Рабочая программа дисциплины физическая культура рекомендуется для направления подготовки специальности 035700 лингвистика

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ

И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Рекомендуется для направления подготовки специальности

035700 ЛИНГВИСТИКА

Квалификация - Бакалавр

Санкт-Петербург

2011

1. Цель дисциплины:

Целью дисциплины «Физическая культура» является формирование физической культуры личности и способности эффективного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

– понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

– знание естественно-научных, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

– формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

– овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

– приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

– создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

2. Место дисциплины в структуре ООП:дисциплина «Физическая культура» относится к базовой части цикла Б.4.

В числе требований к входным знаниям, умениям и компетенциям, необходимым для ее изучения, относятся: владение основами знаний по истории физической культуры, теории и методике физического воспитания; умение правильно выполнить базовые двигательные действия; владение методикой самосовершенствования и самооценки физического развития.

Предшествующей дисциплиной является физическая культура в средних учебных заведениях.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины «Физическая культура» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций: умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать научно-практические основы физической культуры, спортивной тренировки и здорового образа жизни.

Уметь творчески использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа жизни.

Владетьсредствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины «Физическая культура» – 2 зач. ед. (396 час)

Вид учебной

работы

Всего часов

Семестры

I

II

II

IV

V

Аудиторные

занятия (всего)

396

108

72

72

72

В том числе:

Лекции

28

28

Практические занятия (ПЗ)

360

80

72

72

72

72

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

зачет

зачет

зачет

Общая трудоемкость (час)

396

108

72

72

72

72

2

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Теоретический раздел

№ п/п

Наименование

раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Тема 1.Физическая культура и спорт как социальный феномен общества. Роль и место физической культуры в системе ВПО. Характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы её определяющие. Признаки нервно-эмоционального и психофизического утомления.

Тема 2.Структура и функции физической культуры – как вида культуры. Связь физического воспитания, спорта, физической рекреации, двигательной реабилитации, профессионально-приаладной физической культуры.Средства физической культуры. Основные составляющие физической культуры. Социальные функции физической культуры. Формирование физической культуры личности. Физическая культура в структуре профессионального образования. Организационно–правовые основы физической культуры и спорта студентов.

Тема 3. Методы коррекции работоспособности студентов средствами физической культуры.

Регулирование работоспособности, профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года. Оптимизация сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании.

Требования, предъявляемые к уровню физической подготовленности бакалавра.

2.

Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической, умственной деятельности и факторам среды его

обитания

Тема 4. Адаптация организма к воздействию факторов внешней среды. Воздействие социально-экологических, природно-климатических факторов и бытовых условий жизни на физическое развитие и жизнедеятельность человека. Организм человека как целостная саморазвивающаяся биологическая система.

Тема 5. Естественно-научные основы жизнедеятельности человека. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма, обеспечивающие двигательную активность. Физическое развитие человека. Роль отдельных систем организма в обеспечении физического развития, функциональных и двигательных возможностей организма человека.

Тема 6. Значение двигательной активности человека в укреплении здоровья и повышении работоспособности. Двигательная активность и ее влияние на устойчивость, и адаптационные возможности человека к умственным и физическим нагрузкам при различных воздействиях внешней среды. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие и на жизнедеятельность человека.

3.

Образ жизни и его отражение в

профессиональной деятельности

Тема 7. Связи физической культуры и здоровья человека. Здоровье человека как ценность, факторы его определяющие. Влияние образа жизни на здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Требования к организации здорового образа жизни. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. Физическое самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни. Личное отношение к здоровью, общая культура как условие формирования здорового образа жизни.

Тема 8. Повышение резервов адаптации организма человека. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования функциональных систем организма под воздействием физической нагрузки. Физиологические основы освоения и совершенствования двигательных действий. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности.

Тема 9. Понятийно-логическая структура техники двигательных действий.

Основы биомеханики естественных локомоций (ходьба, бег, прыжки). Методики эффективных и экономических способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание).

4.

Общая и специальная физическая подготовка студентов в образовательном процессе

Тема 10. Содержание и направленность физического воспитания. Содержание общей физической подготовки, её цели и задачи. Специальная физическая подготовка, её цели и задачи. Спортивная подготовка.Методические принципы физического воспитания. Методика обучения двигательным действиям. Методика развития физических способностей студентов. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.

Тема 11. Управление работоспособностью студентов. Зоны интенсивности и энергозатраты при различных физических нагрузках. Значение мышечной релаксации при занятиях физическими упражнениями. Коррекция физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности студентов средствами физической культуры и спорта. Структура подготовленности спортсмена. Формы занятий физическими упражнениями.

5.

Спорт в системе высшего профессионального образования студентов

Тема 12. Структура и функции спорта. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивные соревнования как средство и метод физической подготовки студентов. Спортивная классификация. Система студенческих спортивных соревнований: внутривузовские, межвузовские, всероссийские и международные. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.

6.

Методические

основы самостоятельных занятий физическими

упражнениями и самоконтроль в процессе занятий

Тема 13. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями. Мотивация самостоятельных занятий, их формы, структура и содержание. Планирование, организация и управление самостоятельными занятиями различной направленности. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности.

Тема 14. Мониторинг физического развития и подготовленности студентов. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Особенности самостоятельных занятий, направленных на активный отдых, коррекцию физического развития и телосложения, акцентированное развитие отдельных физических качеств.

Виды контроля на занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный и педагогический контроль. Методы оценки уровня здоровья. Оценка двигательной активности и суточных энергетических затрат. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы). Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности.

Методика самооценки уровня и динамики общей и специальной физической подготовленности по избранному виду спорта или системе физических упражнений или системе физических упражнений. Самоконтроль, его основные методы, показатели. Дневник самоконтроля. Коррекция содержания и методики занятий по результатам показателей контроля.

7.

Профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавров (ППФП)

Тема 15. Значение профессионально-прикладной физической подготовки в профессиональной деятельности экономиста. Место ППФП в системе подготовки специалиста. Факторы, определяющие содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП, организация и формы её проведения. Контроль за эффективностью ППФП студентов. Факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

Тема 16. Построение программы ППФП экономиста с учетом профессиограммы его деятельности. Содержание ППФП бакалавра по направлению «Лингвистика». Производственная физическая культура. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время экономистов. Методики самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры.

  1. Рабочая программа дисциплины «теория перевода» Рекомендуется для направления подготовки 035700 Лингвистика

    Рабочая программа
    Целью дисциплины является создать полноценную картину истории и современного состояния перевода и переводческой мысли, поместить теорию перевода в плоскость других научных дисциплин и выявить связи между ними, ввести в курс проблем
  2. Рабочая программа дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Рекомендуется для направления подготовки 035700 Лингвистика

    Рабочая программа
    Основной целью обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности, т.е. готовности и способности личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную
  3. Рабочая программа дисциплины «производственная практика»

    Рабочая программа
    Целью прохождения практики является закрепление студентами полученных теоретических знаний на основе участия в деятельности предприятий, организаций, учреждений; приобретение студентами профессиональных навыков, компетенции и опыта
  4. Рабочая программа учебной дисциплины «физическая культура» Направления подготовки (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины (Б.4) «Физическая культура» студентам очной формы обучения по направлениям подготовки: 050100.
  5. Рабочая программа дисциплины правоведение для иностранных студентов, обучающихся по бакалаврским программам направление ооп

    Рабочая программа
    Требования ФГОС; критерии АИОР, адаптированные для лингвистического профиля; потребности работодателей, заинтересованных в выпускниках ООП направления подготовки бакалавров «Лингвистика»
  6. Рабочая программа дисциплины «экономика» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Цель курса – формирование у студентов экономического мышления, освоение базовых понятий и принципов экономического анализа с учетом их профессиональной специфики, формирование навыков принятия решений в изменяющейся микроэкономической
  7. Рабочая программа дисциплины перевод в сфере экономической коммуникации. Рекомендуется для направления подготовки 035700 Лингвистика

    Рабочая программа
    Целью дисциплины является формирование и развитие навыков и умений устного последовательного, двустороннего перевода, а также специального письменного перевода в сфере экономической коммуникации.
  8. Рабочая программа дисциплины «практический курс перевода первого иностранного языка (письменный) (английский язык)»

    Рабочая программа
    Целью изучения дисциплины «Практический курс перевода 1 ИЯ (письменный) (английский язык)» является приобретение студентами навыков письменного перевода с английского языка на русский язык и с русского языка на английский язык, позволяющими
  9. Рабочая программа дисциплины «практический курс перевода первого иностранного языка (устный) (английский язык)» (1)

    Рабочая программа
    Целью изучения дисциплины «Практический курс перевода 1 ИЯ (устный) (английский язык)» является приобретение студентами навыков устного перевода (как последовательного, так и синхронного) с английского языка на русский язык и с русского

Другие похожие документы..