Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии дневного отделения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

Кафедра всеобщей истории

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

для факультета башкирской филологии

дневного отделения

Составители: к.и.н., доцент

Явнова И.И.

Учебно – методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры «___»_______200___г.

Заведующий кафедрой _____________ Сиротин С.В.

Стерлитамак – 2008

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования и науки

Российской Федерации

А.Г.Свинаренко

«31» января 2005 г.

Номер государственной регистрации

701 пед/сп (новый)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 032600 История

Квалификация учитель истории

Вводится в действие с момента переутверждения
вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., № 365пед/сп)

Москва 2005

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032600 ИСТОРИЯ

  1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02.03.2000г.

  2. Квалификация выпускника- учитель истории

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории по специальности 032600 История при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

1.3.1. Область профессиональной деятельности

Среднее общее (полное) образование.

1.3.2. Объект профессиональной деятельности.

Обучающийся.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Учебно-воспитательная;
социально-педагогическая;
культурно-просветительная;
научно-методическая;
организационно-управленческая.

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя истории, решению типовых задач профессиональной деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

  1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

  2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032600 ИСТОРИЯ

3.1.Основная образовательная программа подготовки учителя истории разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программу практики.

  1. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя истории, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.

  2. Основная образовательная программа подготовки учителя истории состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки учителя истории должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДПП -дисциплины предметной подготовки;
ФТД - факультативные дисциплины.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки учителя истории должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.

3.6. Основная образовательная программа должна быть направлена на обеспечение профессиональной подготовки выпускника, воспитание у него гражданской ответственности,стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. Это может быть достигнуто как включением в основную образовательную программу соответствующих курсов (разделов дисциплин), так и организацией внеаудиторной работы (научно-исследовательской, кружковой, конференций, семинаров, встреч с ведущими специалистами ит.д.).

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032600 ИСТОРИЯ

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего

часов

ДПП.Ф.04Новая и новейшая история зарубежных стран1272

Новая история стран Запада. Эпоха Великих географических открытий и интеграция мировой цивилизации. Модернизация европейского общества: переход от традиционного, аграрного общества к индустриальному. Секуляризация культуры и развитие научной картины мира. Формирование общественно-политических и идейных течений (Просвещение, либерализм, консерватизм, социализм). Кризис сословно-корпоративного строя и формирование гражданского общества. Развитие государственно-правовой системы (абсолютизм, представительная демократия, конституционализм). Европейские революции Нового времени. Международные отношения в Новое время.

Новейшая история стран Запада. Эволюция экономической системы, социальной структуры, политико-правовой организации западного общества в XX веке. Новые явления массовой психологии и духовной культуры. Системные кризисы индустриального общества. Тоталитаризм. «Новые индустриальные страны». Модели социалистического строительства. Мировые войны и локальные конфликты Новейшего времени. Складывание международно-правовой системы. Глобализация. Переход к информационному обществу.

Новая история стран Азии и Африки. Основные проблемы и тенденции развития восточных обществ. Возникновение представления о единстве исторического процесса в общечеловеческом масштабе, связанное с эпохой Великих географических открытий и складыванием колониальной системы. Борьба народов стран Азии и Африки против монополий. Особенности хозяйственного и социально-политического развития и формирования новых буржуазно-националистических идеологий. Передел мира и буржуазные революции на Востоке.

Новейшая история стран Азии и Африки. Крушение империалистической колониальной системы и появление независимых государств, разные пути их развития. Проблемы взаимоотношений современного капиталистического мира и традиционного восточного общества. Функции религий в общественно-политической жизни современных восточных государств. Конфуцианство, ислам, индуизм, синтоизм, даосизм, буддизм.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебная программа

Пояснительная записка

I. Объем дисциплины и виды учебной работы

II. Содержание дисциплины

2.1. Разделы дисциплины и виды занятий

2.2. Содержание разделов дисциплины

III. Методические рекомендации по организации изучения

дисциплины

IV. Содержание итогового и промежуточного контроля

4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для

самостоятельной работы

4.2. Примерный перечень вопросов к экзамену

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

5.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

VI. Словарь основных терминов

Рабочая программа

Пояснительная записка

I. Разделы дисциплины и виды занятий

II. Содержание разделов дисциплины и тем

2.1. Тематика лекций

2.2. Тематика семинарских занятий

III. Методические рекомендации по организации изучения

дисциплины

3.1. Методические указания для преподавателей

3.2. Методические указания для студентов

IV. Содержание итогового и промежуточного контроля

4.1. Задания для самостоятельной работы студентов

4.2. Контрольные тесты для внутри семестровой проверки

4.3. Контрольные задания для проверки остаточных знаний

4.4. Перечень вопросов к курсовым экзаменам

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

VI. Словарь основных терминов

Учебная программа

Пояснительная записка

Новейшее время является одним из самых насыщенных периодов мировой истории. Оно связано с поэтапным генезисом индустриального общества, переходом ведущих стран Запада на постиндустриальную стадию развития, возникновением и гибелью социалистической государственности.

Программа построена по проблемно-хронологическому принципу, позволяющему наиболее эффективно отразить диалектику общего и особенного в развитии индустриального общества, выявить историческую логику этого процесса, проанализировать причинно-следственные связи и основные закономерности различных этапов модернизации. Программа содержит как теоретический, обобщающий материал, так и страноведческий, отражает экономическую, политическую и социальную проблематику

Курс «Новейшей истории стран Европы и Америки» основан на междисциплинарном подходе и предполагает опору на специальные знания студентов. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как новая история стран Европы и Америки, история России, политология, социология, с дисциплинами социокультурной тематики: этики, культурологии, истории культуры, а также с дисциплинами политологического цикла.

Курс включает следующие разделы. Первый (1918–1945) связан с глубоким цивилизационным расколом европейского общества, формированием основ системы государственно-монополистического капитализма и альтернативных тоталитарных общественных систем. В первой половине ХХ века расширился европоцентристский мир. Реальностью становилось геополитическое, экономическое, коммуникативное единство человечества. Начинается процесс глубинного изменения самого западного общества. Рубежи этого периода составили, с одной стороны, окончание первой мировой войны, вызвавшее качественное переустройство мира, а с другой – окончание второй мировой войны, давшее толчок для формирования международно-правовой системы мирового сообщества, начала «холодной войны», перехода к биполярной модели международных отношений.

Курс предусматривает изучение послевоенного периода (1945 – начало 2000-х гг.). Он трактуется как второй этап новейшей истории, включающий процессы постепенной трансформации индустриальной цивилизации и перехода ее в новое качество – постиндустриальное общество. Основными факторами, предопределившими динамику этого процесса, стали научно-техническая революция, эволюция модели «государства благосостояния», структурный экономический кризис 70-х гг., «неоконсервативная революция» 80-х гг., более сложная дифференциация социальной структуры. Важной частью второго периода новейшей истории является эволюция социалистической системы, завершившаяся распадом этой общественной модели и началом постсоциалистической трансформации стран Восточной Европы, а также процесс модернизации латиноамериканского общества. Качественные изменения наблюдаются в системе международных отношений: происходит ломка биполярного мирового порядка, начинает развиваться многополярная система международных отношений.

Глубокое изучение курса новейшей истории стран Европы и Америки позволит студентам концептуально осмыслить исторический процесс, соотнести его с реальными результатами развития человечества. Курс новейшей истории стран Европы и Америки ориентирует студентов на анализ реальностей мирового развития, осмысление меняющейся действительности.

Программа разработана на основе типовое, рекомендованное УМО по специальностям педагогического образования и включает необходимый минимум дидактических единиц, предусмотренных ГОС ВПО (2005 г.).

  1. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    В настоящее время актуальность приобретает изучение Новой истории стран Европы и Америки. К числу наиболее актуальных проблем всемирной истории относится курс нового времени.
  2. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (1)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  3. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (2)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  4. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент (2)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  5. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент (3)

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  6. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, подготовлен к выполнению основ-ных видов профессиональной деятельности учителя истории, решению типовых задач профес-сиональной деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования.
  7. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Новейшая история стран Азии и Африки освещает один из наиболее актуальных периодов истории стран Востока – начало кризиса и политического распада колониальной системы империализма, начала и завершения национально-освободительной борьбы
  8. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществ-лять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; спо-собствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору
  9. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (2)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем

Другие похожие документы..