Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» специальность 050401 «История»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. З. БИИШЕВОЙ

Кафедра истории Отечества и МПИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ИСТОРИЯ РОССИИ»

специальность 050401 «История»

Учебно-методический комплекс Составитель: д.и.н., профессор

обсужден и утвержден Самородов Д.П.

на заседании кафедры

«_____»____________200__г.

Заведующий кафедрой _____________ профессор Самородов Д.П.

Стерлитамак 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Учебная программа

Пояснительная записка……………………………………………………..3

I. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………...4

II. Содержание дисциплины

2.1. Разделы дисциплины и виды занятий………………………………..5

2.2. Содержание разделов дисциплины…………………………………..5

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины...8

IV. Содержание промежуточного и итогового контроля

4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов…………………………………………10

4.2. Примерный перечень вопросов к экзамену………………………...10

4.3. Примерная тематика курсовых работ……………………………….11

4.4. Примерный перечень вопросов, вынесенных на

государственный итоговый междисциплинарный экзамен по истории……..12

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература………………………………………….13

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины……………………..14

5.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………….15

VI. Словарь основных терминов…………………………………………...15

Рабочая программа

Пояснительная записка……………………………………………………20

I. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)……………21

II.Содержание разделов дисциплины и тем

2.1.Тематика лекций…………………………………………………….22

2.2. Тематика семинарских занятий……………………………………25

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

3.1. Методические указания для преподавателей …………………….35

3.2. Методические указания для студентов…………………………...35

IV.Содержание итогового и промежуточного контроля.

4.1.Задания для самостоятельной работы студентов…………………36

4.2.Тематика контрольных работ………………………………………36

4.3. Работа над составлением таблиц и схем………………………….37

4.4. Тематика курсовых работ………………………………………….37

4.5. Контрольные тесты для внутрисеместровой проверки………….39

4.6. Контрольные задания для проверки остаточных знаний………..44

4.7. Перечень вопросов к курсовым экзаменам……………………....48

V.Материалы государственного итогового междисциплинарного

экзамена по истории………………………………………………………..49

VI.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1.Рекомендуемая литература…………………………………………49

6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины…………………….51

VII.Словарь основных терминов……………………………………………51

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс «История России первой половины XIX века» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.

Данный курс относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках федерального компонента ГОС ВПО по специальности «050401 (032600) - История». Особое место данного курса в профессиональной подготовке обусловлено значительным учебным временем, которое выделяется на его освоение. Изучение данного учебного курса связано с такими дисциплинами, как вспомогательные исторические дисциплины, источниковедение истории России, историография истории России и др.

Учебный курс «История России» основан на широком межпредметном взаимодействии. МЕжпредметные связи выражены в межпредметном контакте Истории России с такими дисциплинами как: источниковедение, новая история Европы и Америки, отечественная историография, история культуры, методология и теоретическая история.

Учебная программа курса построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «050401 (032600) - История» и примерной программой изучения дисциплины.

Целью курса является изучение совокупности фактов, событий и явлений истории России первой половины XIX века на основе анализа источников и исследовательской литературы. Содержание дисциплины позволяет решить следующие задачи:

- проанализировать основные этапы и важнейшие события отечественной истории первой половины XIX века;

-раскрыть взаимосвязь экономической, политической и культурной истории России;

- показать место России в мировом историческом процессе;

- представить состояние источников по данному периоду российской истории и перспективы расширения источниковой базы;

- дать анализ историографии дискуссионных проблем истории Отечества первой половины XIX века.

Специфика изучения данной учебной дисциплины связана с последовательным осуществлением следующих принципов:

- историографичность в изложении всех крупных проблем, в оценках исторических событий и личностей первой половины XIX века;

- опора на анализ источников при освещении каждого вопроса, проблемы;

- отказ от ориентации на одну универсальную теорию, которая выступает в качестве всеобъемлющей методологии и использование разнообразных концепций истории (цивилизационной, культурологической, стадиальной, историософской и т.п.);

- следование объективности, историчности, системности в освещении и оценках исторических событий;

- использование новейших достижений и открытий исторической науки в процессе преподавания истории России;

- опора на современные методы исторических исследований;

- гуманизации исторического образования;

- формирование у студентов интереса к самостоятельной исследовательской работе;

- использование межпредметных связей;

- использование материала по истории России для воспитания патриотизма и чувства любви к своей родине.

Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и практических занятий, сдачу коллоквиумов, монографий, подготовку сообщений и докладов по предлагаемым темам.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения курса студент должен знать:

основные этапы и важнейшие события российской истории второй половины XIX – начала XX вв.;

место и роль России во всемирном историческом процессе;

основные комплексы источников по истории России;

важнейшие историографические проблемы отечественной истории данного периода;

уметь:

решать исследовательские задачи с различных теоретико-методологических позиций;

владеть:

приемами и методами научного анализа и критики источников по данному периоду истории России.

I. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоёмкость

214

Аудиторные занятия

114

Лекции

86

3 семестр

Практические занятия (семинары)

28

3 семестр

Самостоятельная работа

100

3 семестр

Курсовые работы/рефераты

Х

Вид итогового контроля

экзамен - 3 семестр

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля. Курс «История России первой XIX в.» общим объемом 214 часов изучается в течение 3 семестра. Он завершается экзаменом в конце третьего семестра. При этом курсовой экзамен включает проверку знаний причинно-следственных связей, дат, событий, терминов и понятий. Важным показателем является умение экзаменуемого оперировать в своем ответе ссылками на соответствующие положения в учебной и научной литературе; раскрывать суть концепции того или иного историка; проводить анализ источников. В целом программа нацеливает студентов на самостоятельное осмысление общего и особенного в истории России и других стран, выявление основных закономерностей и направлений исторического развития. Формами промежуточного контроля знаний студентов являются коллоквиумы, контрольные работы, задания по конспектированию монографий и другой научной литературы.

Курс «История России первой половины XIX в.» имеет тесную связь с итоговым междисциплинарным комплексным экзаменом, поскольку является одним из важных этапов изучения общего курса «Истории России». Особенностью итогового междисциплинарного экзамена является проверка не только конкретно-исторических знаний студентов по ключевым вопросам данного периода, но и знаний в области источниковедения, историографии, методики исторического исследования.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия, семинары

Самостоятельная работа

1

История России в эпоху Александра I (1801 – 1825 гг.)

48

20

53

2

Россия под скипетром Николая I.

38

8

47

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историческая география» специальности 050401 история

    Учебно-методический комплекс
    Цель – реализовать положения Государственного образовательного стандарта по дисциплине; сформировать целостное представление об исторической географии;
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историческое краеведение» специальности 050401 история, история с дополнительной специальностью

    Учебно-методический комплекс
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Музейная практика» специальности 050401 история, история с дополнительной специальностью

    Учебно-методический комплекс
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историческое краеведение» специальность 050706 «Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Историческое краеведение» является вспомогательной исторической дисциплиной, которая призвана вооружить студентов знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельной историко-краеведческой работы.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения истории» по направлению 050401. 65 «история с дополнительной специальностью «социальная педагогика» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Современная система школьного исторического образования в России: 14 4 10 3. Общая характеристика содержания, образовательно-воспитательные и развивающие цели обучения истории: 14 4 10 4.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история башкортостана» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Пояснительная записка 101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101101
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новая и новейшая история зарубежных стран Специальность: 032600 (050401. 65) «история» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Новая и новейшая история зарубежных стран» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования поспециальности 032600 (050401.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новая и новейшая история зарубежных стран Специальность: 032600 (050401. 65) «история» (2)

    Учебно-методический комплекс
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новая и новейшая история зарубежных стран Специальность: 032600 (050401. 65) «история» (3)

    Учебно-методический комплекс
    1. Учебная программа дисциплины Новая и новейшая история стран зарубежных стран построена с учётом государственного стандарта высшего образования и учебного плана отделения истории Института истории социологии и управления Сахалинского

Другие похожие документы..