Информационный бюллетень 13 марта 2006 года

О встрече заместителя Министра иностранных дел России С.И.Кисляка

с заместителем Министра иностранных дел Республики Куба Э.Кабальеро

363-11-03-2006

10 марта состоялась встреча заместителя Министра иностранных дел России С.И.Кисляка с заместителем Министра иностранных дел Республики Куба Э.Кабальеро, находившимся в Москве для проведения очередного раунда российско-кубинских политических консультаций. В ходе беседы были обсуждены вопросы двустороннего сотрудничества, затронуты некоторые актуальные международные и региональные проблемы.

С.И.Кисляк и Э.Кабальеро подписали также План консультаций между министерствами иностранных дел Российской Федерации и Республики Куба на 2006 год.

Ответы заместителя Министра иностранных дел России А.В.Яковенко на вопросы,

Касающиеся встречи министров стран ЧЭС по охране окружающей среды,

прошедшей 3 марта 2006 года в Бухаресте

362-11-03-2006

Вопрос: Просьба рассказать об основных итогах встречи министров стран ЧЭС по охране окружающей среды.

Ответ: Встреча состоялась 3 марта в Бухаресте. В ней приняли участие руководители профильных министерств стран ЧЭС, уполномоченные лица, а также эксперты.

Необходимость проведения такой встречи естественна и объяснима: странам ЧЭС потребовалось обменяться информацией о состоянии дел в области охраны окружающей среды, обсудить механизмы взаимодействия при решении возникающих здесь проблем, наметить пути дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества в природоохранной сфере.

Как отметили практически все участники, к настоящему времени в результате бурного развития промышленности и сельского хозяйства, а также вследствие активной и часто бесконтрольной добычи и эксплуатации морских природных ресурсов в Черноморском регионе имеется реальная опасность возникновения серьёзных экологических проблем, способных привести к необратимым катастрофическим последствиям.

Поэтому, как подчеркнули министры, охрана окружающей среды должна оставаться одним из приоритетных направлений деятельности ЧЭС. Реализацию же имеющих важное для региона значение природоохранных проектов можно было бы организовать с привлечением возможностей международных организаций, финансовых учреждений, а также наиболее развитых стран мира. Нельзя не отметить обозначившийся интерес Европейского союза к ЧЭС; стали вырисовываться отдельные направления взаимодействия ЧЭС и ЕС, в том числе и в области охраны окружающей среды. Россия, приветствуя развитие сотрудничества ЧЭС и Евросоюза, в то же время исходит из необходимости сохранения самоценности ЧЭС.

Вопрос: Какие практические результаты достигнуты в ходе этой встречи?

Ответ: К основным результатам я бы, в первую очередь, отнес принятие двух документов - совместной Декларации, обозначившей основные направления сотрудничества стран ЧЭС в области охраны окружающей среды, и Плана действий, предусматривающего обеспечение организационных, правовых и финансовых взаимоотношений причерноморских стран.

Полагаем, что сегодня необходимо направить усилия всех стран ЧЭС на разработку новых, передовых способов защиты акватории и прибрежной зоны Черного моря от загрязнения, внедрение ресурсосберегающих технологий, проведение систематического экологического мониторинга. Последовательное выполнение этих задач отвечает насущным потребностям Черноморского региона и императивам нашего времени.

Встреча продемонстрировала готовность большинства участников ЧЭС приложить максимум усилий для того, чтобы сделать сотрудничество в области защиты окружающей среды более эффективным и взаимовыгодным. В России такой подход приветствуется.

Интервью заместителя Министра иностранных дел России А.В.Яковенко по проблематике

реформ в ООН, опубликованное в "Российской газете" 13 марта 2006 года

13-03-2006

Вопрос: В понедельник в Женеве открылась очередная ежегодная сессия Комиссии ООН по правам человека. Причем в этом году сессия будет необычной, можно сказать, переходной. Еще в сентябре было принято решение о создании новой структуры ООН в сфере прав человека - Совета по правам человека. Чем вызвано создание нового органа ООН в сфере защиты прав человека?

А.В.Яковенко: Прежде всего хочу сказать несколько слов о том, что собой представляет Комиссия ООН по правам человека. Она была создана в 1946 году в соответствии со статьей 68 Устава ООН в качестве основного межправительственного правозащитного форума в рамках Организации Объединенных Наций.

С 1990 года численность Комиссии составляет 53 государства. При выборах действует принцип справедливого географического распределения (от Африки -15 членов, от Азии - 12, от Латинской Америки - 11, от группы западноевропейских и других государств - 10, от Восточной Европы - 5). Только Индия и Россия (до 1992 года - СССР) бессменно оставались членами этого авторитетного органа.

Заседания Комиссии, как правило, открытые, за исключением тех, на которых в соответствии с конфиденциальной процедурой рассматриваются индивидуальные жалобы от частных лиц и общественных организаций о грубых и массовых нарушениях тем или иным государством прав человека.

В последние годы одной из форм работы в рамках Комиссии стало проведение так называемого "сегмента высокого уровня". Так, трибуна Комиссии все чаще использовалась руководителями государств, правительств и внешнеполитических ведомств для продвижения своих внешнеполитических приоритетов и "обкатки" новых правозащитных концепций.

К сожалению, в последние годы работа Комиссии характеризовалась резко возросшим уровнем конфронтации, нежеланием искать компромисс по имеющимся расхождениям. Нарастали противоречия между развитыми и развивающимися странами по основным правозащитным проблемам современности. Поляризация интересов различных групп государств приводила к политизации дискуссий на сессиях, что затрудняло предметное обсуждение включенных в повестку дня вопросов. Характерно, что акцент разногласий все ощутимее смещался от вносимых странами Запада резолюций в сторону тематических инициатив, предлагаемых делегациями развивающихся стран. Эти документы отражали их специфические интересы: борьбу с расизмом, право на развитие, создание демократического и справедливого международного порядка и др.

Большинство экспертов, наблюдавших за деятельностью Комиссии, пришли к выводу об определенном кризисе в деятельности главного правозащитного органа системы ООН. Это был тревожный симптом на фоне того значения, которое придается деятельности организации на соответствующем направлении.

Именно поэтому Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан рекомендовал заменить Комиссию ООН по правам человека новым органом - Советом по правам человека. В настоящее время в Нью-Йорке продолжаются активные дискуссии об особенностях деятельности будущего Совета. Но в любом случае уже никто не сомневается: предстоящая сессия Комиссии по правам человека станет последней.

Вопрос: Неужели Комиссия настолько себя дискредитировала?

А.В.Яковенко: Отрицать заслуги Комиссии было бы по меньшей мере несправедливо. Да, дискуссии в ней часто проходили излишне остро. А представители государств иногда больше думали о том, как лучше угодить внутриполитической конъюнктуре и общественному мнению у себя на родине. Не случайно поэтому "градус" конфронтации порой зашкаливал, что явно не способствовало повышению авторитета Комиссии как форума, где члены международного сообщества должны были совместно искать ответы на возникающие вопросы. А пару лет назад в Женеве вообще впервые в истории был зафиксирован случай боксерского поединка между представителями США и Кубы. Отсюда многие сделали вывод о том, что Комиссия впала в кризис и не в состоянии эффективно функционировать.

Мы такого подхода не разделяем. Нельзя отрицать вклад Комиссии в прогрессивное развитие международного права в области защиты прав человека. Именно благодаря Комиссии в 1948 году появилась на свет Всеобщая декларация прав человека, ставшая ориентиром для всех без исключения государств, заявляющих о своей приверженности правозащитным идеалам. И именно Комиссия разработала Международные пакты по правам человека, создала такой контрольный механизм в сфере прав человека, как система специальных процедур, которая стала достаточно уникальным явлением и способствовала падению режима апартеида в Южной Африке. Только за последние несколько лет благодаря усилиям Комиссии были приняты два факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка. А документ, получивший название "Процедура 1503", стал первым в истории международным механизмом рассмотрения частных жалоб на нарушение государствами общепризнанных правозащитных стандартов.

Еще раз повторю: у нас уже существует фундамент, на котором можно выстраивать будущую правозащитную архитектуру ООН. У нынешней Комиссии есть позитив, который важно сохранить. Конечно, речь не должна идти о простом изменении названия Комиссии на Совет или о каком-либо механическом копировании методов работы. Требуется тщательный отбор всего того, что способно эффективно функционировать в современных условиях.

Вопрос: Как будет проходить предстоящая сессия Комиссии по правам человека?

А.В.Яковенко: Нельзя исключать, что в последний момент да и по ходу самой сессии появятся новые неожиданные "подводные камни", существование которых сейчас даже сложно предположить. Так уж получается, что Комиссия традиционно чутко реагирует на любые изменения в международной обстановке. Более того, это касается любых областей международных отношений. Речь идет не только о традиционно правозащитных проблемах, таких как свобода слова, защита от пыток, запрет на любые формы дискриминации, но и о таких темах, как разоружение, охрана окружающей среды, деятельность транснациональных корпораций, проблема внешнего долга, миротворчество и операции по поддержанию мира, предотвращение и урегулирование конфликтов, гуманитарные операции, международные экономические отношения, мировая торговля, борьба с международной преступностью и т.д.

Что касается "неожиданностей", то здесь действительно сложно строить какие-либо предположения. В последние месяцы было множество "правозащитных потрясений", что их хватило бы не на один крупный международный форум: ситуация с "карикатурным скандалом", новые факты жестокостей в иракской тюрьме "Абу-Грейб", появление доклада по Гуантанамо и т.д.

Вопрос: Каковы будут приоритеты делегации Российской Федерации на сессии?

А.В.Яковенко: Наш главный и важнейший приоритет - укрепление международного режима защиты прав человека. Россия рассматривает деятельность Комиссии ООН по правам человека и будущего Совета по правам человека в качестве важнейших форумов для налаживания конструктивного взаимодействия государств в правозащитной сфере. Отсюда наше стремление к поиску компромиссных развязок, точек соприкосновения и взаимоприемлемых решений наиболее актуальных международных проблем, в том числе в области прав человека. Мы убеждены: права человека способны стать объединяющим, а не разъединяющим фактором в международных отношениях. Поэтому необходимо приложить максимум усилий к деполитизации данной сферы взаимодействия, к искоренению любых попыток применения "двойных стандартов".

Сказанное отнюдь не означает, что у российской делегации нет собственных задач, продиктованных нашими государственными интересами. В частности, мы намерены активно использовать трибуну Комиссии для привлечения внимания международного сообщества к негативной гуманитарной ситуации в Латвии и Эстонии. В частности, к проводимой властями данных государств политике открытой дискриминации нетитульного населения. Подчеркну, что ни Россия, ни международные эксперты не предъявляют к Латвии и Эстонии каких-либо запредельных требований. Речь идет о необходимости соблюдения этими странами универсально признанных стандартов в сфере прав человека, в частности по защите прав меньшинств.

Главная проблема здесь - массовое отсутствие гражданства русскоговорящего населения, которое в силу этого не обладает основополагающими правами и свободами. Еще одним конфликтным вопросом, в большей степени характерным для Латвии, остается реформа образования, которая фактически предусматривает ликвидацию системы среднего образования на русском языке для 40 процентов учащихся страны. Не полностью сняты наши опасения относительно будущего среднего образования на русском языке и в Эстонии, хотя там соответствующее законодательство несколько либеральнее, чем в Латвии.

Наконец, мы крайне обеспокоены продолжающимся восхвалением Ригой и Таллином пособников нацистов, с одной стороны, и преследованием ветеранов-антифашистов и бывших сотрудников советских правоохранительных органов - с другой. Совершенно очевидно, что речь идет о попытке переписать историю Второй мировой войны и об игнорировании международного права в угоду националистической идеологии. Думаю, что такой авторитетный орган ООН, как Комиссия по правам человека, не может и не должен игнорировать указанные тревожные симптомы.

Вопрос: Какие еще вопросы Россия намерена обсудить в Женеве?

А.В.Яковенко: Если в двух словах, то российская делегация намерена представить в ходе предстоящей сессии Комиссии свой проект резолюции "Целостность судебной системы". Мы рассматриваем принятие данного решения в качестве важной меры внешнеполитического обеспечения проводимой в нашей стране судебной реформы. Убежден, что одной из основополагающих гарантий наличия стабильной правозащитной ситуации в стране остается функционирование нормальной судебной системы, дающей возможность восстановления в судебном порядке нарушенных прав и свобод. Надеемся, что другие члены Комиссии окажут нашей инициативе поддержку и проголосуют за вносимый нами проект резолюции.

Возможно, мы выдвинем также проекты резолюций "Произвольное лишение гражданства" и "Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости".

В общем плане хочу отметить, что всего на сессиях Комиссии обычно принимается более 100 резолюций и решений по широкому спектру правозащитных проблем.

Вопрос: Какие меры следует предпринять для оздоровления межгосударственного сотрудничества в сфере прав человека?

А.В.Яковенко: Последние сессии Комиссии проходили в обстановке небывалой конфронтации и политизации. Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что подобная ситуация наносила значительный ущерб авторитету правозащитных институтов и механизмов системы ООН. В этой связи большие надежды многие страны, в том числе Россия, связывали с созданием Совета по правам человека, призванного заменить Комиссию. Вместе с тем не уверен, что одни лишь механические организационные меры смогут в одночасье решить все упомянутые проблемы. Требуется корректировка подходов государств, неправительственных организаций, других членов международного сообщества к обсуждению наиболее важных вопросов в рамках органов ООН по правам человека.

  1. Информационный бюллетень 9 марта 2006 года

    Информационный бюллетень
    Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам встречи с Генеральным секретарем ООН К.Аннаном,
  2. Информационный бюллетень за март 2008 года

    Информационный бюллетень
    4. Степанова, А. В. Интеллектуальные права : вопросы правоприменения / А. В. Степанова, Н. В. Котельников, К. В. Лиджеева ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос.
  3. Информационный бюллетень 2 мая 2006 года

    Информационный бюллетень
    Об участии Председателя Совета Федерации, Председателя Совета МПА СНГ С.М.Миронова в международной конференции “Европейский парламентаризм: история и современность.
  4. Информационный бюллетень 14 марта 2005 года

    Информационный бюллетень
    Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам переговоров с Председателем прогрессивно-социалистической партии Ливана, депутатом парламента В.
  5. Информационный бюллетень 23 марта 2005 года

    Информационный бюллетень
    О телефонном разговоре Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Генеральным секретарем Совета Евросоюза/Высоким представителем по общей внешней политике и политике в области безопасности Европейского союза Х.
  6. Информационный бюллетень 25 сентября 2006 года

    Информационный бюллетень
    О трехсторонних переговорах Президента России В.В.Путина, Федерального канцлера Германии А.Меркель и Президента Франции Жака Ширака, Компьень, 23 сентября 2006 года
  7. Информационный бюллетень 30 июня 2006 года

    Информационный бюллетень
    Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции министров иностранных дел «Группы восьми» по итогам встречи,
  8. Информационный бюллетень 6 июня 2006 года

    Информационный бюллетень
    О встрече первого заместителя Министра иностранных дел России А.И.Денисова с советником Президента Грузии по вопросам урегулирования конфликтов И.М.Аласанией и заместителем Министра иностранных дел Грузии М.
  9. Информационный бюллетень 14 марта 2012 года

    Информационный бюллетень
    Председатель Правительства России В.В.Путин направил телеграмму с соболезнованиями Премьер-министру Королевства Бельгия Элио Ди Рупо в связи с автокатастрофой автобуса с бельгийскими школьниками,

Другие похожие документы..