Программа по дисциплине «теория и практика социальной работы» для специальности 020300 социология факультета социологии и философии очной формы обучения

Литература.


1. Теория и методология социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева. М.: Наука , 1994, с. 21-28.
2. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. М. Юристъ, 1998, с. 59-68.
3. Разумовский О.С. Бихевиоральные системы. Новосибирск. Наука. 1993.
4. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.
5. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия . М.: Прогресс, 1992.

6. Котельников Г.А. Социолого-синергетический подход к разработке социальных технологий / Российский журнал социальной работы 2/95, с. 19-23.

Темы рефератов.


1. Психолого-ориентированные теории социальной работы.
2. Экзистенциалистская модель теоретического обоснования социальной работы.
3. Гуманистические модели теоретического обоснования социальной работы.
4. Бихевиористский подход в теоретическом обосновании социальной работе

5.Радикальная модель обоснования теории социальной работы.

Тема 6.Философия социальной работы (лек.-2 ч.).

Проблема философской рефлексии социальной работы. Глобальное и региональное в развитии культуры. Гуманная цивилизация и антропный принцип теории социальной работы. Нелинейность природного и социального мира человека. Философия человека страдающего и стратегия спасения. Выбор философии для рефлексии социальных проблем человека. Концептуальный аппарат философской рефлексии социальной работы. Смысловая дефиниция социального действия в социальной работе. Ценности культуры в социальной работе. Экзистенциальная коммуникация.


Темы рефератов

Типы философствования XX века и проблема маргинального человека.

Экологический смысл социальной работы.

Ценности культуры в социальной работе и традиционная культура.

Литература
  1. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир явлений. М., 1967.

  2. Империя фарисеев. Социология и психология диктатуры / Под ред. Барзилова С.И. М., 1994.

  3. Сорокин П. Человек и общество. М., 1991.

  4. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

  5. Человек - общество - культура. Саратов, СГТУ, 1994.

  6. де Шарден Т. Феномен человека. М., 1987.

  7. Ярская В.Н. Время и преемственность в развитии культуры. Саратов, , 1991.

  8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

  9. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. М., 1997.

Тема 7. Социологические основы социальной работы (лек.- 2 ч., сем.- 2.).

Взаимосвязь теоретической социологии и социальной работы. Понимающая ссоциология, феноменология, радикально-гуманистические парадигмы как наиболее приемлемые для социальной работы. Взаимоотношение объекта, предмета и содержания социологии и социальной работы. Возможности применения социологических методов к решению проблем социальной работы.

Вопросы к семинару.

  1. Роль «понимающей социологии» М. Вебера в понимании процессов и проблем социальной работы.

  2. Радикально-гуманистические и неомарксистские парадигмы и их роль в объяснении закономерностей социальной работы. Анализ работ Г. Маркузе и Ч. Миллса.

  3. Феноменологическая социология как методология социальной работы.

Литература.

  1. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  2. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

  3. Шюц А. формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. М., 1994. С.481-494.

  4. Миллс Ч. Высокая теория // Американская социологическая мысль. М., 1994. С.147-168.

  5. Основы социальной работы. Учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок. М., 2002.

Тема 8. Психолого-педагогические аспекты социальной работы (лек. – 2 ч.).

Функции психологии и педагогики в социальной работе. Психологическое обеспечение социальной работы. Система психологического знания в социальной работе. Применение психологических методов в социальной работе. Педагогические принципы и содержание социальной работы.

Литература.

  1. Бабкин Н.И. Социальная педагогика. М., 1998.

  2. Бочкарева Г.В. Педагогика социальной работы. М., 1995.

  3. Мудрик В.М. Социальная педагогика. М., 1986.

  4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

  5. Бабкин Н.И. Психологический словарь для социальных работников. М., 1999.

  6. Козлов В.В. Три аспекта психотехнологий в социальной работе. Психотехнологии в социальной работе. / Сб. под. ред. Козлова В.В. - Ярославль, 1997, с. 9 -19.

Тема 9.Политологические и правовые аспекты социальной работы (лек. –2 ч.).

Поиски путей к солидарности – общее в содержании политологии и социальной работы. Социально-политические технологии и социальная работа. Социальная работа как показатель развития социального государства. Основные направления государственно-правовой поддержки социальной работы.

Литература.

  1. Конституция РФ. М., 1993.

  2. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М.,1997.

  3. Сулейманова Г.В. социальное обеспечение и социальное страхование. М., 1997.

Тема 10. Практические аспекты социальной работы (лек. –2 ч., сем.- 2 ч.).

Содержание понятия “социальные технологии”, сущность социальных технологий, актуальность их применения в современном мире. Типология, основания дифференциации социальных технологий. Специфика технологий в социальной работе. Основания классификации социальных технологий в социальной работе. Общие технологии в социальной работе. Социальная диагностика: общие проблемы и принципы диагностики. Корреляция социального и медицинского здоровья: проблемы диагностики и прогнозирования. Этапы социальной диагностики. Технология социальной экспертизы. Организационные модели экспертной работы. Технологии социального прогнозирования: процесс прогнозирования, актуальность, современная значимость. Социальные инновации.

Вопросы к семинару.

  1. Социально-экономические методы в социальных технологиях.

  2. Технологии экономической поддержки населения в условиях жесткой социальной поляризации.

  3. Содержание технологий связи с общественностью. Методики организации связей с общественностью.

Тема 11.Технологии индивидуальной социальной работы (лек.- 2 ч.).

Индивидуальная социальная работа как отношение между работником и клиентом. Модель действия социального работника в работе с клиентом. Основные модели индивидуальной работы со случаем: социальная индивидуальная работа, функциональная индивидуальная работа. Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента. Подходы к профессиональному взаимодействию социального работника и клиента.

Тема 12. Методы социальной работы с группой (лек. – 2 ч.).

Виды социальной работы в группе. Подходы к взаимодействию социального работника и группы. Основные цели социальной работы в группах. Модели социальной групповой работы. Стадии развития групповой работы.

Темы рефератов.

  1. Понятие “социальные технологии”

  2. Предпосылки появления социальных технологий.

  3. Цели и задачи социальных технологий.

  4. Разнообразие социальных технологий.

  5. Основания дифференциации социальных технологий.

  6. Специфика социальных технологий в социальной работе.

  7. Основания осуществляется классификация технологий в социальной работе.

Литература

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.М., 1994.

  2. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. – СПб, 1997.

  3. Фирсов М.В. , Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М., 2000.Глава 10.

  4. Дудченков В.С. Инновационные технологии. М. 1997.

  5. Преодолевая барьеры инвалидности. М. 1997.

  6. Социальное прогнозирование и моделирование. М. 1995.

  7. Шиняева Г. А. Проблемы нормы и патологии в медицине // Социокультурные проблемы нетипичности. Саратов: СГТУ, 1997. С.73-75.

  8. Население России 1995. М., 1996. С. 56

  9. Иванова А.И. Социально-демографические аспекты психического здоровья населения. Автореф. Каннд. Дис. М. 1989 с.10

Тема 13. Медицинские аспекты социальной работы (лек. – 2 ч.).

Сущность и основные функции социальной медицины. Медико-социальная помощь и медико-социальная работа как формы организации социальной помощи населению. Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы. Физическая культура как общественное явление и ее роль в социальной защите людей.

Литература.

  1. Валеология человека: в 2 кн./Под ред. В.П.Петленко. СПб, 1998.

  2. Журавлева И.В. Отношение человека к здоровью. М, 1993.

  3. Основы социально-медицинской работы/ Под ред. Е.А. Сигиды. М., 1998.

  4. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. М., 1992.

Тема 14. Cемья как объект социальной работы (лек. –2 ч.).

Система семья – дети - общество. Защита материнства и детства, семьи как важнейших социокультурных ценностей. Семья как институт социализации и воспроизводства культуры, генофонда и конкурентоспособности нации. Классификация социальных проблем семьи, критерии и факторы риска. Планирование семьи и культуры супружества. Социальная работа с женщинами: самоопределение, ролевой конфликт, защита материнства. Гендерные подходы к российской ситуации. Статусные характеристики, доминирующие ценности, стабильность и социальное здоровье семьи. Понятие интервенции и уровни социальной работы с семьей. Семейная политика общества и государства. Семья с нетипичным ребенком и проблемы социальной реабилитации.

Вопросы к семинару
  1. Культурно-историческая эволюция и современная типология семьи.

  2. Социальная поддержка и социальная защита семьи; федеральный и местный уровень.

  3. Сравнительная характеристика отечественных и зарубежных программ социальной помощи семье.

  4. Статусные характеристики и доминирующие ценности молодой семьи.

Темы рефератов

  1. Философская концепция и современные проблемы семьи.

  2. Феномен маскулинизации в российском обществе.

  3. Этнокультурные особенности функционирования института семьи.

  4. Статус женщины в постиндустриальном обществе.

  5. Взаимоотношение поколений и роль традиций в современной семье.

  6. Демографическая характеристика семьи.

  7. Стабильность и разрушение семьи: статусные характеристики, внешние и внутренние факторы.

  8. Критерии семьи риска: иерархия и классификация.

  9. Насилие в семье.

  10. Образ и стиль женщины и материнства: эволюция в культуре.

Литература

  1. Как помочь семье? М., 1990.

  2. Кент М. Стратегия развода. М., 1993.

  3. Мастерс и Джонсон. О любви и сексе. В 2-х ч. С-Пб.,1991.

  4. Проблемы семьи и детства в современной России. В 2-х ч.М., 1992.

  5. Родителям и молодоженам доктор Добсон отвечает на вопросы. М., 1991.

  6. Семья в изменяющемся мире. Вып. 1,2. М., 1993.

  7. Семья в процессе развития // Материалы международной научнопрактической конференции. М., 18-19 ноября 1993 г.

  8. Социальная защита населения, семьи и детства в России.Сб. документов. Вып.1. М.,1993.

  9. Теория и методика социальной работы. Ч.1,2. М., 1994.

Тема 15. Социальная работа в сфере занятости (лек.- 2 ч.).

Проблема занятости и трудоустройства в современной России. Государственная политика и нормативно-правовые акты в области занятости населения.
Деятельность социальных служб по защите и ресоциализации безработных. Социально-психологическая и профориентационная работа в службах занятости.

Литература
1. Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

2. Дановский С.Л. Социальная и психологическая характеристика безработных // Социологические исследования. 1994. №

3. Теория и методика социальной работы. М.: Союз, 1994, ч.1. С. 218–234.
4. Чижов Л.С., Богомолов Ю.П. Занятость и экономическая реформа. М.: НИЭИ, 1992.
5. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Отв. ред. Л.Э.Кунельский, М.С.Мацковский. М.: ЦОЦ, 1993. Т. 1. С. 63–70; Т .3. С. 208–209.

Тема 16. Социальная работа с детьми (лек.-2 ч.)

  1. Рабочая учебная программа по дисциплине «Экономическая социология» по направлению «050400 Социально-экономическое образование» профиль «Социология» по циклу опд. Р. 02 Обще профессиональные дисциплины

    Рабочая учебная программа
    Специфика содержания программы определена попыткой составителя на основе опыта работы с данным курсом компилировать подходы к структурированию учебного материала, представленные в материалах курсов В.
  2. Программа по дисциплине «социология религии» для специальности 020300 социология факультета социологии и философии очной /заочной формы обучения

    Программа
    Социология религии как научная дисциплина. Социология ре­лигии как часть социологии. Социология религии и другие науки о религии. Социология религии и феноменология.
  3. Программа по дисциплине «Социология коммуникации» для специальности 020300 социология (шифр и название специальности)

    Программа
    Происхождение коммуникативной деятельности. Объект и предмет изучения социологии коммуникации: общение, коммуникация и речевая деятельность. Базовые составляющие социальной коммуникации.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины имиджелогия Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Имиджелогия» является специализированным курсом по выбору. 0н предназначен для более углубленной подготовки студентов по вопросам психологических аспектов конструирования имиджевых характеристик.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины имиджелогия Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Имиджелогия» (ДС.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине социология коммуникации для студентов 5 курса очной формы обучения специальность 020300 социология

    Учебно-методический комплекс
    Социология коммуникации как специальная отрасль социологии; предмет и аппарат социологии коммуникации (коммуникативный акт, информация, речевая деятельность, социокоммуникативная система); социологические доминанты коммуникации; системность
  7. Программа учебной дисциплины социальная психология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям

    Программа
    Г.А.Урунтаева, заслуженный работник высшей школы, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии Мурманского государственного педагогического университета (МГПУ)
  8. Отчет по проекту: “ Экспериментальная апробация многоступенчатой структуры российского высшего профессионального образования, совместимой с европейской системой высшего образования,

    Содержательный отчет
    по проекту: “Экспериментальная апробация многоступенчатой структуры российского высшего профессионального образования, совместимой с европейской системой высшего образования, разработка рекомендаций по внесению изменений в нормативные
  9. Решения заседания Научно-методического совета фгбоу впо «ргутиС» от 22 декабря 2011 года Присутствовали: 50 (явочный лист прилагается) Повестка дня (1)

    Документ
    Постановили: соблюдать установленные в плане сроки предоставления учебно-методических изданий на рецензирование и экспертизу. Корректировку плана изданий осуществлять через служебные записки на имя проректора, курирующего методическую работу (Ананьева Т.

Другие похожие документы..