Учебное пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры Балашов

Балашовский институт (филиал)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского»

О. В. Бессчетнова

Культура и образование: формы
и методы взаимодействия

Учебное пособие

для преподавателей и студентов вузов,
учителей школ, работников культуры

Балашов

2009

УДК 370

ББК 74.я73

Б53

Рецензенты:

Доктор социологических наук, заведующий кафедрой
социальной работы Мордовского государственного университета

Л. В. Савинов;

Доктор педагогических наук, профессор Московского
государственного университета сервиса
Е. В. Куканова.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ
в рамках регионального научно-исследовательского проекта РГНФ
«Национальные семейные традиции народов Поволжья
в культурно-историческом наследии России
(на примере Саратовской области)», грант № 08-03-27307а/В.

Бессчетнова, О. В.

Б53 Культура и образование: формы и методы взаимодействия : учеб. пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры / О. В. Бессчетнова. — Саратов : Научная книга, 2009. — 136 с.

ISBN 978-5-9758-1183-7

Учебное пособие «Культура и образование: формы и методы взаимодействия» посвящено осмыслению роли народной культуры в системе современного общего среднего образования.

Дано представление о влиянии народных традиций на воспитание патриотизма, толерантности, гуманизма как основы гармонично развитой личности учащихся. Пособие включает подробную программу элективного курса «Семейные традиции в истории и культуре народов Поволжья», поэтапные методические рекомендации, сценарии клубных часов, праздников, викторин, конкурсов, посвященных практическому освоению традиций, обычаев и обрядов.

Издание адресовано учителям школ, работникам культуры, преподавателям дисциплин гуманитарного цикла, а также широкому кругу лиц, интересующихся проблемами образования и воспитания детей.

УДК 370

ББК 74.я73

ISBN 978-5-9758-1183-7 © Бессчетнова О. В., 2009

О г л а в л е н и е

Введение 4

Глава 1. Теоретический компонент элективного курса «Семейные традиции в истории культуры народов Поволжья» 7

1.1. Народная культура как основа образования и воспитания личности ребенка в семье и школе 7

1.2. Система современного образования в России: опыт и тенденции развития 11

1.3. Гимназия как особая образовательная и культурная среда 23

1.4. Место и роль этнопедагогики в системе общего среднего образования 27

1.5. Идеи народной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых-практиков 31

1.6. Толерантность — позитивное отношение к людям другой национальности 36

Глава 2. Методологический компонент элективного курса «Семейный традиции в истории и культуре народов Поволжья» в рамках поликультурного образования 45

2.1. Нормативно-правовая база современного поликультурного образования 45

2.2. Роль поликультурного образования в становлении личности детей и молодежи: опыт социологического исследования 49

2.3. Программа элективного курса «Национальные семейные традиции народов Поволжья в культурно-историческом наследии России (на примере Саратовской области)» 57

Паспорт программы 57

Приложения 137

URL: /symbols/anthem.htm 137

Введение

Современное образование в России представляет собой один из основных социальных институтов общества, призванный транслировать знания, нормы, ценности и эталоны культуры детям и молодежи, для обеспечения преемственности поколений, сохранения стабильности и достижения социально-экономического и духовно-нравственного благосостояния населения страны в условиях становления рыночных отношений.

С конца XX века большое внимание стало уделяться процессам, протекающим в мировой и, в частности, отечественной культуре, чему способствовали социально-политические события того времени. Изменения
в российском обществе в конце ХХ века значительным образом повлияли на смену системы морально-нравственных, духовных, семейных и других общественно-значимых ценностей у значительной части населения страны. Это обусловлено рядом факторов: с одной стороны, произошло возникновение новых форм бытия, вариативности в сфере образования, здравоохранения, политической и экономической жизни; развитие нового мышления; появление широкого спектра возможностей для развития человеческого потенциала. С другой стороны, наблюдается тенденция
к нарастанию источников ранней деградации общества, проявляющихся
в алкоголизации, наркотизации, нездоровом образе жизни, особенно
у представителей подрастающего поколения. Не имея внутренней опоры, дети и молодежь постепенно утрачивают и внешнюю поддержку со стороны государства, школы, семьи, молодежных общественных объединений. Под воздействием негативных образцов западной культуры (пропаганды насилия, жестокости, индивидуализма, гедонизма) происходит отход от национальных культурных ценностей, появление молодежи, ратующей за возвращение идей фашизма и национал-социализма, лояльного отношения к преступлениям, совершенным на национальной почве, снижение морально-нравственного уровня детей и подростков, утрата «точек соприкосновения» между поколениями, снижение авторитета родителей
в структуре межличностных отношений в семье.

Именно в детском и подростковом возрасте закладывается основа для рефлексивного отношения к «своему» и «чужому» этносам. Как известно, подростковой возраст характеризуется неустойчивой системой ценностных ориентаций, еще не определенным социальным статусом (уже не ребенок, но еще и не взрослый), зависимостью от родителей в решении важных вопросов, усилением авторитета сверстников, влиянием референтной группы, подражанием, любопытством, желанием освободиться от опеки старших и проявить самостоятельность и независимость. Эти качества, взятые вместе, значительным образом влияют на формирование толерантного отношения к людям, отличной от них национальности. Поэтому создание условий для культурного самоопределения человека должно быть обеспечено уже на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призван осуществить предлагаемый элективный курс «Семейные традиции в истории и культуре народов Поволжья».

Пособие включает учебно-образовательный компонент курса, в котором собран теоретический материал по вопросам культуры, образования, системам научно-педагогических взглядов отечественных и зарубежных мыслителей разных эпох, а также анализ результатов анкетирования школьников по проблемам истории и культуры родного края. Второй раздел работы посвящен учебно-методическому сопровождению курса
и включает подробную программу и поэтапные методические рекомендации, сценарии клубных часов, праздников и конкурсов, посвященных практическому освоению и изучению традиций, обычаев и обрядов Саратовской губернии.

Еще Аристотель рассматривал праздники как часть воспитания, формирующего эмоциональную природу человека, важную для его социальной жизни. Игра наравне с учебной деятельность продолжает оставаться ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте, являясь естественной средой для обучения и воспитания детей. Именно поэтому большинство учебно-воспитательных задач программы элективного курса представлены в игровой форме, в виде различных конкурсов, викторин, состязаний. С одной стороны, праздник — это сумма событий, фактов, имен, мифов, интерпретируемых историей, с другой — культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характеров.
В процессе проведения праздников дети учатся поздравлять друзей, знакомых, родных, одаривать их подарками и сувенирами, приобретая опыт гуманистических отношений. Мероприятия, как правило, сопровождаются стихами, музыкой, танцами, песнями, пословицами и поговорками, которые в основе своей содержат различные нравственные запреты, наставления и советы, представленные в иносказательной форме. Праздники часто более эффективно учат и воспитывают ребенка, развивают его внутренний духовный мир, помогают общаться, дружить, помогать друг другу, создают чувство общности, чем нарочитые наставления и нотации родителей и педагогов. И сегодня, как тысячи лет назад, праздники продолжают вносить в жизнь людей радость, краски, возможность отдохнуть от работы, служат источником творческого самовыражения. По словам
А. Франса, «Культуре праздничного общения необходимо учить точно так же, как мы учим детей языку или математике, читать или писать. Но учиться (учить) можно только весело»1.

Автор учебного пособия надеется, что представленные материалы будут способствовать повышению уровня знаний и интереса школьников
к истории и культуре родного края, умению адекватно взаимодействовать с представителями другой культуры в ситуациях межкультурной коммуникации. Кроме того, они смогут оказать посильную помощь учителю начальных классов в решении задач регионального компонента базисного учебного плана.

Глава 1. Теоретический компонент
элективного курса «Семейные традиции
в истории культуры народов Поволжья»

1.1. Народная культура как основа образования
и воспитания личности ребенка в семье и школе

Процесс социально-экономической трансформации, происходящий
в российском многонациональном социуме, вызвал коренные преобразования во всех сферах жизни общества. Это накладывает свой отпечаток на духовное состояние общества, складывается социально-правовая аномия, происходит колоссальная морально-психологическая деградация населения. Со стремительной быстротой преобразуется мир современной семьи, что обусловливает изменения ее этнокультурных ценностей и этнопедагогических традиций воспитания детей. Многие функции семьи
не реализуются, резко затрудняя решение большинства проблем семейного воспитания.

Произошел слом трудовой этики, связывающей положительное самочувствие индивидуума с его профессиональными успехами в созидательных, полезных обществу видах трудовой деятельности. Немалый вклад
в пропаганду и романтизацию аморального, асоциального и криминального образа жизни вносят СМИ, шоу-бизнес, телевидение и кино. В массовое сознание молодежи насильно внедряются ценности, чуждые нашей культуре, ориентирующиеся только на личную выгоду, наживу. В результате негативных социальных процессов, пропаганды ценностей «общества потребления» среди российских детей и подростков стали не престижными профессии квалифицированного рабочего, учителя, врача, ученого и др.

В то же время именно семья остается основным фактором сбережения национальной культуры, менталитета и духовности нации. В силу богатства веками выработанных традиций и обычаев в ней сохраняются многие непреходящие духовные ценности, так как именно она является первой воспитательной средой, закладывающей основы развития каждой личности.

Проблемы развития семьи и социокультурных отношений в конце XX — начале XXI веков исследовали российские культурологи, социологи, философы, психологи М. Ю. Арутюнян, А. И. Антонов, О. М. Здравомыслова, Н. И. Лапин, Г. И. Осадчая, М. Ю. Попов, E. H. Селезнева, В. А. Тишков, Л. Б. Шнейдер и др. Кроме того, вопросам трансформаций института современной семьи посвящены исследования Е. И. Башкировой, Т. А. Васильковой, Т. А. Гурко, Л. Е. Дарского, Л. В. Карцевой, И. Клематович, М. С. Мацковского, В. К. Шаповалова и др. Этнокультурные задачи
воспитания подрастающего поколения успешно решали И. А. Арабов,
Г. Н. Волков, A. M. Магомедов, Ш. А. Мирзоев, О. Д. Мукаева, Т. Г. Саидов, С. Б. Узденова, В. Н. Цатуров, З. Я. Якубов и др.

Немалую роль в формировании духовно-нравственной культуры
играют традиции народа, семьи, школы. Современная школа дает всесторонние знания, однако в учебных программах крайне мало внимания уделяется вопросам воспитания гуманности. Вместо этого основной акцент делается на оценку знаний по предметам, а не на уровень воспитанности школьника.

В сложившейся ситуации перед школой встает важнейшая задача воспитания личности, способной к сопереживанию и сочувствию другому человеку, готовой понять его и помочь ему, то есть задача воспитания
у подрастающего поколения гуманности.

Современное многонациональное общество нуждается в грамотном человеке, носителе своей национальной культуры, воспринятой не изолированно, а в условиях взаимодействия с другими культурами. В. С. Библер, обосновывая концепцию школы «диалога культур», подчеркивает, что «...сейчас меняется строй разумения — от „человека образованного“
к „человеку культуры“, сопрягающему в своем мышлении и деятельности различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры»2.

Дети должны знакомиться не только со своей национальной культурой, но и с самобытностью рядом живущих народов, их ценностями, что выступает движущими и обогащающими факторами в ее развитии. Изучение нескольких культур не должно ограничиваться показом их отдельных элементов, а должно осуществляться через взаимодополнение, выявление их сходства и различия, общих истоков и корней. Сравнивая искусства разных народов и находя общие элементы, учащиеся шире и глубже воспринимают национальную культуру собственного народа и в последующем способны не просто пассивно ее созерцать, а внести в нее свой вклад.

Актуальность проблемы также обусловлена обострением межнациональных отношений, проявлением шовинизма, национализма, пренебрежительного отношения к культурному наследию разных народов. Подтверждением этого может служить мнение доктора педагогических наук, профессора Г. Н. Волкова, который считает, что очень высока ставка на традиционную культуру воспитания. Народные традиции воспитания практически являются средством национального возрождения, именно поэтому необходимо изучить возможности использования народного опыта воспитания в общеобразовательной школе через учебную и внеучебную деятельности школьников. Этот аспект изучен недостаточно, хотя уже педагоги-мыслители прошлого вели активную исследовательскую работу в этом направлении (Я. А. Коменский, П. Ф. Каптерев, Н. И. Костомаров, П. Ф. Лесгафт, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.).

Большую ценность представляют труды и современных отечественных ученых, занимающихся проблемами этнопедагогики. Например,
к настоящему времени достаточно хорошо исследована традиционная педагогическая культура многих народов: русских (Г. В. Виноградов), татар (З. Г. Нигматов, Р. А. Низамов, Я. И. Ханбиков), якутов (В. Ф. Афанасьев, Е. П. Жирков), грузин (А. Ф. Хинтибидзе), армян (Ф. Х. Арутюнян), азербайджанцев (А. Ш. Гашимов), адыгейцев (А. И. Шоров), киргизов (С. М. Абрамзон), тувинцев (Т. Т. Мунзук, К. Б. Салчак), таджиков (М. Аринов), башкир (Х. Х. Баймурзин, В. И. Баймурзина), карачаевцев (Х. Х. Батчаева) и др.

В трудах ученых освещаются педагогические воззрения народов, дается анализ влияния фольклора, обычаев и традиций на процесс воспитания детей, характер взаимоотношения между людьми, рассматриваются специфические черты характера и поведения различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим.

Приобщение к народному искусству в многонациональной школе можно осуществлять через этнопедагогизацию художественного образования. «Этнопедагогизация — главный и решающий факт интеграции обучения и воспитания... Целостный воспитательный процесс как естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство)»3. Этнопедагогизация воспитания как использование лучших традиций воспитания народной культуры в сочетании с достижениями психолого-педагогической науки включает в себя два компонента: этнический и педагогический:

  1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Автор-составитель

    Учебное пособие
    Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  2. Учебное пособие для студентов педагогических вузов Автор-составитель

    Учебное пособие
    Учебное пособие «Социология безопасности» для высших учебных педагогических заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности
  3. Учебное пособие для аспирантов

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  4. Учебное пособие Иваново 2003 удк

    Учебное пособие
    История России с древнейших времен / В.Ю. Халтурин, С.П. Боброва, О.Е. Богородская, Г.А. Будник и др.; Под ред. В.Ю. Халтурина: Учеб. пособие / Иван. гос.
  5. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва «Прометей» 2001

    Реферат
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  6. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

    Список учебников
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  7. Учебное пособие Балашов 2004 удк 796

    Учебное пособие
    Учебное пособие раскрывает обязательный теоретический материал в соответствии с требованиями вузовской подготовки по дисциплине "Физическая культура".
  8. Учебное пособие москва ● 2011 ббк 87. 7 Б 20

    Учебное пособие
    В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Приводится обширный фактический материал из современной жизни, содержащий поучительные примеры и отражающий разные моральные коллизии-проблемы.
  9. Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи Москва 2006

    Документ
    Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности (теория и методика): Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи / Ред.

Другие похожие документы..