Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004

Механизмы групповой динамики:

1) Разрешение групповых противоречий. Интеграция (возрастающими актуальной деятельностью группы и ее потенциальными возможностями) и дифференциация (растущее стремление членов группы к самореализации и самоутверждению) в группе - сосуществование названных тенденций обусловливает неравномерность и пульсирующий характер процесса развития малой группы.

Периодически возникающие рассогласования поведения лидера с ожиданиями, связываемыми с его действиями последователями.

2) "Идиосинкразический кредит" - член группы может отклоняться от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей (в частности, больше дозволено отклоняться лидеру); это способствует переходу группы на более высокую ступень жизнедеятельности.

3) Психологический обмен - сначала носит диадный уровень (между двумя людьми), типичный для начального этапа жизни группы; постепенно возрастает взаимодействие между диадами. Межличностная совместимость - преимущественно, диадный феномен.

Между сплоченностью группы и продуктивностью ее деятельности не обязательно существует прямая связь. Групповая структура, эффективная для решения поставленной перед группой задачей, может оказаться неудовлетворительной в межличностном плане и, наоборот.

В основе группового процесса лежит коммуникация. Гарольд Ливитт (1951) выделял следующие группы в зависимости от способов передачи информации внутри них - "колесо", "цепь", "Y", "круг".

Обладание информацией позитивно и тесно связано с величиной официального статуса индивида в группе; как правило, высокостатусным членам группы адресуется больше сообщений и они носят более благоприятный, дружелюбный характер.

По сравнению с индивидуальными, групповые решения, в целом, более высокого качества. В тоже время в процессе дискуссии могут возникнуть деформации, снижающие качество групповых решений: сдвиг к риску и групповая поляризация (мнения не сглаживаются, а оформляются к концу дискуссии в две противоположные позиции, исключающие компромиссы).

Положение индивида в группе определяется:

а) личным статусом;

б) характером его роли и способом ее исполнения;

в) образцами поведения, принятыми в группе;

г) престижем группы среди других групп;

д) типом и жесткостью группового контроля над поведением её участников;

е) способом организации группы.

Типы поведения людей в малой группе:

а) обособляющий, такой человек наиболее продуктивно работает в условиях относительной независимости от группы;

б) ведомый тип - характерен конформизм, подчиненное положение, а успешность его деятельности зависит от степени сотрудничества с более компетентными членами группы;

в) сотрудничающий - характерно стремление к совместному решению задач.

г) лидирующий тип - стремится к занятию ключевых позиций в группе и наибольших результатов достигает когда другие члены группы ему подчиняются.

Для успеха группы в ней должен обязательно находиться субъект, превосходящий своих партнеров в изобретательности и компетентности и обладающий способностью к лидерству. Лидирование руководителя в ведущем типе групповой деятельности является важным условием эффективности коллектива.

Если руководителя иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают, то лидер выдвигается стихийно.

Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Лидер может одновременно быть руководителем группы, а может и не быть. Нередко лидерство переходит в руководство, а руководитель становится лидером.

Различные классификации руководителей (лидеров):

1) по содержанию деятельности (вдохновитель и исполнитель);

2) по характеру деятельности (универсальный и ситуативный);

3) по направленности деятельности (эмоциональный и деловой).

М.Шоу (США) "разложил" личность руководителя на 3 класса составляющих:

1) Биографические характеристики.

а) Возраст - крайне много случаев успешного руководства как в молодом возрасте, так и в пожилом.

б) Пол - многочисленны эксперименты типа если руководимая женщиной группа добивается успеха в сугубо "мужской" деятельности, то успех приписывается везению или лучшему составу группы; если руководимая мужчиной группа добивается успеха - то это объясняется его личными качествами. Влияние неопределенно. Больший интерес женщин к отношениям между людьми - единственное значимое отличие мужчин-руководителей и женщин-руководителей.

в) Образование - достаточно определенно и прямо.

г) Социально-экономический статус - "легче всего стать руководителем и успешно руководить, если твои родители, друзья, знакомые большие начальники".

2) Способности.

а) Общего плана, в т.ч. и интеллект. Наиболее эффективными оказываются руководители не с чрезмерно высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие промежуточные по степени выраженности его оценки, что чаще всего объясняется множеством других факторов, влияющих на эффективность руководства (опыт руководителя, его мотивация, отношения с начальством и подчиненными и т.д.).

б) Специфические (специальные знания; компетентность; информированность.

3) Черты личности, способствующие эффективности руководства:

а) доминантность - стремление влиять на подчиненных;

б) самоуважение и уверенность в себе;

в) эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;

г) креативность - способность к творческому решению задач;

д) стремление к достижению;

е) предприимчивость (наиболее предпочтительны ситуации, в которых можно взять на себя ответственность в решении проблемы, при этом риск в значительной мере предсказывается и просчитывается);

ж) ответственность и надежность в выполнении задания;

з) независимость (если человек подстраивается под чье-то мнение, то через какое-то время станет видна ненужность такого человека);

и) общительность.

Стиль руководства (лидерства) - типичная для руководителя (лидера) система приемов воздействия на подчиненных (ведомых). Согласно "вероятностной модели" Ф.Фидлера эффективность стиля руководства опосредована степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует (в частности, более 10 дел на день планировать не рекомендуется).

К.Левин в 1947г. выделил 3 стиля руководства:

1. Авторитарный (директивный) - жесткие способы управления, пресечение инициативы и обсуждения принимаемых решений. Распоряжения деловые и краткие, запреты без снисхождения, с угрозой, похвала и порицание субъективны, эмоции в расчет не принимаются, показ приемов - не система. Однако находясь в подчиненном положении, авторитарный субъект воспринимает свою роль как естественную и вполне приемлемую, уступаю давлению вышестоящих лиц.

2. Демократичный (коллегиальный). Инструкции в форме предложений, похвала и порицание - с советами, а распоряжения и запреты - с дискуссиями.

3. Попустительский (нейтральный, либеральный, анархичный) - практический отказ от управления, устранение от руководства. Похвала и порицание отсутствуют.

В целом, авторитарное и демократическое руководство имеет своим результатом примерно равные показатели продуктивности, но что касается удовлетворенности своим трудом, то здесь преимущество за демократическим стилем руководства.

Однако в определенных ситуациях преимущества имеют определенные типы руководителей: в ситуациях, очень благоприятных или крайне неблагоприятных для группы, руководитель, ориентированный на задачу (чаще, это авторитарный), добивается больших результатов, чем руководитель, ориентированный на людей (чаще, это - демократичный). При умеренно благоприятной ситуации более успешным оказывается руководитель, ориентированный на людей.

Однако лучше если руководитель гибко использует оба стиля - разные люди предпочитают разное.

Должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния на подчиненных; 100%-ю отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет. Психологический авторитет состоит из морального (мировоззренческие и нравственные качества личности) и функционального (компетентность, деловые качества, отношение к деятельности) авторитета.

***************

Контрольные вопросы:

  1. Социально-психологические явления в малых группах (в т.ч. проанализируйте подобные процессы в Вашей учебной группе).

  2. Пути и средства повышения эффективности групповой работы.

Темы рефератов:

  1. Влияние группы на личность.

  2. Феноменология лидерства.

Тема 10. ОБЩЕНИЕ

Вопросы к семинару:

  1. Общение, общая характеристика, виды.

  2. Коммуникативная сторона общения.

  3. Перцептивная сторона общения.

  4. Виды межличностных общений; манипулирование и ложь.

  1. Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта (М., 2 ); с учетом Приказа Министерства Здравоохранения РФ № 391 от 26.
  2. Методические рекомендации по предоставлению социально-психологических услуг Волгоград, 2012

    Методические рекомендации
    В брошюре представлены рекомендации по оказанию социально-психологических услуг, основанные как на российском, так и на международном опыте работы специалистов.
  3. Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 13 Для студентов заочной формы обучения по специальности 030501. 65 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Криминалистика: учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. А.С. Червинский; Кузбасский институт экономики и права. — Кемерово, 2006.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала.
  6. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 «Сестринское дело»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 – «Сестринское дело» / Авторы – Ставрополь, Ставропольская государственная медицинская академия, 2011.
  7. Методические рекомендации по подготовке к занятиям с. 171 Тематика письменных работ с. 175

    Методические рекомендации
    Учебно-методический комплекс составлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки бакалавров по направлению 030500 – «юриспруденция».
  8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (7)

    Методические рекомендации
    : Т.И. Никитина. – Тверь: Филиал СПбГИЭУ в г. Твери, 010.
  9. Социально-экономические детерминанты развития донозологических состояний у студентов медицинского вуза 14. 02. 05 социология медицины

    Автореферат диссертации

Другие похожие документы..