Учебное пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры Балашов

Поведение людей, принадлежащих к другим культурам, вовсе не является чем-то непредсказуемым, оно поддается исследованию и прогнозированию. Изучение иных культур, их особенностей, закономерностей их функционирования и развития обогащает человека, трансформирует его отношение к миру и другим людям, может кардинально изменить его отношение к жизненным ситуациям.

На основе многочисленных исследований коммуникации культур западными учеными (М. Беннет и др.) выделены шесть типов реакции на другую культуру и ее представителей. Рассмотрим их последовательно, показывая направление прогрессивного развития позиции в отношении
к иной культуре. Однако любой тип восприятия не может рассматриваться как однозначная и константная характеристика индивида. В поведении одного и того же человека в зависимости от ситуации, стоящих перед ним задач присутствуют разные поведенческие установки, изменяющиеся по мере накопления жизненного опыта и знаний.

1. Отрицание различий культур — тип восприятия, основанный на уверенности в том, что все люди в мире разделяют (или обязаны разделять) одни и те же убеждения, установки, нормы поведения, ценности. Это типичная позиция обывателя, убежденного, что все должны думать
и поступать так же, как он.

Однако отрицание как тип реакции на иную культуру со временем обычно претерпевает изменения. Дело в том, что человек не может постоянно проявлять замкнутость и закрытость, сопротивляться давлению новых фактов, избегать встреч и тесного, эмоционально окрашенного общения с представителями других культур. В этом случае отрицание может модифицироваться в защитную реакцию.

2. Защита собственного культурного превосходства — тип восприятия, в основе которого лежит признание существования других культур, но при этом складывается устойчивое представление о том, что ценности и обычаи чужой культуры представляют угрозу привычному порядку
вещей, мировоззренческим устоям, сложившемуся образу жизни. Это достаточно активная (порой агрессивная) позиция, реализующаяся в утверждении непременного собственного культурного превосходства и пренебрежении к другим культурам.

Межкультурные различия при защитной реакции не просто не игнорируются; напротив, они отчетливо фиксируются как негативные стереотипы другой культуры. Все люди оказываются разделенными по признаку «мы» (хорошие, правильные, культурные и т. п.) и «они» (полная противоположность). При этом набор негативных характеристик, как правило, приписывается всем членам инокультурной группы и каждому из них
в отдельности. Типичные ситуации, когда формирование защитной реакции практически неизбежно: контакты представителей разных рас, внешне, физически отличающихся друг от друга; взаимодействие групп иммигрантов и коренного населения; адаптация отдельных «чужаков» в новой культуре — студентов и специалистов, обучающихся за рубежом, иностранных рабочих, сотрудников международных организаций и иностранных компаний и т. д.

Может показаться, что люди разных рас, национальностей или конфессий обязательно понравятся или поймут друг друга, если вступят
в прямой контакт, познакомятся поближе. Однако при низком уровне межкультурной компетентности, которым характеризуется «защитное» восприятие чужой культуры, происходит нечто противоположное —
негативные стереотипы и проявления агрессивности лишь усиливаются. Формирование защитной модели поведения и восприятия происходит как непосредственно, в межличностном общении, так и опосредуется социальными институтами, в том числе и политическими.

3. Минимизация культурных различий — достаточно продвинутый способ восприятия других культур, при котором возникает признание возможности существования инокультурных ценностей, норм, форм поведения и поиск общих объединяющих черт. Такой была типичная реакция советского человека на межкультурные различия внутри страны, когда ценностное содержание национальных культур, этнических и религиозных групп оказывалось скрытым стереотипными общесоветскими символами (об этом свидетельствует известная формулировка «новая историческая общность людей — советский народ»). Гораздо реже, по сравнению с описанными выше типами межкультурного восприятия (даже в стабильной ситуации, а тем более в моменты кризиса), встречаются варианты позитивного отношения к межкультурным различиям, когда человек способен принять существование другой самобытной культуры, адаптироваться к ней, интегрироваться в нее.

4. Принятие существования межкультурных различий — тип межкультурного восприятия, характеризующийся знанием другой культуры,
в целом благожелательным к ней отношением, не предполагающим вместе с тем активного проникновения в инокультурную среду.

5. Адаптация к новой культуре — позитивное отношение к другой культуре, восприятие ее норм и ценностей, умение жить и действовать по ее правилам при сохранении собственной культурной идентичности.

6. Интеграция и в родную, и в новую культуры — тип реакции поликультурной личности, интериоризирующей инокультурные нормы и ценности в такой степени, в которой они начинают восприниматься как свои собственные, родные.

Для выработки положительного отношения к межкультурным различиям нужно преодолеть культурную замкнутость, порождающую негативные реакции. Адаптация и интеграция в чужую культуру основываются не столько на знании языка, обычаев, норм и ценностей, сколько на личной заинтересованности в понимании ее ценностей и установок, тесном эмоциональном контакте с ее представителями. Это возможно, если человек длительное время живет в другой, отличной от родной культуры, имеет там близких друзей, активно участвует в общественной жизни или воспитывается с детства в мультикультурной среде. Тем не менее, случаи подлинного взаимопонимания в межкультурном общении крайне редки, поскольку требуют неординарных личных качеств, способности чутко
и творчески воспринимать наследие своей и иной культур.

На основе изучения реальных ситуаций межкультурного контакта установлено, что эволюция восприятия человека, попавшего в незнакомую культуру, проходит три основных этапа. Причем новая среда и новый опыт могут привести как к позитивным, так и негативным сдвигам в поведении. В ряде случаев, когда речь идет об индивидуальном восприятии, выделяют также нулевой этап, который обычно имеет место накануне непосредственного контакта и связан с предварительным ознакомлением с ситуацией, формированием первых представлений и планированием общей стратегии поведения в новой культурной среде.

Первый этап. «Медовый месяц», когда знакомство с новой культурой, ее достижениями или представителями рождает оптимизм, приподнятое настроение, уверенность в успешном взаимодействии.

Второй этап. «Культурный шок». Это период крушения надежд, когда положительный эмоциональный настрой сменяется депрессией, смятением и враждебностью. Шок возникает в первую очередь в эмоциональной сфере, однако важнейшую роль играют такие социальные факторы, как неприспособленность и неприятие новых обычаев, стиля поведения
и общения, темпа жизни, изменений в материальных условиях жизни, инфраструктуре жизни (интенсивность уличного движения, социальные контрасты, шум, яркая реклама и т. п.) и ценностях. Симптомы культурного шока могут быть самыми разными: от преувеличенной заботы о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи до психосоматических расстройств, общей тревожности, бессонницы, страха. Они могут вылиться
в депрессию, алкоголизм. Разумеется, культурный шок имеет не только негативные последствия. Современные исследователи рассматривают его как нормальную реакцию, как часть обычного процесса привыкания
к новым условиям. Более того, в ходе этого процесса человек не просто приобретает знания о новой культуре и новых нормах поведения, но
и становится более развитым культурно, хотя и испытывает при этом стресс.

Третий этап предполагает выработку разных стратегий поведения.
В одном случае это «адаптация», когда формируется реалистическая оценка ситуации, возникает адекватное понимание происходящего, возможность эффективно добиваться собственных целей; в другом — «бегство» — полное отвержение новой культуры и неизбежное в этом случае отступление, бегство как в переносном смысле («уход в себя»), так
и прямом, физическом.

Сменяемость этапов в значительной мере зависит от продолжительности культурного контакта. Туристическая поездка или краткая командировка, как правило, не превышают фазы «медового месяца» и оставляют яркие и приятные впечатления. Пребывание за рубежом в течение полугода и дольше (обучение или работа) позволяет достаточно близко познакомиться с новой культурой и войти в фазу адаптации. Однако за это время может обнаружиться и неспособность человека адаптироваться
к меняющейся социокультурной среде. Срок пребывания за границей от одного месяца до трех наиболее труден с точки зрения преодоления культурного шока. В это время люди нуждаются в срочной психологической
и социальной помощи, контактах с соотечественниками и общении главным образом внутри своего землячества.

Таким образом, изучение реальных ситуаций межкультурного контакта показывает, что люди по-разному воспринимают неродную культуру
и ее представителей. Диапазон восприятия колеблется от полного отрицания существования иных культур до интеграции в новую культуру, когда ее нормы и ценности начинают восприниматься как свои собственные.

Глава 2. Методологический компонент
элективного курса «Семейный традиции в истории
и культуре народов Поволжья»
в рамках поликультурного образования

2.1. Нормативно-правовая база
современного поликультурного образования

Проблема сохранения культурного наследия в последние десятилетия стала одной из основных для культурной политики многих стран. По мнению ряда современных исследователей, «Внимание к этой сфере обусловлено тенденциями унификации мира под влиянием глоболизационных процессов и перехода к информационному обществу, отрицательно влияющих на процессы формирования и поддержания национально-культурной идентичности… В этой ситуации в обществе растет понимание того, что обеспечение безопасности страны, адекватное и своевременное реагирование на внешние и внутренние вызовы, создание условий для интенсивного экономического развития взаимосвязано с духовным развитие общества, развитием сферы культуры, уровнем ее государственной поддержки»33.

Сохранение самобытности национальной культуры, фольклора, образа жизни коренного населения со второй половины ХХ века стала одной из наиболее актуальных проблем не только для национальных, но и для международных организаций, в том числе и ЮНЕСКО. Это нашло свое отражение в Первом Мировом докладе ЮНЕСКО по культуре в 1998 году, где эта проблема была поставлена не только в связи с правами этнических меньшинств, но и в связи с осознанием важности сохранения традиций
и обычаев, стилей жизни, языков для интеллектуальных и культурных ресурсов человечества. Кроме того, большое значение нематериального культурного наследия было отмечено во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 года и Стамбульской декларации 2002 года, принятой на Третьей встрече за круглым столом министров культуры стран ЮНЕСКО. Данные мероприятия послужили прочной основой для принятия 17 октября 2003 года в Париже Конвенции об охране нематериального культурного наследия как дополнения к принятой в 1972 году Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия.

В Конвенции 2003 года, в частности, подчеркивается, что «…процессы глобализации и социальных преобразований, создавая условия для возобновления диалога между сообществами, вместе с тем являются, как и явление нетерпимости, источниками серьезной угрозы деградации, исчезновения и разрушения, которая нависла над нематериальным культурным наследием, в частности в результате нехватки средств для охраны такого наследия…»34. Конвенция, признавая важность роли ЮНЕСКО
в законотворческой деятельности по охране культурного наследия, вместе с тем указывает на тот факт, что в настоящее время не существует никакого имеющего обязательную силу многостороннего правового акта, касающегося охраны нематериального культурного наследия, считая, что действующие международные соглашения, рекомендации и резолюции
о культурном и природном наследии необходимо обогатить и эффективно дополнить новыми положениями, касающимися нематериального культурного наследия, учитывая необходимость более глубокого осознания, особенно среди молодых поколений, важности нематериального культурного наследия и его охраны, считая, что в духе сотрудничества и взаимопомощи международное сообщество вместе с государствами-участниками настоящей Конвенции должно содействовать охране такого наследия…»35. Целями настоящей Конвенции являются: а) охрана нематериального культурного наследия; б) уважение нематериального культурного наследия соответствующих сообществ, групп и отдельных лиц; в) привлечение внимания на местном, национальном и международном уровнях к важности нематериального культурного наследия и его взаимного признания; г) международное сотрудничество и помощь.

В нашей стране основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в Конституции Российской Федерации. Наравне с другими правами Конституция закрепляет права человека в сфере культуры.
В ст. 44 Конституции говорится, что каждый имеет право на участие
в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ
к культурным ценностям. Данное право, закрепленное в Конституции, находит свое продолжение в законодательстве о культуре, в частности,
в ряде статей Основ законодательства Российской Федерации о культуре (ст. 8, 9, 11).

За последние десять лет в России был принят ряд законов, касающихся культуры, которые отразили перемены, произошедшие в нашей стране в подходе к культуре и человеку. Идея поликультурности и поликонфессиональности социального пространства является важным фактором образовательной политики. В 1999 году была разработана «Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России», а в 2003 году принята «Концепция поликультурного образования в высшей школе РФ». По мнению ученых, «Последовательно утверждается осознание стратегической важности повышения этнокультурной компетентности населения, необходимости внедрения в систему общего образования этнологического знания, разработки программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межэтнического общения, ознакомлению с традициями своего и других народов»36.

Кроме того, был принят Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»37 (1992), в котором раскрыто содержание основных определений «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческий работник», «творческая деятельность», «культурное наследие народов Российской Федерации», «государственная культурная политика». Во втором разделе закона рассматриваются основные права человека в области культуры: право на культурную деятельность независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств (ст. 8); право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями (ст. 10); право на личную культурную самобытность, свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей (ст. 11); право на приобщение к культурным ценностям (ст. 12); право на гуманитарное и художественное образование без ограничения возраста, на выбор его форм
и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании (ст. 13) и др.

Осуществление права на участие в культурной жизни, на доступ
к культурным ценностям зависит от наличия различных видов культурных учреждений: библиотек, театров, картинных галерей, выставочных
и картинных залов и т. п. В 1994 году был принят Федеральный закон
«О библиотечном деле», который закрепил права граждан в соответствующей сфере деятельности. Закон, развивая положения Основ законодательства Российской Федерации о культуре, устанавливает приоритет прав граждан в области библиотечного обслуживания по отношению
к правам в этой области государства, общественных объединений, религиозных и других организаций.

Одним из важнейших положений, закрепленных законом, является право на библиотечное обслуживание, которое предоставляется каждому гражданину независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений и отношения к религии. Это право обеспечивается созданием сети бесплатных государственных и муниципальных библиотек38.

Особенности деятельности в сфере традиционного народного творчества отражены в Федеральном законе «О народных художественных промыслах», принятом 6 января 1999 года, который регулирует основы государственной политики в области народных художественных промыслов и определяет ответственность органов власти субъектов Российской Федерации за экономические, социальные и другие условия сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов.

А также целый ряд других федеральных законов: Основы законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» (1993), Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (1996), Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996), Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации».

На уровне Правительства РФ были утверждены программы развития
и сохранения культуры и искусства Российской Федерации. Так, 19 января 2006 года была принята «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы)», которая, среди прочего, нацелена на сохранение национальной самобытности культур народов России и на развитие профессионального искусства и народного творчества. Федеральная целевая программа «Культура России» на 2006—2010 годы направлена на усиление финансирования и организационную поддержку мероприятий в сфере народного творчества, фольклора, декоративно-прикладного искусства.

Согласно положениям документа «Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года», в качестве таковых определены:

  • развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны;

  • обеспечение единого культурного пространства;

  • доступность культурных ценностей широким слоям населения;

  • развитие многонационального культурного наследия народов России.

Таким образом, из вышесказанного видно, что в нашей стране на законодательном уровне большое внимание уделено правам человека
в сфере культуры, которые закреплены в Конституции РФ в законах, принимаемых как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации, а также постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ, диктуемых особенностями развития отечественной сферы культуры.

  1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Автор-составитель

    Учебное пособие
    Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  2. Учебное пособие для студентов педагогических вузов Автор-составитель

    Учебное пособие
    Учебное пособие «Социология безопасности» для высших учебных педагогических заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности
  3. Учебное пособие для аспирантов

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  4. Учебное пособие Иваново 2003 удк

    Учебное пособие
    История России с древнейших времен / В.Ю. Халтурин, С.П. Боброва, О.Е. Богородская, Г.А. Будник и др.; Под ред. В.Ю. Халтурина: Учеб. пособие / Иван. гос.
  5. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва «Прометей» 2001

    Реферат
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  6. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

    Список учебников
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  7. Учебное пособие Балашов 2004 удк 796

    Учебное пособие
    Учебное пособие раскрывает обязательный теоретический материал в соответствии с требованиями вузовской подготовки по дисциплине "Физическая культура".
  8. Учебное пособие москва ● 2011 ббк 87. 7 Б 20

    Учебное пособие
    В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Приводится обширный фактический материал из современной жизни, содержащий поучительные примеры и отражающий разные моральные коллизии-проблемы.
  9. Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи Москва 2006

    Документ
    Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности (теория и методика): Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи / Ред.

Другие похожие документы..