Учебное пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры Балашов

В начале XIX века образование получило широкое распространение, было учреждено Министерство народного просвещения, возникли учебные округа и открылись гимназии по всей России. С 1805 года при гимназиях появились пансионы для дворянских детей, доступные для всех сословий. Новый устав, утвержденный 8 декабря 1828 года, отмечал, что гимназия должна готовить к слушанию университетских лекций и способствовать «приличному воспитанию».

В это время гимназия состояла из семи классов. В первых трех читались одни и те же предметы во всех гимназиях, а начиная с 4 класса в некоторых вводился греческий язык. Во главе гимназии стоял директор, а его помощником являлся инспектор, избираемый из старших учителей, для наблюдения за порядком в классах и ведения хозяйства в пансионах. Увеличивалось число уроков по Закону Божию и русскому языку, из других предметов оставались география, статистика, история, физика, новые языки, чистописание и рисование.

При графе С. С. Уварове (с 1833 г.) была введена система испытаний
и аттестатов (1837 г.), где степень успехов в освоении знаний обозначалась цифрами в пределах пятибалльной шкалы, а также оценивались прилежание, способности и поведение учеников. Гимназисты, получившие
в среднем выводе за успехи 5 или 4, награждались книгами или похвальными листами. Переводным баллом, кроме греческого языка, считалось «удовлетворительно».

Позже требования к гимназиям менялись, а в 1871 году был принят новый устав, согласно которому гимназиями признавались только классические с двумя древними языками и прогимназии; реальные гимназии переименованы в реальные училища, закончившие их ученики, не имели права поступать в университет. На тот момент гимназии состояли
из 7 классов, но седьмой — с двумя годичными отделениями (с 1875 года вводится восьмиклассное обучение). В начале XX века учебный год начинался с 16 августа и заканчивался 1 июня, около 240 дней. Прием учеников в первый класс осуществлялся в мае, а в остальные — в августе.

На 1 января 1892 года в России насчитывалось 180 гимназий, в том числе 5 при церквях иностранных вероисповеданий, 5 частных, Александ-ровский дворянский институт в Нижнем Новгороде, Лазаревский институт восточных языков, лицей Цесаревича Николая в Москве (гимназические классы) и коллегия Павла Галагана в Киеве. 59 прогимназий; из них 20 шестиклассных и 39 четырехклассных.

Рубеж XIX—XX веков занимает особое место в истории российского образования, на особенности которого повлияли следующие причины: реформа об отмене крепостного права 1861 года, объективные условия изменения общего образования, насущные вопросы о подготовке кадров, необходимость разнообразия подходов к построению содержания образования, методах подачи материала и т. д.

По утверждению И. М. Ждамировой, «в конце XIX века большая часть родителей, преимущественно мещанско-буржуазных групп, сориентированных на практические сферы деятельности их детей, была не удовлет-ворена классической гимназией, процесс преподавания и деятельность учителя в этой связи получали негативную оценку»15. Поэтому требования к учителю многократно возрастали, т. к. от него теперь требовалось не только обладать научно-методическими знаниями, но и уметь организовать детский коллектив, создать доброжелательную атмосферу, воспитывать всесторонне развитую личность на основе гуманного подхода. Поэтому проблемами содержания образования и воспитания в гимназии стали заниматься ведущие педагоги того времени.

Таким образом, особенность русской классической гимназии состояла в том, что это было сословное учебное заведение, избранное в качестве главного объекта государственной образовательной политики, только по окончании которого выпускники могли продолжить обучение в университетах. Соприкосновение учебы с окружающей действительностью,
неотрывность образования от реальной жизни и общества — основные принципы грамотно организованного учебного процесса.

1.4. Место и роль этнопедагогики
в системе общего среднего образования

Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. В эпоху среднеазиатской античности (III век н. э.) уже были известны образцы художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве: сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках
народной педагогики.

Задачами этнопедагогики являются:

  • выявление этнической специфики народной педагогики в традицион-ных культурах различных этносов;

  • поиск закономерностей становления и развития традиционной
    педагогической культуры народных масс под воздействием социальных, экономических и других факторов;

  • способы отражения и функционирования в современной воспитательной практике педагогических воззрений и опыта предыдущих поколений;

  • поиск путей использования прогрессивного народно-педагогического наследия в условиях современной системы образования16.

Согласно классификации Г. В. Нездемковской, в своем развитии этнопедагогическое знание прошло несколько исторических этапов:

  • эмпирический — обобщение опыта воспитания в произведениях устного народного творчества, традициях, обычаях, обрядах и т. д.;

  • научно-практический — письменное обобщение традиционного народного воспитательного опыта этносов в официальных документах,
    а также философских трудах древности и античности (Конфуций, Я. А. Коменский, И. Г. Пестолоцци);

  • научно-теоретический — теоретическое обобщение и обоснование традиционных воспитательных систем этносов в трудах педагогов, писателей, общественных деятелей (А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой);

  • теоретико-методологический — выявление сущности, содержания, объектно-предметной области этнопедагогики как самостоятельной отрасли научно-педагогического знания (В. А. Сухомлинский, В. А. Афанасьев, Г. Н. Волков, А. Ш. Гашимов и др.)17.

Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не было и нет необходимости заботиться об укреплении связи с жизнью, ибо она — сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама — педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом для народа. Не случайно во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства.

Народная педагогика подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Одинаковые условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, афоризмы.

Духовность нации — сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось, прежде всего, для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия. Судьба нации зависит от ценностных свойств и качеств ее ментальной структуры. Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Педагогическая культура, глубоко проникающая как в материальную, как и духовную культуру общества, служит мостом между ними. Совокупная педагогическая культура народа, включающая в себя как достижение педагогической мысли в стране, педагогическую просвещенность масс состояния воспитания подрастающего поколения, так и индивидуальную педагогическую культуру граждан, отражает конкретный уровень общественного прогресса совершенно закономерно, поэтому именно демократический строй создает наиболее благоприятные условия для расцвета педагогической культуры народа.

Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная энергия, накопленная всем многовековым развитием человеческой цивилизации, усилиями поколений наших предков. Связь между поколениями обеспечивается воспитанием, поэтому педагогическая культура является своего рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующим эту аккумулированную и концентрированную духовную энергию. Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего педагогического процесса. Традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не объединяет его, как традиции. Достижение согласия между традициями и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое воспитание может быть спасительным для человечества. Смысл воспитания — укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге — осознание принадлежности к своим корням.

Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа. В сложных взаимоотношениях с официальной педагогической доктриной народное воззрение пробивало себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей — самого дорогого своего достояния.

На путях исторического развития народ преодолел косность ложных представлений и понятий о воспитании. Основы народных воззрений на воспитание и обучение обязаны своим происхождением не религии,
не магии, не обряду, а трудовой производственной деятельности и житейской практике самого народа.

В настоящее время «этнопедагогика — это междисциплинарная область научно-педагогического знания, изучающая народную культуру
и традиционное народное воспитание (народную педагогику) с целью использования их прогрессивного воспитательного потенциала в современном воспитании и обучении»18.

В многонациональном государстве этнопедагогика призвана способствовать объединению народов России для возрождения национальных традиций, духовно-нравственных ценностей, народного опыта воспитания подрастающего поколения, опираясь на культурно-историческое наследие предков.

«Российскую школу сегодня можно определить как сосредоточение межкультурных и духовно-нравственных процессов, где представлена качественная характеристика средового состояния общества… Политическая образовательная среда современной России характеризуется разнообразием национальных и региональных моделей образования, программ, типов школ. В едином образовательном пространстве регионов происходит применение инновационных программ, максимально учитывающих историю региона, его современное состояние и перспективные тенденции, что создает необходимые условия для взаимообогащения образовательных ценностей национальных культур»19.

В России проблемы поликультурного образования начали активно обсуждаться в 90-х годах ХХ века. В научных концепциях Е. В. Бондаревской, В. П. Борисенкова, О. В. Гукаленко, Ю. С. Давыдова, А. Н. Джуринского, Г. Д. Дмитриева, Л. Л. Супруновой исследуются разноаспектные проблемы поликультурности, поликультурного образования в современных условиях. Цель поликультурного образования определяется ими как «формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющего жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований»20.

Результат поликультурного образования Г. Д. Дмитриев21 видит:

  • в создании демократического государства, которое будет характеризоваться толерантностью взглядов, суждений людей;

  • признании и развитии культурного плюрализма в обществе;

  • эффективном участии всех и каждого в принятии любых решений, касающихся как личной жизни человека, так и жизни общества;

  • справедливости для всех и каждого;

  • свободе выбора;

  • уважении решений большинства и защите прав меньшинства;

  • уважении права свободного выбора человеком своих культурных идентичностей.

Образовательная деятельность человека в современной поликультурной среде школ любого типа и уровня способствует формированию
у него понимания культурно-этнических особенностей других культур
0и умения жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, т. е. в диалоге культур.

В конце ХХ века в большинстве российских школ и вузов были введены учебные дисциплины, способствующие овладению знаний в этнокультурной сфере — этнология, этнопсихология, культурология, конфликтология, религиоведение, история родного края и др. Направленность у молодежи, особенно мигрантской, на освоение общероссийской идентичности, современного толерантного культурного сознания, воспитание межэтнических и межконфессиональных отношений развивает общую стратегическую линию общества и государства на удовлетворение культурных потребностей всех народов России.

Таким образом, поликультурная образовательная среда учебного заведения как специально организованное образовательное пространство,
в котором происходит процесс субъективного становления и самоопределения личности учащегося, является именно той социокультурной сферой для продвижения от национальной замкнутости, самоизоляции к взаимодействию и сотрудничеству с другими культурами, т. е. выходом в мировое образовательное пространство. Поэтому современные реалии поликультурного образования требуют, с одной стороны, учета этнокультурного фактора, а с другой — создания условий для познания культур других народов, интеграции с мировым культурно-образовательным пространством. Современное поликультурное образование стало важным социальным фактором в решении задач, актуальных как для человечества, так и для отдельной личности в ХХI веке.

1.5. Идеи народной педагогики
в трудах отечественных и зарубежных ученых-практиков

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа.

Великий чешский педагог Я. А. Коменский обосновал идею «материнской школы», опираясь именно на опыт семейного воспитания.

Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци (1746—1827) свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт отечественной народной педагогики, утверждая, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей. Он считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Вместе с тем наилучшим средством воспитания и развития человека, по его мнению, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. Перед воспитанием Песталоцци выдвинул прогрессивную задачу — гармонически развивать все природные силы и способности человека. Он создал теорию элементарного образования, сыгравшую большую роль в борьбе с догматическим обучением и механическим запоминанием, способствовавшую развитию народных школ в XIX веке. Он высказал ряд очень ценных мыслей о физическом, трудовом, нравственном, умственном воспитании ребенка, настаивал на расширении содержания образования в начальной школе, стремился сделать ее близкой народу, тесно связанной с жизнью и потребностями народных масс, уделял большое внимание трудовому обучению детей, их подготовке к жизни22.

Отечественные исследователи народной педагогики К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Анализ источников показывает, что воспитание тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью. Ученые Г. Н. Волков, А. Э. Измайлов, Г. С. Виноградов, В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко и др. выражали идеи гуманизма, подчеркивали необходимость привития молодому поколению
высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности.

Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-истори-ческого феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание существует
в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. Он также предполагал, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на ее ранние формы. К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. По его мнению, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом
в процессе народного развития.

Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве,
в процессе овладения родной речью. Основания, формы и цель воспитания определяются у каждого народа его уникальным народным идеалом человека, поэтому всюду они различны. Но педагогические частности могут свободно переходить от одного народа к другому. Можно и должно заимствовать методы, средства изобретения, но нельзя заимствовать чужой характер и ту систему, в которой он выражается. «Система общественного образования у каждого народа запечатлена его характером и отражает достоинства и недостатки этого характера, которые иногда так соединены между собой, что их разделить невозможно. Одно и то же народное свойство является то достоинством, то недостатком, смотря по той сфере, в которой оно отражается»23.

«Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения — в привычки, а привычки — в наклонности. Когда убеждение так вкоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы»24. Однако такой характер, созданный воспитанием и жизнью, никогда не может иметь той крепости и силы, которыми отличается прирожденный характер.

А. С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей,
в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека. В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере
не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. «О народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике, — писал он. — Я уверен, что народная педагогика — это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.

  1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Автор-составитель

    Учебное пособие
    Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  2. Учебное пособие для студентов педагогических вузов Автор-составитель

    Учебное пособие
    Учебное пособие «Социология безопасности» для высших учебных педагогических заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности
  3. Учебное пособие для аспирантов

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  4. Учебное пособие Иваново 2003 удк

    Учебное пособие
    История России с древнейших времен / В.Ю. Халтурин, С.П. Боброва, О.Е. Богородская, Г.А. Будник и др.; Под ред. В.Ю. Халтурина: Учеб. пособие / Иван. гос.
  5. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва «Прометей» 2001

    Реферат
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  6. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

    Список учебников
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  7. Учебное пособие Балашов 2004 удк 796

    Учебное пособие
    Учебное пособие раскрывает обязательный теоретический материал в соответствии с требованиями вузовской подготовки по дисциплине "Физическая культура".
  8. Учебное пособие москва ● 2011 ббк 87. 7 Б 20

    Учебное пособие
    В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Приводится обширный фактический материал из современной жизни, содержащий поучительные примеры и отражающий разные моральные коллизии-проблемы.
  9. Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи Москва 2006

    Документ
    Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности (теория и методика): Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи / Ред.

Другие похожие документы..