Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004

Тема 4. ОБЩЕСТВО

Вопросы к семинару

  1. Общество - основные понятия.

  2. Классификации обществ.

  3. Гражданское и тоталитарное общества - основные понятия.

  4. Процессы глобализации и мировая система.

Основная литература:

  1. В.В.Касьянов, В.Н.Нечипуренко, С.И.Самыгин Социология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2000. - С.275-333 (512 с).

  2. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2001. - 3-е изд., перераб. и доп. - С.81-168 (508 с.).

***************

Слово "общество" имеет целый ряд различных значений ("американское общество", "сливки общества", "общество защиты животных", "общество с ограниченной ответственностью"). Например, Р.Миллс понимал общество как конфигурацию институтов, которые при своём функционировании ограничивают свободу людей. Другие - как большую группу людей, сформировавших общую культуру; третьи - как социально-политическое объединение, ассоциируемое с какой-либо территорией и т.д.

Р.Марш (1967) попытался определить условия, которые должны выполняться, чтобы социальное объединение можно было назвать обществом. К этим условиям относятся: а) определенная (постоянная) территория; б) пополнение общества главным образом, за счет деторождения; в) развитая культура; г) "политическая" независимость. Но даже такое обстоятельное определение общества является спорным (что значит, например, развитая культура в стране, где проживают представители различных религиозных верований и этнических групп или политическая независимость ?)

Другие социологи считают, что определяющей характеристикой общества является "самообеспеченность" ("самодостаточность"), но так же спорно в связи с международным разделением труда (едва ли не единственный пример достижений в условиях "самообеспеченности" - ЮАР).

Общество можно свести к совокупности 5 фундаментальных институтов (семья, производство, государство, образование, религия).

Всё общество можно разделить на 4 главные сферы: экономическую, политическую, духовную (культура, наука, религия, образование) и социальная сфера ( совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения - транспорт, здравоохранение, коммунальное и бытовое обслуживание, связь, учреждения досуга).

В целом, ни одна из 4-х сфер не выступает в качестве единственного базиса общества, детерминирующего все другие сферы. При этом между основными сферами общества существуют определенные противоречия и между ними наблюдается что-то вроде конкурентной борьбы (экономическая система устремлена к максимальной прибыли, политическая - к максимилизации власти, социальная - к максимализации стабильности и порядка, культурная - к нравственным принципам). В тоже время, если эти сферы дублируют друг друга (например, экономическая и социальная стремятся к равенству, как в СССР), то эти задачи всё равно не решаются и функционирование самих этих сфер не эффективно.

О гражданском обществе говорят в случае развитости отношений, статусов, ролей, институтов, неподконтрольных государству (в России в настоящее время определенные подобные формирования есть, но они практически не влияют на государство). Гражданское общество определяет собой государство, а не наоборот; в гражданском обществе личность имеет приоритет над обществом.

Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом - идеалом только в одном случае, когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека (Равенство имеет 3 значения: равенство перед законом, равенство возможностей - каждый имеет одинаковые шансы добиться в жизни всего благодаря своим достоинствам и способностям, равенство результатов - каждый должен иметь одинаковые стартовые возможности независимо от таланта, усилий и способностей).

Противоположный полюс - тоталитарное государство, основные черты которого - развернутый и действующий аппарат подавления с преследованием инакомыслящих, отсутствие свободы слова, диктатура одной политической партии, монополия государственной собственности, геноцид против собственного народа.

Существует множество способов классификации обществ.

а) Г. и Дж.Ленски (1970) составили классификацию обществ по способу добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое (возникло на ближнем Востоке около 6 тысяч лет назад), аграрное (в Древнем Египте, когда производилось больше продуктов, чем требовалось для обеспечения населения) и промышленное общество.

Г. и Дж.Ленски также выделяли 6 основных элементов для стабильного существования общества: а) коммуникация между его членами; б) производство товаров и услуг; в) распределение товаров и услуг; г) защита членов общества от физической опасности, от патогенных воздействий и врагов; д) замена выбывающих членов общества; е) контроль за их поведением.

Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия и осуществляются институтами.

б) По К.Марксу, основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания; если бы усилия людей удовлетворять свои материальные потребности не были коллективно организованны, не было бы общества (т.е. тип общества определяется способом организации деятельности людей в целях их материального выживания). Соответственно, К.Маркс считал критерием разделения общества формы собственности, выделив 5 формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

в) Ф.Теннис (1887) разделял общество на традиционное (община, относится к сельской общине; гемайншафт) и современное (общество, городское промышленное общество, гезельшафт). Их основные различия: люди живут в соответствии с общинными ценностями или личной выгодой; основаны на традиционных обычаях или на федеральном законе; ограниченная специализация или специализированные профессиональные роли; опирается ли общество на религиозные или на светские ценности; главные институты общества - семьи и община или же крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

г) Современная индустриальная социология (Д.Белл, З.Бжезинский) ввела понятие доиндустриального общества (определяющий фактор развития которого - сельское хозяйство, главные институты - церковь и армия), индустриальное ( промышленность, с корпорацией и фирмой во главе) и постиндустриальное общество (теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения). Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается изменением классовой структуры: классовое деление уступает место профессиональному; собственность как критерий социального неравенства теряет своё значение, решающим становится уровень образования и знания.

Все эти концепции по-своему ограниченны, но они содержат рациональное зерно.

В свете возрастающей интеграции современного мира сейчас формируется новое направление в мировой социологии - социология наднациональных организаций (в другой интерпретации - интернациональных обществ) или, как ее чаще называют, социология сообществ. Глобалистика, глобализация - исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему.

Мировую систему нередко делят на 3 части (И.Валлерстайн, который предложил вместо понятия "общество" использовать "историческая система"): ядро, полупериферия, периферия (ядро - постиндустриальные общества, в которых всё больше концентрируется экономическая и политическая власть; полупериферия - индустриальные общества, периферия - традиционные, аграрные общества). Принципы деления:

  • перерабатываются или экспортируются полезные ископаемые, природные ресурсы;

  • большая часть прибавочного продукта присваивается местным или иностранным капиталом;

  • местная элита вкладывает деньги в своем государстве или за его пределами (элита - небольшая группа людей, которые отличаются не тем, что они обладают лучшими нравственными или творческими качествами, а тем, что обладают наибольшей властью в обществе; практически синонимом понятию элита в США выступает термин "истеблишмент"; современная правящая элита в РФ на 70% состоит из субэлит старой номенклатуры);

  • нестабильность политического режима;

  • высший класс не отделен от низшего широким слоем среднего класса.

Наряду с этой закономерностью (концентрацией власти) наблюдается 2 следующие тенденции в новом международном порядке - суверенизация мелких государств; вытесненные на политическую и экономическую периферию государства борются с гегемонией сверхдержав доступными им средствами (вплоть до террора).

***************

Контрольные вопросы:

  1. В чем, на Ваш, взгляд, достоинства и недостатки концепций Г. и Дж.Ленски, К.Маркса, Ф. Тенниса, Д.Белла и З.Бжесинского.

  2. Гражданское и тоталитарные общества.

  3. Место России в мировой системе (в контексте концепции И.Валлерстайна).

Темы рефератов:

  1. Проблема построения гражданского общества в России.

  2. Глобализация: возможные последствия и текущие проблемы.

Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ

Вопросы к семинару:

  1. Социальная стратификация - основные понятия.

  2. Особенности социальной стратификации в современном российском обществе.

Основная литература:

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001.- С.196-509.

***************

Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоёв по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий.

  • Теория Г.Ленски (1970): неравенство минимально в первобытных обществах, максимально в аграрных и сокращается вновь в промышленных обществах.

  • Теория К.Маркса: неравенство постоянно нарастает от минимума в первобытном обществе до максимума в капиталистическом.

  • Теория П.Сорокина: уровень неравенства колеблется (флуктурирует) и нет постоянного увеличения или уменьшения неравенства.

Стратификация чаще всего осуществляется по 4-м параметрам: доход ( богатство - накопленные доходы), образование; власть (власть - возможность навязывать свою волю или решения другим людям, независимо от их желания) и престиж ( единственный субъективный показатель, не имеющий объективных единиц измерения).

В социологии известны 4 главных типа стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые 3 характеризуют закрытые общества, последний тип - открытые (различают открытое/закрытое общество и открытое/закрытое государство).

Открытое общество именуют также обществом равных возможностей, где каждый имеет шансы подняться на самые высокие ступени социальной иерархии (открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую формально не ограничены). Закрытое общество характеризует жесткая социальная структура, препятствующая перемещениям людей вверх и вниз по социальной лестнице.

Для ограничения перемещений создаются различные барьеры - административно-правовые, религиозные, профессиональные, образование, деньги и собственность, иногда раса, пол и возраст.

Классы - самый молодой тип стратификации. Классы - большая социальная группа людей, с определенным отношением к средствам производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

Экономически основных класса три: богатые, зажиточные и бедные. Часто используют 7-ми пунктную шкалу: верхний высший класс - нижний высший класс - верхний средний класс - средний средний класс - нижний средний класс - верхний низший класс - нижний низший класс.

Средний класс появился лишь в начале ХХ века. Он выполняет специфическую функцию: средний класс - стабилизатор общества; в 1960-80-е гг. в СССР отмечалось становление и усиление советского среднего класса. Во всех развитых странах доля среднего класса - 60-80%, доля бедных - 10-15%, доля богатых - 3-5%. Средний класс в России составляет 15-20%, богатых - около 5%, остальные - бедные (здесь и далее все цифры по РФ - на начало 2000-го года).

  • Закон Энгеля (середина 19 в.): чем ниже доход, тем большая доля расходов должна быть предназначена для питания (богатые люди платят за продовольствие 5-7%).

  • Закон Швабе (1868): чем беднее семья, тем выше доля расходов на жилище (в среднем, на долю жилья приходится около 25% расходов).

  • Закон Райта (1875): чем выше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходе.

Характерная особенность стратификации постсоветского общества - социальная поляризация, т.е. растущая пропасть между богатыми и бедными. В результате социальная структура как бы "растянулась" (например, в низшем классе выделяют "базовый" слой с разделением на "средне обеспеченных" и "мало обеспеченных", по-прежнему объединяющий большинство россиян, и выделившийся из него новый "низший" слой (в свою очередь, средний слой распадается на "состоятельных" и "обеспеченных", а низший - на "бедных" и "нищих"). Соответственно, в РФ:

богатые

3-5%

свыше 3000 долларов в месяц на душу

состоятельные

15%

3000-1000 долларов в месяц на душу

обеспеченные и средне обеспеченные

20%

1000-100 долларов в месяц на душу

мало обеспеченные

20%

100-50 долларов в месяц на душу

бедные и нищие

40%

менее 50 долларов в месяц на душу

Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость.

Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает бедность в сравнении с другими людьми (как правило, относительная бедность составляет менее половины дохода семьи в данном регионе).

Сложившуюся в настоящее время в РФ стратификацию конфликтной считают наименее обеспеченные лица и более старшего возраста.

Дифференциация доходов - разделение людей по величине доходов, который измеряется в децильных коэффициентах. В РФ 10% наиболее обеспеченных слоёв населения имели доходы в 15 раз превышающие доходы 10% наименее обеспеченных (в Европе это различие составляет не более 6-8 раз; при 8-ми кратной разнице возникает опасность социальной деградации общества).

Совокупность социальных перемещений людей в обществе называется социальной мобильностью. Социальная мобильность может быть вертикальной и горизонтальной; стихийной и организованной.

Миграция представляет собой разновидность горизонтальной мобильности.

***************

  1. Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта (М., 2 ); с учетом Приказа Министерства Здравоохранения РФ № 391 от 26.
  2. Методические рекомендации по предоставлению социально-психологических услуг Волгоград, 2012

    Методические рекомендации
    В брошюре представлены рекомендации по оказанию социально-психологических услуг, основанные как на российском, так и на международном опыте работы специалистов.
  3. Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 13 Для студентов заочной формы обучения по специальности 030501. 65 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Криминалистика: учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. А.С. Червинский; Кузбасский институт экономики и права. — Кемерово, 2006.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала.
  6. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 «Сестринское дело»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 – «Сестринское дело» / Авторы – Ставрополь, Ставропольская государственная медицинская академия, 2011.
  7. Методические рекомендации по подготовке к занятиям с. 171 Тематика письменных работ с. 175

    Методические рекомендации
    Учебно-методический комплекс составлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки бакалавров по направлению 030500 – «юриспруденция».
  8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (7)

    Методические рекомендации
    : Т.И. Никитина. – Тверь: Филиал СПбГИЭУ в г. Твери, 010.
  9. Социально-экономические детерминанты развития донозологических состояний у студентов медицинского вуза 14. 02. 05 социология медицины

    Автореферат диссертации

Другие похожие документы..