Программа по дисциплине «теория и практика социальной работы» для специальности 020300 социология факультета социологии и философии очной формы обучения

Статус детства как социокультурной ценности. Жизненный путь и социализация. История концепций детства. Положение детей в российском обществе: история и современность. Социокультурный статус родителей: возможность изменения и развития. Проблема детских дошкольных учреждений. Особые группы риска: дети-инвалиды; дети-сироты; дети с ДЦП; дети алкоголиков и наркоманов. Социальные аттитюды к детям и социальное сиротство. Защита детства и социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Подросток как объект социальной работы. Особенности социального, психологического и сексуального развития подростка, подростковый суицид. Социальные проблемы защиты прав несовершеннолетних. Профилактика безнадзорности и правонарушений: федеральные и муниципальные программы. Понятия дезадаптации, депривации, девиации, делинивентности.

Темы рефератов

  1. Дети и здоровье нации. Факторы депривации ребенка.

  2. Уровни дезадаптации подростка.

  3. Формирование, направления и типология девиаций.

  4. Социальное здоровье и предупреждение делинивентности подростка.

  5. Особенности психосексуального развития подростка.

  6. Моделирование специализированных учреждений социальной работы с подростками (по выбору).

  7. Коммуникативное поведение подростка.

  8. Дискриминативные и извращенные формы самоутверждения в подростковом возрасте.

  9. Первичная профориентация подростка.

Литература

  1. Актуальные проблемы современного детства. М., 1993.

  2. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника (программно-методическое пособие). М., 1994.

  3. Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Панкратов В.В. Изучение преступности несовершеннолетних и деятельности по ее предупреждению. М., 1990.

  4. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США (общественные условия, учреждения и организации). М., 1991.

  5. Государственная молодежная политика. М., 1993.

  6. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. М., 1992.

  7. Жуков В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная политика. Защитить человека. М., 1994.

  8. Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. М., 1992.

  9. Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993.

  10. Проблемы семьи и детства в современной России. В 2-х ч. М., 1992.

  11. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. Волгоград, 1992.

  12. Социальная защита населения, семьи и детства в России. Сб. документов. Вып.1. М.,1993.

  13. Теория и методика социальной работы. Ч.1,2. М., 1994.

Тема 17. Социальная работа и защита интересов женщин (лек. –2 ч.) .

Сущность и эволюция «женского вопроса». Социальное положение женщин в России и за рубежом. Государственная политика по улучшению положения женщин.

Литература.

  1. Ржаницына Л. Работающие женщины в России в конце 90-х // Вопр. экономики. 2000. №3.

  2. Теория и методика социальной работы. Ч.1,2. М., 1994.

  3. Основы социальной работы / Отв. Ред. П.Д.Павленок. М., 2002.

  4. Феминизм и российская культура. СПб, 1995.

  5. Темкина А. Женский путь в политику: гендерная перспектива // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: Труды Центра независимых социальных исследований. Вып. 4 / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб., 1996. C. 19-32.


Тема 18. Социальная работа с инвалидами
(лек. –2ч., сем.-2).

Понятие "ограниченные возможности". Инвалидность и ее виды. Правовые основы социальной защиты инвалидов.Медицинская (административная) и социальная модели инвалидности. Концепция независимой жизни. Организация медико-социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями. Учреждения социальной поддержки и реабилитации инвалидов. Технология социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.

Литература

  1. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

  2. Гуманистический подход к охране здоровья / Отв. ред. Н.Берковитц. М.: Аспект Пресс, 1998.

  3. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М.: ИСР, 1996.

  4. Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. М.: Логос, 1996.

  5. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: Инфра-М, 1997. С. 188–207.

  6. Папе А. Методы подъема и перемещения больных и инвалидов. М., 1997.

  7. Преодолевая барьеры инвалидности / Под ред. Т.Видмара, Е.И.Холостовой. М.: ИСР, 1997.

  8. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: Опыт и проблемы / Под ред. А.М.Панова. М.: ИСР, 1997.

  9. Социальная работа в учреждениях здравоохранения / Под ред. И.П.Катковой. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

  10. Социальная работа (Вопросы и ответы) / Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. М.: ИСР, 1996. С. 79–86.

  11. Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е.И.Холостовой. М.: ИСР, 1996.

Тема 19.Социальная работа с молодежью (лек.- 2 ч.)

Молодежь как социально-демографическая группа. Законодательная база социальной работы с молодежью. Государственная молодежная политика. Социальные учреждения.
Основные направления социальной работы с молодежью: социальная работа с молодыми семьями; социальная работа по трудоустройству; социальная работа с молодежными группами риска; социальная работа по оказанию консультационной помощи; социальная работа по организации досуга молодежи.

Литература


1. Каткова И.П., Лебединская О.И., Андрюшина Е.В. Медико-социальные проблемы юного материнства (программа социальной работы с юными матерями). М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.
2. Криворученко В.К. Социальные службы для молодежи: Материалы и документы. Сер.: Государственная молодежная политика в России: Документы, опыт, практика / Центр образования молодежи “Демократия и развитие” Инст-та молодежи. М.: Социум, 1995.
3. Лисовский В. Ключевые принципы социальной защиты молодежи // Социальная работа. М.: АСОПиР, 1994. № 1 (4). С. 57.
4. Мирсогатова М.Н. Актуальные вопросы социальной работы с подростками группы риска // Социальная работа / Под ред. И.А.Зимней. М., 1992. Вып. 6.
5. Молодежь России: Тенденции и перспективы / Под ред. И.М.Ильинского, А.В.Шаронова. М.: Молодая гвардия, 1993.
6. Мошняга В.П. Социальные основы государственной политики в отношении молодежи // Российский журнал социальной работы. 1995. № 7.
7. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: Инфра-М, 1997. С. 232–240.
8. Социально-молодежная работа: Международный опыт / Под ред. Т.В.Новиковой и др. М.: Институт молодежи, 1997.
9. Социальные службы для подростков и молодежи. М.: Институт молодежи, 1993.

Тема 20. Социальная работа с людьми старшего возраста (лек.-2 ч.)

Законодательная база социальной работы с пожилыми и престарелыми. Социально-экономическое положение и психологичские особенности людей старшего возраста. Пожилой человек в семье. Проблемы медико-социальной реабилитации и поддержки престарелых. Социальное обслуживание и социальное попечительство. Социальные учреждения для людей старшего возраста. Надомное обслуживание и патронаж.

Литература
1. Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. М.: Логос, 1996.
2. Основы социальной работы / Отв. Ред. П.Д.Павленок. М.: Инфра-М, 1997. С. 208–222.
3. Сорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. С. 47–55.
4. Социальная работа (Вопросы и ответы) / Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. М.: ИСР, 1996. С. 65–78.
5. Социальная работа с пожилыми / Отв. Ред. Е.И.Холостова. М.: ИСР, 1996.
6. Теория и методика социальной работы. М.: Союз, 1994, ч. 1. С. 262–284; ч. 2. С. 131–137.
7. Уход за престарелыми на дому / Сост. Э.В.Карюхин. М.: ГБЦ “Сострадание”, 1998.
8. Шмелева Н.Б. “Третий” возраст и его проблемы // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. С. 63–67.


Тема 21.Социальная работа с малоимущими (лек. –2 ч.)

Нормативно-правовая база социальной работы с малообеспечнными группами населения. Критерии и показатели материальной обеспеченности человека. Прожиточный минимум, потребительская корзина и минимальная зарплата.
Сущность социального страхования. Современный этап развития социального страхования. Социальная защита малообеспеченных слоев населения. Бытовое обслуживание малоимущих граждан.

Литература
1. Колков В.В. Социальная безопасность. Учебное пособие по курсу “Теория социальной работы”. М.: Социально-технологический институт, 1998, ч. 1.
2. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. М.: Юристъ, 1997. С. 24–25.
3. Социальная работа (Вопросы и ответы) / Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. М.: ИСР, 1996. С. 79–86.
4. Теория и методика социальной работы. М.: Союз, 1994, ч. 1. С. 262–284.
5. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Отв. ред. Л.Э.Кунельский, М.С.Мацковский. М.: ЦОЦ, 1993. Т. 1. С. 46–51, 252–264; Т. 2. С. 165–168, 252, 279.


Тема 22. Социальная работа в системе образования и социальная педагогика (лек. - 2 ч.)

Законодательная база социально-педагогической работы. Социально-педагогические учреждения. Должностные обязанности и профессиональные функции социального педагога. Технологии и методы социально-педагогической работы. Зарубежная практика социально-педагогической работы.

Литература
1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR — Аргус, 1994.
2. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа. Ставрополь: СКИУУ, 1993.
3. Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности и система профессиональной подготовки / Под ред. М.А.Галагузовой, М.Н.Костиковой. Екатеринбург: УГПУ, 1996.
4. Мирсогатова М.Н. Актуальные вопросы социальной работы с подростками группы риска // Социальная работа / Под ред. И.А.Зимней. М., 1992. Вып. 6.
5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: ИПП, 1997.
6. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. М.: Флинта — МПСИ, 1998.
7. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. М.: Юристъ, 1997.
8. Теория и методика социальной работы. М.: Издательство “Союз”, 1994, ч. 2. С. 181–185.

Тема 23. Социальная работа с бездомными, мигрантами, беженцами

Бездомность и ее причины. Основные группы бездомных и их характеристики. Бродяжничество. Основные причины миграционных процессов. Социально-демографические характеристики мигрантов и беженцев. Основные направления социальной политики и нормативно-правовая база социальной защиты бездомных, мигрантов, беженцев и людей, пострадавших от природных и техногенных катастроф. Социальные учреждения для бездомных. Структура и функции миграционных служб.

Литература

1.Вынужденная миграция: Причины, состояние, перспективы, миграционная политика. М.: Луч, 1993.
2. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: Инфра-М, 1997. С. 223–231, 253–262.
3. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. Т. 1. С. 44, 335.
4. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. М.: Юристъ, 1997. С. 25–26.
5. Теория и методика социальной работы. М.: Союз, 1994, ч. 1. С. 285–318.
6. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. / Отв. ред. Л.Э.Кунельский, М.С.Мацковский. М.: ЦОЦ, 1993. Т. 1. С. 52–63, 293; Т. 3. С. 272.

Тема 24. Социальная работа с девиантными категориями населения

Понятие "социально девиантное поведение". Формы и виды социальных девиаций.
Социальный контроль девиантного поведения. Социальная работа с наркозависимыми людьми и суициден тами.
Социальная работа в пенитенциарной системе. Профессиональное нищенство, бродяжничество, проституция. Профилактическая социальная работа с “группами риска”.

Литература

1. Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В.Фирсов. М.: Сварогъ, 1995. Т. 2.
2. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М.: ТЕИС, 1993.
3. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: ФОЛИУМ, 1998.
4. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 263–279.
5. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. М.: ИСР, 1997. Т. 1. С. 8, 14, 26, 127, 135, 142, 144, 185, 195; Т. 2. С. 17, 19, 31, 97, 165, 196, 228, 302.
6. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. М.: Юристъ, 1997. С. 255–257.
7. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении / Под ред. Г.М.Иващенко, Н.С.Кантонистовой, М.М.Плоткина и др. М.: НИИ семьи, 1996.
8. Теория и методика социальной работы / Под ред. В.И.Жукова и др. М.: Союз, 1994, ч. 2. С. 147–161.
9. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Отв. ред. Л.Э.Кунельский, М.С.Мацковский. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.


Тема 25. Социальная работа за рубежом (лек. – 4 ч.).

Основные черты европейской модели социальной работы. Теоретические основания формирования идеи социального государства. Идеи Д. Кейнса. Модель государства всеобщего благоденствия и ее воплощение в практике европейских стран. Проблемы развития государства всеобщего благоденствия и теория экономической ценности социального.

Специфика становления социальной работы в США. "Дружественные визитеры" и развитие благотворительной деятельности. М.Ричмонд и формирование индивидуальной социальной работы. Движение по организации сеттльментов. "Великая депрессия" и "новый курс" Ф.Рузвельта. Основные черты американской модели социальной работы, ее отличия от европейской. Организационная структура социальной работы и социальной политики: децентрализованный характер. Роль федерального правительства и правительств штатов. Социальное страхование в США. Пенсионное обеспечение. Организация системы здравоохранения. Программы "Медикер" и "Медикейд". Социальная работа в системе здравоохранения. Борьба с бедностью в США.

Темы рефератов.

Социальная работа в Швеции.

Основные направления социальной работы в Германии.

Социальная работа в Норвегии.

Социальная работа в Англии.

Социальная работа в Канаде.

Литература.

1.Теория и методика социальной работы. /Под ред. С.И. Григорьева. М.,1994
2. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом. М.,1996
3. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Тория социальной работы. М.,2000
4. Энциклопедия социальной работы. В 3 тт. М.,1993-1994
5. Бенлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.,1992
6. Леннеер-Аксельсон, Тюлефсон И. Психосоциальная помощь населению. М., 1995
7. Г. д'Оссонвиль. Нужда, порок и бедность. СПб, 1889
8. Мюнстерберг Э. Призрение бедных: руководство к практической деятельности. СПб., 1900
9. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М.,1995
10. Дубинский В.И. Социальная работа в Германии. М.,1996
11. Дубинский В.И. Социальная помощь в Германии. М.,1998
12. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации. /Под ред. Ш.Рамон и Р.Сарри. М.,1996

Тема 26. Проблема подготовки социальных работников. Профессиональные и личные качества социального работника (лек. – 4 ч, сем. 4 ч.).

Опыт подготовки социальных работников за рубежом и в России. Критерии эффективности в деятельности социального работника. Проблемы повышения квалификации. Профессиональный контроль и взаимопомощь. Этический кодекс социального работника.

Семинар: проведение экспетного опроса по проблемам подготовки специалистов по социальной работе преподавателей и студентов отделения СР ФПП УдГУ.

Литература


1. Лавриненко И.М. Социальная работа: проблемы, поиск решений (Вопросы профессиональной дея-тельности социального работ-ника) / Российский журнал социальной работы 2/95, с.55-60.
2. А.И. Ляшенко. Организация и управление социальной работой в России / М., Наука, 1995, с.20-25.
3. Топчий П.В. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов по социальной работе / Работник социальной службы 1/1 97, с. 31-43.
4. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. М. Юристъ, с. 247-296.


Тема 27. Институт социальной работы в стратегии социальной политики
(лек.- 2 ч.).

 

Определение и сущность социальной политики, ее цели, направления и взаимосвязь с социальной работой как важнейшего инструмента социальной политики. Федеральный, региональный и муниципальный уровни социальной политики. Направления социальной политики в России и за рубежом. Государственная социальная политика - организационная основа и органы управления социальной защиты населения. Взаимодействие государственных и негосударственных организаций, федеральных и местных социальных программ в осуществлении социальной политики.

Профессиональная подготовка кадров и научно-методическое обеспечение деятельности служб как условия реализации социальной политики. Профессиографические требования к социальной работе. Образовательная программа и необхо димость знания по социальной работе. Подготовка социальных работников. Должностные характеристики, обязанности и функции социального работника.

 

Темы рефератов

  1. Благотворительные организации, их программы и роль в реализации социальной политики.

  2. Социальная политика как обобщенный субъект социальной терапии.

  3. Социальное обеспечение и социальное обслуживание населения.

  4. Социальная структура общества и социальная политика.

  5. Учреждения социального обслуживания: вопросы научно-методического и кадрового обеспечения.

  6. Социальная защита и социальное обслуживание: сущность, различия, взаимосвязь.

  7. Социальная справедливость: подходы к концепции.

  8. Парадокс социальной патологии и индивидуаьно-кзистенциальной терапии.

  9. Управление и менеджмент в сфере социальной политики.

Литература

  1. Антология социальной работы в России. Т.1. М., 1994.

  2. Жуков В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная политика. Защитить человека. М., 1994.

  3. Зайнышев Э.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Защитить человека. М., 1994.

  4. Империя фарисеев. Социология и психология диктатуры /Под ред. Барзилова С.И. М., 1994.

  5. Концепция развития социальной службы в Российской Федерации. М., 1993.

  6. Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993.

  7. Практика социальной работы. М., 1993.

  8. Сорокин П. Человек и общество. М., 1991.

  9. Социальная защита населения. Материалы в помощь организаторам социальных служб. М., 1992.

  10. Социальная защита населения, семьи и детства в России. Сб. документов. Вып. 1. М., 1993.

  11. Социальные ориентиры обновления: общества и человека / Под ред. Заславской Т.И. М., 1990.

  12. Учебные планы и программы подготовки социальных работников (из зарубежного опыта). М., 1992.

  

Контрольные вопросы к зачету.

1. Споры вокруг термина "социальная работа".
2. Место социальной работы в структуре общества.
3. Социальная работа как научная дисциплина.
4. Социальная работа как выражение общественной потребности.
5. Целостное представление о человеке в теории социальной работы.
6. Взаимопомощь как социальный феномен.
7. Природа помогающих отношений.
8. Социальная работа и социальная педагогика.
9. Социальные права в аспекте социальной работы.
10. Идея социальной справедливости и ее реализация в социальной работе.
11. Соотношение социальной политики и социальной работы.
12. От благотворительности к социальной работе.
13. История социальной работы в России (одна сфера или один из этапов).
14. Социальная работа за рубежом (конкретный пример).
15. Одна из теорий или моделей социальной работы (по выбору).
16. Суть профессионализма в социальной работе.
17. Основные принципы (ценности) социальной работы.
18. Гуманизм как ведущий принцип социальной работы.
19. Клиентоцентрированный подход в социальной работе.
20. Понятие социальной нормы и принципы социальной работы.
21. Сущность антидискриминаторной практики.
22. Профессиональный этический кодекс.
23. Сферы социальной работы (обзор или анализ одной из них).
24. Характеристика одной из групп населения, выступающей в качестве объекта социальной работы.
25. Критерии эффективности социальной работы.
26. Профессиональные требования к личности социального работника.
27. Проблемы обучения социальной работе.

  1. Рабочая учебная программа по дисциплине «Экономическая социология» по направлению «050400 Социально-экономическое образование» профиль «Социология» по циклу опд. Р. 02 Обще профессиональные дисциплины

    Рабочая учебная программа
    Специфика содержания программы определена попыткой составителя на основе опыта работы с данным курсом компилировать подходы к структурированию учебного материала, представленные в материалах курсов В.
  2. Программа по дисциплине «социология религии» для специальности 020300 социология факультета социологии и философии очной /заочной формы обучения

    Программа
    Социология религии как научная дисциплина. Социология ре­лигии как часть социологии. Социология религии и другие науки о религии. Социология религии и феноменология.
  3. Программа по дисциплине «Социология коммуникации» для специальности 020300 социология (шифр и название специальности)

    Программа
    Происхождение коммуникативной деятельности. Объект и предмет изучения социологии коммуникации: общение, коммуникация и речевая деятельность. Базовые составляющие социальной коммуникации.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины имиджелогия Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Имиджелогия» является специализированным курсом по выбору. 0н предназначен для более углубленной подготовки студентов по вопросам психологических аспектов конструирования имиджевых характеристик.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины имиджелогия Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Имиджелогия» (ДС.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине социология коммуникации для студентов 5 курса очной формы обучения специальность 020300 социология

    Учебно-методический комплекс
    Социология коммуникации как специальная отрасль социологии; предмет и аппарат социологии коммуникации (коммуникативный акт, информация, речевая деятельность, социокоммуникативная система); социологические доминанты коммуникации; системность
  7. Программа учебной дисциплины социальная психология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям

    Программа
    Г.А.Урунтаева, заслуженный работник высшей школы, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии Мурманского государственного педагогического университета (МГПУ)
  8. Отчет по проекту: “ Экспериментальная апробация многоступенчатой структуры российского высшего профессионального образования, совместимой с европейской системой высшего образования,

    Содержательный отчет
    по проекту: “Экспериментальная апробация многоступенчатой структуры российского высшего профессионального образования, совместимой с европейской системой высшего образования, разработка рекомендаций по внесению изменений в нормативные
  9. Решения заседания Научно-методического совета фгбоу впо «ргутиС» от 22 декабря 2011 года Присутствовали: 50 (явочный лист прилагается) Повестка дня (1)

    Документ
    Постановили: соблюдать установленные в плане сроки предоставления учебно-методических изданий на рецензирование и экспертизу. Корректировку плана изданий осуществлять через служебные записки на имя проректора, курирующего методическую работу (Ананьева Т.

Другие похожие документы..