Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004

Контрольные вопросы:

  1. СССР - закрытое или открытое государство, открытое или закрытое общество? Почему?

  2. Особенности социальной стратификации в современной России.

Темы рефератов:

  1. Возможные последствия наблюдающейся социальной стратификации в России.

  2. Особенности социальной мобильности в постсоветском пространстве.

Тема 6. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Вопросы к семинару:

  1. Основные теории социального взаимодействия (З.Фрейда, Дж.Хоуманса, Дж. Г. Мида и Г.Блюмера, И.Гоффмана).

Основная литература:

  1. Смелзер Н Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - С.130-145.

***************

Социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди действую и реагируют на действие других.

Социологи изучают этот процесс на 2-х уровнях: макро- и микроуровне. Макроуровень включает такие крупные структуры, как правительство и торговля; такие институты, как религия и семья. Микроуровень состоит из самых мелких элементов межличностного общения (и именно на нём делается акцент при преподавании в ВМА, хотя при любых социальных условиях люди взаимодействуют на обоих уровнях).

Зигмунд Фрейд считал, что индивиды образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что у них формируются чувства преданности и покорности лидерам группы. Согласно З.Фрейду, это происходит не потому, что лидеры обладают какими-то особыми чертами, а обусловлено тем, что мы отождествляем лидеров с могущественными, богоподобными личностями, какими в детстве казались наши отцы.

Основой теории обмена (Джордж Хоуманс, 1973) стало представление о социальном взаимодействии; он уделил главное внимание воздействию вознаграждений и затрат на поведение людей. Согласно этой теории, поведение человека обусловлено четырьмя следующими принципами:

а) чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется;

б) если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуацию;

в) если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать для его получения больше усилий;

г) когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей степени стремится прилагать усилия ради их удовлетворения.

Исследование Х.Цукерман (1967) показало, что ученые, удостоенные Нобелевской премии, в дальнейшем работают менее продуктивно.

Теория взаимодействия, сформулированная Ирвином Гоффманом, иногда называемая драматургическим подходом, трактует социальные ситуации как драмы в миниатюре, по ходу действия которых люди стремятся создать определенные впечатления (И.Гоффман ввел термин "управление впечатлением"). Люди, отмеченные дурным клеймом, могут испытывать трудности в процесс управления впечатлениями.

Теория взаимодействия Дж.Г.Мида и Г.Блюмера (символического интеракционизма) и этнометодология (Г.Гарфинкель - рассматриваются принимаемые на веру правила, регулирующие взаимодействия людей).

***************

Контрольные вопросы:

  1. С какими положениями теорий социального взаимодействия З.Фрейда, Дж. Хоуманса, Дж.Г.Мида, Г.Блюмера, И.Гоффмана вы согласны и с какими не согласны.

Темы рефератов:

  1. Теория социального взаимодействия З.Фрейда (Дж.Хоуманса, И.Гоффмана и др.).

Тема 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Вопросы к семинару:

  1. Социализация, общая характеристика.

  2. "Базовые" теории социализации (Э.Эриксона, Ж.Пиаже, Л.Колберга и др.).

Основная литература:

  1. Смелзер Н Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - С.94-129.

***************

Социализация - это процесс присвоения личностью системы статусов, ролей, ценностей. Смыслом и результатом социализации является интеграция человека в систему социальных отношений.

Основные факторы социализации биологические свойства, данные от рождения, психологические (психические) факторы и социогенные условия ( культурные комплексы, социальная структура, круг общения).

Основные положения концепции социализации:

  1. Базовые черты личности формируются в детстве и впоследствии только развиваются (если какая-либо черта получила развитие в детстве, она остается и у взрослого человека).

  2. Периоды роста и развития у разных людей не одинаковы; человек отставший от сверстников на одной фазе, затем может наверстать упущенное.

  3. Разные системы организма достигают зрелости в разные периоды жизни, поэтому, если в одном отношении ребенок по развитию некоторых свойств выше взрослого, то в другом дело обстоит наоборот.

  4. Каждая фаза имеет свой пик развития, в котором происходит разрешение противоречий. В результате индивид переходит к следующему этапу развития.

  5. В жизни человека можно зафиксировать несколько кризисов развития, которые определяют сущность личности на длительный период.

Отличия социализации взрослых от социализации детей:

а) социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, а дети воспринимают базовые ценностные ориентации;

б) взрослые оценивают нормы, а дети лишь их усваивают;

в) социализация взрослых предполагает понимания широкого спектра поведения, а требования для детей достаточно узки (часто только "можно" или "нельзя");

г) социализация взрослых помогает им овладеть определенными навыками, социализация детей формирует, главным образом, мотивацию их поведения.

Причины неуспешной социализации:

  1. Органическая и функциональная недостаточность, неразвитость индивидуальных задатков, часто вследствие отрицательного влияния неблагоприятного психологического климата в семье, неправильного воспитания.

  2. Недостаточно четкая деятельность институтов и агентов социализации (СМИ, школы, общественных/спортивных организаций и др.).

"Базовые" теории социализации (теории развития личности):

1. Эпигенетическая теория (Эрик Эриксон): основная характеристика личности - идентичность - выражается в способности соотносить и отожествлять себя с социальной группой, ролью, самим собой. Идентичность меняется с переходом от одной фазы к другой в момент кризиса, при котором происходит выбор одного из возможных вариантов развития. Стадии (кризисы) развития:

а) вбирающая, которая формирует доверие либо недоверие к миру (раннее младенчество - от рождения до 1 года);

б) формирование чувства самостоятельности, уверенности в себе или сомнения в себе, гипертрофированного чувства вины (позднее младенчество - 1-3 года);

в) при нормальной линии развития - активность и пассивность - при аномальной линии развития (раннее детство - около 3-5-ти лет);

г) трудолюбие или чувство собственной неполноценности (среднее детство - от 5 до 11 лет);

д) личностное самоопределение или путаница в моральных, мировоззренческих установках (половая зрелость, подростковый период и юность - 11-20 лет);

е) близость к людям или изоляция от людей (ранняя взрослость - 20 - 40-45 лет);

ж) творчество, забота о воспитании нового поколения или застой, эгоистичность, "погруженность в себя" (средняя взрослость - от 40-45 лет до 60);

з) удовлетворенность прожитой жизнью или отчаяние (поздняя взрослость - свыше 60 лет).

  1. Теория когнитивного развития (Жан Пиаже). В её основе идея о том что базовые черты личности формируются параллельно с развитием познавательных процессов. Этапы когнитивного развития:

а) Сенсорно-моторный период (до 2-х лет) - происходит переход от рефлекторного уровня адаптации к относительно связному взаимодействию с непосредственным окружением (простые акты перцепции и двигательного характера).

б) Предоперациональная стадия (2-7 лет) - освоение мира символов и начало операций с ними.

в) Стадия конкретных операций (7–11 лет) - начало формирования способностей к обобщениям, складывание понятийного аппарата.

г) Период формально-логических операций (12-15 лет) - мышление отрывается от наличных предметов и оперирует с абстрактными образованиями.

Параллельно умственного развития ребенка идет его нравственное развитие являющееся существенным фактором интеграции его в общественную систему.

3. Теория нравственного развития (Лоренс Колберг) основана на теории когнитивного развития. Выделяет 3 уровня с 2-мя фазами в каждом:

1) Доконвенционая мораль со стадиями, ориентированными на избежание наказания и получение поощрения.

  1. Конвенциональная мораль - сначала ориентация на образец "хорошего мальчика" ("хорошей девочки"), а на следующей стадии - ориентация на авторитет (чтобы избежать осуждения и чувство вины за невыполнение своих обязанностей, начинают осознавать интересы общества и правила поведения в нём).

  2. Постконвенциональная мораль - 5-я фаза - осмысливание возможных противоречий между различными нравственными убеждениями, формирование суждения что такое "хорошо" и что такое "плохо", а на шестой стадии - формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы.

4. Теория символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид, Чарлз Хортон Кули). Основным компонентом социализации является интериоризация (внутреннее принятие) социальных ролей. В этом процессе особую роль играет самоидентификация, способствующая наиболее полному освоению воли. Основные механизмы интериоризации ролей: имитация (простое повторение действий); подражание (ориентация на действия и оценки значимых других); ролевые игры (моделирование ролевого социально значимого поведения с использованием символов роли).

5. Психоаналитическая теория (Зигмунд Фрейд) - процесс формирования личности проходит через ряд стадий, на каждой из которых возникает конфликт между стремлением к удовольствию (благодаря эрогенной зоне) и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Супер-эго. Стадии:

а) оральная (до года) - эрогенной зоной является рот, вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовольствие через рот (еда, сосание пальца);

б) анальная стадия (2-4 года) - эрогенной зоной становится задний проход, в это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их проситься на горшок - поощрения и похвала постоянно сменяются запретами (ребёнок не понимает, почему его хвалят, если он "это сделал" и ругают, если он "сделал это" на пол или взял кусочек кала в руки); фиксация на этой стадии, по Фрейду, ведёт в формированию упрямства, чрезмерной аккуратности;

в) фаллическая (с 3-х до 5-6-ти лет) - главный источник удовольствия - пенис или клитор, начинают проявляться различия мальчиков и девочек с формированием Эдипова комплекса у мальчиков (подсознательного стремления занять место своего отца рядом с матерью) и чувства неполноценности у девочек в связи с отсутствием пениса;

г) латентный период (6-12 лет) - некоторое ослабление сексуальной напряженности вследствие переключения на спорт, учебу, другие увлечения;

д) генитальная стадия - в подростковом и юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой.

***************

Контрольные вопросы:

  1. Достоинства и недостатки "базовых теорий" социализации, целесообразность их преподавания в системе высшего медицинского образования.

  2. На основе схемы Э.Эриксона укажите и проанализируйте возможные отклонения в процессе социализации на любом её этапе.

  3. Дайте ретроспективный анализ процесса социализации на примере конкретной личности (по любой теории).

Темы рефератов:

  1. Социализация, причины успешной и неуспешной социализации.

  2. Механизмы социализации: подражание, внушение, социальная фациллитация, конформность и следование установленным нормам.

Тема 8. ДЕВИАЦИЯ

Вопросы к семинару:

  1. Девиация, трудности определения понятия, основные компоненты.

  2. Основные концепции девиации (биологическое объяснение, психологическое, социологические объяснения Э.Дюркгейма, Р.Мертона, культурологические и конфликтологический подходы, теория стигматизации.

  3. Девиация как процесс развития и социальный контроль.

  4. Основные типы девиантного поведения.

  1. Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта (М., 2 ); с учетом Приказа Министерства Здравоохранения РФ № 391 от 26.
  2. Методические рекомендации по предоставлению социально-психологических услуг Волгоград, 2012

    Методические рекомендации
    В брошюре представлены рекомендации по оказанию социально-психологических услуг, основанные как на российском, так и на международном опыте работы специалистов.
  3. Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 13 Для студентов заочной формы обучения по специальности 030501. 65 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Криминалистика: учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. А.С. Червинский; Кузбасский институт экономики и права. — Кемерово, 2006.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала.
  6. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 «Сестринское дело»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 – «Сестринское дело» / Авторы – Ставрополь, Ставропольская государственная медицинская академия, 2011.
  7. Методические рекомендации по подготовке к занятиям с. 171 Тематика письменных работ с. 175

    Методические рекомендации
    Учебно-методический комплекс составлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки бакалавров по направлению 030500 – «юриспруденция».
  8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (7)

    Методические рекомендации
    : Т.И. Никитина. – Тверь: Филиал СПбГИЭУ в г. Твери, 010.
  9. Социально-экономические детерминанты развития донозологических состояний у студентов медицинского вуза 14. 02. 05 социология медицины

    Автореферат диссертации

Другие похожие документы..