Учебно-методический комплекс по дисциплине дс 11. «От сталинской диктатуры к «коллективному руководству» (середина 1940-х середина 1960-х гг.)», для студентов, обучающихся по специальности 030401. 65 «История» Нальчик 2008

Протокол согласования рабочей программы

с другими дисциплинами специальности (направления)

Разработчик А.Г. Кажаров

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры истории России

____ ___________ 2008 г.

Зав. кафедрой М.З. Саблиров

Согласовано с профилирующими кафедрами

____ ___________ 2008г. с кафедрой Всеобщей истории

Зав. кафедрой А.Х. Боров

____ ___________ 2008 г. с кафедрой истории КБР

Зав. кафедрой К.Х. Унежев

____ ___________ 2008 г. с кафедрой культурологи и этнологии

Зав. кафедрой М.И. Баразбиев

Одобрен УМС СГИ _______ _____________ 2008 г.

Председатель Х.Б. Мамсиров

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации для преподавателя. Основная цель лекционных и семинарских занятий – обеспечить коллективную работу потока, курса, группы, позволяющую проявиться индивидуальным особенностям каждого студента. Решить ее непросто в коллективе студентов, в котором одни получают удовольствие от обучения, другие – имеют слабую школьную базу, третьи - работают спустя рукава. В этих условиях преподавателю довольно сложно обеспечить методическое единство на занятиях, учитывая реальные возможности всего курса и каждого студента в отдельности. Данные вопросы можно решать при: использовании достижений исторической науки; проведении исследований реальных процессов на основе теории; осуществлении постоянного приращения знаний; обеспечении выработки каждым студентом собственной жизненной позиции.

Решение указанных задач осуществляется: на лекционных занятиях с использованием проблемного метода обучения; на лекционных занятиях с использованием диалогового характера, на семинарских занятиях с элементами дискуссии и «круглого стола», на семинарах – исследованиях, для стимулирования студентов в ходе подготовки опорных конспектов к семинарским занятиям; при работе с источниками и литературой.

Методические указания по организации занятий студентов

Организация аудиторных занятий. Изменения в российском обществе, реформа высшей школы актуализировали проблему качества подготовки специалистов в сфере исторического образования. Если прежде ВУЗ проходил комплексную проверку раз в 5 лет, то сейчас внешняя аттестация студентов осуществляется перманентно, в ходе федеральных экзаменов профессионального образования (ФЭПО или Интернет - экзамены). Кроме того, студенты КБГУ в рамках балльно-рейтинговой системы проходят трижды в семестр компьютерное тестирование по каждой дисциплине.

Основной формой обучения студентов является аудиторная работа. Уровень ее организации, проведения и результативность зависит от культуры общения преподавателя и студентов, воспитания исторического сознания и культуры, разрешения противоречия между спросом на исторические знания и механизмом, методами их добывания.

Усвоение студентами дисциплины достигает эффективности при использовании активных форм и методов проведения аудиторных занятий. Ведущее место здесь занимает проблемный метод обучения, который стимулирует интерес студентов к отечественной истории и включает в себя такие понятия как «проблемный вопрос», «проблемная задача», «проблемная ситуация». Учебный проблемный вопрос отличается краткостью формулировки, содержит в себе реальное или мнимое противоречие, вызывает затруднение при поиске на него ответа, требует размышления, рассуждения.

Учебная проблемная задача помимо наличия противоречия и знаний требует дополнительной вводной информации и ориентиров при поиске решения.

Основополагающим понятием в системе проблемного обучения является проблемная ситуация, т.е. моделирование затруднительной обстановки, преодоление которого требует от студента поиска новых знаний, подходов и личной оценки противоречий, заложенных в проблемном вопросе или задаче.

Проблемные вопросы и задачи поставленные на лекции порождают проблемную ситуацию. Учет теоретической и практической подготовки студентов позволяет найти нужное разрешение.

Таким образом, проблемная ситуация является следствием выявления нестыковки между уже имеющимися знаниями и указаниями, полученными при постановке проблемного вопроса и задачи, и стимулируют студентов самостоятельно разобраться, почему это так. Использование на лекциях проблемных вопросов и задач реализует две важные задачи – приобретение новых знаний и усвоение способов мыслительной деятельности.

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

Семинарское занятие представляет собой особую форму организации учебного процесса, в ходе которого студент должен приобрести умения получать новые учебные знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями и теоретическими конструктами учебной дисциплины; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

Целью семинарских занятий является приобретение студентами новых знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, развитие у них гуманитарного мышления и интеллектуальных способностей как средства индивидуального освоения учебной дисциплины. Все это требует тщательной подготовки к семинарским занятиям.

При подготовке к семинарским занятиям следует использовать всю рекомендованную литературу, размещенную на бумажных или электронных носителях.

Вначале надо ознакомиться с планом семинарского занятия, затем прочитать тексты рекомендованной литературы и найти информацию, необходимую для письменного ответа на поставленные вопросы. Чтобы логично выстроить письменный ответ на вопрос, информацию надо систематизировать и концетуализировать в соответствии со следующим алгоритмом:

1. Хронология, время исторических событий.

2. Историография (различные научные точки зрения по тому или иному аспекту вопроса).

3. Теория вопроса (прежде чем рассказывать о каких-либо исторических событиях надо дать определение базового понятия вопроса, затем рассказать об основных теориях, с помощью которых эти события объясняются).

4. Причины исторических событий (раскрывая причины, надо рассмотреть основные тенденции внутреннего экономического, социального, политического и духовного развития накануне, а если нужно, то и охарактеризовать международную обстановку).

5. Ход исторических событий (систематизируя знания по тому или иному вопросу, надо выделить основные этапы (направления) в развитии исторических событий, а затем описать и объяснить их).

6. Значение (показывая значения тех или иных исторических событий, надо показать их историческую роль, дать оценку, выявить последствия).

При подготовке к семинарским занятиям следует уделять внимание усвоению базовых понятий. При этом надо не «заучивать» то или иное понятие, а самостоятельно конструировать его содержание. В процессе этого конструирования вначале надо показать, какую предметную область определяет понятие, а затем охарактеризовать ее черты (признаки, функции и т.п.). Например, государство – это основной институт политической системы общества, который выполняет функции административного управления, социальной интеграции и мобилизации, защиты национальных интересов и характеризуется наличием следующих признаков: 1) публичная власть; 2) единая территория; 3) подвластное население; 4) правовая система; 5) суверенитет; 6) налоги.

С целью приобретения навыков усвоения знаний эмпирического характера путем их формализации необходимо выполнять задания, связанные с построением таблиц тематического содержания, типа «Русские князья IX–XIII вв.», «Россия в первой мировой войне», «Реформы 90-х гг. ХХ в. в России».

Решение познавательных задач на доказательство и сравнение способствует активизации познавательной самостоятельности студентов и развитию логики исторического мышления. Выполнять такого рода задания надо в соответствии с определенный алгоритм.

При решении задач на доказательство можно использовать следующий алгоритм: 1) дать определение того, что надо доказать; 2) выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства; 3) найти согласно этим направлениям конкретно-исторические факты доказательства.

При решении задач на сравнении можно использовать такой алгоритм: 1) дать определение того, что сравнивается; 2) выделить, исходя из определения, параметры сравнения; 3) установить общее и различное между сравниваемыми историческими явлениями.

Особое место в структуре семинарского занятия имеют учебные доклады, которые позволяют студентам продемонстрировать знания и умения, связанные с творческой самостоятельностью, и в первую очередь умения читать и понимать учебные и научные тексты, систематизировать и концептуализировать содержащиеся в них исторические знания в соответствии с определенным алгоритмом планом доклада. Готовясь к докладу, надо прочитать рекомендованную литературу и составить простые планы прочитанных текстов, что позволит составить план доклада. В докладе основное внимание следует уделять историографическим и теоретическим вопросам.

На основе доклада затем пишутся рефераты. Обязательным условием подготовки рефератов является использование дополнительной литературы.

Организация контролируемой самостоятельной работы студентов

Преподаватель, достаточно хорошо зная слабые и сильные стороны студентов, отношение каждого из них к учебе и т.д., определяет персональные задания. Это конкретные первоисточники для изучения и конспектирования, учебная литература и периодика. Чтобы достичь эффекта, необходимо продумать, как дифференцировать задание, что должен сделать в рамках общего задания каждый студент.

Материалы рекомендуются для изучения всем студентам, но методы предлагаются индивидуально. Студенты, лучше разбирающиеся в теоретических вопросах, отсылаются дополнительно к конкретным статьям и журналам. Наиболее подготовленным поручают разрабатывать рефераты, проблемные вопросы и задачи, структурно-логические и поисковые схемы. Им нужен промежуточный контроль для разрешения возникающих трудностей. Преподаватель интересуется у студентов о ходе подготовки реферата, подбора необходимой литературы, дает советы по изложению материала. Студентам, выполняющим задание по анализу конкретных исторических проблем, необходима постоянная корректировка в поиске нужного материала.

Основным методом овладения теорией является самостоятельная работа студентов над первоисточниками, исторической литературой. Т.к. не все студенты могут качественно выполнять данный вид работы за ними осуществляется руководство и индивидуальный контроль преподавателя. Одному оказывается помощь в полноценном изучении рекомендованной литературы, другому – в преодолении психологических трудностей, мешающим разобраться в первоисточнике, выделить, главные идеи монографии.

Т.о. преподаватель в ходе встреч, с одной стороны контролирует и убеждается, на каком уровне находится выполнение задания, с другой, ориентирует студентов на его дальнейшее выполнение.

Нередко у части студентов возникает необходимость получения консультации у преподавателя. В этом случае проводятся кратковременные консультации для дальнейшего стимулирования студентов к самостоятельной работе. Если же обнаруживается, что какой-то вопрос не поддается усвоению, то преподаватель, проводит дополнительную групповую консультацию.

Изучение дисциплины строиться с учетом особенностей и для организации самостоятельной работы необходимо лучше знать группы студента. Поэтому, в целях индивидуализации самостоятельной работы проводиться опросы, анкетирование с целью выявления уровня знаний студентов по той или иной теме, обеспечения обратной связи о качестве проводимых занятий, выяснения реакции студентов на то или иное событие.

Карта обеспеченности литературой по дисциплине

история России (1945-2008 гг.)

Автор, название, место издания,

год издания учебной литературы

Кол-во экз. в библ. КБГУ

Геллер М., Некрич А. История России. 1917-1995. В 4-х кн. Кн. 3. М., Агар., 1996.

2

Геллер М., Некрич А. История России. 1917-1995. В 4-х кн. Кн. 4. М., Агар., 1996.

2

Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2001.

30

Вдовин А. И. Русские в XX веке. М., 2004.

20

Жуков Ю.Н. Сталин: тайны власти. М., 2005.

1

Жуков Ю.Н. Тайны Кремля: Сталин, Молотов, Берия, Маленков. М., 2000.

3

Пихоя Р.Г. Советский Союз. История власти. 1945-1991. М., 1998.

1

Россия в XX веке: Реформы и революции: В 2 т. Под общей редакцией Г.Н. Севостьянова. М., 2002.

1

Аллилуева С. Двадцать писем к другу. М., 1990.

1

Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

9

Маленков А.Г. О моем отце Георгии Маленкове. М., 1992.

1

Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР. 1945-1953 / Сост. О.В. Хлевнюк и др. М., 2002.

40

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История советского государства. М.: Норма, 2002

1

Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История советской России. СПб.: Лань, 2001

13

Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю. 1985-1991.: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2002.

30

Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1938-2002: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003

1

Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994. М., 1994.

1

Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф. Чуева. М., 1991. // /molotov_140/chapt01.htm

Хрущев Н.С. Время. Люди. Власть. // /libris/lib_h/hrush01.html

Акопов С.С., Гуреев Н.Д. История России 1953-1996. Личности и эпохи. Кн. 2. М., 1997.

2

Восленский М. Номенклатура. М., 1991.

1

Громов Е. С. Сталин: Власть и искусство. М., 1998.

1

Каппеллер А. Россия – многонациональная империя: Возникновение. История. Распад. М., 2000.

3

Селезнев Г.К. Политическая история современной России. 1991-2001 гг.: Практическое пособие для учителей. М.: ВЛАДОС, 2001.

29

Лейбович О. Россия. 1941-1991: Документы, материалы, комментарии. Пермь, 1993.

5

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие / Авт-сост. А.С. орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 1999.

1

История России (1945-2006). Программа курса: Для специальности 030401 История и направления 030400 История / Сост. А.Г. Кажаров, А.А. Коновалов, М.З. Саблиров. Нальчик.: КБГУ, 2008

81

История России с древнейших времен до наших дней: Программа курса. Для специальности 030401 История и направления 030400 История. Нальчик, КБГУ, 2001

109

Тематика курсовых работ по истории России (1917-2001 гг.) / Сост. Т.А. Дзуганов, А.Г. Кажаров, М.З. Саблиров. Для специальности 030401 История и направления 030400 История. Нальчик, КБГУ, 2007

80

Яковлев А. Н. Сумерки. М., 2003.

4

  1. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк дпп дисциплины предметной подготовки (1)

    Документ
    Ф. 00 Федеральный компонент ДПП Ф.
  2. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк дпп дисциплины предметной подготовки (2)

    Документ
    Ф. 00 Федеральный компонент ДПП Ф.
  3. Книга снабжена уникальным Именным указателем к I и II томам истории Русского народа в XX веке

    Книга
    Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследований «Терновый венец России» открывает тайные и неизвестные страницы истории Русского народа в XX веке.
  4. 1. Географический подход в археологии

    Документ
    1. Географический подход в археологии. Этногеография дала импульс не только диффузионизму в археологии, но и упору на географический фактор, хотя географический детерминизм имеет и более ранние корни.
  5. Ф. М. Достоевский русская философия

    Документ
    Прежде чем понять общечеловеческие интересы, надобно усвоить себе хорошо национальные, потому что после тщательного только изучения национальных интересов будешь в состоянии отличать и понимать чисто общечеловеческий интерес.
  6. К 1945 г времени прекращения серийного производства было построено 6784 дб-3/Ил-4, из них около 5300 составляли Ил За время серийного производства затра

    Документ
    К 1945 г. - времени прекращения серийного производства - было построено 6784 ДБ-3/Ил-4, из них около 5300 составляли Ил-4. За время серийного производства затраты труда на постройку одного Ил-4 уменьшились с 20 тыс.
  7. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  8. Учебник. В 2 т. Т. 2 / Под ред. В. А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм и доп. М:«Статут», 2002. 592 с

    Список учебников
    Авторы учебника - ученые и преподаватели ведущих вузов страны (МГУ им. M/B. Ломоносова, Государственного университета управления, Российской академии государственной службы при Президенте РФ), ответственные работники высших органов
  9. Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. 325 с. Isbn 978-5-8021-0880-2

    Научно-исследовательская работа
    Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Другие похожие документы..