Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004
Волгоградский государственный медицинский университет
Факультет социальной работы и клинической психологии
Кафедра общей и клинической психологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО КУРСУ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Волгоград, 2004
Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией факультета
социальной работы и клинической психологии
Волгоградского государственного медицинского университета
Утверждено Советом факультета социальной работы и клинической психологии
Рецензенты: доктор педагогических наук В.Зайцев
кандидат психологических наук, доцент Г.Иванова.
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост. проф. В.В.Деларю -3-е изд., доп. и перераб.- Волгоград, 2004.
Методические рекомендации составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта (М., 2000); Учебной программы по дисциплине "Социология" (М, 2001), Программы учебного курса "Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности врача и провизора" (утверждена начальником управления учебных заведений Минздрава РФ Н.Н. Володиным, 1996г.), "Методических указаний к практическим занятиям по общей и медицинской психологии" (утверждены директором Всероссийского учебно-методического центра Минздрава РФ П.А.Душенковым, 1992г.), Программы курса "Психология и педагогика" (одобрена на заседании Президиума УМО по психологии, протокол № 2 от 01.12.1999г), других методических документов, а также опыта использования при преподавании социологии 2-го выпуска данных методических рекомендаций.
Тема 1. ВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Вопросы к семинару:
Социология и социальная психология как предметы; история их становления.
Методы исследования в социологии.
Макро- и микросоциология.
Основная литература:
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1998. - С.8-68.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С.3-195.
Деларю В.В. Социологические методы исследования в медицине: Методические рекомендации. - Волгоград, 2002. - 14 с.
В.В.Касьянов, В.Н.Нечипуренко, С.И.Самыгин Социология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2000. - С.4-76 (512 с).
Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
Смелзер Н. Социология. - М.: "Феникс", 1998. - гл.1. (688 с.)
***************
В медвузах, в т.ч. и в ВМА, преподаются основы социологии, а основы социологии - это про общество, а не про социологическую науку (аналогичное можно сказать и про социальную психологию). Поэтому цель данного цикла - помочь правильно ориентироваться в социальной действительности, в проблемах, с которыми все сталкиваются в повседневной жизни; надо уметь не доверять своим интуитивным представлениям, расхожим мнениям, обывательским суждениям, которые в силу своей доступности и кажущейся очевидности могут завести в тупик, привести к серьезным ошибкам.
Термин "социология" образован из латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Предмет социологии - общественное сознание и поведение людей в конкретно-исторических условиях. Суть социологии - человек в обществе. Социология - научное изучение общества, социальных отношений и общественных явлений. Научное управление обществом, по сути, представляет процесс предвидения субъективной деятельности людей в соответствии с объективными потребностями общественного развития.
Социология имеет дело не с самой реальностью, а с восприятием этой реальности.
Социология зародилась в недрах философии и отпочковалась от неё, когда бурное развитие наук естественно-математического цикла как бы обнаружило слабину идеалистических философских построений. "Отцом" социологии принято считать француза Огюста Конта (1798-1857), который первым решил использовать научный подход для изучения общества, полагая, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Он решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма в противоположность преобладавшему в то время представлению (Вольтер, Руссо, Лессинг и др.), что развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества, а общество является простой совокупностью индивидов, существующих чуть ли не независимо друг от друга. Конт ввел в научный оборот понятие социология и социологию он называл еще позитивной, поясняя при этом, что она полностью базируются на данных науки, а не на воображении или догадках. Соответственно, Конт вошел в историю науки как основоположник позитивизма.
Видные российские социологи:
Евгений Де-Роберти (1843-1915) - представитель психологического направления (все общественные явления - результат деятельности людей, которые направляются присущими им психическим факторами - желаниями, эмоциями, образом мыслей и т.п.); его нередко называют и представителем позитивизма.
Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) - разрабатывал эволюционистскую концепцию о закономерном и поступательном характере исторического процесса, его преемственности, выдвинул теорию общественного прогресса (суть - все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно).
Питирим А.Сорокин (1889-1968) - представитель социологического неопозитивизма, исследовал процессы социальной стратификации и социальной мобильности.
В 1958г. образована советская социологическая ассоциация, в 1968г. - институт социологии РАН.
Социальная психология возникла на стыке психологии и социологии; она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В какой степени социальная реальность - факт нашего сознания ? Как трактовать выражение "Отстать, я занят" (есть очень важное дело и нельзя мешать; или какая грубость; или человек устал и ему надо дать отдохнуть ?).
Первая в стране кафедра социальной психологии была открыта в Ленинградском государственном университете в 1972г.
Если социология преимущественно изучает группы (от малых до очень больших- обществ), то социальная психология- индивидов; она изучает как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, т.е. каким образом социальные ситуации могут заставить большинство людей поступить так или иначе.
5 основных подходов в социологии:
при демографическом подходе общество рассматривается как совокупности моделей рождаемости, смертности и миграции населения;
психологический подход предполагает, что поведение объясняется через мотивы, мысли, установки людей;
коллективистический ("общностный", социометрический) подход применяется при изучении групп и организаций;
взаимоотношений (интеракционистский) подход рассматривает всю общественную жизнь как систему человеческих взаимоотношений;
с точки зрения культурологического подхода поведение анализируется через влияние таких элементов культуры, как социальные нормы и ценности.
Социологическое исследование начинается с гипотезы, т.е. предположения, что одна группа фактов связана с другой на основе причинной связи. Теорией называется система взаимосвязанных гипотез. Принято выделять 3 уровня теорий:
общесоциологические (позитивизм, функционализм и др.);
специальные социологические теории, которые нередко характеризуют как частные (число специальных социологических теорий около 30 - социология медицины, экономическая социология, социология труда, социология семьи и т.д.);
конкретные социологические исследования (КСИ).
Социологическими методами являются правила и приемы, с помощью которых факты, гипотезы и теории увязываются друг с другом.
Основные методы исследования в социологии:
Опрос, с помощью которого получают почти 90% всех социологических данных. Опрос может быть сплошным (опрашиваются все обследуемые) и, намного чаще, выборочным (выборочный опрос - системный способ сбора данных путем опроса репрезентативной совокупности). Наиболее частые виды выборок: гнездовая, квотная, кластерная, систематическая, случайная, стратифицированная, целевая.
Практика социологических исследований свидетельствует, что при соблюдении основных правил проведения исследования получить достаточно достоверные результаты можно при выборке в 1000-1200 человек.
Основные разновидности социолог. опроса: анкетирование и интервьюирование.
Полевое исследование.
Пилотатное (пилотажное, разведывательное, зондажное) исследование.; в т.ч. экспресс-опрос.
Эксперимент (натурный, мысленный).
Наблюдение (невключенной и включенное; полевое и лабораторное; систематическое и случайное; контролируемое и неконтролируемое)
Анализ данных; в т.ч. социометрический метод, контент-анализ, вторичный анализ.
Историческое исследование.
Социологи изучают общество на двух уровнях - микро и макро. Микросоциология концентрируется на анализе повседневных взаимодействий людей, а макросоциология - на изучении основных структур общества.
Доминирующей теорией на микросоциологическом уровне является символический интеракционизм. Сторонники этой теории считают, что люди придают определенное значение (символ) любому воздействию внешнего мира и реагируют не на сами воздействия, а на присвоенные им значения, символы. Прошлый опыт и понимание, о чем говорят символы, делают взаимодействие точным.
На макросоциологическом уровне существуют 2 основные теории: функционализм (структурно-функциональный анализ) и теория конфликта. Функционалисты рассматривают общество как систему взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. В результате надлежащего функционирования различных частей образуется стабильно функционирующее общество. Теория конфликта основана на идее К.Маркса о том, что люди разделены на классы в соответствии с их положением в экономической системе и что конфликт между этими классами неизбежен. Некоторые современные аспекты теории конфликта придают большое значение властным отношениям, а не экономическим различиям.
Контрольные вопросы:
Значение знаний социологии и социальной психологии для врачебной деятельности.
Подходы и уровни в социологии.
Темы рефератов:
Социологические методы исследования в медицине.
Социология медицины как специальная социологическая теория.
Тема 2. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ
Вопросы к семинару:
Социальная структура - основные понятия.
Статус, социальная роль и ролевое поведение, общая характеристика.
Основными характеристики социальной роли по Т.Парсонсу.
Ролевой конфликт и ролевая напряжённость, общая характеристика.
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004
Методические рекомендацииМетодические рекомендации составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта (М., 2 ); с учетом Приказа Министерства Здравоохранения РФ № 391 от 26.Методические рекомендации по предоставлению социально-психологических услуг Волгоград, 2012
Методические рекомендацииВ брошюре представлены рекомендации по оказанию социально-психологических услуг, основанные как на российском, так и на международном опыте работы специалистов.Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 13 Для студентов заочной формы обучения по специальности 030501. 65 «юриспруденция»
Учебно-методический комплексКриминалистика: учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. А.С. Червинский; Кузбасский институт экономики и права. — Кемерово, 2006.Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (1)
Учебно-методический комплексЖурналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества.Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (2)
Учебно-методический комплексЛюбительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала.Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 «Сестринское дело»
Методические рекомендацииМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 – «Сестринское дело» / Авторы – Ставрополь, Ставропольская государственная медицинская академия, 2011.Методические рекомендации по подготовке к занятиям с. 171 Тематика письменных работ с. 175
Методические рекомендацииУчебно-методический комплекс составлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки бакалавров по направлению 030500 – «юриспруденция».Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (7)
Методические рекомендации: Т.И. Никитина. – Тверь: Филиал СПбГИЭУ в г. Твери, 010.Социально-экономические детерминанты развития донозологических состояний у студентов медицинского вуза 14. 02. 05 социология медицины
Автореферат диссертации