Психология и педагогика: учебное пособие

Психология и педагогика: учебное пособие

Дата издательства: 2000 г.

Автор/издательство: Николаенко В.М

В учебном пособии освещено три блока проблем: психология познавательных процессов (ощущение и восприятие, внимание, память, воображение, мышление), психология личности (личность, темперамент, характер, способности, чувства и эмоции, воля) и педагогика.

Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы в работе с персоналом и социальными группами, кроме того, они помогут построить деловые и межличностные отношения, а также помогут в самопознании, с тем чтобы рационально подходить к собственной судьбе, к личностному росту.

Для студентов высших учебных заведений.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ 

Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ И ПЕДАГОГИКУ     

Глава 1. Предмет психологии и педагогики, их задачи и научно-исследовательские методы        

1. Педагогика как наука и практика              

2. Что изучает психология?             

3. Научно-исследовательские методы психологии и педагогики          

Глава 2. Психика и организм, сознание и подсознание. Психологическая защита           

1. Психика и организм      

2. Сознание и подсознание             

3. Механизмы психологической защиты     

Раздел II ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ              

Глава 1. Ощущение и восприятие 

1. Познавательные психические процессы. Структура приема информации   

2. Ощущения: классификация, общие свойства        

3. Восприятие, его виды и свойства              

Глава 2. Внимание            

1. Общее представление о внимании. Теории внимания        

2. Сосредоточенность и развитие внимания              

Глава 3. Память  

1. Общая характеристика памяти. Теории памяти    

2. Виды и особенности памяти      

3. Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания               

Глава 4. Воображение      

1. Понятие "воображение", его виды и формы проявления  

2. Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Функции воображения             

3. Воображение и мышление. Воображение и творчество    

Глава 5. Мышление          

1. Сущность мышления как познавательного процесса          

2. Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления              

3. Речь как инструмент мышления и средство общения         

Раздел III ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ        

Глава 1. Личность             

1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность"    

2. Исследования личности: этапы, научные подходы               

3. Структура личности. Социализация личности       

Глава 2. Темперамент      

1. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента               

2. Характеристика типов темперамента. Темперамент и личность, темперамент и деятельность               

Глава 3. Характер              

1. Понятие о характере. Физиологические основы характера

2. Структура характера. Черты характера    

3. Акцентуации характера               

Глава 4. Способности       

1.Понятие"способности". Структура и виды способностей  

2. Природа человеческих способностей      

3. Развитие способностей

Глава 5. Чувства и эмоции              

1. Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния             

2. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека 

3. Чувства и личность. Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция        

Глава 6. Воля      

1. Общее понятие о воле. Теории воли        

2. Волевая регуляция человеческого поведения       

3. Развитие воли у человека            

Раздел IV ПЕДАГОГИКА

Глава 1. Педагогика как теория обучения   

1. Дидактика: понятие, основные функции 

2. Принципы обучения    

3. Методы обучения         

Глава 2. Педагогика как теория воспитания               

1. Общее представление о воспитании        

2. Цели образования и воспитания               

3. Средства и методы воспитания  

Глава 3. Учебная ситуация как способ организации эффективного взаимодействия     

1. Структура межличностных отношений в учебной ситуации            

2. Виды ситуационных отношений               

3. Эмоционально-нравственное развитие личности

Глава 4. Нравственно-психологический образ педагога         

1. Труд педагога: различные точки зрения 

2. Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога               

3. Система государственных мер, стимулирующих повышение квалификации педагогов            

Глава 5. Семейное воспитание и семейная педагогика           

1. Характерные черты семейного воспитания, его проблемы              

2. Семейная педагогика об условиях и основных типах семейного воспитания               

3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе. Авторитет воспитателя          

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее издание составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплины ;Психология и педагогика;. Это название предполагает, что будут рассмотрены две науки, поэтому материал может быть организован по-разному. Психологию и педагогику можно рассматривать как самостоятельные дисциплины, как это делает А.А.Радугин в своем пособии ;Психология и педагогика; (М., 1996). Авторы настоящего издания считают более продуктивным такое построение материала, при котором эти дисциплины предстают как взаимопереплетающиеся, взаимодополняющие друг друга. Подобный подход основывается на классификации наук, предложенной Б.М.Кедровым, согласно которой психология занимает центральное место в этой системе, являясь фундаментальной наукой, а педагогика, будучи прикладной наукой, опирается на ее выводы и положения. Э.Стоун даже объединяет эти науки в единую науку — психопедагогику (Психопедагогика. — М., 1984). Аналогичной позиции придерживается и С.Д.Смирнов (Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. — М., 1995). Действительно, говорить об эффективности педагогического воздействия невозможно без опоры на психологические знания. Кроме того, эти науки имеют ряд общих научно-исследовательских методов и методик воздействия на личность.

Настоящее издание состоит из четырех разделов: раздел I ;Введение в психологию и педагогику;; раздел II ;Психология познавательных процессов;; раздел III ;Психология личности;; раздел IV ;Педагогика;. В разделе I нами обозначен предмет обеих наук, краткая история формирования педагогических и психологических идей, их научно-исследовательские методы. При раскрытии основных проблем психологии (разделы II и III) затрагиваются и их некоторые педагогические аспекты, главным образом связанные с развитием студентами своих познавательных способностей и самовоспитанием. Кроме того, педагогические проблемы рассматриваются в разделе IV, в котором обсуждаются вопросы дидактики, теории воспитания, семейной педагогики и профессионализма педагога. Направления психологии, связанные с проблемами общения, мотивации и деятельности, нами сознательно не рассматриваются, так как они будут изучены студентами в отдельных дисциплинах на старших курсах.

Авторы настоящего издания ставили своей целью не только представить определенную систему знаний, но и побудить студентов к активной, преобразующей деятельности.

Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ И ПЕДАГОГИКУГлава 1. Предмет психологии и педагогики, их задачи и научно-исследовательские методы1. Педагогика как наука и практика

Любая наука имеет свою историю, которая зачастую дает представление об ее предмете, проблемах, задачах и методах. Возникновение той или иной специализированной отрасли знаний диктуется определенными общественными потребностями. И педагогика, и психология первоначально существовали в лоне философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология.

Почти каждый из нас слово ;педагогика; связывает со школой и процессом обучения, с чем в какой-то степени можно согласиться. Первое упоминание о школе обнаружено в древнеегипетских источниках за 2,5 тысячи лет до н.э. В них говорилось о том, что жрецы обучали детей царских сановников началам арифметики и геометрии. На основе этого упоминания можно сделать следующий вывод: обучение еще было не главной, а вспомогательной функцией людей, проводивших его. Однако потребность в передаче знаний уже удовлетворялась ими.

Обучение и воспитание родились вместе с человеческим обществом. Они были необходимы для того, чтобы накопленный опыт — социальный, производственный, духовный — не был утерян новыми поколениями людей. Обучение и воспитание, таким образом, были изначально одной из ведущих функций социума. Без этой деятельности человеческое общество перестало бы существовать и развиваться. Осуществляли воспитание и обучение, как правило, пожилые люди или наиболее опытные взрослые, но первоначально эта деятельность не являлась самостоятельным процессом, а проводилась параллельно с другими занятиями. С усложнением накопленных людьми знаний и приобретением полезного опыта, который необходимо было сохранять с целью дальнейшего приумножения, данная деятельность постепенно стала выделяться в самостоятельную.

Свое название она получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к молодым людям из аристократических семей. Этим рабам родители поручали присмотр за своими детьми, когда те шли в школу или из нее, а также при прогулках. Этих рабов называли детоводителями (греч. ;пейда; — ребенок, ;гогос; — вести). Позже данный термин закрепился за всеми, кто был связан с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку.

Считается, что впервые педагогика выделилась в самостоятельную отрасль знания в начале XVII в., когда английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон опубликовал свой трактат ;О достоинстве и увеличении наук;. В нем он предпринял попытку классифицировать все науки и выделил педагогику, которую понимал как ;руководство чтением;. Однако отпочкование от философии не означало создания новой науки. Таковой она стала считаться только после выхода трудов выдающегося чешского мыслителя-гуманиста, педагога и писателя Я.А. Коменского, и прежде всего его основополагающей работы, которая до сих пор имеет непреходящее значение, — ;Великой дидактики;. Именно в этой книге были разработаны основные вопросы теории и практики учебной работы с детьми.

Я.А. Коменский впервые обосновал идею всеобщего обучения, создал систему связанных ступеней обучения. Эта система включала в себя материнскую школу (до 6-летнего возраста); элементарную школу (от 6 до 12 лет); гимназию (от 12 до 18 лет) и академию (от 18 до 24 лет). В своей практике он внедрил классно-урочную систему и теоретически обосновал ее. Им разработаны основные принципы дидактики: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность и посильность. Я.А. Коменский обосновал главные требования к учебнику, а также сформулировал основные требования к учителю.

Дальнейшее развитие педагогика получила в трудах многих мыслителей. Назовем сначала наиболее крупных зарубежных ученых, внесших свой вклад в развитие этой отрасли знания. Швейцарский ученый И.Г. Песталоцци (1746—1827) выдвинул идею развивающего обучения. Немецкий педагог-демократ А. Дистервег (1790—1866), будучи последователем идей Песталоцци, опубликовал ряд трудов по педагогике, издал учебники по математике, естествознанию, немецкому языку и др.

Из зарубежных педагогов новейшего времени в нашей стране хорошо известен польский писатель, врач Я. Корчак (настоящее имя которого Г. Гольдшмит; 1878—1942). Его книга ;Как любить детей;, проникнутая высоким гуманизмом, неоднократно издавалась у нас в стране и за рубежом. Автор остался верен своим воззрениям в годы оккупации Польши фашистской Германией, боролся за жизнь детей в Варшавском гетто и вместе с 200 своими воспитанниками погиб в концлагере, переступив порог крематория.

Большой популярностью в нашем столетии пользуются взгляды известного американского педагога, ученого и детского врача Б. Спока. Его педагогические взгляды в 70-е гг. вызвали во всем мире волну дискуссий. Их суть сводилась к частному педагогическому вопросу: что ставить на первое место — строгость или доброту? В зависимости от ответа на него педагоги в ходе обсуждений идей Б. Спока разделились на две категории: а) признающих преимущественно гуманистические методы воспитания и б) считающих главным в воспитании авторитарное воздействие. Широкую известность получили книги Б. Спока ;Ребенок и уход за ним;, ;Разговор с матерью;. В них популярно раскрываются не только медицинские аспекты воспитания здорового ребенка, но и содержатся оригинальные педагогические идеи.

  1. Учебное пособие для вузов (составитель Радугин А. А.) /М.: Центр, 1996, 336 с

    Учебное пособие
    С. 36 «Практически любое хроническое заболевание приводит к повышению раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, т.е. влечет изменения психологического тонуса.
  2. Учебно-методический комплекс Психология и педагогика (для студентов направления подготовки 080100 «Экономика») Квалификация (степень) «Бакалавр»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Психология и педагогика» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению подготовки 080100 «Экономика».
  3. Учебное пособие для студентов Бурятского государственного университета Улан-Удэ

    Учебное пособие
    Ц 975 Цыренов В.Ц. Основы специальной педагогики и психологии: Учебное пособие для студентов университета. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2011.
  4. Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия Казань 2005 (2)

    Учебное пособие
    Предназначено для студентов социально-гуманитарных специальностей, а также может быть использовано в процессе дополнительного профессионального образования.
  5. Учебное пособие Нижний Новгород 2010 Печатается по решению редакционно-издательского совета гоу впо нглу. Специальност и: Менеджмент организации

    Учебное пособие
    Н.Ю. Гусева. Психология и педагогика: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2010.
  6. Учебной и учебно-методической литературой. Дисциплина. Психология и педагогика специальность. Для всех специальностей

    Документ
    Кол-во экземпляров в библиотеке академии (на кафедре) Обеспе-ченность студентов литературой, в % Основная литература 1 Крысько В.
  7. Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия Казань 2005 (1)

    Учебное пособие
    В учебном пособии изложены систематизированные знания по этнопсихологии и этнопедагогике. Содержит основные понятия и методологические основы изучения психологии и педагогики этноса.
  8. Учебное пособие для офицеров вмф, курсантов и студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса

    Учебное пособие
    Словарь состоит из 363 наиболее часто употребляемых научных категорий, понятий и терминов и предназначен для офицеров ВМФ, курсантов и студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса.
  9. Учебные пособия Методические указания

    Учебные пособия
    Перевалова Е.А., Рябухин Ю.И., Бутов Г.М. Общая химия: задачи, вопросы и тесты для входного и итогового контроля: Уч. пособие/ ВолгГТУ. – Волгоград, 2003.

Другие похожие документы..