Учебно-методический комплекс по дисциплине дс 11. «От сталинской диктатуры к «коллективному руководству» (середина 1940-х середина 1960-х гг.)», для студентов, обучающихся по специальности 030401. 65 «История» Нальчик 2008

ТЕКУЩАЯ И ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

В соответствии с действующим Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов КБГУ.

Формы контроля по дисциплине

В соответствии с положением о балльно-рейтинговой системе оценка успеваемости студентов осуществляется в ходе текущего, рубежного и промежуточного контроля.

Текущий контроль - это непрерывное «отслеживание» уровня усвоения знаний и формирование умений и навыков в течение семестра и учебного года в ходе аудиторных занятий. Формы текущего контроля: опрос на семинарских, практических и лабораторных занятиях, а также короткие (до 15 мин.)задания, выполняемые студентами в ходе лекции с целью проверки наличия знаний при усвоении нового материала.

Рубежный контроль осуществляется по окончании изучения отдельных разделов – (учебных модулей) курса с целью определения качества усвоения учебного материала. В течение семестра по графику проводится три контрольных мероприятия, каждое из которых является своего рода микроэкзаменом по материалам учебного модуля. Проводится он в устной или письменной форме, а также в виде тестового контроля.

Формами рубежного контроля являются коллоквиумы, контрольныеработы, тестирование по материалам учебного модуля. В ходе текущего и рубежного контроля используются фонды комплексных контрольных заданий (в первую очередь, сертифицированных в установленном порядке). Формы текущего и рубежного контроля знаний, умений и навыков студентов устанавливаются кафедрой. Рубежные контрольные мероприятия охватывают весь программный материал (все разделы) по дисциплине.

Промежуточный контроль - это экзамен в сессионный период по дисциплине (курсу) в целом. Полная оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по всем формам текущего и рубежного контроля и баллов, полученных при сдаче экзамена.

Традиционная система оценки знаний студентов в форме экзамена не стимулирует систематиче­скую работу студентов. При недостаточности текущего контроля в течение семестра и учебного года на экзамен ложится чрезмерная нагрузка. В то же время оценка студента на экзамене, в определенной степени зависит от ряда случайных факторов (выбор билета, психологическое и физическое состояние студента и экзаменатора и т.д.). При такой системе нет достаточной дифференциации в оценке знаний и умений обучаемых, а также отсутствует практически соревновательность между студентами в овладении знаниями. Эти факторы побудили КБГУ, по опыту многих зарубежных и отечественных вузов, обратиться к балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучения студентов.

Данная система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. При этом предполагается разделение всего курса на ряд самостоятельных, логически завершенных блоков и модулей и проведение по ним контрольной акции.

Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации обучающихся по дисциплине: стимулирование повседневной систематической работы студентов; снижение роли случайностей при сдаче экзаменов; повышение состязательности в учебе, заменяющее усреднение катего­рии отличников, хорошистов, троечников и т.д. оценкой реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами; исключение возможности протежирования не очень способных и не очень прилежных студентов; создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения в рамках многоуровневой системы в магистратуре и далее в аспирантуре; повышение мотивации студентов к получению профессиональной подготовки на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы.

Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине.Балльно-рейтинговая система КБГУ использует 100-балльную шкалу. Структура рейтинга включает:

п.п.

Формы аттестации

I балльно-рейтинговая точка

II балльно-рейтинговая точка

III балльно-рейтинговая точка

1.

Рубежный контроль:

Тест

6

6

6

Коллоквиум

7

7

7

2.

Лабораторная работа

3.

Семинарское занятие

7

7

7

4.

Посещаемость

3

3

4

5.

Итого

23

23

24

После проведения каждых 4-5 практических занятий проводится итоговое контрольное занятие, входящее в систему рейтинговой оценки знаний студентов. Оно предусматривает различные формы контроля знаний: 1) письменная работа; 2) проведение коллоквиума; 3) собеседование по выносимым на рейтинг вопросам; 4) знание обязательной и дополнительной литературы, анализ источников; 5) компьютерное тестирование; 6) экзамен.

Каждая из форм контроля предполагает свой набор учебного и методического инструментария. Для письменной контрольной работы на каждого участника рейтинга составляется карточка, включающая два вопроса по разным темам. Объем вопросов должен позволить студенту в два часа решить поставленную проблему.

Устное собеседование предусматривает составление дробных вопросов тестового характера, которые позволяют получить лаконичные ответы. В ходе этой формы рейтинга студенту также предлагается проанализировать известное событие, возможности его альтернативного развития, начертить структуру, схему, диаграмму, график исторического процесса, продемонстрировать умение работать с исторической картой.

Особой подготовки требует проведение коллоквиумов. В ходе собеседования студенты должны показать не только проблемный подход к вынесенной на обсуждение теме и глубокое знание фактического материала, но и продемонстрировать знание элементов источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. Проводится также собеседование по реферату монографий.

Таким образом, выполнение всех методических рекомендаций позволит студентам лучше усвоить теоретический материал по курсу.

Учетная документация при рейтинг – контроле по дисциплине

Нормативными документами учета успеваемости студентов, обучающихся по балльно-рейтинговой системе являются: ведомость учета текущей успеваемости; зачетная ведомость; экзаменационная ведомость. Все они имеют установленную форму и внесение каких-либо изменений в эти формы не допускается. Они заполняются и хранятся в дирекции социально-гуманитарного института. Ведомость текущей успеваемости заполняется преподавателями каждые треть семестра. Закрытие этой ведомости и ее подписание директором института производится к началу экзаменацион­ной сессии.

В экзаменационной ведомости в графе «Сумма баллов текущей успеваемости», заполняемой дирекцией СГИ перед началом сессии, указываются баллы, полученные по текущей успеваемости. Остальные графы ведомости заполняются преподавателями. В графе «Итоговая сумма баллов» приводится сумма баллов, указанных в первых двух графах.

Для сбора, хранения и контроля результатов рейтинг-контроля по дисциплинам кафедры заполняется «Ведомость учета текущей успеваемости по дисциплинам кафедр» для каждой кафедры. Она хранится как отчетный документ на кафедре.

Результаты контрольных мероприятий по курсовым работам заносятся в ведомость учета текущей успеваемости и зачетную ведомость. При этом в графе «Сумма баллов на зачете» в зачетной ведомости проставляются баллы промежуточного контроля (по практикам - за качество отчетной документации и по результатам собеседования, по кур­совым проектам - за защиту). В зачетной книжке выставляются оценки по пятибалльной системе, определяемые в зависимости от суммы баллов по соответствующей шкале оценок.

Перечень экзаменационных вопросов

  1. Усиление тоталитарной системы в СССР к концу Великой Отечественной войны

  2. Реорганизация государственного аппарата в 1945-1946 гг.

  3. Теоретические основы внутренней политики во второй половине 1940-х гг.

  4. Сталин в системе партийно-государственной власти (1945-1953 гг.)

  5. Политические репрессии (1945-1953 гг.)

  6. Последствие войны в духовной жизни общества

  7. Постановления 1946-1948 гг. по вопросам литературы и искусства

  8. Роль А.А. Жданова в культурно-идеологической жизни СССР (1945-1953 гг.)

  9. Борьба против космополитизма и низкопоклонства перед Западом во второй половине 1940-х гг.

  10. Научные дискуссии по вопросам философии, политэкономии и языкознанию (1945-1953 гг.)

  11. Смерть Сталина как историческая проблема

  12. Политическая борьба в партии и государстве (1953-1955 гг.)

  13. Начало реабилитации репрессированных

  14. Взаимоотношения Н.С. Хрущева и Г.М. Маленкова

  15. Начало политической деятельности Н.С. Хрущева

  16. Н.С. Хрущев на Украине в довоенные годы

  17. Хрущев в годы Великой Отечественной войны

  18. Сталин и Хрущев

  19. Возвышение Хрущева в 1953-1955 гг.

  20. Создание комиссии по изучению вопроса о нарушениях законности органами внутренних дел

  21. Созыв и ход работы ХХ съезда

  22. Проблема культа личности Сталина в 1953-1955 гг.

  23. Секретный доклад Хрущев о культе личности Сталина и его последствиях

  24. Постановление ЦК КПСС о культе личности (1956 г.)

  25. Оттепель в литературе и искусстве

  26. Изменения в области культуры и идеологии в начале 1960-х гг.

  27. Антипартийная группа и попытка смещения Хрущева в 1957 г.

  28. Роль Г.К. Жукова в системе власти СССР в 1953-1957 гг.

  29. Единовластие Н.С. Хрущева (1958-1964 гг.)

  30. XXI внеочередной съезд

  31. XXII съезд партии и процесс десталинизации СССР

  32. Концептуальные основы внешней политики СССР (1953-1964 гг.)

  33. СССР и окончание Корейской войны в 1953 г.

  34. Нарастание кризисных явлений в отношениях со странами Восточной Европы во второй половине 1950-х гг.

  35. Кризисные явления во взаимоотношениях со странами Запада в начале 1960-х гг.

  36. Советско-китайские отношения (1953-1964 гг.)

  37. Либеральные реформы в области сельского хозяйства (1953 г.)

  38. Аграрная политика Хрущева и кризис сельского хозяйства (1954-1958 гг.)

  39. Реорганизация системы управления промышленностью и строительством

  40. Национальные проблемы на XX съезде партии

  41. Проблемы реабилитации депортированных народов

  42. Национальный состав и национальная структура населения СССР (1945-1953 гг.)

  43. Культа личности Хрущева в начале 1960-х гг.

  44. Хрущев в восприятии советского общества (1953-1964 гг.)

  45. Хрущев и номенклатура (1957-1964 гг.)

  46. Октябрьский пленум ЦК КПСС и отставка Н.С. Хрущева

Порядок допуска и сдачи экзамена по дисциплине

Для допуска к экзамену студент должен набрать в ходе текущего и рубежного контроля не менее 36 баллов. Если сумма баллов текущего и рубежного контроля меньше 36, то студент не допускается к экзамену. На экзамене студент может получить 15 — 30 баллов. Если ответы студента на экзамене оцениваются суммой баллов менее 15, то студенту выставляется «0» баллов. Ведущий преподаватель оценивает студентов по результатам текущей успеваемости (т.е. трем рубежным точкам) и может выставить в совокупности 70 баллов. Промежуточной аттестацией студентов по дисциплинеявляется семестровый экзамен.

В ходе письменного или устного экзамена студент должен продемонстрировать:

1. В области знаний и умений: а) эмпирические и теоретические знания; б) умение концептуализации, систематизации и формализации знаний, а также решение познавательных задач.

2. В области логики мышления: а) умение логично выстраивать письменный текст; б) умение оперировать базовыми понятиями учебного курса.

3. В области русского языка и культуры речи: а) умение стилистически грамотно оформлять письменный текст; б) навыки владения лексикой профессиональной деятельности.

В каждом билете предусмотрены вопросы и задания, позволяющие вывить знания и умения студентов. Для проверки эмпирических и теоретических знаний, умений их систематизации и интерпретации письменный ответ на вопросы студент должен изложить в следующем порядке: 1. хронология; 2. историография; 3. теория вопроса; 4. причины (экономические, социальные, политические, духовные); 5. ход событий (основные этапы и направления); 6. значение (роль, итоги, последствия).

Во избежание субъективизма экзамен проводит кафедральная комиссия в составе 3 человек (как правило зав.кафедрой и два члена комиссии, за исключением ведущего преподавателя и его ассистента). Студент имеет право обратиться в дирекцию СГИ с просьбой ознакомить его с письменной экзаменационной работой (если промежуточная аттестация проводилась в письменной форме) или листом устного ответа (если промежуточная аттестация проводилась устно), и получить разъяснения по поводу выставленной оценки.

Отработка и повторное изучение дисциплины

Студенты, имеющие по результатам текущего контроля сумму баллов ≤ 35 имеют право на однократное повторное прослушивание не освоенных надлежащим образом курсов в течении следующего семестра. Эта форма занятий требует изменения традиционных способов работы в пользу повышения самостоятельности в процессе изучения дисциплины. Преподавателю необходимо разобраться, насколько традиционные формы и методы обучения соответствуют способностям, особенностям, чертам характера, видам памяти и т.д. каждого студента – «повторника».

Преподаватель согласовывает с «повторником» индивидуальный график обучения, и в соответствии с положением о рейтингово – бальной системе определяет задачи на каждую рубежную точку (1/3 семестр). Как показывает практика «повторники» успешнее, чем в составе группы работают по индивидуальному плану. Т.е. те, кто ранее уклонялся от диалога на лекции, избегал выступлений на семинарских занятиях, не проявлял особой активности, прилагал минимум усилий, стремился пройти курс и сдать экзамен на любую положительную оценку, теперь же, попадая в рамки индивидуальной отчетности за каждую тему, вынужден работать больше. Это, как правило, дает положительные результаты.

Индивидуальный план работы «повторника» включает темы, источники и литературу для отработки, сроки для изучения, сроки и формы отчетности. Студент – «повторник» может запланировать тему предполагаемого реферата. Он согласовывает и корректирует с преподавателем сроки отчетности, консультируется по изучаемым вопросам.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ

ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Инновационные методы в процессе преподавания курса подразумевают методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании

1. Метод проектов, смысл которого состоит в том, что студенты индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, или иную научную работу. Их задача – получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему.

  • Основные принципы применения проектного метода при изучении курса

  • Проект является значимым для достижения дидактических целей курса.

  • Работа по проекту является исследовательской.

  • Проект педагогически значим, то есть студенты приобретают знания, овладевают необходимыми способами научного мышления.

  • Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет образовательное значение. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

2. Проблемное обучение, включающее методы:

  • проблемное изложение (преподаватель самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее),

  • совместное обучение (преподаватель самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно со студентами)

  • исследование (преподаватель ставит проблему, а решение достигается студентами самостоятельно)

  • творческое обучение (студенты и формулируют проблему, и находят ее решение).

Усвоение студентами дисциплины достигает эффективности при использовании активных форм и методов проведения аудиторных занятий. Ведущее место здесь занимает проблемный метод обучения, который стимулирует интерес студентов к отечественной истории и включает в себя такие понятия как «проблемный вопрос», «проблемная задача», «проблемная ситуация». Учебный проблемный вопрос отличается краткостью формулировки, содержит в себе реальное или мнимое противоречие, вызывает затруднение при поиске на него ответа, требует размышления, рассуждения.

Учебная проблемная задача помимо наличия противоречия и знаний требует дополнительной вводной информации и ориентиров при поиске решения.

Основополагающим понятием в системе проблемного обучения является проблемная ситуация, т.е. моделирование затруднительной обстановки, преодоление которого требует от студента поиска новых знаний, подходов и личной оценки противоречий, заложенных в проблемном вопросе или задаче.

Проблемные вопросы и задачи поставленные на лекции порождают проблемную ситуацию. Учет теоретической и практической подготовки студентов позволяет найти нужное разрешение.

Таким образом, проблемная ситуация является следствием выявления нестыковки между уже имеющимися знаниями и указаниями, полученными при постановке проблемного вопроса и задачи, и стимулируют студентов самостоятельно разобраться, почему это так. Использование на лекциях проблемных вопросов и задач реализует две важные задачи – приобретение новых знаний и усвоение способов мыслительной деятельности.

3. Использование электронных баз данных:

  • Электронный каталог российских диссертаций /index.html

  • Российская Государственная библиотека. Электронный каталог /index.php?f=97

  • Российская национальная библиотека. Электронный каталог :8101/poisk/#z39

  • Государственная публичная историческая библиотека России. Электронный каталог /srch.php

4.Применение кредитно-рейтинговой системы оценки знаний студентов (в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе)

5. Электронное тестирование как метод промежуточного и итогового контроля

Тестовые задания представлены в форме краткого суждения, сформулированного четким языком и исключающего неоднозначность заключения тестируемого на требования тестового задания.

Формы тестовых заданий:

открытого типа:

I:

S: Главой советского правительства после смерти И.В. Сталина стал:

-: Л.П. Берия

-: Н.С. Хрущев

+: Г.М. Маленков

-: А.Н. Микоян

I:

S: Приведение в должный порядок документов и бумаг Сталина было поручено:

+: Маленкову

+: Хрущеву

+: Берия

-: Молотову

-: Микояну

закрытого типа:

I:

S: Фамилия государственного деятеля, 1 мая 1953 г. заявившего на трибуне Мавзолея: «Я всех вас спас. Я убрал его (Сталина) очень вовремя» ### .

+: Берия

I:

S: «В истории человечества было немело тиранов жестоких, но все они погибли так же от топора, как сами свою власть поддерживали топором», - сказал ### .

+: Хрущев

на упорядочение:

I:

Q: Хронологическая последовательность исторических событий 1950-х гг.

1: назначение Маленкова на пост Председателя правительства

2: арест Берия

3: избрание Хрущева Первым секретарем ЦК

4: выступление «последней антипартийной группы»

I:

Q: Последовательность пребывания указанных деятелей на посту Председателя Совета Министров СССР

1: Сталин

2: Маленков

3: Булганин

4: Хрущев

на соответствие:

I:

S: Соответствие между политическими деятелями и государственными должностями во второй половине 1940-х гг.:

L1: Сталин

L2: Вознесенский

L3: Вышинский

L4: Берия

L5: Хрущев

L6:

R1: Председатель Правительства

R2: Председатель Госплана

R3: Министр иностранных дел

R4: Председатель Спецкомитета по атомному проекту

R5: Первый секретарь ЦК компартии Украины

R6: Министр Вооруженных Сил СССР

I:

S: Соответствие между политическими деятелями и государственными должностями в 1953 г.:

L1: Молотова

L2: Берия

L3: Хрущев

L4: Шверник

L5: Василевский

L6:

R1: министр иностранных дел

R2: министр внутренних дел

R3: секретарь ЦК

R4: председатель ВЦСПС

R5: зам. министра Вооруженных сил

R6: министр торговли

  1. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк дпп дисциплины предметной подготовки (1)

    Документ
    Ф. 00 Федеральный компонент ДПП Ф.
  2. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк дпп дисциплины предметной подготовки (2)

    Документ
    Ф. 00 Федеральный компонент ДПП Ф.
  3. Книга снабжена уникальным Именным указателем к I и II томам истории Русского народа в XX веке

    Книга
    Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследований «Терновый венец России» открывает тайные и неизвестные страницы истории Русского народа в XX веке.
  4. 1. Географический подход в археологии

    Документ
    1. Географический подход в археологии. Этногеография дала импульс не только диффузионизму в археологии, но и упору на географический фактор, хотя географический детерминизм имеет и более ранние корни.
  5. Ф. М. Достоевский русская философия

    Документ
    Прежде чем понять общечеловеческие интересы, надобно усвоить себе хорошо национальные, потому что после тщательного только изучения национальных интересов будешь в состоянии отличать и понимать чисто общечеловеческий интерес.
  6. К 1945 г времени прекращения серийного производства было построено 6784 дб-3/Ил-4, из них около 5300 составляли Ил За время серийного производства затра

    Документ
    К 1945 г. - времени прекращения серийного производства - было построено 6784 ДБ-3/Ил-4, из них около 5300 составляли Ил-4. За время серийного производства затраты труда на постройку одного Ил-4 уменьшились с 20 тыс.
  7. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  8. Учебник. В 2 т. Т. 2 / Под ред. В. А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм и доп. М:«Статут», 2002. 592 с

    Список учебников
    Авторы учебника - ученые и преподаватели ведущих вузов страны (МГУ им. M/B. Ломоносова, Государственного университета управления, Российской академии государственной службы при Президенте РФ), ответственные работники высших органов
  9. Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. 325 с. Isbn 978-5-8021-0880-2

    Научно-исследовательская работа
    Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Другие похожие документы..