План Предмет конституционного права зарубежных стран. Источники конституционного права в зарубежных странах

Задачи лекции:

1. разъяснить новые термины и понятия (например, «выборы», «избирательный процесс», «избирательная кампания»);

2. изложить теоретические представления о роли выборов в современном демократическом государстве;

3. объяснить место и роль избирательного права как подотрасли в системе отрасли конституционного права;

4. изложить основные положения действующего избирательного законодательства в зарубежных государствах, уделив внимание новеллам правового регулирования;

5. изучить понятие и виды референдума и практику его применения в зарубежных государствах.

Знания и умения, которые должны быть получены студентами:

1. умение определять, категоризировать основные понятия темы «Избирательное право» (понятия «выборы», «объективное избирательное право», «избирательный процесс» и т.д.);

2. умение различать, разграничивать такие понятия, как «избирательное право в объективном смысле», «избирательное право в субъективном смысле»; «избирательная система в широком смысле», « избирательная система в узком смысле» и т.д;

3. знание действующего избирательного законодательства и международных избирательных стандартов;

4. знание конституционных принципов субъективного избирательного права;

5. раскрыть особенности и характерные черты референдума в зарубежных государствах.

Рекомендуемая литература

Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. М. 2005. Гл. 8.

Выборы: Правовые основы, избирательные технологии / Под ред. М.Ф. Чудакова. Минск. 2000.

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А.В. Иванченко. М. 2000. (Тема 6).

Избирательные системы стран мира (формирование парламентов, выборы президентов). Учебное пособие. Екатеринбург, 1992.

Как делается президент. М. 1985.

Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М. 1995.

Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М. 2005. Гл. 7.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. М. 2005. Гл. V-VII.

Лысенко В.И. Выборы и представительные органы в новой Европе: Политический опыт и тенденции 80-90-х годов. М. 1994.

Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М., 1987.

Маклаков В.В. Избирательное право стран - членов Европейских Сообществ: справочник. М., 1992.

Реформа избирательной системы в Италии и России: Опыт и перспективы / Отв. ред. В.И. Лысенко. М. 1995.

Сибиров А.Б. Основные принципы избирательного права в развитых демократических странах. Ташкент, 1994.

Сравнительное избирательное право: Учебное пособие / Научный редактор В.В. Маклаков. М., 2003.

Технология и организация выборных кампаний: Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.

Задания на самостоятельную работу:

  1. Изучить рекомендуемую литературу

2.Назовите возможные ограничения избирательного права.

  1. Дайте определение:

    1. абсентеизм

    2. вотум

    3. обязательный вотум

    4. кумулятивный вотум

    5. преференция

    6. плюральный вотум

    7. промульгация.

  2. Как понимаете, равное избирательное право, и каким путем оно достигается.

  3. Дайте понятие «избирательный процесс».

  4. Изучить виды регистрации избирателей.

Тема 10. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

План

4. Избирательные системы. Понятие, виды:

а) мажоритарная избирательная система, ее разновидности;

б) пропорциональная избирательная система.

Цель лекции:

формирование устойчивых знаний новейшего избирательного законодательства зарубежных стран и основных научных представлений в сфере избирательных систем

Задачи лекции:

1. разъяснить новые термины и понятия (например, «мажоритарная система», «пропорциональная система», «система непередаваемого голоса», «преференции»);

2. изложить теоретические представления о роли избирательных систем в современном демократическом государстве;

3.изложить основные положения действующего избирательного законодательства в зарубежных государствах, уделив внимание новеллам правового регулирования;

Знания и умения, которые должны быть получены студентами:

1. умение определять, категоризировать основные понятия темы «Избирательные системы» (понятия «панаширование», «кумулятивный вотум», «плюральный вотум» и т.д.);

2. умение различать, разграничивать такие понятия, как «избирательная система в широком смысле», « избирательная система в узком смысле» и т.д;

3. знание действующего избирательного законодательства и международных избирательных стандартов;

4. знание основных характеристик различных видов избирательных систем подсчета голосов

Рекомендуемая литература

Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. М. 2005. Гл. 8.

Выборы: Правовые основы, избирательные технологии / Под ред. М.Ф. Чудакова. Минск. 2000.

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А.В. Иванченко. М.2000. (Тема 6).

Избирательные системы стран мира (формирование парламентов, выборы президентов). Учебное пособие. Екатеринбург. 1992.

Как делается президент. М. 1985.

Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М. 1995.

Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М. 2005. Гл. 7.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. М. 2005. Гл. V-VII.

Лысенко В.И. Выборы и представительные органы в новой Европе: Политический опыт и тенденции 80-90-х годов. М. 1994.

Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М. 1987.

Маклаков В.В. Избирательное право стран - членов Европейских Сообществ: справочник. М. 1992.

Реформа избирательной системы в Италии и России: Опыт и перспективы / Отв. ред. В.И. Лысенко. М., 1995.

Сибиров А.Б. Основные принципы избирательного права в развитых демократических странах. Ташкент. 1994.

Сравнительное избирательное право: Учебное пособие / Научный редактор В.В. Маклаков. М. 2003.

Технология и организация выборных кампаний: Зарубежный и отечественный опыт. М. 1993.

Задания на самостоятельную работу:

  1. Изучить рекомендуемую литературу

  2. Изучить конкретную характеристику метода делителя и метода квоты в пропорциональной системе подсчета голосов

Тема 11. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

План

1.Виды органов государственной власти, принцип разделения властей.

2.Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран. Понятие главы государства.

3.Институт монарха.

4.Институт президента.

5.Компетенция главы государства. Акты главы государства

6. Специфические черты института главы государства в развивающихся странах

Цель лекции:

формирование устойчивых знаний по теме «Глава государства в зарубежных странах», конституционно-правовой регламентации института главы государства в зарубежных странах.

Задачи лекции:

1.Разьяснить основные термины и понятия (например «глава государства», «система органов государственной власти», «теория и принцип разделения властей», «система сдержек и противовесов» и др.);

2.Изложить современные теоретические представления о видах и классификации органов государственной власти, об основных чертах системы органов зарубежного государства. Рассмотреть теорию «разделения властей» как конституционный принцип построения системы органов государственной власти. Система «сдержек и противовесов» на примере США;

3.Рассмотреть понятие и виды главы государства, его место в системе органов государственной власти зарубежных стран;

4.Раскрыть особенности правового и фактического положения монарха в абсолютных, дуалистических и парламентарных монархиях, выявить общие и специфические черты положения монархов в Великобритании, Японии, Швеции, Испании;

5.Показать особенности правого положения и фактическую роль президентов в республиках президентских, парламентарных и смешанных, а также при различных политических режимах, рассмотреть системы избрания и условия досрочного освобождения от должности;

6.Рассмотреть компетенцию главы государства в области государственного управления, законодательства, во внешнеполитической сфере, в области обороны судебной области и иные полномочия.

Знания и умения, которые должны быть получены студентами:

1.Умение определять основные понятия темы, разъяснять термины и категории, такие, например, как «глава государства», «монарх», «президент», «принцип разделения властей», «система сдержек и противовесов» и др.;

2.Умение классифицировать органы государственной власти в зарубежных странах в соответствии с принципом разделения властей;

3.Умение определить место главы государства в механизме осуществления государственной власти в зарубежных странах в зависимости от особенностей формы правления и политического режима, уровня социально-экономического и политического развития конкретных стран;

4.Знание особенностей правовых институтов монарха и президента, их сходство и различия, обусловленные разнообразием форм монархий и республик;

5.Знание основных правомочий, составляющих компетенцию главы государства (монарха или президента), тенденций к ограничению и расширению этих полномочий в зависимости от особенностей форм правления и политических режимов.

Рекомендуемая литература

Конституции государств Центральной и Восточной Европы /Отв. ред. Н.В.Варламова. М. 1997.

Конституции зарубежных государств /Сост. В.В.Маклаков. М. 2005.

Новые конституции стран Восточной Европы и Азии: Сборник конституций. М. 1996.

Барнашев А.М. Теория разделения властей: Становление, развитие, применения. Томск. 1998.

Георгиев А.Г., Озолинг В.В. Нефтяные монархии Аравии. М. 1983.

Каминский С.А. Институт монархии в странах Арабского Востока. М.1981.

Лузин В.В. Президентская модель разделения властей ( на примере США) //Государство и право. 1999. № 1.

Осавелюк А.И. Современный механизм: системы сдержек и противовесов в зарубежных государствах //Государство и право. 1993 № 12.

Энтин Л.М. Разделение властей: Опыт современных государств. М.1995.

Как делается президент. М. 1985.

Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984.

Матвеев В.М. Королева Елизавета П //Политические портреты. М. 1991.

Крутоголов М.А. Президент Французской Республики. М. 1980.

Рогов С.М. Вторая администрация Джорджа Буша – младшего // США-Канада: экономика, политика, культура. 2006. № 2.

Кошлев Ю.Б. Президентские выборы в Польше //Международная жизнь. 1996. № 1.

Задания на самостоятельную работу:

Изучить рекомендуемую литературу

Составить таблицу по видам глав государств

Тема 12. ПАРЛАМЕНТ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

План

1.Парламент в системе органов государственной власти.

2. Виды парламентов

3.Порядок формирования и структура парламентов.

4. Внутренняя организация палат парламента

4.Правовое положение депутатов.

5.Компетенция парламентов.

6.Законодательная процедура.

7. Порядок работы парламента

Цель лекции:

Формирование устойчивых знаний по теме «Парламент в зарубежных странах», конституционно-правовой регламентации института парламента в зарубежных странах.

Задачи лекции:

1.Разъяснить основные термины и понятия (например, «парламент», «парламентаризм», «статус депутата», «законодательный процесс»).

2.Изложить теоретические представления о роли парламента в современных демократических государствах.

3.Рассмотреть многообразие форм парламентов, социальный и партийный состав, структуру, внутреннюю организацию палат, порядок их формирования в различных странах;

4.Раскрыть содержание депутатского мандата в зависимости от его вида, особенности правового статуса депутатов зарубежных парламентов;

5.Рассмотреть компетенцию парламентов, порядок деятельности, формы контроля над органами исполнительной власти в странах с различными формами правления;

6.Показать особенности законодательной процедуры в парламентах зарубежных стран, ее основные стадии, способы преодоления разногласий между палатами, роль права вето главы государства.

Знания и умения, которые должны быть получены студентами:

1.Умение определять основные понятия темы, разъяснять термины и категории (например, «парламент», «высший представительный орган», «орган законодательной власти», «депутатский иммунитет», «индемнитет», «императивный мандат» и др.);

2.Умение объяснить понятие и юридическую природу парламентаризма как особой формы организации государственного управления, основанного на принципе разделения властей при значительной роли парламента;

3.Умение определять место и роль парламента в системе органов государственной власти в зависимости от особенностей формы правления и политического режима в зарубежных странах;

4.Умение определять характер депутатского мандата, знание конкретных прав, особенностей, привилегий и ответственности депутатов зарубежных парламентов;

5.Знание основных стадий законодательного процесса в парламентах зарубежных стран.

Рекомендуемая литература

Конституции государству Центральной и Восточной Европы /Отв. ред. Н.В. Варламова. М. 1997.

Конституции зарубежных государств /Сост. В.В. Маклаков. М. 2005.

Новые конституции стран Восточной Европы и Азии: Сборник конституций. М. 1996.

Лафитский В.И. Конгресс США. М. 1990.

Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика /Под общ. Ред. О.Н. Булакова. М. 2005.

Савельев В.А. Капиталий США: прошлое и настоящее. М. 1989.

Крылова Н.С. Английское государство. М. 1981.

Крылова Н.С. Британский парламентаризм // Очерки парламентского права. М. 1993.

Керимов А.Д. Конституционная реформа 1995 г. Во Франции и парламент //Социологические исследования. 1998. № 5.

Керимов А.Д. Реализация принципа гласности заседаний Национального Собрания Франции //Государство и право. 1999. № 7.

Крутоголов М.А. Парламент Французской Республики. М. 1988.

Деханов С.А. Бундестаг и бундесрат ФРГ (историко-правовой анализ). Автореф.дис… канд. юрид. наук. М. 1995.

Карпикова И.С. Итальянский парламент. М. 1965.

Трешетенкова Н.Ю. О парламентском контроле в Польской Республике //Журнал российского права. 2000 № 10.

Матвеева О.М., Савицкий П.И. Конституционный статус депутата в парламентах стран Западной Европы: Учебное пособие. Екатеринбург. 1993.

Парламенты мира: Сборник. М. 1991.

Задания на самостоятельную работу:

  1. Изучить рекомендуемую литературу

  2. Что такое делегированное законодательство, каковы функции здесь парламента. Сопоставьте статьи Конституции Франции, Италии, Германии, представляющие парламентам право делегировать свои полномочия.

  3. Почему существуют двухпалатные системы парламента, каков порядок формирования верхней палаты, полномочия верхней палаты.

  4. Каково значение роспуска парламента?

  5. Какова зависимость состава парламентариев от избирательных систем.

  1. Периодические издания, поступившие в Центр правовой информации в 2011 году

    Документ
    Конин В.В. Расширение подсудности суда с участием присяжных заседателей как одно из направлений реализации судебной реформы и формирования гражданского общества 10
  2. Каталог библиотеки ивэсэп (по состоянию на 12. 04. 2011г.) (2)

    Документ
    Беженцев, А. А. Правовое регулирование и организация деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, закрепленных за образовательными учреждениями.
  3. Учебная программа для специальности 1-24. 01. 01 Международное право 1-24. 01. 02 Правоведение (1)

    Программа
    Учебной программы по курсу «История государства и права зарубежных стран» для высших учебных заведений, по специальностям 1-24 01 01 - «Международное право», 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право», 1-23 01 06 «Политология»,
  4. Учебная программа для специальности 1-24 01 01 Международное право 1-24 01 02 Правоведение (2)

    Программа
    Учебной программы по курсу «История государства и права зарубежных стран» для высших учебных заведений, по специальностям 1-24 01 01 - «Международное право», 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право», 1-23 01 06 «Политология»,
  5. Комплекс по курсу «право европейского союза» для студентов всех форм обучения на 2011-2014 учебные годы

    Реферат
    Этот проект осуществлен при финансовой поддержке Европейской комиссии. Публикация выражает только позиции авторов, и Комиссия не несет ответственности за использование информации, содержащейся в данной публикации.
  6. Аналитический отчет московская школа прав человека 2008 (1)

    Содержательный отчет
    Сведения и материалы, изложенные в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За представленную информацию несут ответственность авторы.
  7. Аналитический отчет московская школа прав человека 2008 (2)

    Содержательный отчет
    Образование в области прав человека в России, включая образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа: аналитический отчет. / Под ред. А.Я.Азарова. – М.: Московская школа прав человека, 2008.
  8. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  9. 1. Краткая выписка из учебного плана (1)

    Пояснительная записка
    Учебно-методические материалы кафедры гражданско-правовых дисциплин для студентов юридического факультета / сост. С.В. Фадеева. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г.
  10. 1. Краткая выписка из учебного плана (2)

    Пояснительная записка
    В Сборник включены учебно-методические материалы для студентов юридического факультета по всем учебным курсам кафедры гражданско-правовых дисциплин. Учебно-методические материалы составлены ведущими преподавателями кафедры.

Другие похожие документы..