Учебно-методический комплекс по направлению «Новейшая политическая история России»

Учебно-методический комплекс по направлению

«Новейшая политическая история России»

Раздел №1

Тематический план

Тематика

Лекции

Сем./Практич. зан.

Самостоятельная (дистанционная) работа

Россия в период трансформации социально-политической системы и кризиса государственных институтов (1991-2000)

4

8

Тема 1. Политический кризис в России в 1991-1993 гг.

1

2

Тема 2. Внутриполитическое развитие России в 1994-1999 гг.

1

2

Тема 3. Социально-экономическое развитие России в 1991-1999 гг. и его результаты

1

2

Тема 4. Общественная и культурная жизнь в стране

1

2

Россия в 2000-2008 гг.: преодоление кризиса государственности.
Социально-экономическая модернизация страны

4

2

6

Тема 1. Политические реформы В.В. Путина

1

1

2

Тема 2. Социально-экономическая модернизация: на пути к инновационной конкурентоспособной экономике

1

1

4

Тема 3. Общество и культура

1

1

Итого:

8

2

14

Раздел №2

Пояснительная записка

Курс «Новейшая история России» предназначен для обучения инструкторов Всероссийского молодежного форума «Селигер 2011».

Основной целью курса раздела является новейшего периода истории России, основных политических, социальных, экономических и культурных тенденций её развития.

Достижение этой цели предполагает решение в процессе обучения ряда взаимосвязанных задач:

  1. Анализ основных направлений и тенденций внутриполитического развития России в 1991-2008 гг.

  2. Рассмотрение причин, содержания, методов реализации и последствий реализации политических реформ Владимира Путина.

  3. Выявление сильных и слабых сторон экономической системы России.

  4. Формирование представлений о существующих проблемах в социальной сфере России, путях и способах их решения.

  5. Изучение основных тенденций общественно-политической и культурно-нравственной жизни России.

  6. Выявление особенностей формирования внешнеполитического курса России в 1991-2008 гг.

Содержание учебных материалов по данному разделу включают в себя анализ основных тенденций развития России в 1991-2008 гг.

Раздел №3

Конспект лекций

  1. Россия в период трансформации социально-политической системы и кризиса государственных институтов (1991-2000)

Основные идеи курса

Тема 1. Политический кризис в России в 1991-1993 гг.

1. Оформление двоевластия в стране.

2. Генезис политических кризисов.

3. Разработка Конституции Российской Федерации.

4. Кризис федерации.

5. Кризис 21 сентября – 4 октября 1993 г.

6. Преодоление кризиса.

Тема 2. Внутриполитическое развитие России в 1994-1999 гг.

1. Государственное строительство.

2. Россия в 1994-1996 гг.

3. Россия в 1997-1999 гг.

Тема 3. Социально-экономическое развитие России в 1991-1999 гг. и его результаты

1. Экономические реформы Е. Гайдара и их последствия

2. Экономическое состояние страны в 1995-1997 гг.

3. Экономический кризис 1998 г.

Тема 4. Общественная и культурная жизнь в стране

1. Социальные трансформации

2. Общественная и духовная жизнь

3. Культурное развитие страны

  1. Россия в 2000-2008 гг.: Преодоление кризиса государственности.

Социально-экономическая модернизация страны

Основные идеи курса

Тема 1. Политические реформы В.В. Путина

1. Основные задачи и направления внутриполитического развития

2. Политика «равноудаления» олигархов

3. Восстановление дееспособного государства

4. Совершенствование системы федеративных отношений и местного самоуправления

5. Борьба с коррупцией

6. Судебная реформа

7. Административная реформа

Тема 2. Социально-экономическая модернизация: на пути к инновационной конкурентоспособной экономике

1. Основные направления экономического развития

2. Социальная политика и ее результаты

Тема 3. Общество и культура

1. Общественная жизнь

2. Духовная жизнь общества

3. Культурная жизнь

Послесловие. Россия сегодня

Историко-политическая дискуссия по спорным темам

  1. События 3-4 октября 1993 г.

  2. Чем были 90-е годы для России?

  3. Дело ЮКОСа

  4. Грузино-Югоосетинский конфликт

  1. Россия в период трансформации социально-политической системы и кризиса государственных институтов (1991-2000)

Основные идеи курса

Осенью 1991 г. и зимой 1991-1992 гг. Россия столкнулась с первостепенно важными задачами государственного строительства. Происходила переруппировка кадров, формирование новых органов власти. Переход России к суверенному и демократическому существованию не был простым. Крах советской государственности и слабость российской государственности в начале 1990-х гг. спровоцировали углубление экономического кризиса, усиление центробежных сил внутри страны.

После распада СССР в руководстве страной отсутствовало единство по поводу дальнейшего пути развития. Президент и правительство отстаивали целесообразность радикальных реформ. Съезд народных депутатов и Верховный совет считали предпочтительным умеренные преобразования. Разногласия детерминировали на протяжении 1992-1993 г. периодические политические кризисы в стране, которые нередко сопровождались пересмотром состава правительства. Они тормозили разработку Конституции, а также способствовали кризису федеративных отношений, выразившемуся в центробежных тенденциях, когда национальные республики и округа провозглашали суверенитет.

В политическом кризисе 21 сентября – октября 1993 г. следует понимать наличие двух сторон. С одной стороны незаконность с точки зрения действовавшей конституции действия президента, что подтвердил своим решением Конституционный суд, с другой стороны, апрельский референдум (25 апреля 1993 г.) легитимировал политику президента, предоставив кредит доверия непосредственно от народа России.

Результатом сентябрьско-октябрьских событий 1993 г. стало ускоренное строительство новой политической системы. Повсеместно прекращалась деятельность советов. Власть перешла к исполнительным органам. Возобновилась работа над проектом Конституции. 12 декабря 1993 г. состоялись референдум и выборы в новый парламент. По большому счету этот шаг предотвратил гражданскую войну и распад страны.

Конституция РФ определяет нашу политическую систему как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Ключевую роль в системе государственной власти играет институт Президента Российской Федерации, который не входит ни в одну из ветвей власти. Президент является главой государства. Президент обладает по Конституции РФ весьма широкими полномочиями. Политическая система, предусмотренная Конституцией РФ, позволила удержать государство от разрушения и распада и оказалась достаточно адаптивной, способной функционировать в различных режимах. Она волне соответствует российской политической традиции.

Однако слабость российского государства в условиях борьбы между сторонниками коммунистического реванша и сторонниками либеральных реформ, ползучей дезинтеграции страны, экономического кризиса привели к середине 1990-х гг. к возникновению олигархической системы, в которой немногочисленные крупные собственники, получившие свою собственность из рук государства, фактически это государство приватизировали. В итоге следует говорить о псевдодемократическом характере политической системы России в 1990-е гг. Следствием существования олигархического режима были: слабость и неэффективность российского государства, его неспособность обеспечивать безопасность и социальную защиту своих граждан, односторонняя зависимость от зарубежных центров принятия решений (МВФ, Госдеп США и др.). В то же время именно в олигархический период были заложены основы капитализма (пусть и «дикого») и некоторые важные демократические институты и практики (Конституция, регулярные выборы и др.). Сформировался класс собственников, получило развитие предпринимательство.

Противоречия олигархического периода, угрожавшие России утратой национального суверенитета, породили на массовом уровне запрос на формирование в России нормальной демократической системы, обеспечивающей одновременно национальный суверенитет России. Ответом на этот запрос было избрание Президентом РФ В. Путина, возникновение и политический успех движения «ЕДИНСТВО».

В поисках путей выхода из экономического кризиса Б. Ельцин сделал ставку на молодых экономистов во главе с Е. Гайдаром, который в начале 1990-х гг. заявили о себе как приверженцы быстрого перехода от командно-административной экономики к рыночной и выступали за применение радикальных методов борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом.

Основная идея гайдаровской программы реформ – переход к рыночной экономике путем «прыжка», «шоковой терапии», главными элементами которой выступили либерализация цен и торговли и финансовая стабилизация. Реализация мер «шоковой терапии» имела драматические последствия, выразившиеся в непрогнозируемом росте цен, падении реальных доходов населения, потере сбережений, инфляции, падению курса рубля, взаимным неплатежам предприятий. Следует отметить и позитивные последствия, в частности, насыщение рынка товарами.

Рассматривались несколько вариантов приватизации, но избран был вариант ваучерной приватизации, которая по замыслу инициаторов наиболее соответствовал идеалу социальной справедливости. Однако сама по себе ваучерная приватизация из-за экономического кризиса, прежде всего, инфляции, не дала большого эффекта ни для бюджета, ни для предприятий. Залоговые аукционы 1995 г. и приватизационные сделки 1996-1997 гг. привели к появлению олигархов, которые выступили системообразующим фактором социальной опоры власти Б. Ельцина. При всей скандальнос­ти приватизационных сделок середины 1990-х гг. в них был крайне важный положительный момент. Стратегичес­ки важные предприятия приобретались российскими, а не иностранными бизнесменами.

Причины неудачи реформ Е. Гайдара следует искать в том, что пересаживание абстрактных схем экономической модернизации на российскую почву без учета ее специфики обречено на провал. Открыть экономику удалось, но сформировать нужные рыночные институты за короткий отрезок времени не получилось. В итоге эта открытость обернулась против страны. Начался отток ресурсов, которые так нужны были в экономике. Эффект от реформирования оказался прямо противоположным ожидаемому. Неэффективность олигархического капитализма продемонстрировал экономический кризис 1998 г., который привел к банковскому кризису, падению банковских вкладов, разорению фирм, сокращению среднего класса.

В 1990-х гг. в обществе начались процессы самоорганизации, которые в конце 90-х готов стали принимать черты нового российского общества, с новой структурой, новыми социальными группами. К началу XXI века в России сложилась новая социальная структура. Она отличалась доминированием слоя малоимущих, малочисленностью и нестабильностью среднего класса и узостью слоя богатых. Указанная социальная структура выступала следствием ускоренной модернизации социально-политической и социально-экономической сфер общества, но порождала негативные последствия в виде социальной поляризации, социальной апатии, роста социальных конфликтов, социальной деградации части населения. Тем не менее, в 1990-е гг., в этих сложных условиях, людьми осваивались новые социальные практики.

Общественная жизнь характеризовалась разнообразием трендов. С одной стороны, шли процессы самоорганизации общества, выражавшиеся в институционализации партийной системы, профсоюзов, различных общественных объединений и т.п. Наблюдалась активизация их деятельности, что свидетельствовало о складывании основ гражданского общества в России, освоении новых социальных практик. С другой стороны, отмечается политический скептицизм у населения, его склонность к радикальным формам выражения своих социальных интересов.

Отличительной чертой общественной жизни 1990-х гг. стал духовный кризис. Подверглись сомнению все духовные, идейные опоры здоровой жизни. Шла активная дискредитация отечественной истории. Это сопровождалось деморализацией населения. Одним из немногих источником духовных сил стала Русская православная церковь. Состояние культуры в 1990-х гг. также характеризовалось неоднозначно. С одной стороны, появились возможности для культурного развития. Но, с другой стороны, наблюдались негативные тенденции в культурной жизни. Коммерциализация современного российского искусства в конечном итоге привела к понижению культурного уровня населения.

Окончание «холодной войны» и распад СССР означали кардинальное изменение глобальной расстановки сил в мире. В результате распада СССР, экономического и политического кризисов, отсутствия у России адекватной национальной элиты международные позиции России резко ослабли. В течение 1990-х гг. США и их союзники последовательно стремились ограничить роль и место России в долгосрочном переустройстве мира и концу десятилетия создали предпосылки для ее территориальной изоляции по западным и южным границам. Руководство России пыталось интегрироваться в структуры Запада. Запад, осуществляя выдавливание России из международной политики, готов был предлагать варианты интеграции только на правах младшего партнера.

Россия пошла на грандиозные уступки по сокращению ядерного потенциала, ускоренному выводу военного контингента из Германии и стран Балтии. Но адекватных ответов от Запада она не получила. Западная помощь и кредиты оказались незначительными. Россия потеряла авторитет мировой державы, превратившись в рядового игрока на международной арене. Но Россия смогла сохранить свой суверенитет и ряд преимуществ, унаследованных ею от СССР. Со второй половины 1990-х гг. российская внешняя политика стала постепенно приобретать черты более определенной, самостоятельной и нацеленной на перспективу.

  1. Учебно-методический комплекс по кредитной технологии обучения. История казахстана

    Учебно-методический комплекс
    История Отечества вызывала и будет вызывать интерес у широкой публики, гражданского общества Казахстана. В связи с переходом на новую кредитную технологию обучения, появилась необходимость в создании новой формы типового учебника для
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Социально-политическое развитие РФ и рб гсэ. Ф. 09

    Учебно-методический комплекс
    При изучении лекционного материала, подготовке к семинару необходимо вести записи всех непонятных вопросов для того, чтобы проконсультироваться с преподавателем непосредственно при встрече, по электронной почте, или по Интернету в
  3. Учебно-методический комплекс по спецкурсу : «актуальные проблемы истории государства и права россии»

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий спецкурс предназначен для студентов юридических факультетов и преследует цель более глубокого погружения в проблематику курса «История государства и права России».
  4. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (2)

    Учебно-методический комплекс
    Сравнительное государствоведение: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  5. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (7)

    Учебно-методический комплекс
    Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  6. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (21)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Сравнительное государствоведение» представляет собой блок научных знаний, сформировавшихся при взаимодействии политологии, теории государства и права и конституционного права, как российского, так и зарубежного.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новая и новейшая история зарубежных стран Специальность: 032600 (050401. 65) «история» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Новая и новейшая история зарубежных стран» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования поспециальности 032600 (050401.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новая и новейшая история зарубежных стран Специальность: 032600 (050401. 65) «история» (2)

    Учебно-методический комплекс
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новая и новейшая история зарубежных стран Специальность: 032600 (050401. 65) «история» (3)

    Учебно-методический комплекс
    1. Учебная программа дисциплины Новая и новейшая история стран зарубежных стран построена с учётом государственного стандарта высшего образования и учебного плана отделения истории Института истории социологии и управления Сахалинского

Другие похожие документы..