Учебное пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры Балашов

Принципы современной государственной политики в области образования отражены в ряде федеральных законов, в том числе в Законе Российской Федерации «Об образовании». В соответствии с ним, государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:

  • носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам
    и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. е. не только обучать учащихся, но и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности;

  • создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников;

  • иметь светский (т. е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится);

  • поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий — в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается);

  • носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность образовательных учреждений.

С принятием в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании» значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты, определяющие содержание учебных программ, регламентирующие деятельность учреждений образования и определяющие общие параметры всей системы образования в целом.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне и состоят из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70 % содержания программы), устанавливаемого ГОСТом по соответствующему предмету, который обязателен для всех граждан России. Вторая часть создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе.

Все образовательные программы Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К ним относятся программы дошкольного образования, начального общего (1—4 классы), основного общего (5—9 классы), среднего (полного) общего (10—11 классы).

Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К ним относятся образовательные программы начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Для всех представленных выше основных образовательных программ (и общеобразовательных, и профессиональных) государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания.

Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и детей, программы дворцов детского творчества и т. д.).

Таким образом, образовательным можно назвать только то учреждение, которое решает одновременно задачи обучения и воспитания. Поэтому образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения следующих типов:

  • дошкольные;

  • общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования);

  • профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования);

  • дополнительного образования (детей, взрослых);

  • специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями
    в развитии;

  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды внутри своего типа.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное углубленное образование по одному или нескольким предметам в выбранной области знаний. Для реализации разработанной образовательной программы школа позволяет привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя три ступени с 1 по 11 классы.

Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс,
в котором обучаются учащиеся старших (начиная с 8) классов. Лицей предназначен для проведения углубленной подготовки по отдельным предметам, осуществления ранней профориентации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Гимназия — вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе 5—11 классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков. Более подробно о гимназическом образовании будет рассказано в следующем параграфе.

Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как воскресные школы, учебные комплексы «детский сад — школа» и др.

Известно, что Российская Федерация состоит из различных субъектов, поэтому управление всей хозяйственной деятельностью в стране осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и на уровне конкретного субъекта Федерации. Кроме того, управление на местах — в городе, районе — осуществляется органами местного управления (третий уровень).

Подобно этой хозяйственной системе управления построено и управление образованием. Оно включает в себя органы управления трех уровней. Первый, федеральный уровень, включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования).

Второй уровень управления образованием — это уровень субъектов Российской Федерации (например, Министерство образования Саратовской области).

К третьему, местному уровню относятся районные и городские органы управления образованием (управление образованием при местных администрациях).

К ведению федеральных органов управления образованием относятся вопросы стратегического характера. Основными являются следующие:

  • формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

  • разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования (в том числе Федеральной программы развития образования);

  • установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

  • разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;

  • установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка;

  • установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

  • установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», освоение образовательной программы допускается в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый — преподаватель», которая может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и очно-заочном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).

При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях ребенка и на нем самом. Допускается сочетание различных форм образования.

Вместе с тем существует и ряд негативных тенденций в российской образовательной политике. Среди них наиболее актуальными являются:

  • переход к 12-летнему среднему образованию;

  • введение единого государственного выпускного экзамена (ЕГЭ);

  • ежегодное увеличение расходов на образование, в то время как сеть дошкольных учреждений посещают лишь 50 % всех детей дошкольного возраста;

  • сокращение количества общеобразовательных школ и роста учреждений социально-образовательного типа для детей с определенными трудностями;

  • сокращается количество учащихся на бюджетной основе, возрастает количество коммерческих студентов;

  • разночтение федеральных и национально-региональных стандартов гуманитарных дисциплин;

  • недостаток регулирования выпуска вариативных учебников;

  • низкое качество подготовки кадров для образовательных учреждений сельской местности;

  • низкая заработная плата препятствует появлению в школе молодых, перспективных педагогов.

Объективной тенденцией развития современного мира является глобализация, ее сложные и противоречивые процессы находят отражение
в сфере современного образования, которое интегрируется в мировое образовательное пространство и обозначает совокупность всех образовательных и воспитательных учреждений, научно-педагогических центров, правительственных и общественных организаций по просвещению в разных странах14.

Права граждан Российской Федерации на образование закреплены на международном уровне в Конвенции о правах ребенка, Всеобщей Декларации прав человека. Образование должно быть бесплатным, доступным и обязательным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что заботой государства становится не просто гарантия получения образования, а создание модели выхода из острейшего кризиса через получение качественного, соответствующего эпохе и ее гуманным целям образования, определяющего будущее развитие подрастающего поколения.

1.3. Гимназия как особая образовательная
и культурная среда

Гимназии, как средние учебные заведения, ведут свое начало с XVI века, хотя их название было известно еще с ХII века, обучение в которых в то время приравнивалось к университетам. До XVI века средними образовательными заведениями, от которых позже произошли гимназии, являлись монастырские, орденские и домовые школы, устроенные по образцу древнеримских. Предметами преподавания в них были грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия, а также логика, физика и этика. Грамматика, логика (диалектика) и риторика являлись предметами обязательными для изучения, другие составляли вторую ступень школьного образования, после которой ученики продолжали образование по специально-богословской линии. Обучение в первых школах велось почти все время на латинском языке с использованием формального, механического метода обучения. Наряду с ними с начала XIII века стали возникать городские школы (преимущественно в Германии и Италии), из которых некоторые впоследствии были преобразованы в гимназии.

Эпоха Возрождения и особенно Реформация «подарила» школьному образованию новое направление — классическое, вскоре вытеснившее средневековое, схоластическое, под влиянием которого возник целый ряд гуманистических школ: лицеев, гимназий, ученых школ, педагогиумов
и т. д. Первая такая латинская школа возникла в Лондоне в 1510 году.

В Германии первая попытка построения новой системы гимназического образования принадлежит Меланхтону, основавшему в 1526 году гимназию в Нюрнберге, где наряду с латинским языком в старших классах преподавался и греческий. Уже в конце XVI века эти школы стали господствующими по всей Западной Европе и являлись исключительно подготовительными заведениями для поступления в университет. Несмотря на это, в течение XVI и XVII веков гимназии продолжали сохранять общие черты средневековых школ, где большую часть учебного времени занимали Закон Божий и латинский язык, из математики и греческого языка изучались лишь основы, а метод обучения по-прежнему оставался чисто формальным.

Введение во второй половине XVII века в гимназический курс немецкого и французского языков стало началом образовательной реформы, совершившейся в XVIII веке, когда в учебный план были включены математические и естественные науки, а сами учебные заведения перешли под юрисдикцию государства. В то же время гимназии стали учебными заведениями, готовящими к поступлению в университет, а с введением
в Пруссии правил об аттестате зрелости (1788 г.) они получили исключительное на это право. Гимназии ХVIII века страдали от обилия предметов и недостатка квалифицированных учителей (первый экзамен специально на учителя гимназии был установлен лишь в начале XIX века (1810 г.). Эти недостатки были устранены в немецких гимназиях в первой половине XIX века, когда окончательно выработались действующие теперь основные нормы гимназического образования.

Древнейшей русской гимназией являлась Академическая, основанная в 1726 году. Первый инспектор Готлиб Байер разделил ее на два отдела: немецкую школу, или подготовительную, содержащую три класса, и латинскую, состоявшую из двух классов. В 1733 году был принят устав, поднимавший ее до уровня гуманистической германской школы, где кроме латинского изучался греческий язык, а также чтение римских поэтов, правила ораторского искусства и логика. Из-за недостатка учащихся
к обучению допускались дети среднего сословия и даже солдатские, которые потом составляли главный ее контингент.

Для увеличения числа учеников в 1735 году учреждались стипендии, однако, в 1737 году насчитывалось всего 18 учеников. В 1758 году управление гимназией поручили М. В. Ломоносову, который основал там пансион на 40 воспитанников и устроил низшие русские классы, а также
отделение для малолетних. В 1805 году гимназию закрыли по причине ее неудовлетворительного состояния, недостатка учителей, многочисленности гимназического начальства и отсутствия подробного устава.

Другая гимназия была основана в 1755 году при Московском университете, под именем Университетской, или Академической, целью которой являлась подготовка к слушанию университетских лекций. По сословному рангу она делилась на два отделения: 1) для разночинцев, 2) для дворян с одинаковым курсом обучения для всех. Каждое из отделений подразделялось на 4 школы, в рамках которых изучались определенные предметы. Первая (российская) включала: грамматику, стихотворство
и красноречие; вторая (латинская) — грамматику и синтаксис латинского языка; третья (научная) — арифметику, геометрию, географию и философию; четвертая — европейские и греческий языки (для желающих — восточные). Во главе гимназии стоял инспектор — один из профессоров университета, преподавателями являлись студенты университета. Несмотря на недостаточность и неспособность многих учителей, отсутствие качественных учебников и точных программ, гимназия за свое полувековое существование подготовила немало будущих университетских деятелей
и дала России грамотных людей.

  1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Автор-составитель

    Учебное пособие
    Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
  2. Учебное пособие для студентов педагогических вузов Автор-составитель

    Учебное пособие
    Учебное пособие «Социология безопасности» для высших учебных педагогических заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности
  3. Учебное пособие для аспирантов

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  4. Учебное пособие Иваново 2003 удк

    Учебное пособие
    История России с древнейших времен / В.Ю. Халтурин, С.П. Боброва, О.Е. Богородская, Г.А. Будник и др.; Под ред. В.Ю. Халтурина: Учеб. пособие / Иван. гос.
  5. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва «Прометей» 2001

    Реферат
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  6. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

    Список учебников
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  7. Учебное пособие Балашов 2004 удк 796

    Учебное пособие
    Учебное пособие раскрывает обязательный теоретический материал в соответствии с требованиями вузовской подготовки по дисциплине "Физическая культура".
  8. Учебное пособие москва ● 2011 ббк 87. 7 Б 20

    Учебное пособие
    В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Приводится обширный фактический материал из современной жизни, содержащий поучительные примеры и отражающий разные моральные коллизии-проблемы.
  9. Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи Москва 2006

    Документ
    Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности (теория и методика): Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи / Ред.

Другие похожие документы..