер указывается под текстом внизу страницы и рядом с ним пишется источник, откуда произведено цитирование (ФИО автора, название работы, год издания, издательство, том, страница);

  • в ссылках на нормы права должен указываться полностью нормативный акт, дата его издания, номер нужной статьи и полные сведения об источнике, в котором акт опубликован;

  • цитирование нормативного акта со ссылкой на различные компьютерные правовые системы, без указания источника официального опубликования документа не допускается;

  • в список литературы вносятся только фактически использованные источники;

  • библиография составляется в следующей последовательности: нормативные акты (по юридической силе (нормы международного права, Конституция РФ, федеральные конституционные законы и т.д. по убывающей) и с учётом даты издания (от наиболее долго действующих - к не давно принятым)); другие источники в алфавитном порядке.

Советы по подготовке к экзамену

На экзамене по данной дисциплине студент должен продемонстрировать глубокие, систематизированные теоретико-правовые знания. При этом не достаточно иметь общее представление о категориях и проблемах правовой науки. Необходимо владеть материалом по соответствующей теме, т.е.

  • знать определения основных понятий и категорий;

  • уметь изложить существующие в науке точки зрения по дискуссионным вопросам;

  • перечислить фамилии ученых, занимающихся данной проблемой.

При подготовке к зачету следует учитывать, что преподаватель на экзамене проверяет не только уровень запоминания учебного материала, но и то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, формулировать собственную мысль.

На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые – в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Критериями при выставлении оценки являются правильность ответов на вопросы, полнота ответа, степень использования научных и нормативных источников, умение связывать теорию с практикой, логика и аргументированность изложения, грамотное комментирование, привидение примеров, культура речи. Это значит, что преподаватель оценивает как знания, так и форму изложения их студентом.

Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий

Учебно-методический комплекс включает примерные тесты для повторения изученного материала. Тесты охватывают наиболее важные, сложные вопросы тем, а также те вопросы, которые в соответствии с тематическим планом были отведены для самостоятельного изучения. Назначение тестов заключается, во-первых, в возможности для студента самостоятельно проверить полученные знания, а, во-вторых, в возможности ознакомиться с принципами составления и уровнем сложности тестовых заданий, включенных в модульные контрольные работы.

В тесте предусмотрены три варианта ответов на каждый вопрос. При этом правильным во всех случаях является только один вариант.

Одной из важных форм самостоятельной работы студента является письменная контрольная работа. Контрольная работа является средством проверки усвоения студентом изученного материала и развития его навыков в практическом применении правовых знаний.

Реферат представляет собой доклад на определенную тему. Он включает в себя обзор соответствующих литературных и других источников или изложение сути книги, статьи, исследования. Реферат - это сокращенный пересказ содержания первичного документа с основными фактическими сведениями и выводами.

Написание реферата практикуется в учебном процессе вуза в целях приобретения студентами необходимой профессиональной подготовки, развития навыков самостоятельного изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного и т.п.

Весь процесс работы над рефератом включает в себя:

  • выбор темы;

  • подбор литературы и иных источников, их изучение;

  • составление плана;

  • написание текста работы и ее оформление.

Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой путем прочтения соответствующего раздела учебника, конспектов лекций. После того как общее представление о теме сложилось, студенту следует изучить литературные и иные источники. В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический материал. План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.

Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основного материала, содержащего суть проблемы и заключения, где формируются выводы, оценки. Материал должен быть изложен кратко, точно, последовательно.

Объем реферата - от 8 до 15 печатных страниц. На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы реферата, свою фамилию и инициалы.

Оформление научного аппарата заслуживает особого внимания и прежде всего подстрочные сноски. Сноски делаются внизу страницы, под чертой. Сноска должна быть полной с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года издания, страницы, с которой взята цитата. Для статьи из журнала, сборника обязательна фамилия и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей, год издания и номер (выпуска), а для газетной статьи кроме названия и года издания также дата выпуска.

Содержание реферата докладывается на семинаре, кружке, конференции. Предварительно подготовив тезисы доклада, студент в течение 7-10 минут кратко излагает основные положения своей работы.

РАЗДЕЛ III

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (УММ)

1. Лекции

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Менеджмент для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. Личность ме­неджера. Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство.
  2. Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 18 «Международное частное право» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное частное право» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г.
  3. Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право зарубежных стран» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ.
  4. Учебно-методический комплекс по опд. Р. 6 «Прокурорский надзор в рф» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Прокурорский надзор» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2010г.
  5. Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 21 «Семейное право» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Семейное право» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-исполнительное право»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Уголовно-исполнительное право» рассчитан на студентов и слушателей юридического факультета Ярославского Филиала Академии Труда и Социальных Отношений
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине “Международное частное право” для специальности 030501 “юриспруденция” Составитель умкд

    Учебно-методический комплекс
    ОПД.Ф.18 Международное частное право. Понятие международного частного права; понятие унификации; международное частное право и публичное право; источники международного частного права; методы регулирования гражданско-правовых отношений
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Уголовно-процессуальное право» рассчитан на студентов и слушателей юридического факультета Ярославского Филиала Академии Труда и Социальных Отношений
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовно-исполнительное право» Для специальности «юриспруденция» 030. 501

    Учебно-методический комплекс
    Предмет Уголовно-исполнительного права; взаимосвязь уголовно-исполнительного права с другими отраслями права - уголовным, уголовно-процессуальным, криминологией, конституционным, трудовым и др.

Другие похожие документы..