About creation of integrated electronic learning means.

Секция 4

Учебники и учебные пособия

Topic 4

Text books

About creation of integrated electronic learning means

Afanaseva T.V.

Institute of qualification improvement and additional training of workers of education field, Ulyanovsk

Abstract

In the work questions of merit of use of electronic learning means for students are considered. The possibility of freedom of choice of different parameters of acquisition knowledge process is singled out as basic merit. The author considers integrated electronic learning means as the most claimed and gives description of her experience of creation of such means.

О СОЗДАНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Афанасьева Т. В.

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

При использовании информационных технологий в учебном процессе важную роль имеют электронные средства обучения, которые предназначены для повышения качества педагогических процессов, включающих следующие этапы: понимание цели обучения - анализ проблем – составление плана достижения цели - восприятие фактов и примеров –закрепление при решении проблем– самоконтроль - прохождение контрольных процедур – определение достижений.

Создаваемые вначале как единичные отдельными учителями, электронные средства обучения завоевали популярность у учащихся за счет предоставления им новых возможностей:

- Свобода выбора времени обучения (возможность обучения в удобное время без учителя),

- Свобода выбора места обучения (образовательное учреждение, медиатека, дом, библиотека),

- Свобода выбора скорости и интенсивности обучения,

- Свобода выбора способа обучения (игровые технологии, проблемное обучение, творческое обучение, обучение на ситуациях, комбинированное),

- Свобода выбора способа представления порций информации ( визуальное, звуковое, видео, текстовое представление, комбинированное),

- Свобода выбора объема обучения (в зависимости от способности к обучению каждому ученику требуется разный объем фактов, примеров, решения проблем).

Эволюция информационных технологий в обучении и образовании приводит к интеграции отдельных электронных средств образования для решения определенных педагогических задач. Так к интегрированным электронным средствам обучения можно отнести электронные учебники, электронные учебные курсы и учебно-методические комплексы.

Автором накоплен определенный опыт в создании интегрированных электронных средств обучения (электронный учебник «Информатика для ВАС», электронное учебное пособие «Проектирование и создание баз данных» и др.), что позволило выделить основные компоненты интегрированных ЭСО:

- системная информация и знания по отдельной дисциплине, на основе стандартных учебных программ,

- целевые установки,

- примеры, иллюстрации, задания,

- ссылки на печатные и электронные информационные ресурсы,

- средства самопроверки усвоения знаний

- средства для контроля и определения достижений.

Исходными данными для проектирования электронного учебного пособия (ЭУП) «Проектирование и создание баз данных» явился авторский методический материал с иллюстрациями объемом 36 страниц. ЭУП было создано в 2001 году в среде Adobe Acrobat (http:/res/BD.zip) .

В разработанном ЭУП, кроме элементов управления и навигации, гипертекста, интерактивного взаимодействия с обучаемым, графических иллюстрации, дополнительно используются элементы гипермедиа - «Переменки», которые реализованы как ссылка на видеофрагменты.

В электронном учебнике «Информатика для ВАС», реализованном в HTML (/new_project/index.htm), представлен учебный материал практически по всем разделам рекомендованной министерством образования Российской Федерации примерной программы дисциплины информатика для вузов отдельных направлений. При создании электронного учебника была использована модульная технология, что позволило распараллелить работу по созданию учебника.

Каждый раздел электронного учебника реализован в виде модуля. Структура модуля включает все вышеперечисленные компоненты интегрированных ЭСО. Средства для самопроверки представлены вопросами и заданиями, которые имеют ссылки на ответы. Средства для контроля на данный момент представлены в виде теста только по наиболее сложному для понимания модулю по алгоритмизации решения задач.

Электронный учебник «Информатика для ВАС» разработан в 2002 году. Он содержит 474 связанных гипертекстовых файлов, 8 файлов презентаций и модуль для отдыха. В 2002/2003 учебном году разработанный автором электронный учебник был использован в учебном процессе кафедры прикладной математики и информатики Ульяновского государственного технического университета как электронное средство обучения для самостоятельного изучения отдельных разделов, для подготовки к лабораторным и практическим занятиям, а также для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу информатика.

The Theoretical Aspects of Development the electronic Teaching Complex for the system of Human Education

Balykina E. N. Buzun D. N.

Minsk Belarusian State University

Abstract

The model of Teaching Complex (TC) for the system of Human Education is represented in this work. The structural elements of TC may be used in the Higher Educational Establishments of the Republic of Belarus end the Russian Federation. This TC may be used as for the traditional and also for the open education.

Теоретические аспекты разработки электронного учебно-методического комплекса для гуманитарного образования

Балыкина Е.Н. Бузун Д.Н.

Исторический факультет Белорусский государственный университет
г. Минск

Разработка и внедрение новых информационных технологий в образовании является необходимым и закономерным условием, позволяющим повысить качество подготовки и переподготовки специалистов, эффективность всех форм учебного процесса. Развитие новых информационных и коммуникационных технологий подразумевает появление новой образовательной парадигмы, ядром которой являются критерии и требования непрерывности обучения.

В сложившихся условиях процесс обучения в вузе не может успешно осуществляться без асинхронной системы преподавания, опирающейся на научно обоснованное методическое обеспечение, включая учебно-методические комплексы (УМК) по дисциплине.

Особое значение имеет УМК и для организации самостоятельной работы студентов (СРС), которая получает статус базовой. По этой причине комплексной целевой программой БГУ «Развитие университетского образования в 2001-2007 гг.» на контролируемую СРС отводится до 5-30% от общего количества часов по изучаемой дисциплине.

Основной задачей преподавателя при организации СРС является разработка комплекса учебно-методических единиц, которые приведут к изменению структуры учебного материала и облегчат процесс усвоения его студентами.

Как альтернатива УМК на бумажных носителях в последнее время появляются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), которые имеют ряд преимуществ.

Предлагаемый авторами ЭУМК – это модульная система, каждый модуль которой предназначен для изучения какого-либо одного блока конкретной дисциплины. При необходимости педагог может легко и быстро составлять (либо корректировать) из модулей учебные курсы, соответствующие изменениям требований программы и уровню необходимой подготовки будущих специалистов.

На базе учебно-методических комплексов, используемых в различных вузах Беларуси [1] и России [2], как на бумажном носителе, так и электронном [3,4,5,6], можно предложить следующую структуру ЭУМК как для традиционного, так и для открытого образования [7] (рис.1).

Рис.1 Структура электронного учебно-методического комплекса для социально-гуманитарных дисциплин.

Паспорт учебной дисциплины состоит из названия изучаемого курса, указания авторов-разработчиков, количества часов, отведенных для изучения отдельных тем курса и дисциплины в целом, формы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний и др.

В образовательном стандарте отражаются требования к знаниям и умениям по дисциплине. Должно быть показано, что выпускник должен знать, уметь характеризовать, анализировать, какие навыки и качества он должен приобрести, а также минимум содержания образовательной программы по курсу [8].

Рабочая программа формируется на основе образовательного стандарта по дисциплине. Она определяет содержание, объем и уровень усвоения знаний материала, состав и структуру методов познания, задает требования к уровню профессионального становления студента, включает методические указания для студентов по рациональной технологии усвоения учебного материала.

Учебная программа позволяет самостоятельно обучающемуся и порой не имеющему должных навыков студенту ориентированться в научной информации, предлагаемой ему вузом. В электронных УМК пункты программы могут быть связаны ссылками с соответствующими частями академического текста.

Справочная книга (глоссарий: алфавитный и тематический, вербальный и невербальный, тезаурус, справочные таблицы, базы данных, мультемедийные энциклопедии) построена так, что содержит не одно определение понятий, как в обычных словарях, а несколько. Эти понятия принадлежат различным научным школам, и каждое из них имеет право на существование, а такая структура справочной книги развивает системное мышление у студентов.

Хрестоматия включает публикации классиков, известных ученых по материалу дисциплины, изложение отличных от общепринятых взглядов на проблемы учебной дисциплины отдельных авторов, описание классических экспериментов, новейшие публикации.

Рабочая тетрадь предназначена для краткого изложения отдельных вопросов учебного материала, ориентированного на формирование методов познания и деятельности; организации самостоятельной работы студента по выполнению заданий текущего контроля и решению задач итогового контроля.

Курс или конспект лекций предназначены для полного или краткого изложения структурированного на модули и блоки учебного материала дисциплины, обеспечения оперативного самоконтроля, а также управления познавательной деятельностью студентов с использованием результатов контроля и возможностей других элементов учебно-методического комплекса.

Практика (применительно к специальностям, получаемым студентами исторического факультета Белгосуниверситета) с использованием НИТ предполагает, например, для музееведов — составление музейной документации, как то описи, паспорта, атрибутирование музейных предметов средствами электронных таблиц и баз данных, моделирование музейной экспозиции сдедствами 3D-Max; архивистов — составление в электроннам виде описей дел, листа заверителя, работа над научно-справочным аппаратом, оцифровка документов и т.д. с последующим их применением в практической и научно-исследовательской деятельности в ведомственных и государственных архивах; для педагога-гуманитария — технологию разработки и методику применения ЭУ и ЭУП, лекционных презентаций, тестинга в учебном процессе.

Более подробно характеристика элементов электронного учебно-методического комплекса будет предложена в докладе.

Литература:

  1. Алтайцев А. М., Наумов В. В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. / Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. (Минск, 1-3 марта 2001 г.) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. — Мн., Пропилеи, 2002. — С. 229-241; Балыкина Е. Н., Липницкая О. Л., Попова Е. Э. Дидактическое обеспечение базового курса исторической информатики (Основы реализации учебно-методического комплекса) // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер", №26/27. — М., 2000. — С. 172-194; Теория и история источниковедения: Учебно-метод. комплекс / С. Б. Каун, О. Л. Липницкая, С. Н. Ходин. — Мн.: БГУ, 2001. — 81 с.; Учебно-методический комплекс по исторической информатике. Базовый курс: Обработка и анализ статистических и структурированных исторических источников средствами электронных таблиц и систем управления базами данных / О. Л. Липницкая, Е. Э. Попова. — Мн.: БГУ, 2002. — 149 с; Учебно-методические комплексы (из опыта разработки) / Авторы-составители: Жук А. И., Макаров А. В. – Мн.: БГУ. 2001. — 47 с.

  2. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 192 с.; Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр “Академия”; Мастерство; Высшая школа, 2000. — 312 с.

  3. Приказ ректора Уфимского государственного авиационного технического университета (/ddo/IOS/prikaz01.htm).

  4. Демонстрационный ролик дистанционного обучения кафедры математической кибернетики МАИ (/~k805/text/).

  5. Всероссийский проект “Компьютерное образование взрослых” (/umk/index.shtml).

  6. Установочная лекция по электронной педагогике в МЭСИ доктора педагогических наук Андреева А.А. (/pedagogika/Themes_text/ustan.htm).

  7. Зайцева Ж. Н., Рубин Ю. Б., Титарев Л. Г., Тихомиров В. П., Хорошилов А. В., Усков В. Л., Филиппов В. М. Открытое образование – стратегия ХХI века для России / Под общей редакцией Филиппова В. М. и Тихомирова В. П. // Изд-во МЭСИ, М., 2000 – 356 с.

  8. Руководящий документ Республики Беларусь 02100.5.227-99. Образовательный стандарт. Высшее образование. Цикл социально-гуманитарных дисциплин. - Мн., 1999. (Разработан Республиканским институтом высшей школы Белорусского государственного университета под руководством проф. А. В. Макарова. Утвержден и введен в действие приказом Министерства образования от 6 июля 1999 г. №426. Введен впервые).

Creation and use of electronic books

Beladzed M.

The Belarussian state agrarian technical university, Minsk, Belarus

Abstract

The description of the program which helps to create electronic books is included. The technology of electronic books creation has been analyzed. Integrated solution (electronic books + software) allows studying, training and testing students.

  1. Learning Technology Systems Architecture (ltsa)

    Документ
    This Architecture Specification describes the high-level system design and the components of the Learning Technology Systems Architecture (LTSA). The LTSA specification covers a wide range of systems, commonly known as learning technology,
  2. Of the higher professional education

    Документ
    Percentage relation between the amounts of the general subjects, basic subjects of the professional learning and chosen subjects of the general academic education
  3. Rutgers—The State University of New Jersey

    Документ
    This work is licensed under the Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 United States License. To view a copy of this license, visit /licenses/by-nc-nd/3.
  4. Dissertation for the Award of the Academic Degree

    Документ
    Tremendous advances in computer technology and the evolution of the Internet have led to new approaches in learning and training which are summarized under the term e-Learning.
  5. E-learning has arrived on the plant floor 6

    Документ
    The 1,100 assemblers of workstations and computer servers at Sun Microsystems big plant in Newark, Calif., across San Francisco Bay from Silicon Valley, have entered the world of e-learning.
  6. Catalog of study programms

    Документ
    International Black Sea University (IBSU) was opened by the President of Georgia and the Prime Minister of Turkey in accordance with the decree of the Council of Ministers and the License of Opening given by the Ministry of Education of Georgia in 1995.
  7. Application of Improved Differential Evolution Algorithm in solving Container-packing problems

    Документ
    1Mathematical Modeling Innovative Practice Base, Zhuhai College Jinan University, Zhuhai, China 519070; 2Department of Computer Science and Technology,
  8. All Henry County Schools are accredited by the Southern Association of Colleges and Schools and by the Georgia Accrediting Commission. It is the policy of the H

    Документ
    All Henry County Schools are accredited by the Southern Association of Colleges and Schools and by the Georgia Accrediting Commission. It is the policy of the Henry County Board of Education not to discriminate on the basis of sex,
  9. Accessibility Heuristics Utilizing Learnability Characteristics of Synthesized Speech Applications

    Документ
    Americans with disabilities are less than half as likely to own a computer and only one quarter as likely to use the Internet as someone without a disability (Kaye, 2 ; Wattenberg, 2004b).

Другие похожие документы..