Программа курса и тематическое планирование (базовый уровень) к учебнику Н. В. Загладина, С. И. Козленко, > С. Т. Минакова, Ю. А. Петрова «История России. XX начало XXI века» Для 11 класса

С.И. Козленко, Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина, С.В.Агафонов

ПРОГРАММА КУРСА и ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(базовый уровень)

к учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко,

С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова

«История России. XX — начало XXI века»

Для 11 класса

общеобразовательных учреждений

Москва

«Русское слово»

2010

Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т.

ПРОГРАММА КУРСА

«ИСТОРИЯ РОССИИ. XX — НАЧАЛО XXI ВЕКА» (38 часов)

Раздел 1 РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (5 часов)

Тема 1. Россия на рубеже XIX – ХХ вв.

Характеристика территории и населения страны. Влияние их особенностей на развитие России на рубеже XIX—XX вв. Россия — многонациональное и поликонфессиональное государство.

Российская модель модернизации. Точки зрения в исторической науке на уровень и характер развития российской экономики начала XX в. Место России в мировой экономике рубежа XIX—XX вв. Экономическая политика правительства. Различные точки зрения на ее роль в модернизации России.

Промышленный подъем накануне Первой мировой войны. Различные взгляды в исторической науке на роль иностранных инвестиций в экономике России. Лидирующие позиции отечественного капитала в народном хозяйстве страны. Буржуазия и рабочие.

Особенности развития сельского хозяйства. Роль аграрного сектора в экономике России. Помещичье и крестьянское хозяйство. Основные проблемы российской деревни. Расслоение крестьянства. Выделение слоя зажиточных крестьян.

Основные термины и понятия: акционерный капитал, монополия, валовой национальный продукт (ВНП), инвестиции, мировой экономический кризис, финансово-промышленные группы, протекционистская политика, относительное малоземелье крестьян.

Персоналии: С.Ю. Витте, А.И. Путилов, П.П. Рябушинский, Н.С. Авдаков, Э.Л. Нобель.

Тема 2. Кризис империи: русско-японская война и революция 1905—1907 гг.

Необходимость модернизации политической системы России. Углубление разрыва между относительно развитым индустриальным и архаичным аграрным секторами. Положение на национальных окраинах империи. Русификация. Рост социального напряжения в стране. Консервативный курс Николая II. Столкновения взглядов в политической верхушке России по вопросу о путях развития страны (позиции С.Ю. Витте и В.К. Плеве).

Экономический кризис 1900-1903. Обострение ситуации в деревне. Изменение характера выступления рабочих и выдвижение ими политических требований. Традиционно-попечительская политика правительства по отношению к рабочим. Полицейский социализм. Студенческие выступления.

Обострение международной обстановки на Дальнем Востоке в начале ХХ в. Столкновение России и Японии по территориальному вопросу. Русско-японская война: ход боевых действий, причины военных неудач России. Портсмутский мир, как успех дипломатии России в условиях проигранной войны и разгорающейся революции.

Причины революции 1905—1907 гг. «Кровавое воскресенье». Характеристика политических сил, участвовавших в революции, их состав, цели, методы борьбы. Крестьянские волнения. Революционные выступления в армии.

Движение в защиту монархии. Черносотенцы.

Всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 г. Манифест 17 октября 1905 г. — первый шаг в преобразовании государственного строя на конституционно-парламентской основе. Различное отношение в российском обществе к Манифесту.

Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве, его уроки и значение.

Основные термины и понятия: традиционно-попечительская политика правительства по отношению к рабочим, русификация, полицейский социализм, «Кровавое воскресенье», черносотенцы.

Персоналии: Николай II, В.К. Плеве, С.В. Зубатов, Г.А. Гапон, П.Д. Святополк-Мирский, П.П. Шмидт.

Тема 3. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.

Особенности оформления политических партий в России. Влияние Манифеста 17 октября 1905 г., кампаний по выборам в Государственную думу и массовых народных выступлений на создание партий.

Основные политические партии России начала XX в.: либеральные партии (Конституционно-демократическая партия, «Союз 17 октября»); партии социалистической ориентации — левые (Российская социал-демократическая рабочая партия; Партия социалистов-революционеров); консервативные партии – правые (Русское собрание; Русская монархическая партия; Союз русского народа; Русский народный союз имени Михаила Архангела). Политические партии России о государственном устройстве страны, методах преобразований в России, решении аграрного, национального и рабочего вопросов.

Реформы государственного строя. Новая редакция «Основных законов Российской империи». Характерные черты выборов в Государственную думу (выборы — не всеобщие, не прямые и не равные). I и II Государственные думы: состав, деятельность, причины роспуска.

Основные термины и понятия: политическая партия, фракция, либерализм, кадеты, октябристы, эсеры, меньшевики, большевики, индивидуальный террор, всеобщие, равные и прямые выборы.

Персоналии: П.Н. Милюков, А.И. Гучков, В.И. Ленин (Ульянов), В.М. Чернов, В.М. Пуришкевич.

Тема 4. Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина.

Третьеиюньская монархия. Борьба властей с революционным движением и легальной оппозицией. Подавление оппозиции со стороны Думы. III Государственная дума, особенности ее состава и деятельности.

Проведение реформ и укрепление социальной базы существующего строя в деятельности П.А. Столыпина. Использование особенностей состава III Государственной думы в проведении политики «успокоения» страны.

Программа преобразований П.А. Столыпина. Основное содержание аграрной реформы: свободный выход крестьян из общины; отмена ограничений личных прав крестьян; переселенческая политика; создание фонда для наделения крестьян землей через Крестьянский банк. Отруб и хутор. Создание артелей и кооперативов.

Противоречивые итоги реформ П.А. Столыпина: подъем сельского хозяйства; сохранение крестьянской общины; имущественное расслоение крестьян; сохранение социальной напряженности в деревне и в обществе в целом.

Различные оценки столыпинских преобразований в исторической и публицистической литературе.

Политический кризис 1912—1913 гг. Ленские события 1912 г.

Основные термины и понятия: третьеиюньская монархия, военно-полевые суды, легальная оппозиция, переселенческая политика, отруб, хутор, артели, кооперативы, политический кризис.

Персоналии: П.А. Столыпин, П.П. Рябушинский, А.И. Коновалов, В.Н. Коковцов.

Тема 5. Культура России в конце XIX — начале ХХ в.

Крупные города как центры сосредоточения основных учебных и культурно-просветительских учреждений. Их роль в модернизации страны. Новое и традиционное в городской жизни на рубеже XIX – ХХ вв. Спорт в Российской империи. Элитарная культура. Традиционная культура основной массы населения. Российская деревня как обособленный мир в общественно-культурной среде. Постепенно нараставшее влияние городской культуры на жизнь деревни. Российская интеллигенция.

Достижения российской науки.

Идейные искания и художественная культура. Отражение сложности и противоречивости эпохи в художественной культуре начала XX в. Декадентство. «Серебряный век». Создание Художественного театра. Система К.С. Станиславского. Кинематограф России. Музыка. Изобразительное искусство. Культурно-эстетическое объединение «Мир искусства». Архитектура. Основные направления в искусстве.

Основные термины и понятия: интеллигенция, художественная культура, декадентство, символизм, акмеизм, футуризм, модерн, абстракционизм, примитивизм, авангард.

Персоналии: Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И. Мечников, П.Н. Лебедев, К.А. Тимирязев, А.Н. Крылов, В.И. Вернадский, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, А.С. Попов.

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М. Горький, В.Я. Брюсов, А. Белый, А.А. Блок, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, В.В. Маяковский.

К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, А.А. Ханжонков.

С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, С.П. Дягилев.

Ф.О. Шехтель, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов, А.Н. Бенуа, К.С. Петров-Водкин, М.З. Шагал, К.С. Малевич, В.В. Кандинский.

Раздел 2 РОССИЯ В ГОДЫ ВОЙН и РЕВОЛЮЦИЙ (4 часа)

Тема 6. Россия в Первой мировой войне

Российская дипломатия накануне Первой мировой войны. Дипломатическая изоляция России в 1904—1905 гг. Вступление России в Антанту.

Начало и характер Первой мировой войны. Вопрос о характере Первой мировой войны в исторической литературе.

Подготовка России к войне и планы сторон. Кампании 1914 г., 1915 г.: основные события, значение для хода войны. Брусиловский прорыв и итоги кампании 1916 г. Война и российское общество.

Влияние Первой мировой войны на экономическое и политическое положение России. Экономические трудности. Военно-промышленные комитеты. Земгор. Мобилизация промышленности и преодоление кризиса снабжения армии к 1916 г. Продовольственная проблема и попытки ее решения.

Конфликт власти и Думы. Углубление кризиса монархии. «Прогрессивный блок». «Министерская чехарда». Толкования роли Г.Е. Распутина в политической жизни империи в научной и публицистической литературе. Политический кризис накануне 1917 г.

Основные термины и понятия: мировая война, ультиматум, военно-промышленные комитеты, Земгор, «Прогрессивный блок», «министерская чехарда», инфляция.

Персоналии: А.А. Брусилов, Г.Е. Распутин, А.В. Самсонов, П.К Ренненкампф, Г.Е. Львов, Ф.Ф. Юсупов, А.Ф. Романова.

Тема 7. Развитие революции 1917 г.: от февраля до августа

Предпосылки и причины Февральской революции 1917 г. Падение самодержавия. Создание Временного правительства. Различные точки зрения на характер политической власти после падения самодержавия в России.

Апрельский кризис Временного правительства. Большевики о передаче власти Советам и осуществлении общедемократических преобразований, создающих предпосылки для продвижения России по пути социализма. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Июньский и июльский кризисы власти. I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов о поддержке Временного правительства. Раскол в партии эсеров, переход ее левого крыла в оппозицию Временному правительству. Выступление генерала Л.Г. Корнилова.

Основные термины и понятия: Временное правительство, Учредительное собрание, солдатские комитеты, Советы рабочих и солдатских депутатов, «революционное оборончество», Красная гвардия, левые эсеры.

Персоналии: Николай II, А.Ф. Керенский, Л.Г. Корнилов, Г.Е. Львов.

Тема 8. Переход власти к партии большевиков

Углубление кризиса власти осенью 1917 г. Завоевание большевиками и левыми эсерами контроля над Петроградским Советом. Разногласия в ЦК большевистской партии по вопросу о вооруженном восстании. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление советской власти. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Точки зрения на октябрьские события 1917 г. в исторической литературе.

Революционно-демократические преобразования. «Декрет о власти». «Декрет о мире». «Декрет о земле». Новые органы власти и управления. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Конституция РСФСР 1918 г. Борьба в ЦК большевистской партии и Советском правительстве вокруг вопроса о выходе страны из войны. Заключение Брестского мира и его последствия. Предпосылки Гражданской войны.

Основные термины и понятия: революционно-демократические преобразования, аннексия, контрибуция, право наций на самоопределение, рабочий контроль, социалистическая революция, «революционная война», сепаратный мирный договор.

Персоналии: В.И.Ленин, Л.Д. Троцкий, Ф.Э. Дзержинский.

Тема 9. Гражданская война и военная интервенция. 1918–1922 гг.

Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Периодизация Гражданской войны. Цели и состав белого и красного движений, другие участники войны. Советская республика в кольце фронтов. Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет (РВС).

Политика военного коммунизма. Попытка левоэсеровского переворота. Репрессии советской власти в отношении представителей бывших привилегированных сословий. Сотрудничество большевиков с «буржуазными специалистами».

Решающие сражения Гражданской войны (март 1919 – март 1920 г.). Война с Польшей. Компромиссный характер мира с Польшей. Причины победы красных и поражения белого движения.

Завершающий этап Гражданской войны (конец 1920 – 1922 г.). Борьба с «зелеными». Особенности боевых действий на национальных окраинах России. Боевые действия в заключительный период Гражданской войны в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Итоги Гражданской войны.

Основные термины и понятия: Гражданская война, интервенция, расказачивание, белое и красное движения, политика военного коммунизма, продразверстка, продовольственные отряды, комбеды, трудовая мобилизация, Красная Армия, Революционный Военный Совет (РВС), «буржуазные специалисты», движение «зеленых», комсомольцы, басмачество.

Персоналии: А.М. Каледин, А.И. Деникин, П.Н. Краснов, А.В. Колчак, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, С.С. Каменев, Н.И. Махно, С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, С.В. Петлюра, П.Н. Врангель, А.С. Антонов.

Раздел 3 СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В 1920—1930-е гг. (7 часов)

Тема 10. Новая экономическая политика. Советская Россия в 1920-е гг.

Экономическое и политическое положение Советской России после окончания

  1. Рабочая программа курса «история отечества. XX начало XXI века» (11 класс) пояснительная записка

    Рабочая программа курса
    Курс «История Отечества. XX - начало XXI века» предназначен для учащихся, изучающих историю в 11 классе средних общеобразовательных учебных заведе­ний в ходе второго концентра обучения (базовый уровень).
  2. Линии учебников для общеобразовательных классов (базовый уровень) Предмет: история

    Программа
    Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М.: Просвещение,
  3. Программа общеобразовательных учреждений мо РФ начальные классы. Полякова А. В русский язык. М.: Просвещение, 2009

    Программа
    Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием / «Enjoy English» для учащих 2-11 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2010. – 56с.
  4. Образовательные программы Принято решением Педагогического совета Протокол №1 от «30» августа 2010 г

    Решение
    Образовательная программа – это нормативный документ, определяющий стратегические приоритеты, содержательные, организационные и методические аспекты образовательной деятельности школы.
  5. 1: Россия в начале 20 века

    Документ
    Предлагаемый разноуровневый контроль знаний по истории России ХХ в. ставит своей целью помочь учителю осуществить дифференцированный подход в обучении.
  6. Общие сведения об общеобразовательном учреждении (2)

    Документ
    Архив новостей, история школы, администрация, учителя, выпускники, контактная информация, мастер-классы, самоуправление, достижения, занимательная информация,
  7. «О преподавании истории и обществознания в 2004-2005 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    В прошедшем учебном году преподавание истории и обществознания в школах Белгородской области осуществлялось в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, нормативными документами Министерства образования России,
  8. Общеобразовательного учреждения (8)

    Анализ
    На конец 2010– 2011 учебного года в школе обучалось 444 учащихся (22 класса-комплекта) На первой ступени – 184 человек, на второй – 182, на третьей - 78 ученика.

Другие похожие документы..