Учебное пособие Иваново 2003 удк

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ

История России

с древнейших времен

до 1917 года

Учебное пособие

Иваново 2003

УДК

ББК

И 89

Авторы:

засл. работник культуры РФ,

канд. ист. наук В.Ю. Халтурин (гл.7),

канд. филос. наук. С.П. Боброва (гл.1; гл. 6 §2–4; гл.12),

О.Е.Богородская (гл. 8, 9),

канд. ист. наук Г.А. Будник (гл. 2, 3; гл. 6 §1; гл.10; гл. 11 §1–2),

Д.А. Вернигора (гл. 13), канд. ист. наук Н.Н. Железов (гл. 14, 15)

канд. ист. наук Т.Б. Котлова (гл. 4–5; гл.11 §3; гл.16 § 1–6),

канд. ист. наук Г.П. Толкачев (гл. 16 §7)

История России с древнейших времен / В.Ю. Халтурин, С.П. Боброва, О.Е. Богородская, Г.А. Будник и др.; Под ред. В.Ю. Халтурина: Учеб. пособие / Иван. гос. энерг. ун-т. – Иваново, 2003. – 340  с. ISBN

Учебное пособие содержит хронологическое изложение основных событий российской истории с древнейших времен до октябрьских событий 1917 г. Выявлению особенностей российского исторического процесса способствует обзор основных тенденций развития стран Европы и Азии. Приложения содержат словарь исторических терминов, хронологические таблицы, набор основных карт.

Учебное пособие может быть использовано студентами вузов негуманитарного профиля.

Утверждено редакционно-издательским советом Ивановского государственного энергетического университета

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

кафедра истории и культуры Ивановского государственного

химико-технологического университета;

Ю.А. Гулякин канд.ист.наук, доцент Ивановского филиала

Международного Института Управления

ISBN

©

В.Ю. Халтурин, С.П. Боброва, О.Е. Богородская,

Г.А. Будник, Д.А. Вернигора, Н.Н. Железов,

Т.Б. Котлова, Г.П. Толкачев,

2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебное пособие «История России с древнейших времен до 1917 г.» подготовле­но коллективом ученых кафедры отечественной истории и культуры Ивановского государст­венного энергетического университета. Прежде, чем охарактеризовать его структуру и позна­комить читателей с особенностями данной книги, необходимо ответить на некоторые принци­пиальные вопросы, связанные с изучением истории в техническом вузе.

Зачем изучать историю будущим инженерам, программистам, экономистам, менеджерам?

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние полтора десятилетия, обострили на­ше восприятие Родины. В переходный период, который переживает наше общество, с особой актуальностью звучат вопросы: кто мы? откуда вышли и куда идем? Поиски ответов на эти во­просы неизбежно приводят нас к обращению к нашей истории. Что мы получили от предыду­щих поколений, какое наследство и приоритеты развития? Человеку, лишенному с рождения родительской опеки, не имеющему своих корней, труднее найти себя, свое место в жизни. Не­знание прошлого, уничтожение исторической памяти грозит потерей всех традиций народов нашей Родины и может привести к катастрофическим последствиям, потере своего лица, на­циональной самобытности. Без гражданина - патриота, знающего и понимающего прошлое и настоящее своего Отечества, нет будущего у страны. Академик Д.С. Лихачев справедливо отме­чал: «В каждую эпоху есть свои ценности. Приобретение новых ценностей связано с некоторой утратой старых - это трагично, но это неизбежно. Уважать лучшее из прошедшего означает свести утраты к минимуму».

Человек представляет собой историческое существо: во-первых, он изменяется, развивается с ходом времени, является продуктом этого развития, то есть, он сам непосредственно включен в исторический процесс, во-вторых, каждый человек сознательно или невольно воздействует на его ход. То, что творцами истории являются великие люди и выдающиеся личности - глубокое заблуждение, особенно опасное в современной ситуации, когда в нашей стране идет процесс формирования демократического общества.

Для того, чтобы осознавать происходящие в селе, городе, стране, мире события, необходимо понимать их причины и последствия. Изучая историю собственной страны, любой человек «прозревает», становится мудрее, приобщается к победам и поражениям своего народа а, сле­довательно, приобретает социальный опыт, который так необходим молодым людям в познании совре­менного мира.

Университет готовит не просто кадры технических специалистов, но формирует интеллек­туальную, духовную элиту страны. Для решения этой задачи недостаточно блестящего знания математики, физики, специальных технических дисциплин. Сложнейшие проблемы современного производства, бизнеса, руководства людьми требуют эрудиции, «широты взгляда» на окружающий мир. Не зная исторических корней, традиций своей страны, нельзя способствовать ее развитию, процветанию. При этом, правда, всегда сле­дует помнить один из исторических афоризмов замечательного русского историка В.О. Клю­чевского: «История не учительница, а надзирательница, magistra vitae1: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Будущее страны в руках подрастающих поколений. Поэтому составной частью гумани­тарной подготовки студентов всех высших учебных заведений является изучение истории Рос­сии. Данный учебный предмет не ставит задачу повторения курса истории, пройденного в школе. Его цель - помочь учащимся выявить основные особенности развития России в мировом исто­рическом процессе. Не случайно в предлагаемом учебном пособии рассказу о каждом периоде нашей истории предшествует параграф об основных событиях и явлениях прошлого других стран и народов.

Важной задачей учебного курса также является формирование у студентов многомерного видения истории. Общеизвестно, что само понятие «история» неоднозначно. Под этим терми­ном понимается с одной стороны, рассказ о событиях, происходивших в далеком или близком прошлом; с другой стороны, историей мы называем науку, которая не просто воспроизводит факты и события былого, но и пытается их объяснить, выявить причинно-следственные связи, закономерности общественного развития. В науке существуют многооб­разные подходы к изучению и объяснению исторических фактов и событий, что обусловливает наличие разных точек зрения по одной проблеме. Поэтому в данном учебном пособии Вы не найдете однозначных оценок многих явлений и периодов российской истории. Это должно способствовать формированию у студентов творческого отношения к историческому прошло­му, выработке собственной позиции по вопросам развития своей страны.

Учебное пособие охватывает период с древнейших времен, то есть с момента появления в Европе славянских племен до революции 1917 г., когда в нашей стране произошли изменения, перевернувшие не только жизнь России, но и всего мира. Надеемся, что история советского и постсоветского периода станет предметом второй части учебного пособия, которое будет под­готовлено в ближайшее время.

Книга, которую Вы держите в руках, представляет собой курс лекций. Не следует рассмат­ривать данное пособие как полное, законченное изложение курса российской истории. Авторы не ставили такой задачи, зная об огромном потоке учебных пособий по истории России, кото­рые выходят сегодня в центральных издательствах. Данная книга отражает концепцию препо­давания курса истории в ИГЭУ и должна помочь студентам в освоении учебного предмета. Издание снабжено приложениями, которые содержат словарь терминов, перечень основных исторических дат, подборку карт, творческие работы студентов, а также списки справочной и учебной литературы по курсу.

ГЛАВА I. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

§ 1. Евразия в середине I тысячелетия нашей эры

Исторические события, повлиявшие на развитие славянской ис­тории, связаны с одним из самых крупных государств древности – Римской империей. Все историческое пространство от Европы и Ближ­него Востока до Парфии в Средней Азии было связано общностью су­деб. Падение Римской империи, сопровождавшееся «великим переселе­нием народов» (III – IV вв.), повлияло на историческую ситуацию в Европе. Варварские завоевания повлекли за собой новую организацию жизни не только на бывших римских территориях, но на всем огром­ном пространстве Европы и Средней Азии.

24 августа 410 года вестготский король Алярих вступил в Рим. Победа варваров произвела огромное впечатление на правящую вер­хушку империи, ее охватил ужас. Церковный писатель Иероним так выразил эти чувства: «Когда погас самый блестящий свет, когда отсечена была глава Римской империи, скажу вернее, целый мир погиб в одном городе, онемел язык мой, и был я глубоко унижен».

Победа варваров была не просто победой над римскими легиона­ми. Начиналась новая страница истории. Римские рабы вышли ночью из темных подвалов и с радостью и надеждой открыли ворота вестго­там.

Западная Римская империя закончила свое бытие в 476 году. Но еще до этого, в 455 году, вслед за вестготами в Риме побывали вандалы. История средневековой Европы началась с вандализма.

В это время на севере от земледельческих районов Средней Азии жили тюркоязычные племена – усуни и гунны, которые в первые века нашей эры начали двигаться в южном и западном направлениях. Тюркоязычные кочевники в IV веке создали сильный союз гуннских племен и в 70-х годах IV века обрушились на славян и готов.

Варвары «тучами» шли с Востока. То было великое переселение народов: в распаде первобытнообщинного строя и все нарастающем развитии производства множество племен, особенно скотоводческих, пришло в движение, захватывая новые земли в поисках новых просто­ров и новых оборонительных рубежей. В этом водовороте гибли и возникали недолговечные государства, в смешении племен рождались новые народы, новые культуры. Тесня на запад готские и сарматские племена, гунны ворвались в причерноморские степи, и тогда вместе с гуннами, опережая их или сливаясь с ними, весь мир кочевников, мир бескрайних степей, обрушился на те земли, где издавна царил «римский порядок». Гунны все сметали на своем пути, не делая раз­личия между римлянами и варварами: вытаптывали своей конницей за­сеянные поля, вырубали сады, сжигали города и убивали их жителей.

В V веке вождь гуннов Аттила властвовал над мощным союзом племен, центром которого была долина Среднего Дуная. Провоевав в Европе около 80 лет, этот племенной союз распался. В 451 году ос­татки римлян в союзе с варварами – франками, вестготами и бургун­дами – остановили Аттилу, на Каталунасской равнине близ города Труа (Франция). Более двухсот тысяч воинов пало с обеих сторон. «Завязывается битва – жестокая и повсеместная, ужасная, отчаян­ная..., – писал в следующем веке про эту бойню готский историк. – Если верить рассказам стариков, протекавший... в низких берегах ручей широко разлился от крови, струившейся из ран сраженных». Могущество гуннов было подорвано. Гуннская держава распалась. Часть гуннов ушла на восток, но другая часть осталась на Дунае и в Причерноморье.

В конце VI века в Средней Азии возникает еще одно тюркское государство – Тюркский каганат. В Причерноморье, на Северном Кав­казе и Поволжье образовались три тюркских государства – Аварское, Хазарское и Болгарское.

Авары повторили движение гуннов, обрушившись на славян и создав Аварский каганат на территории между Карпатами и Дунаем.

Хазарское государство сложилось в VII веке в низовьях Волги. Хазары вплоть до Х века были кочевниками-скотоводами, во главе их стоял каган. Главные доходы давала дань и таможенные пошлины с купцов. Они распространили свою власть на Крым, Приазовье и на часть болгарских и славянских племен на Нижнем Дону.

Около VIII века на северо-западе от Хазарии появились венгры – приуральские племена, кочевавшие на запад. В IX веке они прош­ли на Дунай, где основали свое государство.

Родственные хазарам болгары в VII веке кочевали из района Азовского моря на северо-запад, разделившись на четыре группы. Две из них остались в Приазовье – черные болгары, третьи в конце VII века пришли на Дунай и подчинили себе часть славянских пле­мен, проживавших в этом районе. Четвертая группа болгар – сереб­ряные болгары – перекочевала в Среднее Поволжье, подчинила мест­ные племена и создала государство Волжская Булгария, просущество­вавшее до XIII века.

Сильным государством периода раннего средневековья остава­лась Византия. После падения Рима в V веке, восточная половина империи укрепила свои рубежи, военную мощь, государственную власть. В VI веке Византия представляла собой огромное государс­тво, в состав которого входили земли Балкан, Малой Азии, большая часть Италии, земли Причерноморья и Северной Африки. При импера­торе Юстиниане началось продвижение греков на Дунай и вглубь При­черноморья, в земли славян. Славяне ответили на это, прорвав ук­репления Византии на Дунае, дошли до центра Балкан, а их флотилии осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям. Восточная часть Балкан была заселена славянами из Поднест­ровья и Приднепровья, а также славянами-хорватами, пришедшими из Прикарпатья. В заселении центральной Европы принимали участие и западнославянские племена. Откуда же пришли славяне? Кто они? Где их прародина?

§ 2. Расселение восточных славян в VI – IX веках.

  1. Программы и рекомендации методическое пособие Иваново 2003 Министерство образования Российской Федерации

    Информационно-методическое пособие
    Антина Е.В., Захаров А.Г., Шарнин В.А., Чистяков Ю.В. Итоговая аттестация студентов Ивановского отделения Высшего химического колледжа РАН. Организация практик, программы и рекомендации: Метод.
  2. Учебное пособие Балашов 2007 удк

    Учебное пособие
    При финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации по государственной поддержке молодых ученых — кандидатов наук и их научных руководителей, грант МК-2557.
  3. Учебное пособие пенза 2007 удк 61: 316. 346. 2(075. 8)

    Учебное пособие
    В учебном пособии содержится характеристика понятия гендерные отношения, дан краткий исторический обзор его появления и распространения, подробно рассматриваются гендерные аспекты социализации, занятости, управления персоналом, особенности
  4. Учебное пособие Майкоп 2008 удк 37(075) ббк 74. 0я73

    Учебное пособие
    Пособие содержит задания по трем разделам: истории педагогики и образования (с. 4-139), по курсу методологии и наиболее распространенным методологическим подходам (с.
  5. Учебное пособие Хабаровск 2008 удк 910: 808. 2 (075) ббк ш 141. 2+Т3(2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие «Россия: прошлое и настоящее» позволяет иностранным студентам, изучающим русский язык, получить знания о России. Пособие содержит сведения, необходимые для успешной ориентации в основных исторических, географических,
  6. Учебное пособие Уфа 2008 удк 130. 2: 62 ббк 87

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются крайне актуальные и недостаточно разработанные философские проблемы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности.
  7. Учебное пособие Москва, 2008 удк 34 ббк 66. 0

    Учебное пособие
    . Понятие объекта предмета и аксиом теории государства и права 10 §1.3. Методология теории государства и права 1 §1.
  8. Учебное пособие москва 2003 ббк 86. 2 Удк 2

    Учебное пособие
    Учебное пособие Зеленкова Михаила Юрьевича – доктора политических наук, действительного члена (академика) Академии военных наук, члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук,
  9. Учебное пособие Уфа 2008 удк 616. 97: 616. 5(07) ббк 55. 8 я 7

    Учебное пособие
    Основы дерматовенерологии: Учебное пособие / Составители: Гафаров М.М., Терегулова Г.А., Выговская Т.Л., Хисматуллина З.Р., Кудашев Н.Ю. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава».

Другие похожие документы..