Учебно-методический комплекс по дисциплине дс 11. «От сталинской диктатуры к «коллективному руководству» (середина 1940-х середина 1960-х гг.)», для студентов, обучающихся по специальности 030401. 65 «История» Нальчик 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ

УТВЕРЖДЕН

«____»___________________2008 г.

Зав. кафедрой _____________ М.З. Саблиров

СОГЛАСОВАНО

«____»___________________2008 г.

Директор СГИ____________Х.Б.Мамсиров

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине ДС 11. «От сталинской диктатуры к «коллективному руководству» (середина 1940-х – середина 1960-х гг.)», для студентов, обучающихся по специальности 030401.65 - «История»

Нальчик 2008

ШОРОВА М.Б., АССИСТЕНТ

учебно-методический комплекс по дисциплине «От сталинской диктатуры к «коллективному руководству» (середина 1940-х – середина 1960-х гг.)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030401.65 – История. Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

Содержание

Введение

Рабочая программа дисциплины

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Текущая промежуточная аттестация по дисциплине

Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время идет процесс реформирования сферы высшего профессионального образования. В таких условиях обучение в традиционном стиле с использованием стандартных форм и методов преподавания изжило себя, вызывает неприятие студентов, и требует обновления имеющихся методик преподавания. В первую очередь оправдывают себя те методики, которые, пройдя проверку временем, и в новых условиях сохранили и носят научный характер.

С учетом указанных факторов проблемы теоретической и организационно-методической модернизации исторического образования приобретают актуальное значение. Некоторые из них находят разрешение в социально-гуманитарном институте при реализации общепрофессиональных исторических дисциплин. КБГУ одним из первых в стране перешел к многоуровневой подготовке по специальности и направлению «История» в соответствии со стандартами нового поколения. Сейчас мы накануне принятие ФГОСов третьего поколения, в разработке которого активное участие принял и КБГУ. ФГОСы требует повышение внимания к уровню подготовки кадров, их мобильности, умениям и компетентности с учетом запроса работодателей.

Настоящий учебно-методический комплекс включает конкретные методики проведения как аудиторных занятий (лекционные и семинарские), так и самостоятельной работы (в т.ч. под руководством преподавателя), дидактические материалы, апробированные в учебном процессе, тестовые материалы для текущего контроля в рамках балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов КБГУ.

Каждая тема и раздел (модуля) имеет учебно-методическое сопровождение: список источников и литературы, вопросы и задания для самостоятельной работы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Спецкурс предназначен для студентов пятого курса специальности 020700–Истории социально-гуманитарного института КБГУ.

Предмет спецкурса - узловые повороты, основные проблемы и итоги политического развития России в 1945-1965 гг.

Цель спецкурса — уяснить, какое место рассматриваемого хронологического периода в политической истории России XX в. сформировать у студентов представление о принципиальном изменении вектора общественно-политического развития страны в рассматриваемый период, о содержании конфликтов, сотрясавших государство и общество, возможных вариантах выхода из критических ситуаций.

Задача спецкурса - раскрыть содержание главных политических событий периода перехода от авторитарных методов управления к более мягким формам драматического периода российской истории: выход на арену новых общественно-политических сил, формирования предпосылок крушения коммунистическою режима, создание новых государственных институтов, столкновение реваншистских и демократических тенденций в общественном развитии.

Особенность спецкурса заключается в комплексном историческом, государственно-правовом, политологическом, социологическом подходе к рассматриваемым событиям.

На лекциях и практических занятиях студенты получают дополнительные знания о важнейших событиях переломного периода российской истории, формируют представление о том, как текущие события включаются в контекст и осваиваются методами исторической науки, приобретают умение работать с источниками по современной истории: документами, прессой, мемуарной литературой.

Объем спецкурса - 34 часа. Формы и содержание системы текущего и итогового контроля знаний студентов разрабатываются автором спецкурса и ежегодно утверждаются на заседании кафедры. С порядком проведения внутри семестрового и итогового контроля студент может ознакомиться на кафедре.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины определяется Государственным образовательным стандартом и включают:

- знание основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей;

- формирование профессионального исторического мышления,

- умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;

- умение пользоваться источниками и литературой по темам дисциплины

- сопоставление различных точек зрения, имеющиеся в историографии, и аргументация собственной позиции;

- овладение умениями и приобретение навыков поиска, систематизации, анализа исторической информации;

- умение опираться на знания в смежных дисциплинах

- понимание исторической обусловленности явлений и процессов современного мира.

Изучение дисциплины предполагает формирование у студентов знаний и представлений:

- об основных этапах истории России в новое время, глобальных проблемах общественного развития и способах их решения;

- о проблемах в развитии Советского государства, противоречиях общественного и духовного развития

- о характере взаимодействия власти и общества, причинах кризиса тоталитаризма

- об особенностях исторического пути страны;

- о теоретических спорах о развитии российской государственности;

Содержание курса, его цели и задачи определяют круг рекомендуемой литературы, которая включает источники, сочинения классиков исторической мысли и современные монографические исследования, публикации в периодических изданиях, дающие представление о современных подходах к проблемам исторического развития России.

Курс «От сталинской диктатуры к «коллективному руководству» (середина 1940-х – середина 1960-х гг.)» призван дать целостное представление о сложном и противоречивом, но едином и неразрывном историческом движении. Материал изложен по проблемно-хронологическому принципу.

Тематический план дисциплины

«Политическая история России новейшего времени»

ТЕМА

Лекц.

Вводная лекция

2

1

Усиление режима личной власти Сталина во второй половине 1940-х гг.

4

2

Идеологизация духовной жизни общества

2

3

Поворот к демократизации общественно-политической жизни после смерти И.В. Сталина в 1953 г.

2

4

Политический портрет Н.С. Хрущева.

2

5

XX съезд КПСС и реакция на него в обществе.

4

6

Культура и наука в 1950-1960-е гг.

4

7

Обновление состава высших органов власти в конце 1950-х гг.

2

8

Хрущев и внешняя политика СССР

4

9

Н.С. Хрущев и экономические реформы 1950-1960-х гг.

2

10

Национальная политика СССР в 1950-1960-е гг.

4

11

Отставка Н.С. Хрущева

2

ИТОГО

34

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Усиление режима личной власти Сталина во второй половине 1940-х гг.

1. Усиление тоталитарной системы в СССР

2. Реорганизация государственного аппарата

3. Теоретические основы внутренней политики

4. Сталин в системе партийно-государственной власти

5. Политические репрессии

Источники:

«Ленинградское дело»/ сост.: В.И. Демидов, В.А. Кутузов. Л., 1990.

Неправедный суд. Последний сталинский расстрел: Стенограмма судебного процесса над членами Еврейского антифашистского комитета. М., 1994.

Политбюро ЦК ВКП (б) и Совет Министров СССР. 1945-1953 / Сост. О.В. Хлевнюк и др. М., 2002.

Попов В.П. Российская деревня после войны (июнь 1945-март 1953). Сб. док. М., 1993.

Рапопорт Я.Л. На рубеже эпох. Дело врачей. 1953. М., 1988.

  1. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк дпп дисциплины предметной подготовки (1)

    Документ
    Ф. 00 Федеральный компонент ДПП Ф.
  2. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк дпп дисциплины предметной подготовки (2)

    Документ
    Ф. 00 Федеральный компонент ДПП Ф.
  3. Книга снабжена уникальным Именным указателем к I и II томам истории Русского народа в XX веке

    Книга
    Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследований «Терновый венец России» открывает тайные и неизвестные страницы истории Русского народа в XX веке.
  4. 1. Географический подход в археологии

    Документ
    1. Географический подход в археологии. Этногеография дала импульс не только диффузионизму в археологии, но и упору на географический фактор, хотя географический детерминизм имеет и более ранние корни.
  5. Ф. М. Достоевский русская философия

    Документ
    Прежде чем понять общечеловеческие интересы, надобно усвоить себе хорошо национальные, потому что после тщательного только изучения национальных интересов будешь в состоянии отличать и понимать чисто общечеловеческий интерес.
  6. К 1945 г времени прекращения серийного производства было построено 6784 дб-3/Ил-4, из них около 5300 составляли Ил За время серийного производства затра

    Документ
    К 1945 г. - времени прекращения серийного производства - было построено 6784 ДБ-3/Ил-4, из них около 5300 составляли Ил-4. За время серийного производства затраты труда на постройку одного Ил-4 уменьшились с 20 тыс.
  7. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  8. Учебник. В 2 т. Т. 2 / Под ред. В. А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм и доп. М:«Статут», 2002. 592 с

    Список учебников
    Авторы учебника - ученые и преподаватели ведущих вузов страны (МГУ им. M/B. Ломоносова, Государственного университета управления, Российской академии государственной службы при Президенте РФ), ответственные работники высших органов
  9. Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. 325 с. Isbn 978-5-8021-0880-2

    Научно-исследовательская работа
    Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Другие похожие документы..