Учебное пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры Балашов

В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В. И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики — пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное значение в народном быту.

Большой научный интерес представляет попытка Е. А. Покровского
в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Исследователь А. Соболев проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.

В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известных этнограф и педагог Г. С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика». Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», — утверждал Г. С. Виноградов. Он характеризовал ее как совокупность навыков и приемов, применяемых народом
в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого,
Г. С. Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой. Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых: А. Ф. Хинтибидзе, Г. Н. Волкова, А. Ш. Гашимова, В. Ф. Афанасьева, Г. Н. Филонова. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.

Исходя из анализа научных исследований ученых, можно сделать вывод, что объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и обучения, а главные ее элементы — совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленные народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения.

Среди известных педагогов советского времени педагогическое наследие В. А. Сухомлинского занимает особое место. В. А. Сухомлинский, будучи директором Павлышской средней школы, написал десятки педагогических произведений, большинство из которых посвящены проблемам нравственного воспитания в школе и семье. Самыми известными работами являются «Рождение гражданина», «Сердце отдаю детям», «Мудрая власть коллектива», «Письма к сыну» и др. Идеи В. А. Сухомлинского о задачах и путях нравственного воспитания основываются на природе ребенка, его психологических особенностях, а воспитание он понимает как постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. Ученый писал: «Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого», поэтому в его школе создавались все условия для проявления заботы детей в первую очередь о матери и других родственниках, друзьях (включая учителя-друга), живой и неживой природе. Отдавая приоритет воспитанию патриотизма, гражданственности, а также таких нравственных качеств, как человечность, доброта, чуткость, отзывчивость, сострадательность, любовь к матери и другим членам семьи.

В. А. Сухомлинский считал, что человека надо воспитывать. У него должны быть святые истины и святые имена, святые принципы и святые, непререкаемые, незыблемые правила поведения». Таким образом, В. А. Сухомлинский, организуя деятельность по нравственному воспитанию, опирался на объективные закономерности, развитие личности и ее воспитание.

Если сделать сопоставительный анализ творчества великих мыслителей и народного взгляда на воспитание, то можно увидеть полное их единство, преимущественно в виде легко запоминающихся афоризмов. Образное слово, выполняя, с одной стороны, изобразительно-вырази-тельную, с другой — информационно-коммуникативную функцию, служила в известной мере связывающим звеном между назиданиями мыслителей и богатейшими афоризмами народа.

1.6. Толерантность — позитивное отношение к людям другой национальности

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния, выражаясь в фанатизме, оскорблениях, нарушении прав человека. Постепенно люди пришли к выводу, что для того чтобы выжить, необходимо изменить свой образ жизни, отношения между собой. В современном мире воспитание толерантности у граждан стало одной из главных целей образовательной политики. В 1995 году ЮНЕСКО принята декларация принципов толерантности, в которой говорится о необходимости укрепления духа терпимости и формирования отношения открытости, уважения и правильного понимания богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ежегодно 16 ноября по всему миру отмечается Международный день толерантности. И неслучайно это слово имеет очень похожее произношение во многих языках, сохраняя при этом свою специфику.

  • tolerancia (испанский) — способ признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

  • tolerance (французский) — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

  • tolerance (английский) — готовность быть терпимым, снисходительным;

  • kuan rong (китайский) — позволять, принимать, быть по отношению
    к другим великодушным;

  • tasamul’ (арабский) — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность
    к другим;

  • терпимость (русский) — способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным25.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности»26. Это определение подразумевает терпимое отношение к другим людям, их национальности, расе, цвету кожи, языку, религии, месту проживания. Более полное, на наш взгляд, определение, раскрывающее суть толерантности, приводит в своей работе В. Н. Гуров: «Толерантность — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей, выражающееся в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т. д. без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я»27.

М. С. Мацковский выделяет следующие сферы толерантности:

  • гендерная,

  • возрастная,

  • образовательная,

  • межнациональная,

  • расовая,

  • религиозная,

  • географическая,

  • межклассовая,

  • физиологическая,

  • политическая,

  • маргинальная28.

Крайними формами проявления нетолерантности являются фашизм
и свойственная для тоталитарных режимов политика репрессий, империализм, расизм, этноцентризм, ксенофобия, агрессивный национализм, антисемитизм. Не все типы толерантности равнозначны с точки зрения их влияния на социальную напряженность в обществе. Особую опасность представляют собой межнациональная и политическая нетерпимости.

Характерной чертой начала XXI века является усиление взаимодействия стран и народов, входящих в единое мировое пространство с целью взаимообогащения культур. В этих условиях проблема толерантного сосуществования различных этнических и социальных общностей приобретает актуальность, в связи с чем возрастает значимость поликультурного образования и воспитания, особенно в детской и молодежной среде. Россия, являясь многокультурным обществом, испытывает потребность
в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. В связи
с этим повышается уровень требований современного общества к профессионалу, его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности29. Потребности образовательной практики порождают необходимость в поликультурной подготовке специалистов социальной работы, психологов, социальных педагогов, учителей и всех, кто непосредственно работает с детьми и молодежью.

В последнее время в научном сообществе и общественном мнении особенно активно дискутируются проблемы образования, необходимость проведения реформ, направленных на повышение его качества и доступности, расширения спектра предлагаемых учебных дисциплин, проведение сравнений с западными аналогами, попытки заимствования и внедрения зарубежного опыта. Как видим, спектр проблем довольно широк. В связи с этим для повышения патриотизма современной молодежи, повышения ее духовно-нравственных ценностей, гуманизма, воспитания чувства ответственности, добра и справедливости необходимо сориентировать школьное образование на повышение его гуманизации и гуманитаризации, с обязательным учетом этнокультурного компонента, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе происходит обретение и усвоение человеком системы духовных и нравственных ценностей, приобщение к основам национальной культуры, характерным для того или иного этноса. Именно поэтому социологи, педагоги, психологи акцентируют свое внимание на этнокультурной направленности как приоритетной составляющей современного школьного образования.

Многие классики педагогической мысли высоко ценили воспитательный потенциал народной педагогики. Так, по словам К. Д. Ушинского, «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…»30. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе всестороннего развития. В. А. Сухомлинский считал, что «…человека надо воспитывать. У человека, которого мы воспитываем, должны быть святые истины и святые имена, святые принципы и святые, непререкаемые, незыблемые правила поведения»31.

Исходя из этого, поликультурная образовательная среда учебного
заведения, как специально организованное образовательное пространство, в котором происходит процесс субъективного становления и самоопределения личности обучающегося индивида, является именно той социокультурной сферой для продвижения от национальной замкнутости, самоизоляции к взаимодействию и сотрудничеству с другими культурами, т. е. выходом в мировое образовательное пространство. Поэтому современные реалии поликультурного образования требуют, с одной стороны, учета этнокультурного фактора, а с другой — создания условий для познания культур других народов, интеграции с мировым культурно-образовательным пространством. Современное поликультурное образование стало важным социокультурным фактором в решении задач, актуальных как для человечества, так и для отдельной личности в ХХI веке.

Для реализации поставленных задач в условиях учебно-воспитатель-ного пространства школы необходимо предпринять следующие шаги:

  • сориентировать воспитание на формирование духовно-нравственных качеств учащихся путем ориентации на общечеловеческие ценности, высокие гуманистические идеалы, нормы и установки;

  • повысить уровень этнокультурной компетентности школьников
    путем включения их в совместную научно-исследовательскую, спортивную, культурно-досуговую деятельности;

  • способствовать организации конкурсов, викторин, ярмарок, приуроченных к празднованию Рождества, Крещения, Масленицы и т. д.,
    у разных народов, направленных на знание национальных обычаев, традиций, ритуалов, обрядов, фольклора с целью организации диалога
    культур, достижения взаимопонимания и гармонизации межэтнических отношений;

  • ввести в учебный план вузов элективные курсы, факультативные занятия, в рамках национально-регионального компонента для обогащения кругозора учащихся, снижения уровня националистических настроений и ксенофобии;

  • активнее привлекать сотрудников органов образования и культуры, музейных и библиотечных работников для подготовки тематических
    вечеров, семинаров, «круглых столов», экскурсий для учащихся.

Одним из приоритетных направлений в социально-педагогической работе с детьми по воспитанию толерантности являются интерактивные методы, которые могут использоваться как в образовательном процессе,
в преподавании различных учебных дисциплин, так и в воспитании. Среди них заметное место принадлежит различного рода тренингам, представляющим собой обучающую технологию, при помощи которой актуализируются необходимые знания и происходит эмоциональное переживание ранее недоступного социального опыта. Так, Е. В. Смирнова и С. В. Митрофанова предлагают построить процесс обучения на двух уровнях: общекультурном и культурно-специфическом32.

1. Общекультурная программа тренинга включает:

Тренинг с акцентом на осознание самого себя как представителя группы или культуры, при котором индивид приходит к осознанию собственных культурных ценностей, анализирует различия между культурами, вырабатывает способности и умения «проникать» в культурные различия, что в свою очередь приводит к повышению эффективности его взаимодействия с представителями других культур.

Общекультурные моделирующие игры, когда составляются описания несуществующих «культур» с контрастирующими нормами и ценностями, а участники делятся на подгруппы, знакомятся с особенностями «своей культуры», затем вступают во взаимодействие с представителями «не своей культуры». В ходе игры предполагается проигрывание проблемных ситуаций и обсуждение причин, возникших в процессе «межкультурного» взаимодействия.

2. Культурно-специфические программы тренинга предполагают:

Тренинг, включающий реальные межкультурные контакты, например семинары, групповые дискуссии, в ходе которых обсуждаются ситуации, возникающие при личных контактах представителей разных народов. Вместе с тем необходимо помнить, что данный вид тренинга не всегда достигает своей цели, так как сильная этническая идентификация не позволяет индивидам избавиться от предубеждений и стереотипов в ходе занятия.

Бихевиорально-ориентированный тренингпозволяет моделировать поведение посредством анализа его последствий (получение поощрения или наказания) в своей культуре и научения получать поощрение или избегать наказания в чужой культуре.

Атрибутивный тренингимеет целью научить представителей разных народов и культур интерпретировать причины поведения, мотивы и результаты деятельности друг друга, а также позволяет более точно представить и прогнозировать поведение члена другой культуры.

Социально-педагогический тренингпредставляет собой модель открытого обсуждения, развивающую умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Он позволяет учащимся сблизиться друг с другом, понять противоположную точку зрения, осознать существование нескольких ракурсов видения и решения проблемы, совместно пережить разные эмоциональные состояния, получить неоценимый социальный опыт.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что отход от национальных традиций, языка, обычаев, собственной культуры, незнание своих «корней», порождает не только поколения «Иванов, не помнящих родства», но и ведет к нарушению взаимоотношений родителей и детей, отсутствию патриотизма, гуманизма, чувства сопереживания, возникновению неустойчивой этнической идентичности у молодежи, что, в свою очередь, приводит к эскалации ксенофобии, росту экстремистских настроений
и преступлений, совершаемых на национальной почве. Все это будет способствовать возрождению национального самосознания, сохранению национальной культуры, толерантному отношению к людям разных национальностей в эпоху всеобщей глобализации.

  1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Автор-составитель

    Учебное пособие
    Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  2. Учебное пособие для студентов педагогических вузов Автор-составитель

    Учебное пособие
    Учебное пособие «Социология безопасности» для высших учебных педагогических заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности
  3. Учебное пособие для аспирантов

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  4. Учебное пособие Иваново 2003 удк

    Учебное пособие
    История России с древнейших времен / В.Ю. Халтурин, С.П. Боброва, О.Е. Богородская, Г.А. Будник и др.; Под ред. В.Ю. Халтурина: Учеб. пособие / Иван. гос.
  5. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва «Прометей» 2001

    Реферат
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  6. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

    Список учебников
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  7. Учебное пособие Балашов 2004 удк 796

    Учебное пособие
    Учебное пособие раскрывает обязательный теоретический материал в соответствии с требованиями вузовской подготовки по дисциплине "Физическая культура".
  8. Учебное пособие москва ● 2011 ббк 87. 7 Б 20

    Учебное пособие
    В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Приводится обширный фактический материал из современной жизни, содержащий поучительные примеры и отражающий разные моральные коллизии-проблемы.
  9. Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи Москва 2006

    Документ
    Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности (теория и методика): Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи / Ред.

Другие похожие документы..