Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004

Темы рефератов:

  1. Невербальные формы передачи информации.

  2. Эффективность взаимодействия и общение в системе врач-пациент.

Тема 11. КОНФЛИКТ

Вопросы к семинару:

  1. Конфликт - основные понятия (определение, виды, структура и динамика).

  2. Модель конфликта в позитивной психотерапии, концепции К.Томаса.

  3. Психологические особенности людей, способствующие конфликтам.

  4. Внутриличностные конфликты и конфликтоустойчивость.

  5. Конструктивное разрешение конфликтов.

Основная литература:

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000 - 464 с.

  2. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001. - 320 с.

  3. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1998. - С.631-672.

  4. Немов Р.С. Психология: В 3-х книгах. Кн.1. Общие основы психология - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - С.593-600.

***************

Люди часто вступают в различного рода взаимодействия с другими людьми. Наиболее распространено деление всевозможных видов взаимодействий на 2 противоположных вида: кооперация и конкуренция (кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации); наиболее яркая форма конкуренции - конфликт.

Конфликт - это воспринимаемая несовместимость действий или целей.

Конфликт может быть разного уровня - внутриличностный, межличностный, межгрупповой, межорганизационный, межнациональный, межгосударственный. Социальные конфликты (ядром которых являются преимущественно рассматриваемые в данной темы межличностные конфликты) тесно связаны с психологическими аспектами внутриличностного конфликта.

По степени остроты противоречий конфликты могут быть разделены на следующие типы: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.

Структура конфликта состоит из конфликтной ситуации - несовместимости интересов, с внешней и внутренней позицией; внешняя позиция конфликта - мотивировка - открыто предъявляется, но внешняя позиция может не совпадать с внутренней; внутренняя позиция часто скрыта не только от оппонента, но и от самого себя и инцидента- ситуации взаимодействия; конфликт становится психологической реальностью для участников с момента возникновения инцидента.

Иногда среди характеризующих структуру конфликта элементов выделяют:

объективные (участники конфликта, объект, группа поддержки, микросреда);

субъективные (мотивы сторон, стратегии поведения, восприятие конфликта).

Динамика конфликта: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, применение конфликтных действий, разрешение конфликта (2-я и 3-я стадии не обязательны). Обычно последовательность развития конфликта:

1) постепенное усиление участников конфликта за счет накопления опыта борьбы, повышения конфликтной активности участников, ужесточения конфликтной ситуации, вовлечения новых сил;

2) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

3) нарастание эмоциональной напряжённости, которая может как мобилизовывать, так и дезорганизовывать участников конфликта;

4) изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом (с какого конца разбивать яйцо).

М.Дойч выделяет конфликты продуктивные (конструктивные) и деструктивные. Продуктивный конфликт чаще возникает когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы.

Деструктивный конфликт в большей степени совпадает с обыденными представлениями. Именно для него характерно развитие с вовлечением новых лиц и ростом напряженности, рассогласование взаимодействия. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу на "личности".

Модель конфликта в позитивной психологии. Отношения между вежливостью и честностью являются ключевым конфликтом при общении конфликтующих сторон. Вежливость означает признание условных форм межличностных отношений. Вежливость может привести к тому, что свои интересы и потребности будут принесены в жертву интересам и потребностям других. В результате она может привести к социально обусловленному подавлению агрессии. Эмоциональной реакцией в этом случае является тревога.

Согласно концепции К.Томаса поведение людей в конфликтных ситуациях (которое вытекает из повседневного) представлено: соперничеством ( соревнованием, конкуренцией) - стремлением добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; приспособлением - принесением в жертву собственных интересов ради другого; компромиссом - взаимным отказом от чего-то (еще один недостаток компромисса - стороны стараются "раздуть" свои претензии); избеганием - отсутствием стремления к сотрудничеству и тенденцией к достижению собственных целей; сотрудничеством - приходом к решению, полностью удовлетворяющем обе стороны. При избегании, соперничестве, приспособлении, компромиссе или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают; только при сотрудничестве обе стороны оказываются в выигрыше.

С 1960-х годов по отношению к внутриличностным конфликтам стала применяться концепция когнитивного диссонанса Л.Фестингера человеку присуще стремление сохранять разумное постоянство мнений и поведения, а значительное отклонение от постоянства вызывает выраженный психологический дискомфорт. Термины "согласованность" и "диссонанс" обозначают степень гармонии между подходами (убеждениями; мнениями) и поведением в определенной ситуации. Диссонанс возникает при значительном несоответствии между элементами ситуации (пример: руководитель - сторонник демократических методов, но его непосредственное начальство ждет от него жесткого авторитарного подхода и проведение такого подхода в жизнь вызывает внутренний конфликт).

Внутриличностные кризисы переживаются с разной интенсивностью и результатом в зависимости от психологической устойчивости личности, состоящей в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Конфликтоустойчивость - способность человека оптимально организовать своё поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми.

Посредники часто играют позитивную роль в разрешении конфликтов.

Конфликтам способствует ряд психологических особенностей, характерных для большинства "нормальных, обычных" людей:

1) Предрасположение в пользу самих себя (большинство рассматривает себя не как среднего человека, а несколько выше (хотя демонстрируемая самооценка может быть и низкой) - например, большинство людей:

  • считают, что они более умные (более знающие, более достойные), чем другие, равные им по статусу (возрасту и т.д.) люди;

  • переоценивают правильность (значимость) собственного анализа свершившегося факта и возможность прогнозировать события будущего (в т.ч. относительно своего будущего - типа характерного для учащихся "нереалистического оптимизма");

  • полагают, что так, как думают они, думает большинство (60-70%) других людей;

  • считают свои недостатки нормой, а свои добродетели - редкостью;

  • переоценивают то, что делают.

2) Самооправдание (многие неправильные поступки не забываются, но оправдываются, например, ситуацией и негативным поведением окружающих -"Я должен защитить себя от других", "Ему нельзя доверять").

3) Объясняя чьё-то не нравящееся поведение, мы недооцениваем влияние ситуации и переоцениваем степень проявления негативных черт и установок другого индивида, поэтому его враждебность рассматривается как проявление его личных качеств, а не ситуации.

4) Информация фильтруется в соответствии с убеждениями: люди охотно принимают (и ищут) доказательства, которые подтверждают их убеждения и очень критически относятся к противоположным доказательствам.

5) Стойкость убеждений - убеждения могут выживать после дискредитации доказательств, которые их породили.

6) Коммуникативное искажение (улучшение коммуникации уменьшает недоверие и легче преодолеть конфликт).

8) Внутригрупповая предрасположенность и групповое мышление - воспринимать себя (свою группу) как нравственного и сильного, а противника, как злобного, коварного и слабого.

Источники конфликтов - это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование знаний, умений, способностей, мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, личностных качеств, эмоциональных и других психических состояний, оценок и самооценок, понимания и интерпретации информации, знаний и выбора целей, методов деятельности и т.д.

Особенностиповедения, характерныедляконфликтнойличности:

а) стремление всегда доминировать, быть первым; там, где это возможно и невозможно, сказать свое последнее слово;

б) излишняя принципиальность;

в) излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях;

г) критика других, особенно необоснованная, недостаточно аргументированная и переоценка своих возможностей и способностей;

е) плохое настроение, особенно склонность к подобным состояниям;

ж) консерватизм мышления, взглядов, убеждений;

з) чрезмерные проявления независимости и настойчивости.

Конструктивное разрешение конфликтов зависит, как минимум, от:

а) адекватности восприятия конфликта;

б) открытости и эффективности общения;

в) создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;

г) определения сущности конфликта - пошаговый характер:

- определение основной проблемы,

- определение вторичных проблем конфликта,

- поиск возможный путей разрешения конфликта,

- совместное решение о выходе из конфликта (без предварительных условий),

- реализация намеченного пути выхода из конфликта.

В реальной жизни человеку постоянно приходится делать выбор в пользу того или иного варианта, отвергая другие. Для удовлетворения своих потребностей человек попадает в ситуацию фрустрации и конфликта.

В конфликтной ситуации не рекомендуется: извиняться раньше времени; уклоняться от спора с демонстративным молчанием; изображать согласие, храня обиду; притягивать не относящиеся к делу вопросы; объяснять другому, что он чувствует; нападать косвенно, критикуя кого-либо (что-либо), представляющее ценность для другого; использовать интимное знание другого человека.

С другой стороны, для продуктивности (или для разрешения) конфликта, надо: ясно сформулировать проблему и повторить аргументы другого своими словами (выяснить как партнёр понимает проблему); раскрыть собственные позитивные и негативные чувства; с готовностью выслушать отзывы о собственном поведении; выяснить расхождения и совпадения и что из этого наиболее значимо для каждого; задавать вопросы, которые помогут другому подобрать слова для выражения своих интересов; выдвигать позитивные предложения по взаимному исправлению.

***************

Контрольные вопросы:

  1. Возможно ли бесконфликтное взаимодействие в жизни вообще и в системах "преподаватель-студент" и "врач-больной", в частности ?

  2. Сущность двойственного характера функций конфликта.

  3. Психологические факторы, предрасполагающие к конфликтам.

  4. Проанализируйте конструктивную и деструктивную функцию одного из учебных (семейных) конфликтов, свидетелем (участником) которого Вы являлись.

Темы рефератов:

  1. Конфликт как социальный феномен общественной жизни.

  2. Типы межличностных конфликтов и способы их разрешения.

  3. Способы решения внутриличностного конфликта и психологическая защита.

Тема 12. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ. ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ И ИХ РАЗЛИЧИЯ

Вопросы к семинару:

  1. Семья, общая характеристика, формы семьи и брака.

  2. Общие проблемы и тенденции семьи в большинстве стран.

  3. Гендерные роли, определение понятия, проявления их различий.

  1. Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта (М., 2 ); с учетом Приказа Министерства Здравоохранения РФ № 391 от 26.
  2. Методические рекомендации по предоставлению социально-психологических услуг Волгоград, 2012

    Методические рекомендации
    В брошюре представлены рекомендации по оказанию социально-психологических услуг, основанные как на российском, так и на международном опыте работы специалистов.
  3. Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 13 Для студентов заочной формы обучения по специальности 030501. 65 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Криминалистика: учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. А.С. Червинский; Кузбасский институт экономики и права. — Кемерово, 2006.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала.
  6. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 «Сестринское дело»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 – «Сестринское дело» / Авторы – Ставрополь, Ставропольская государственная медицинская академия, 2011.
  7. Методические рекомендации по подготовке к занятиям с. 171 Тематика письменных работ с. 175

    Методические рекомендации
    Учебно-методический комплекс составлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки бакалавров по направлению 030500 – «юриспруденция».
  8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (7)

    Методические рекомендации
    : Т.И. Никитина. – Тверь: Филиал СПбГИЭУ в г. Твери, 010.
  9. Социально-экономические детерминанты развития донозологических состояний у студентов медицинского вуза 14. 02. 05 социология медицины

    Автореферат диссертации

Другие похожие документы..