Учебно-методический комплекс по дисциплине гражданское процессуальное право для специальности прикладная информатика в юриспруденции + юриспруденция Составители

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра гражданского права

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Гражданское процессуальное право

для специальности – прикладная информатика в юриспруденции + юриспруденция

Составители:

к.ю.н., доцент кафедры гражданского права А.Г.Невоструев

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры гражданского права

«____»_______________ 2007 г.

Заведующий кафедрой гражданского права доцент, к.ю.н. В.Н. Черняев:

Подпись: _______________________

Согласовано с методической комиссией ИПСУБ УдГУ «___»__________ 2007 г.

Председатель методической комиссии ______________________________________

Подпись: _________________

Ижевск, 2007

Перечень материалов, входящих в учебно-методический комплекс

  1. Извлечение из ГОС ВПО по специальности (направлению подготовки)

  1. Рабочая программа по дисциплине

  1. Планы семинарских и практических занятий

  1. Пакет контрольных заданий для текущей и промежуточной аттестации

V. Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работ

I. Требования государственных образовательных стандартов

по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция»

В рамках специальности и направления «юриспруденция» юрист получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Гражданское процессуальное право».

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

  • обладать теоретическими знаниями о предмете, методе и системе гражданского процессуального права, гражданско-процессуальных правоотношениях;

  • знать правовое положение участников гражданского процесса; исковое производство; доказывание и доказательства в гражданском процессе; стадии рассмотрения и разрешения гражданского дела; приказное производство, заочное производство, производство по делам, возникающим из публичных отношений, особое производство; понятие и виды судебных постановлений, порядок их обжалования, исполнение судебных постановлений; основы арбитражного судопроизводства, нотариального производство и третейского судопроизводства.

  • уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-процессуальных отношений, составлять процессуальные документы;

  • иметь представление о роли и месте гражданского процессуального права в системе права, о роли науки гражданского процессуального права;

  • обладать навыками анализа нормативных правовых актов, являющихся источниками гражданского процессуального права.

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Индекс

Наименование дисциплины и ее основные разделы

ОПД.Ф.08

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс). Формы защиты гражданских прав; понятие гражданского процесса, источники гражданского процессуального права, процессуальная форма; принципы российского гражданского процессуального права; гражданские процессуальные отношения; подведомственность гражданских дел; подсудность, участники гражданского процесса; иск; судебное доказывание; судебное разбирательство; виды судебных постановлений; исполнительное производство; нотариат; третейские уды; основы знаний об арбитражном процессе

II. Рабочая программа по дисциплине

очная нормативные сроки

Курс……………………………..

4

Семестр…………………………

7,8

Всего аудиторных часов……...

136

Лекции, час…………………….

28

Практические занятия, час….

108

Экзамен (семестр)……………..

8

Зачет, контрольная работа (семестр)………………...

7

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Специальность 021100 – Юриспруденция. Квалификация – юрист от 27 марта 2000 г.

  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Направление 521400 – Юриспруденция. Степень (квалификация) – бакалавр юриспруденции» от 27 марта 2000г.

Составитель рабочей программы:

к.ю.н., доцент кафедры гражданского права А.Г.Невоструев

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры гражданского права 20 февраля 2007 г.

Заведующий кафедрой гражданского права доцент, к.ю.н. В.Н. Черняев

Подпись_________________

Решение методической комиссии Института права, социального управления и безопасности от «___»___________________2007г.

Председатель методической комиссии_________________________________

Подпись:________________

Согласовано с библиотекой УдГУ «___»______________2007г.

Подпись:_________________

1. Требования государственных образовательных стандартов

по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция»

В рамках специальности и направления «юриспруденция» юрист получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Гражданское процессуальное право».

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

  • обладать теоретическими знаниями о предмете, методе и системе гражданского процессуального права, гражданско-процессуальных правоотношениях;

  • знать правовое положение участников гражданского процесса; исковое производство; доказывание и доказательства в гражданском процессе; стадии рассмотрения и разрешения гражданского дела; приказное производство, заочное производство, производство по делам, возникающим из публичных отношений, особое производство; понятие и виды судебных постановлений, порядок их обжалования, исполнение судебных постановлений; основы арбитражного судопроизводства, нотариального производство и третейского судопроизводства.

  • уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-процессуальных отношений, составлять процессуальные документы;

  • иметь представление о роли и месте гражданского процессуального права в системе права, о роли науки гражданского процессуального права;

  • обладать навыками анализа нормативных правовых актов, являющихся источниками гражданского процессуального права.

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Индекс

Наименование дисциплины и ее основные разделы

ОПД.Ф.08

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс). Формы защиты гражданских прав; понятие гражданского процесса, источники гражданского процессуального права, процессуальная форма; принципы российского гражданского процессуального права; гражданские процессуальные отношения; подведомственность гражданских дел; подсудность, участники гражданского процесса; иск; судебное доказывание; судебное разбирательство; виды судебных постановлений; исполнительное производство; нотариат; третейские уды; основы знаний об арбитражном процессе

2. Принципы построения общепрофессиональной дисциплины «Гражданское процессуальное право»

Курс «Гражданское процессуальное право» входит в блок циклов общепрофессиональных дисциплин правового направления (ОПД.Ф.08). Основу курса составляют положения, выработанные наукой гражданского процессуального права и судебной практикой по применению институтов процессуального права. Курс подготовлен с учетом результатов развития законодательства РФ и практики его применения. Данная дисциплина направлена на получение студентами знаний, навыков и умений по применению гражданского процессуального законодательства, что необходимо для подготовки практических работников по квалификации «Юрист». Цикл рассчитан для студентов всех форм обучения по направлению юриспруденция.

По итогам обучения по данной дисциплине студент должен:

- уметь толковать и применять гражданско-процессуальное законодательство; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, влекущие возникновение, изменение и прекращение гражданско-процессуальных правоотношений; предпринимать меры, предусмотренные гражданско-процессуальным законом, к восстановлению нарушенных прав;

  • обладать знаниями институтов гражданско-процессуального права и практики их применения, основных доктрин науки гражданско-процессуального права;

  • приобрести навыки по составлению процессуальных документов и принятию правовых решений по процессуальным вопросам.

Настоящая рабочая программа основывается на программе, разработанной и используемой в учебном процессе кафедрой гражданского процесса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Вопросы и правовые ситуации к практическим занятиям приведены из практикума по гражданскому процессу, подготовленного коллективом автором кафедры гражданского процесса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, заведующего кафедрой гражданского процесса МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора юридических наук, профессора М.К. Треушникова.

Настоящая программа включает 12 тем.

Количество тем обусловлено периодом учебного времени, отведенного на изучение предмета. По итогам 7 семестра проводится зачет и контрольная работа, изучение курса завершается экзаменом, принимаемым на 8 семестре.

Гражданское процессуальное право или, как традиционно называют юристы, гражданский процесс — одна из профили­рующих фундаментальных дисциплин юридических высших учебных заведений России.

Предметом познания в данном учебном курсе являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возни­кающие при отправлении правосудия по гражданским делам в судах общей юрисдикции, а также правовые категории, науч­ные взгляды и концепции, характерные для науки гражданско­го процесса.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации рассматри­вают и разрешают гражданские дела, вытекающие из конституционных, гражданских, жилищных, семейных, трудовых, земельных и иных правоотношений, затра­гивающих жизненно важные интересы широких слоев населе­ния, а также организаций, субъектов Федерации и государства.

Гражданские дела представляют в настоящее время боль­шую сложность для их рассмотрения и разрешения в связи с развитием рыночных отношений, расширением прав граждан на защиту их чести и достоинства, политических и других прав, закрепленных Конституцией РФ.

Реализация концепции построения правового государства в России невозможна без надлежащего функционирования су­дебной власти,

Федеральная судебная система в России имеет три самостоя­тельные ветви: Конституционный Суд Российской Федерации, систему арбитражных судов и систему судов общей юрисдикции.

Гражданский процесс — урегулированная нормами гражданс­кого процессуального права форма деятельности только судов об­щей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Под гражданскими делами понимаются дела, вытекающие из разнообразных правовых отношений, не только гражданских. Поскольку суды общей юрисдикции призваны в порядке гражданского судопроизводства защищать и охранять права граждан на жизнь, здоровье, жилище, труд, собственность, пользование здоровой экологической средой, то для них нет ничего более важного, чем соблюдение существующих законов, их исполне­ние. Суды выступают в качестве гаранта действия в нашем об­ществе принципа законности.

Профессионализм в работе судей, представителей сторон, прокуроров, т.е. юристов, зависит от развития их правовой и общей культуры, нравственных устоев, личного мастерства и таланта.

Некоторые из перечисленных качеств приобретаются сту­дентами в процессе обучения в юридических вузах.

Получение студентами глубоких знаний в области гражданско­го процессуального права — необходимое условие формирования квалифицированного состава судей, адвокатов, прокуроров, но­тариусов.

Обучение гражданскому процессуальному праву (гражданско­му процессу) осуществляется в различных формах — лекциях, семинарских занятиях, консультациях, при выполнении курсо­вых и дипломных работ.

Однако важная роль в процессе обучения студента-юриста в высшем учебном заведении отводится его самостоятельной рабо­те: с учебником, той или иной монографией, практикумом и не­обходимыми правовыми источниками, т.е. законами. Без такой подготовки невозможно приобрести знания, достаточные для квалифицированного специалиста в области правоприменения.

Кроме теоретических знаний по гражданскому процессуаль­ному праву юристу требуются практические навыки для выпол­нения работы в качестве судьи, прокурора, адвоката, нотариуса.

Проверка знаний студентов проводится на практических за­нятиях, семинарах.

Специфика практических занятий по учебной дисциплине «Гражданское процессуальное право» состоит в том, что на семинарах значи­тельное время отводится не только устной проверке знаний, решению приведенных правовых ситуаций (задач), но и вы­полнению заданий по написанию процессуальных документов.

В настоящей рабочей программе содержатся правовые задачи по основным темам курса и рекомендованы как источники, необходимые при подго­товке к семинарам, так и дополнительная литература по каждой теме. Основная литература дается в программе общего курса.

Рабочая программа рассчитана на проведение занятий в течение учеб­ного года, т.е. двух семестров. Каждая тема включает для обсуж­дения на семинарах вопросы, методические рекомендации по подготовке студентов к практическим занятиям, приводятся необходимая учебная и монографическая литература, норма­тивные материалы, правовые ситуации, максимально прибли­женные к реальным судебным делам, а также примеры процес­суальных документов и отдельные схемы.

Задачи следует решать письменно с развернутой мотивировкой.

Студентам следует рекомендовать решать задачи по следующей схеме:

При обсуждении теоретических вопросов преподавателям следует обращать внимание студентов на изучение, анализ проблемных вопросов, существующих в теории гражданского процессуального права и в судебной практике. В этом случае целесообразно проводить семинарские занятия в форме дискуссии, когда несколько студентов излагают свои позиции по исследуемому вопросу.

  1. Учебно-методический комплекс по теории государства и права для студентов 1 курса Факультета Права Москва 2007

    Учебно-методический комплекс
    УМК по ТГП. Учебно-методический комплекс по теории государства и права для студентов 1-го курса Факультета Права Автор-составитель проф. В.Б.Исаков.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине правовая защита информации для направления 030500 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса построена по блочной схеме. Состоит из лекционного курса и семинарских занятий. При его подготовке использован опыт проведения соответствующих занятий в Институте права, социального управления и безопасности Удмуртского
  3. Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 18 «Международное частное право» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное частное право» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине криминалистика для направления 030500 «Юриспруденция» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами, а так же судебной медициной, судебной психиатрией и психологией; механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине криминалистика для направления 030500 «Юриспруденция» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Для успешного изучения курса студенту необходимо знать уголовное право; уголовно-процессуальное право; криминологию, юридическую психологию, естественно-научные основы технико-информационного обеспечения юридической деятельности, судебную
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине правовая защита информации 021100 Юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса построена по блочной схеме. Состоит из лекционного курса и семинарских занятий. При его подготовке использован опыт проведения соответствующих занятий в Институте права, социального управления и безопасности Удмуртского
  7. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2010-2011 и 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  8. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс объясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», приведены программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематика и рекомендации по написанию магистерских диссертаций,
  9. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (3)

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс объясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», приведены программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематика и рекомендации по написанию магистерских диссертаций,

Другие похожие документы..