Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004

Основная литература:

  1. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С.65-70.

  2. Клецина И.С. Теоретические проблемы гендерной психологии // Мир психологии. - 2001. - № 4 (28). - С.162-179.

  3. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1998. - С.225-267.

  4. Смелзер Н Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - С.328-360, 390-426.

  5. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. - 1998. - Т.19, № 1.- С. 37-46.

  6. Чаффинс С., Форбс М., Фукуа-младший Г.Е., Кенджмени Дж.П. "Стеклянный потолок": занимают ли женщины в США должное положение в обществе ? // Иностранная психология. - 1998. - № 10. - С. 24-29.

***************

Семья - один из наиболее древних социальных институтов она возникла в недрах первобытного общества намного раньше классов, наций и государств. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись.

С социологических позиций семья анализируется в русле 2-х основных направлений: сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит (экономическая, передача статуса, социальное благосостояние и социализация детей); сторонники теории конфликта придают главное значение распределению власти внутри семьи (члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, имеют большую власть), а также конфликтам между семьями и более крупными организациями (школа, производство, государство).

Формы семьи: нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят; расширенная семья включает нуклеарную семью и родственников; неполная семья - отсутствует один из родителей.

Формы брака:

- моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной;

- полигамия - брак между одним и несколькими другими индивидами

(полигиния- брак между одним мужчиной и несколькими женщинами,

полиандрия- брак между одной женщиной и несколькими мужчинами);

- групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

Семейные традиции, отвергаемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями другой культуры, однако по мере развития общества нарастает моногамия, а проявления полиандрии и группового брака - встречаются, практически, в архаичных обществах.

Для устойчивости семьи психологические факторы более важны, чем сексуальные. Люди чаще остаются в браке, если они:

  • стали супругами в возрасте не моложе 20 лет;

  • оба выросли в стабильном доме с двумя родителями;

  • встречались в течение длительного периода до женитьбы (более года);

  • одного возраста, вероисповедания и образования;

  • имеют хорошую работу и стабильный доход;

  • живут в маленьком городке.

Люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью и чаще имеют более высокие показатели здоровья по сравнению со вдовыми, одинокими и, особенно, с разведенными и брошенными людьми.

Предполагаемая браком роль супруга и родителя обеспечивает дополнительный источник самоуважения.

Общие проблемы и тенденции семьи в большинстве стран:

а) Снижение уровня браков.

б) Возрастание числа разводов и супругов, живущих отдельно (количество разводов зависит от культуральных и социально-экономических факторов и колеблется примерно в 50 раз в разных странах).

В тоже время правомерно говорить о недостаточной обоснованности части разводов: две трети разведенных мужчин и почти половина разведенных женщин считали, что их развод можно было бы предотвратить.

Развод неблагоприятно сказывается на психологическом состоянии детей (дошкольники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виновными в разводе родителей; дети более старшего возраста выражают свой протест более непосредственно). Большинство детей успокаиваются в течение года-двух после развода, хотя некоторые переживают более долго.

в) Повышение численности совместно проживающих пар, не вступающих в брак (большинство из которых, как правило, не имеет детей).

г) Увеличение числа детей, родившихся вне брака.

В настоящее время имеется четкая тенденция разделения институтов брака и семьи; традиционная (т.е. нуклеарной ) семья испытывает кризис, её возрождения не предвидится, но и полного разрушения института семьи не ожидается.

Гендер - близкое понятие пол, только пол это биологическая категория, а гендер - социально-психологическая, обусловленная социально- историческими и культуральными факторами; "гендерная роль" - набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин, некоторые различия в которых:

Мальчики более независимы и играют в относительно больших группах; девочки более взаимозависимы и играют в меньших по размеру группах. Для мальчиков содержание совместной деятельности важнее, чем индивидуальная симпатия к партнерам (у девочек - наоборот). Мальчиков больше интересуют точные науки и техника, девочек - искусство и гуманитарные предметы.

Мужской стиль общения более активен и предметен, но одновременно более соревнователен и конфликтен, чем женский. Мужское общение отличается большей эмоциональной сдержанностью, женщины свободнее и полнее выражают свои чувства и эмоции. Женщины чаще делятся своими страхами и чаще говорят о болезнях, они составляют основную массу обращающихся за советом на радио или в специализированные консультационные центры. Женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих и более способны к сопереживанию (эмпатии). Женщины в 2 раза чаще страдают от тревожности и депрессией, но в 3 раза реже совершают самоубийства.

У большинства мужчин на первом плане стоит профессионально-трудовая деятельность, у женщин - семья. Выбирая род занятий, мужчина интересуется прежде всего предметным содержанием деятельности и возможностью продвижения в ней, а женщина придает большее значение эмоциональному климату, межличностным отношениям. Профессиональные успехи часто вызывают у женщин тревогу, т.к. ассоциируется с нежелательными последствиями - утратой женственности, потерей значимых отношений и социальным отторжением. В ответ - потребность в демонстрации своей женственности пропорционально интимности и значимости отношений с избеганием в них лидерства.

Мужчины после стрессов на работе чаще хотят, чтобы их оставили дома в покое или разряжаются, устроив скандал жене и детям. Для женщин характерно прямо противоположное избавление от стрессов - они концентрируются на детях, общаются с подругами.

Хотя действительные гендерные различия не так уж и выражены, стереотипы в отношении этих различий сильны. Приведенные различия нельзя рассматривать как прямо противоположные особенности поведения или абсолютизировать. Максимальное соответствие индивида полоролевому стереотипу не гарантирует психическое и социальное благополучие - фемининные женщины часто отличаются повышенной тревожностью и пониженным самоуважением; эти черты даже входят в условный набор фемининности; дети, поведение которых более всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Индивиды, относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают более богатым поведенческим репертуаром и психологически более благополучны; фемининные женщины и маскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами полоролевой дифференцировки.

Первичная половая идентичность (сознание своей половой принадлежности) формируется у ребенка к 1,5 годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой, элемент его самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются. 3 основные теории половой социализации: идентификации, половой типизации и самокатегоризации.

В любом из существовавших человеческих обществ обнаруживаются какие-то разделения труда между полами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции, что способствовало различным социальным ролям мужчин и женщин - как правило, их неравенству и главенству мужчин. Подобное неравенство сохранилось вплоть до современного индустриального общества западного типа. Прямое выражение предрассудков по отношению к женщинам сегодня встречается достаточно редко (как и прямая дискриминация), но завуалированные предрассудки ещё широко распространены (предрассудки - неоправданно негативные установки).

***************

Контрольные вопросы:

  1. Социально-психологические проблемы семьи и брака в настоящее время.

  2. Характеристика гендерных ролей и их проявлений.

Темы рефератов:

  1. Профессиональная карьера женщины: психологические проблемы.

  2. Психологические последствия для детей развода родителей.

Тема 13. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ, ФРУСТРИРОВАННОСТЬ И

СОЦИАЛЬНО - СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА

Вопросы к семинару:

  1. Социальная адаптация и фрустрированность личности - основные понятия.

  2. Социально-стрессовые расстройства - причины и проявления.

Основная литература:

  1. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. - 1996. - Т.6, вып. 4. - С.14-20.

  2. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Русский медицинский журнал. - 1996. - Т.3, № 11 (июнь). - С.689-694.

***************

Адаптированность личности к социальной среде характеризуется успешностью её социализации, формированием в соответствии с требованиями среды установок, системы мотивации, ценностных ориентаций, включенностью в социальные и профессиональные группы и т.д. Дезадаптация свидетельствует о нарушении взаимодействия между личностью и её социальным окружением, которое может возникать как за счет изменений или трансформаций в социальном окружении, так и за счет изменения самой личности, её потребностей, ценностных ориентаций. При оценке тяжести или глубины социально-психологической дезадаптации личности к среде необходимо принять во внимание 3 основных компонента:

  1. серьезность нарушений привычных условий жизни, будь то внешние обстоятельства жизни или состояние здоровья индивида;

  2. интерпретацию индивидом изменившихся условий жизни (жизненный крах, безисходность, личностная катастрофа или эпизод межличностных конфликтов);

  3. желание или готовность индивида проявить усилия, чтобы приспособиться к новым условиям жизни, его "согласие продолжать жизнь" или "волю к жизни" (иногда возникает усталость от жизни, не желание прилагать усилия, чтобы "начинать жить сначала").

Социально-стрессовые расстройства (ССР) развиваются под влиянием негативной психогенно-актуальной для большого числа людей социально - экономической и политической ситуации (типа наблюдающихся в России с конца 1980-х годов коренных изменений общественных отношений с ломкой массового сознания и жизненной ориентации десятков миллионов людей). ССР наблюдались и раньше у жителей разных стран при изменении массового сознания и привычного образа жизни (в 1920-х годах в США "американский невроз" - неврастения - вследствие интенсивного развития капитализма; непосредственные психологические последствия революций 1905 и 1917-х в России и т.д.).

К основным социальным причинам ССР в республиках бывшего СССР можно отнести, во-первых, смену системы культурных, идеологических, моральных, религиозных представлений, норм и ценностей, остававшихся неизменными на протяжении жизни прежних поколений; во-вторых, - экономический и политический хаос, безработица, обострение национальных конфликтов с локальными гражданскими войнами и миллионами беженцев, обнищание, затронувшее основные слои населения, расслоение общества, недоверие к обещаниям руководства, рост гражданского неповиновения и преступности. Указанные причины, а главное - затянувшийся и нарастающий характер их воздействия (на конец 1990-х годов), обусловили множество внутриличностных и межличностных конфликтов, т.е. фактически - массовую социальную фрустрированность.

Переосмысливание жизненных целей с крушением устоявшихся идеалов и авторитетов, нередко приводящее к утрате "смысла жизни", отсутствию реальных надежд на улучшение ситуации и убеждению в невозможности изменить что-либо в своей судьбе (и происходящем "вокруг") способствуют развитию кризиса идентичности личности. Этот кризис определяется ригидностью личностных установок и стереотипов поведения в условиях меняющихся общественных и экономических отношений.

Наряду с собственной интериоризацией (внутренним осмысливанием происходящих изменений), способами воздействия в плане развития ССР могут быть (как и в стихийных социальных группах): заражение, внушение и подражание.

Степень выраженности фрустрационного состояния человека выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий его к определенным формам реагирования, направленных чаще всего на людей или событие, названных в данный момент "врагом" или "главной причиной (помехой)", но часто не являющихся таковыми.

У многих людей с ССР вырабатываются определенные механизмы, направленные на защиту от болезненного осознания крушения "ego-идеалов" (человеку трудно осознать и практически невозможно устранить причины своего состояния фрустрированности, поэтому он ищет какие-то компенсирующие моменты):

- преобладает идеализация прошлой жизни с её системой отношений, что предопределяет "уход от решений сегодняшнего дня" (чаще у лиц старше 40 лет);

- отрицание каких-либо жизненных ценностей и ориентиров ("живущие одним днём" такие люди без планов и целей пассивно "дрейфуют" по жизни);

- смещение, выражающееся в замене реальных проблем социально- психологического плана на необычный интерес к магическому объяснению происходящих событий (вера в астрологию, ясновидение, экстрасенсорику и т.д.).

Основные проявления ССР:

- заострение личностно-типологических черт характера, развитие/усиление патологических черт характера (агрессивности, завистливости, озлобленности, цинизма, агрессивности, склонности к деструктивным реакциям социального протеста и противоправным действиям - у одних; безразличия, безинициативности, неверия в себя, "комплекса неполноценности" - у других),

- нарастание алкоголизма, токсикоманий и наркоманий;

- учащение психосоматических расстройств и неврозов с депрессивными, тревожными, истерическими и другими нарушениями.

Фрустрированность (проявление ССР) нарастает, если человек не начинает осознавать собственную ответственность за свою судьбу и решающее значение собственной активности для полноценной адаптации к изменяющейся социальной действительности; если он не стремится овладеть методами самоуправления своего состояния, а ищет "разрядку" в приеме алкоголя, наркотиков, агрессивно-завистливом обвинении всех и каждого.

Продолжительность ССР - от нескольких дней до нескольких лет.

***************

Контрольные вопросы:

  1. Социальная адаптация личности - её проявления, определяющие факторы.

  2. Группы риска развития социально-стрессовых расстройств.

Темы рефератов:

  1. Безработный - социолого-психологическая характеристика.

  2. Отражение социально-экономических изменений в общественном сознании.

Тема 14. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. МЕДИЦИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА.

Вопросы к семинару:

  1. Педагогика, воспитание, обучение, научение - дифференциация понятий.

  2. Процесс научение - механизмы и виды у человека.

  3. Медицинская педагогика, общая характеристика.

  4. Основные принципы поведенческой терапии в процессе обучения.

Основная литература:

  1. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн.2. Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - С.268-318, 377-392.

  2. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: ЗАО “Изд-во” "Питер", 1999. - 416 с.

  3. Творогова Н.Д. Медицинская педагогика // Медицинская помощь. - 1998. - № 5. - С.21-24.

  4. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - С.78-98, 179-192.

***************

Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса; дидактика - наука о преподавании и учении. Воспитание представляет собой процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность, а обучение - процесс, основная цель которого состоит в развитии её способностей (обучение - овладение знаниями, умениями, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеалами). Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей.

Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности и они в действительности практически всегда реализуются совместно.

Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому, а также формирование у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения.

Научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических свойств и качеств в учебной деятельности. Понятия научение и обучение пересекаются. Первое может включать как целенаправленное, сознанное, так и неосознаваемое освоение некоторого поведения. Второе подразумевает процесс целенаправленной передачи опыта, формирования знаний, умений, навыков, а также заданное их усвоение. Учение и обучение почти всегда сознательные процессы, в то время как научение может происходить и на бессознательном уровне.

Виды научения у человека:

а) по механизму импринтинга, т.е. быстрого автоматического, почти моментального приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения (как, например, если в поле зрения новорожденного утенка попадает не мать-утка, а какой-либо иной движущийся предмет, то он начинает двигаться за ним; как только новорожденный касается груди матери, у него сразу же срабатывает врожденный сосательный рефлекс);

б) условнорефлекторное;

в) оперантное - методом проб и ошибок;

г) викарный - (представлен только у человека и, частично, у высших животных) - научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек начинает перенимать и усваивать наблюдаемые формы поведения;

д) вербальное научение - приобретение человеком нового знания через язык.

Процесс научения, как деятельность, реализуется за счет следующих учебно-интеллектуальных механизмов:

а) формирования ассоциаций (этот механизм лежит в основе установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта);

б) подражания (выступает в качестве основы для формирования главным образом умений и навыков);

в) различения и обобщения (связаны преимущественно с формированием понятий);

г) инсайта (догадки, озарения) - представляет собой непосредственное усмотрение человеком какой-либо новой информации, чего-то неизвестного в уже известном, знакомом по прошлому опыту; инсайт является когнитивной базой для развития интеллекта ребенка (когнитивная сфера - познавательные процессы и сознание, включает знания человека о мире и самом себе);

д) творчество - служит основой для создания новых знаний, предметов, умений и навыков, не представленных в виде готовых для усвоения через подражание образцов.

Готовность к разным видам присвоения информации обнаруживается в разные возрастные периоды: обучение как осознанный целенаправленный процесс начинается с 4-5-ти лет, а достаточно полноценная готовность к самостоятельному обучению формируется к 7-8-ми годам.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения (личный пример, образцы поведения окружающих людей, особенно известных, герои художественной литературы).

По характеру воздействия на человека средства воспитания можно разделить на прямые и косвенные (которые нередко более эффективны), а по характеру того, на что они направлены - на эмоциональные, когнитивные и поведенческие (чаще они - комплексные).

Медицинская педагогика представляет собой новую область научного знания и практики. Уже стали традиционными программы обучения больных, опирающиеся на психологию научения. Наиболее распространенные "сферы применения" педагогики в медицине:

  1. Пропаганда здорового образа жизни рассматривается в настоящее время в качестве приоритетного направления в развитии здравоохранения России. На этом пути все большую активность приобретает медицинское просвещение, воспитание у больных ответственности за свое здоровье, формирование убеждений, что от человека зависит многое, в том числе и его собственное здоровье.

  2. Положительные результаты даёт специальное обучение больных злокачественными опухолями, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями. В обучающие программы включены совместно работающие (одной командой) врачи и медсестры, которые должны быть подготовлены в области психологии и педагогики. Мед. работнику сначала нужно установить, какой информации от него ждет пациент. Пациент должен понимать суть диагноза своего заболевания, цели лечения, представлять его результат, характер и преимущества назначенных препаратов и процедур. Это повышает вероятность выполнения врачебных рекомендаций. Кроме того, пациента надо научить выполнять эти рекомендации (иначе он может хотеть, но не суметь их реализовать). Все более широкое распространение получают письменные руководства для пациентов, куда вносятся планы самоконтроля, содержащие четкие предписания о том, что и в каких случаях надо предпринимать. Для усиления эффекта часто также предлагаются аудио- и видеозаписи.

  3. Обучение больных эффективному общению (в первую очередь в рамках системы социальной поддержки ВОЗ против стресса).

  4. Педагогическая работа с родственниками больных. К важным факторам жизнеспособности относится укрепление семьи. Брак оказывает выраженное профилактическое влияние в отношении широкого круга заболеваний. Терапия язвенной болезни желудка, язвенного колита, сахарного диабета, бронхиальной астмы, ишемической болезни сердца, анорексии, мигрени требует подхода с позиций семейной медицины. Необходима психосоциальная адаптация, т.к. хроническая болезнь наносит пациенту и его близким психическую травму.

  5. Обучающие и воспитательные мероприятия в отношении среднего и младшего медицинского персонала.

Пол, возраст, специальность, стаж мало влияют на успешность обучения, но педагогически более эффективны врачи с "художественным" типом ВНД. Успех обучения во многом зависит от умения сформировать у пациента мотивацию на учебу, уверенность в своих силах, направленность на восприятие новой информации, умения вовлечь больного в тренировку навыков самоконтроля. Для этого используют разнообразные педагогические приемы, направленные на усвоение и закрепление знаний и умений. Активно применяют стратегию и приемы поведенческой терапии.

Поведенческая психотерапия - психокоррекционное направление, в основе которого лежат законы научения.

Основные принципы поведенческой терапии в процессе обучения:

  1. Для стойкого усвоения материала обучение должно быть личностно-ориентированным, отвечать запросам обучаемого, не противоречить его идеалам, значение предоставляемой информации должно осознаваться человеком.

  2. Процесс обучения должен быть четко структурирован, цели и задачи заранее определены. Каждое занятие следует начинать с обсуждения необходимости изучения ново информации для достижения конечной цели.

  3. Постоянное личное осознание целей, задач и возможностей их реализации. В конце каждого занятия обучающиеся дают свою оценку тому, что они делали в течение занятия, насколько занятие было эффективным. Делаются выводы, выделяющие наиболее важные полученные знания.

  4. Процесс обучения должен быть оптимальным по времени и по объему информации. Сложность обучения не должна превышать возможностей обучаемых. Лучше повторить занятие, чем оставить что-то не усвоенным и перейти к следующему этапу. Необходимо чередовать усвоение теоретического материала с практической работой и отдыхом.

  5. Обучение должно оставлять чувство непрерывности.

  6. Процесс обучения должен сочетаться с самонаблюдением, самоконтролем, осознанием ответственности за результаты.

  7. Предпочтительной стратегией преподавателя является активное подкрепление позитивных результатов, заострение внимания на успехах, игнорирование неудач и лишь изредка наказания (в основном за пассивность, безынициативность). Инициативу в процессе обучения следует поощрять.

  8. Процесс обучения должен быть построен на индивидуальной работе с каждым пациентом даже при групповом обучении.

  9. Обучение должно строиться с привлечением яркого наглядного материала, построением схем, использованием аудио- и видеоматериала. Использование эмоционально значимой для обучающегося информации значительно улучшает усвоение.

  10. Предпочтительнее стратегия сотрудничества (диалоговый характер), в отличие от традиционной модели, в которой мед. работник является руководителем; последнее часто больному выгодно, т.к. свои проблемы он как бы передает другому, снимая с себя ответственность за свое состояние.

  11. Необходимо уважительное отношение к больному, его проблемам.

***************

Контрольные вопросы:

  1. Психологические условия оптимизации учебной деятельности преподавателя ( студента).

  2. Применение законов научения во врачебной деятельности.

Темы рефератов:

  1. Виды и механизмы научения.

  2. Основные психологические теории научения.

  3. Сравнительный анализ достоинств и недостатков различных средств воспитательного психологического воздействия.

Изд. лиц. ЛР № __________ от ______________. ___________г.

Подписано к печати . .2002г.

Формат 60х84/16. Бумага типографская. Гарнитура Times New Roman.

Усл. печ. л. 2,0. Уч.-изд. л.2,2. Т.1000 экз. Заказ №____.

  1. Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта (М., 2 ); с учетом Приказа Министерства Здравоохранения РФ № 391 от 26.
  2. Методические рекомендации по предоставлению социально-психологических услуг Волгоград, 2012

    Методические рекомендации
    В брошюре представлены рекомендации по оказанию социально-психологических услуг, основанные как на российском, так и на международном опыте работы специалистов.
  3. Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 13 Для студентов заочной формы обучения по специальности 030501. 65 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Криминалистика: учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. А.С. Червинский; Кузбасский институт экономики и права. — Кемерово, 2006.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала.
  6. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 «Сестринское дело»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 – «Сестринское дело» / Авторы – Ставрополь, Ставропольская государственная медицинская академия, 2011.
  7. Методические рекомендации по подготовке к занятиям с. 171 Тематика письменных работ с. 175

    Методические рекомендации
    Учебно-методический комплекс составлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки бакалавров по направлению 030500 – «юриспруденция».
  8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (7)

    Методические рекомендации
    : Т.И. Никитина. – Тверь: Филиал СПбГИЭУ в г. Твери, 010.
  9. Социально-экономические детерминанты развития донозологических состояний у студентов медицинского вуза 14. 02. 05 социология медицины

    Автореферат диссертации

Другие похожие документы..