Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004

Основная литература:

  1. Жариков Н.М., Иванова А.Е., Анискин Д.Б., Чуркин А.А. Самоубийства в Российской Федерации как социопсихиатрическая проблема // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1997. - Т.97, № 6. - С. 9-15.

  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С.141-145.

  3. Скороходова А.С. Граффити как социально-психологическое явление // Прикладная психология . - 1998. - № 5. - С.20-31.

  4. Смелзер Н Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - С.197-242.

  5. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. - С.233-251.

***************

Девиацию можно определить как поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов (юридических, моральных или социальных). Девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным нормами (ожиданиям), которые могут быть спорными (даже убийство не абсолютно - на войне оно поощряемо).

Девиация включает 3 основных компонента:

а) человека, которому свойственно определенное поведение:

б) норму/ожидание, являющиеся критерием оценки поведения как девиантного;

в) другую группу или организацию, реагирующие на данное поведение.

Некоторые концепции, объясняющие девиации:

  1. Биологическое объяснение девиации представлено в теории У.Шелдона, согласно которой характер поведения людей обусловлен особенностями их телосложения; взглядах Ч.Ломброзо о том, что "криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции и поэтому он обладает характерной внешностью; биологической концепцией о том. что мужчины, обладающие дополнительными хромосомами типа Y (XXY, XYY), в большей степени склонны к агрессивности и преступности; однако многие факты противоречат этим подходам.

  2. Психологические объяснения - например, концепция "агрессивного поведения подростков как формы самоутверждения" (А.Бандура, А.Басс, М.Лазарус), но не низкое самоуважение обусловливает отклоняющееся поведение, а делинквентные действия снижают самооценку; за нарушением правил следует осуждение, которое, в свою очередь, обусловливает более низкую самооценку; представления З.Фрейда о "преступниках с чувством вины" (хотят быть наказаны). Психологические факторы всегда рассматриваются в совокупности с другими.

  3. Социологические объяснения:

а) Теория аномии Э.Дюркгейма подчеркивает роль нормативной неопределенности и дезориентации, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать социальным нормам общества. С другой стороны, предложена концепция необходимости для общества девиантов, помогающих понять и сохранить нормы (Э.Эриксон).

б) Теория аномии Р.Мертона опирается на анализ факторов, способствующих принятию или отрицанию людьми целей общества, социально одобряемых средств их достижения или того и другого вместе. Типология девиаций: инновация (согласие с одобряемыми целями, но отрицание одобряемых способов их достижения), ритуализм (отрицание целей, но использование одобряемых средств), ретреатизм (бегство от действительности) и бунт.

в) Культурологические объяснения (Т.Селли, У.Миллер) сосредоточены на анализе культурных ценностей (типа девиации возникают при усвоении норм субкультуры, которые противоречат правилам культуры господствующей).

г) Теория стигматизации или наклеивания ярлыков (Г.Беккер) объясняет девиантное поведение тем, что влиятельные группы обладают возможностью наклеивать ярлыки "девиантов" на представителей менее влиятельных групп.

д) Конфликтологический подход (А.Турк, Р.Квинни) придает основное значение сущности самого общества и его законодательной системы (девианты чаще бунтовщики).

Причинами девиантного поведения можно считать противоречия социально-экономического и политического развития, с одной стороны, и индивидуальную социально-психологическая дезадаптацию с кризисом духовности, с другой.

Девиация нередко рассматривается как процесс развития (Н.Смелзер), в ходе которого можно выделить несколько стадий: формирование норм - сущность норм - совершение девиантного поступка - признание поступка девиантным - признание человека девиантным - стигматизация - следствия стигматизации - коллективные формы девиантного поведения.

Социальный контроль выражается в стремлении других (большинства) воспрепятствовать девиантному поведению, наказать или "вернуть их в строй". Методы социального контроля: изоляция, обособление и реабилитация. Типы неформального социального контроля:социальное поощрение, наказание, убеждение и переоценка норм.

Наиболее податлива к девиациям молодёжь, особенно лишённая благоприятных условий социализации.

Модели девиантного поведения могут быть на ситуационном, средовом и персональном (индивидуальном) уровнях.

Основные типы девиантного поведения: преступность; пьянство и алкоголизмм; явления "наркотизма", "наркомании" и "токсикомании"; проституция; сексуальные девиации и сексуальные перверсии (извращения); суицид.

Пьянство (синонимы - "бытовое пьянство"; "злоупотребление" или " употребление с вредными последствиями") - многократные и регулярные выпивки, которые наносят явный ущерб соматическому здоровью или создают социальные проблемы в быту, на работе. При пьянстве отсутствует характерная для алкоголизма симптоматика. Алкоголизм ("синдром зависимости"; иногда встречается грамматически неправильное выражение "хронический алкоголизм") - хроническое прогредиентное заболевание с совокупностью психических и соматических расстройств. Может развиваться как от крепких, так и от слабых алкогольных напитков; распространенность в разных странах - от 0% до 8-10% в винодельческих странах; в большинстве стран - 3-5% населения.

Под наркоманией в отечественной медицине понимают болезнь, возникающую в результате злоупотребления лекарственными или иными веществами, занесенными специальными приказами Министерства Здравоохранения в список наркотиков. Под токсикоманией понимают болезнь, вызванную злоупотреблением лекарственными и иными веществами, не отнесенными к наркотикам, но вызывающими болезненное пристрастие. Употребление наркотиков или других токсических веществ без зависимости от них не считается наркоманией или токсикоманией. Для этих случаев предлагалось множество разных названий - наркотизм ("употребление с вредными последствиями"), эпизодическое употребление, широкое распространение получил термин "аддиктивное поведение" (от англ. addiction - пагубная привычка, порочная склонность).

В последние годы проблема наркомании и токсикомании стала крайне актуальной вследствие резкого увеличения числа лиц, принимающих наркотические средства (в первую очередь, среди молодёжи, истинная общая численность наркоманов в 5-10 раз превышает цифры официальной статистики и составляет 0,1-0,2% населения РФ) и тенденции к употреблению новых препаратов.

Суицид (самоубийство) - феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением понимают различные формы активности людей, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством решения личностного кризиса. Большинство совершающих суициды - практически здоровые люди, попавшие в психотравмирующие ситуации, из которых они не смогли найти правильный выход. Для РФ характерно "омоложение" суицидов, а распространенность завершенных самоубийств в общей популяции составляет около 40 на 100 тыс. населения, что, согласно общемировому стандарту, считается сверхвысоким.

Относительно специфическими формами девиантного поведения детей и молодёжи являются "черный юмор" и подростковый вандализм (граффити).

Социальное творчество можно рассматривать как позитивно отклоняющееся поведение.

***************

Контрольные вопросы:

  1. Характеристика отклоняющегося поведения.

  2. Социальные, психологические и биологические причины девиаций.

  3. Индивидуальные и коллективные формы отклоняющегося поведения.

  4. Роль социальных институтов в предотвращении отклоняющегося поведения.

Темы рефератов:

  1. Виды и типы отклоняющегося поведения.

  2. Маргинальность: прошлое, настоящее и будущее.

  3. Социальная аспекты алкоголизма (наркоманий, проституции, вандализма).

  4. Мода как специфическая форма девиантного поведения.

Тема 9. ЛИЧНОСТЬ И МАЛАЯ ГРУППА. РУКОВОДИТЕЛЬ

Вопросы к семинару:

  1. Группа, малая группа - определение понятий, общая характеристика.

  2. Механизмы групповой динамики.

  3. Индивид в группе, двойственность влияния группы на личность.

  4. Структура личности "успешного" руководителя (по М.Шоу).

  5. Стили руководства (К.Левин).

Основная литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1998. - С.137-262, 303-317.

  2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М.: МГУ, 1991. - 207 с.

  3. Майерс Д. Социальная психология :Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1998. - С.354-397.

  4. Немов Р.С. Психология: В 3-х книгах. Кн.1. Общие основы психология - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - С.528-593.

***************

В социологии личность определяется как системное качество индивида, обусловленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; человек - это прежде всего субъект социального развития и, что не менее важно, активный субъект саморазвития; признавая уникальность, неповторимость каждой личности, социология, тем не менее делает акцент на изучении социально типического в её поведении и деятельности.

Группу отличает от простого скопления людей:

  • взаимодействие,

  • некоторая продолжительность существования,

  • наличие общей цели или целей,

  • развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры,

  • осознание входящими в нее индивидами себя как "мы", своего членства в ней.

Стихийные социальные группы - толпа, публика и массы. Они организуются на основе особых форма коммуникативного, интерактивного и информационного процессов и имеют следующие механизмы психологического влияния на человека: заражение (психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений); внушение ( целенаправленное, неаргументированное воздействие на одного человека или на группу) и подражание (воспроизведение черт и образцов демонстрируемого поведения).

Среди организованных групп принято выделять, в первую очередь, большие и малые; малые группы могут быть разными по количественному составу: от 2-3-х до 30-40 человек. Малая группа представляет элементарную ячейку общества (это семья, учебная группа, бригада, спортивная команда и т.п.).

Диада, или группа состоящая из 2-х человек, является хрупкой и требует более тесного, упорядоченного и позитивного взаимодействия между её членами, чем группа другого типа. В то же время в ней создаются условия для более глубокого эмоционального удовлетворения, чем в других группах.

В триаде обычно складываются сложные отношения: рано или поздно происходит сближение е между двумя её членами и исключение из неё третьего. Третий член групп часто играет одну из трёх: безучастного посредника; оппортуниста, который использует других в своих целях; тактику принципа "Разделяй и властвуй".

Более крупные группы, как правило, более продуктивны, чем диады и триады. В более крупной группе меньше согласия, но также меньше и напряженность. В таких группах наблюдается неравенство между её членами и их члены меньше удовлетворены своей ролью в совместной деятельности группы, чем члены малых групп.

В группах с четным составом в большей мере проявляются разногласия, чем в группах с нечетным, поэтому группы с четным числом человек менее устойчивы (они могут распадаться на фракции с равным количеством членов, что невозможно в группах с нечетным количеством).

Согласно точке зрения многих исследователей, группы из 5-ти человек обычно не сталкиваются с выше отмеченными проблемами. В то же время их участники не страдают от непрочности и напряженности, свойственных диадам и триадам. В группах из 5-ти человек каждый более глубоко удовлетворен своей ролью, в случае разногласий чаще всего такие группы не распадаются.

В целом, наиболее сплоченной и управляемой является группа в 7-12 человек.

В 55-60% случаев люди поступают не так, как они хотели бы, а так, как это принято в группе или организации, членами которых они являются.

Коллектив раньше определялся как особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого (наивысшего) уровня социально-психологической зрелости.

Основные факторы воздействия группы на индивида могут быть как положительными (образец для подражания, источник духовных ценностей, обеспечение индивида информацией, в т.ч. способствующей развитию "Я", источник положительных эмоций и подкреплений) так и отрицательными за счет деиндивидуализации и обезличивания, а также конформизма. (В частности, положительное воздействие на личность может оказывать только высокоразвитый коллектив, а их всего 6-8% - еще В.М.Бехтерев с М.В.Ланге в 1920-е годы доказали, что коллектив может подавлять особо одаренную творческую личность). Классические опыты (С.Милгрэма, С.Аша) показали значительную распространенность (и выраженность) конформности, и открывающиеся в связи с этим возможности манипулирования поведением людей. Но конформность как способствует исправлению ошибочного мнения и поведения индивида, так используется для получения какой-либо личной выгоды.

Причины возникновения малой группы лежат вне её и вне индивидов, её образующих, в более широкой социальной системе. Этапы малой группы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад. Структуру официальных (деловых) отношений именуют каналами коммуникации, содержание неофициальных (эмоциональных) - психологическим климатом.

Двухфакторная модель развития группы (Б.Такмен) развитие отношений (их упорядочность, структурированность) в сфере деловой активности, как правило, опережает аналогичный процесс в эмоциональной сфере.

  1. Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта (М., 2 ); с учетом Приказа Министерства Здравоохранения РФ № 391 от 26.
  2. Методические рекомендации по предоставлению социально-психологических услуг Волгоград, 2012

    Методические рекомендации
    В брошюре представлены рекомендации по оказанию социально-психологических услуг, основанные как на российском, так и на международном опыте работы специалистов.
  3. Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 13 Для студентов заочной формы обучения по специальности 030501. 65 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Криминалистика: учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. А.С. Червинский; Кузбасский институт экономики и права. — Кемерово, 2006.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала.
  6. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 «Сестринское дело»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 – «Сестринское дело» / Авторы – Ставрополь, Ставропольская государственная медицинская академия, 2011.
  7. Методические рекомендации по подготовке к занятиям с. 171 Тематика письменных работ с. 175

    Методические рекомендации
    Учебно-методический комплекс составлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки бакалавров по направлению 030500 – «юриспруденция».
  8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (7)

    Методические рекомендации
    : Т.И. Никитина. – Тверь: Филиал СПбГИЭУ в г. Твери, 010.
  9. Социально-экономические детерминанты развития донозологических состояний у студентов медицинского вуза 14. 02. 05 социология медицины

    Автореферат диссертации

Другие похожие документы..