Учебное пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры Балашов

изучение культуры и искусства конкретного народа через сравнение и нахождение связей, отличий с культурами и искусством других народов, через диалог «регионально-этнический» (по горизонтали) и «историко-эволюционный» (по вертикали);

  • целостный подход к обучению, адекватный народным традициям, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов, создание условий для их творческого развития и самовыражения.

    Принципы народного искусства — целостность, коллективность, преемственность, природосообразность, образность, синкретичность — обладают воспитательным потенциалом, позволяют приобщать к народной культуре адекватно ее традициям. Народное искусство, являясь частью культуры, несет в себе ее ценности, выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям культуры и к самому себе:

    • дает картину мира в слитности чувства и мысли, воссоздает идеальную художественную реальность — образную картину мира, подлежащую усвоению;

    • приобщает к духовным ценностям, отражает религиозные, нравственные ценности, идеалы, традиции, культурно-исторический опыт человечества;

    • способствует выработке художественной общности через общение создателей произведений искусства и потребителей;

    • включает человека в историю, систему взаимоотношений и ощущений людей прошлого, сближает его с природной средой, помогает осознать единство с миром;

    • способствует социально-культурной адаптации учащихся к условиям современной жизни народа и осознанию учащимися себя как представителя определенной культуры.

    Историко-эволюционный диалог предполагает соотнесение культуры изучаемой эпохи с культурами других времен и современностью. Это позволяет на примере опыта прошлой культуры увидеть не только ценности предков (материальные, духовные, эстетические и др.), но и их связь
    с современностью, а через диалог времен прослеживаются параллели
    в развитии различных культур и искусств. Возвращение к обычаям, традициям и народным праздникам в процессе обучения позволяет соотносить реальность нашей жизни со временем изучаемой культуры. Благодаря этому народное искусство предстает перед учащимися как система исторически развивающегося знания о мире, а произведения народного искусства — как эволюционирующие образы, отражающие ценности национальной культуры.

    Регионально-этнический диалог предполагает соотнесение культур разных народов в один временной период. При этом формируются представления о духовных и материальных ценностях, созданных народом
    в определенном регионе и в целом; о народном искусстве как художественной системе. Через сравнение можно выявить связи между искусством разных народов, а также увидеть зависимость искусства от природы
    и климатических условий.

    Второй компонент — педагогический — предполагает развитие чувственно-эмоционального, рационально-интеллектуального и волевого начал личности. Гуманизация образования привела к рассмотрению личности как уникальной, к признанию индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как «индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом»4.

    Для создания условий, способствующих творческому развитию и самовыражению детей, необходимо обеспечить ситуацию заинтересованности (мотивацию), учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, их потребности и интересы, создавая условия для продуктивной творческой деятельности. Для этого целесообразно принимать во внимание ведущий тип деятельности конкретного возраста, отбирать объем
    и характер материала с учетом возможностей его усвоения детьми.

    Проблемное обучение позволяет через внутренний опыт и личное эмоциональное переживание учащихся вводить их в мир искусства через активность, формируя при этом собственное отношение к искусству. Через изобразительное, словесное, музыкальное творчество детей на материале народного творчества происходит приобретение новых знаний, удовлетворяются познавательные потребности, происходит развитие способности к восприятию и усвоению. Уровень работ учащихся зависит от умения учителя обеспечить условия, необходимые для творчества, найти подход к каждому ребенку и заставить его поверить в себя5.

    1.2. Система современного образования
    в России: опыт и тенденции развития

    Подготовка подрастающего поколения к жизни, осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются в области воспитания, немыслимы без соответствующей образовательной системы. История российского образования имеет свои глубокие корни и традиции. В Древней Руси, например, это были школы, действовавшие при монастырях, храмах и церквях, которые возникали спонтанно. Отсутствие системы контроля за качеством преподавания, централизованной системы отбора содержания учебных дисциплин значительно влияло на процесс обучения.

    Вся история развития русского образования может быть представлена тремя периодами: 1) до XVIII века — церковно-религиозная педагогика; 2) XVIII — до второй половины XIX века — государственная педагогика; 3) со второй половины XIX века — общественная педагогика.

    Педагогическая мысль Древней Руси опиралась на воспитательные народные традиции, труд и христианскую веру. Труд составлял основу жизни славян, т. к. лишь он мог обеспечить народу свое существование, поэтому детей рано включали в трудовую деятельность, воспитывали трудолюбие, развивали трудовые умения и навыки, заботились об их здоровье и физическом развитии.

    Важнейшей основой просвещения на Руси служила христианская вера, которая определила нравственный характер народной жизни. После принятия христианства в XI веке открылись первые школы при монастырях, церквях, в городах.

    Первоначальные русские школы имели две цели: подготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры
    и христианской нравственности. В первые века христианства на Руси
    в этих школах обучались все без исключения, даже взрослые. По окончании «учения книжного» одни поступали непременно на службу церкви, другие выбирали иное поприще. Наиболее распространенными из учебных предметов являлись псалтырь, церковное пение и письмо.

    Татарское нашествие уничтожило материальное наследие русского народа, истребило первые успехи образованности, число училищ до такой степени уменьшилось, что с XIV века летописцы совершенно не упоминают о них. С XV века начинаются решительные попытки возрождения образовательных традиций. При монастырях и церквях учреждаются православные братства, которые имели широкий курс образования, включающий научные светские предметы: языки, грамматика, поэтика, риторика, философия, арифметика, в них принимались дети любого звания, независимо от уровня материального достатка.

    В Киеве на основе одной из братских школ в 1637 году Петр Могила организовал коллегию, названную впоследствии Киево-Могилевской академией, которая представляла собой крупнейший образовательный центр юго-западной Руси XVII—XVIII веков.

    Социокультурная ситуация второй половины XVII века способствовала развитию образования в Московском государстве. Появление новых заводов, фабрик, мануфактур потребовало грамотных рабочих. Именно
    в этот период приглашались иностранные специалисты для решения экономических, военных, научных проблем страны, привнесшие свой язык
    и культуру. Организовывались единичные греко-латинские школы, инициаторами которых являлись представители Византии и Украины.

    В 1665 году Симеон Полоцкий учредил школу для грамматического учения латинскому языку. В 1681 году по желанию царя Федора Алексеевича при синодальной типографии создано Типографское училище противоположного другим школам греческого направления. В 1687 году открылась Славяно-греко-латинская академия в Москве, которая являлась единственным высшим учебным заведением в Московском государстве.

    В целом на протяжении XVII века учебное дело в стране приобрело более упорядоченный характер. Происходила определенная эволюция
    в организации образования: от мастеров грамоты и домашнего обучения
    к созданию греко-латинских школ, а затем и школ повышенного уровня, хотя широкого распространения они в этот период не имели.

    XVIII век связывают с развитием просветительства в России. Благодаря преобразованиям Петра I новая культура страны, основанная на исконно русских традициях, имела отпечаток западноевропейской цивилизации. Одной из ведущих задач государства Петр I считал переустройство школьного дела. Уже в начале века появились светские государственные школы различных типов, которые имели ярко выраженный характер реального учебного заведения с профессиональным уклоном. Отличительной чертой реального образования в России того времени было то, что
    не создавалось ни одной школы, оторванной от общественной практики. Поэтому достоинством и прогрессивностью русских школ являлась практическая направленность образования.

    Школьное образование в XVIII веке строилось на принципе сословности. В учебные заведения высшего уровня принимались только дети дворян. В это время еще не сформировалась полностью система школьного образования, число школ было недостаточным и не покрывало потребности государства в специалистах, отсутствовала сеть высших учебных заведений. Центром российского просвещения во второй половине XVIII века стал Московский университет, созданный по инициативе М. В. Ломоносова. Он был фактически первым российским университетом, состоящий из трех факультетов: философского, юридического и медицинского.
    В 1757 году в Петербурге открылась Академия художеств — высшее учебное заведение в области искусств, которое много сделало для развития русской живописи и скульптуры. В 1783 году учреждена Академия Российская — научный центр по изучению русского языка и словесности.

    В середине XVIII века в стране стала формироваться система общеобразовательной школы. Предполагалось ввести три типа учебных заведений: малые, средние и главные народные училища. В губернских городах создавались главные четырехклассные училища, в уездных — малые двухклассные. Здесь обучали детей крестьян, мастеровых, солдат, матросов. Дворянские дети получали образование в закрытых дворянских учебных заведениях: частных пансионатах, шляхетских корпусах или на дому. В 1764 году открывается первое женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смоленском монастыре
    в Петербурге. В течение 12 лет девочек из дворянских семей обучали иностранным языкам, арифметике, истории, музыке, танцам, домоводству и пр. Для мещанок в Москве был открыт Екатерининский институт. Всего к началу XIX века в России существовало 550 учебных заведений, в которых обучались 62 тыс. человек.

    Начало XIX века характеризовалось либеральными начинаниями в области просвещения. В 1802 году было создано Министерство народного просвещения — специальный государственный орган, который придал школам внешнюю стройность и порядок. В 1804 году при правлении Александра I опубликованы «Устав университетов российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомых университетам». Впервые
    в России узаконена стройная государственная система образования, состоящая из четырех ступеней:

    I — приходская школа — 1 год;

    II — уездное училище — 2 года (в уездных городах);

    III — гимназия — 4 года (в губернских городах);

    IV — университетское образование.

    Все школы объявлялись бессословными, доступными, бесплатными. Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. В Московском университете училось около 1 тыс. студентов. Было создано 5 новых университетов: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Киевский, Петербургский. Для подготовки большого числа учителей открылись педагогические институты в Москве и Петербурге.

    В период правления Николая I школы стали сословно-обособленными. Приходские училища предназначались для «низов», в них обучали Закону Божьему, грамоте, арифметике. В уездные училища (3 класса) принимали детей купцов, ремесленников, мещан, где изучались русский язык, арифметика, геометрия, история, география. В гимназиях (7 классов) учились дети дворян, чиновников, купцов I гильдии. Основными предметами были языки, словесность, история. В 30-х годах XIX века возникает новый тип сословной средней школы — дворянский институт, закрытое, платное учебно-воспитательное учреждение.

    Новый этап в развитии образования приходится на конец 50-х и в 60-е годы XIX века, связанный с падением крепостного права. В 80-х годах увеличилась численность церковно-приходских школ, появились первые воскресные и земские (начальные) школы, возросло количество высших учебных заведений, технических вузов, открылись консерватории в Петербурге и Москве. Однако в целом уровень грамотности населения все еще оставался одним из самых низких в Европе. К началу XX века 76 % населения страны было неграмотным.

    С XVIII по начало XX веков в России существовало несколько эволюционных эпох, характеризующихся спецификой взаимоотношений государства и общественной инициативы в сфере образования: полной идентификацией общества и государства, «их переплетением в форме служилого государства» при Петре I; началом ломки консенсуса; отчуждением общества от государства во второй половине XVIII века, политикой «просвещенного абсолютизма»; созданием относительного единства общества и правительства при проведении первой органической школьной реформы в России в начале царствования Александра I и расколом единства
    в конце его царствования; углублением раскола в годы правление Николая I; временным восстановлением сотрудничества общества и правительства в период «великих реформ» 1860-х годов (вторая органическая системная реформа в сфере образования); разрывом сотрудничества
    и прямым противостоянием общества и государства в период контрреформ 1870—1880-х годов; усилением противоборства общества и власти на рубеже XIX—XX веков6.

    Школьная реформа 1860-х годов, проведенная министром народного просвещения А. В. Головниным, стала переломным моментов в истории отечественной системы образования, являясь системной по характеру
    и затрагивая многие его звенья. В это время был заложен фундамент начальной народной школы; пересмотрены основания средней школы; созданы предпосылки для развития педагогического, профессионального образования для обновления высшей школы; учреждена всесословность
    и расширенный доступ к образованию; частичное разгосударствление образования, приобретение большей самостоятельности образовательными учреждениями и педагогическими коллективами.

    После Октябрьской революции российское государство приступило
    к созданию новой советской школы, которая должна была готовить «строителей коммунизма». Все церковно-приходские, церковно-учитель-ские школы, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища и другие школы духовного ведомства передавались в ведение Наркомпроса. Еще в 1918 году на I Всероссийском съезде по просвещению В. И. Ленин заявил о первостепенной роли школы в утверждении коммунистической морали7, что впоследствии было отражено в таких документах, как «Положение об организации дела народного образования в Российской республике» (18.06.1918) и «Положение о единой трудовой школе» (30.09.1918).

    Новыми принципами образования стали: светский характер, органическая связь школьного обучения с производительным трудом; совместное обучение детей разного пола; изменение учебных планов, предусматривающих изъятие ряда предметов (древние языки, закон божий) и введение новых; ликвидация старой школьной системы: начальной, средней — гимназии, реальные училища, и введение новой двухступенчатой школы: первая для детей от 8 до 13 лет, вторая — от 13 до 17 лет, что на три года сокращало прежний срок обучения. С самого начала основной задачей школы была политическая, при выполнении которой все средства направлялись на скорейшее формирование человека нового типа, проникнутого идеями марксизма-ленинизма. Постепенно от разрозненных учебных планов, форм работы советское правительство перешло к внедрению учебного плана единой советской школы в 1920 году, который содержал, по сравнению с дореволюционной школой, разносторонний состав учебных предметов, включая гуманитарные, физико-математические и естественные дисциплины. Кроме того, значительный объем учебного времени посвящался изучению языка и литературы, математики и естественных наук, а также физического воспитания. В 1930 году было объявлено
    о всеобщем обязательном начальном образовании. Со временем к школьному образованию стали предъявлять все более жесткие требования: высокий уровень знаний; политехническое обучение в тесной взаимосвязи
    с прочным усвоением наук; организация учебной работы четко соответствовать расписанию и определяться твердым составом учащихся.

    К 1920—1930-м годам относится расцвет творчества таких видных отечественных педагогов и деятелей образования, как П. П. Блонский,
    А. П. Болтунов, Г. О. Гордон, А. Г. Калашников, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак, М. Н. Покровский, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин и др., во многом обусловившие развитие отечественной педагогической науки8, перед которой стояли сложные задачи по ликвидации неграмотности большей части населения, повышение уровня культуры, подготовка профессиональных кадров для работы во всех отраслях промышленности и социальной сферы. Политика советского руководства в области культуры получила название «культурной революции», цель которой — повышение культурного уровня народа, укрепление марксизма-ленинизма как идейной идеологии духовной жизни общества. В результате к 1937 году в стране в основном была ликвидирована неграмотность, семилетнее обучение стало обязательным, открылось 20 тыс. новых школ.

    С конца 70-х — начала 80-х годов ХХ века образование в России стали рассматривать как одну из глобальных проблем современности, так как богатство современных государств, по справедливому замечанию ряда специалистов, определяется не природными и технологическими параметрами, а в первую очередь человеческим капиталом, который имеет определенную цену на рынке труда9. С 1988 года в системе народного образования начался медленный и трудный переход от консервативных методов управления к демократическим, стало развиваться школьное
    и вузовское самоуправление.

    Многие проблемы, с которыми сталкивается современное российское образование сегодня, сформировались еще в доперестроечный период
    и связаны с сокращением доли расходов на образование в федеральном бюджете (с 11 до 8 %); усилением отставания в технологическом и компьютерном оснащении процесса обучения; феминизацией (свыше 60 % студенток — девушки); расположением вузов в столицах и Европейской части страны10, а также с гуманизацией и гуманитаризацией образования, когда во главе угла становится личность, ее гармоничные взаимоотношения с миром природы и социумом11. По словам Н. Г. Худолий, «возвышение человека, его субъективности, связанное с гуманизацией общества, меняет образовательную парадигму в том плане, что в новых условиях уже личность специалиста предъявляет требования к производству, его содержанию и технологии»12, которые, по мнению автора, будут неуклонно возрастать по мере повышения уровня общего и профессионального образования. Кроме того, как указывает В. Зиновкина, гуманизация
    и демократизация образования позволяет расширить кругозор учащихся, повысить их эрудицию и культурный уровень, разбудить в человеке творца и развить в нем заложенный творческий потенциал, воспитать смелость мысли, уверенность в своих творческих силах, способность генерировать нестандартные идеи, имеющие общечеловеческую ценность13.

    1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Автор-составитель

      Учебное пособие
      Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
    2. Учебное пособие для студентов педагогических вузов Автор-составитель

      Учебное пособие
      Учебное пособие «Социология безопасности» для высших учебных педагогических заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности
    3. Учебное пособие для аспирантов

      Учебное пособие
      Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
    4. Учебное пособие Иваново 2003 удк

      Учебное пособие
      История России с древнейших времен / В.Ю. Халтурин, С.П. Боброва, О.Е. Богородская, Г.А. Будник и др.; Под ред. В.Ю. Халтурина: Учеб. пособие / Иван. гос.
    5. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва «Прометей» 2001

      Реферат
      Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
    6. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

      Список учебников
      Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
    7. Учебное пособие Балашов 2004 удк 796

      Учебное пособие
      Учебное пособие раскрывает обязательный теоретический материал в соответствии с требованиями вузовской подготовки по дисциплине "Физическая культура".
    8. Учебное пособие москва ● 2011 ббк 87. 7 Б 20

      Учебное пособие
      В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Приводится обширный фактический материал из современной жизни, содержащий поучительные примеры и отражающий разные моральные коллизии-проблемы.
    9. Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи Москва 2006

      Документ
      Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности (теория и методика): Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи / Ред.

    Другие похожие документы..