Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004

Основная литература:

  1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2001. - 3-е изд., перераб. и доп. - С.289-301 (508 с.).

  2. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - С.70-79.

***************

Под структурой в науке понимают совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Социальная структура - это как бы анатомический скелет общества. Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок, расположение и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Хотя структура описывает устойчивый, неподвижный момент строения общества, исторически она изменяется. Подвижность ей придают социальные роли, которые выполняются в процессе взаимодействия индивидов.

Статусом называется позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями. Человек может иметь несколько статусов (книголюб, врач, муж, отец, рыбак), но лишь один из них, считающийся основным (врач), определяет положение в обществе. Статус, полученный от рождения, называется приписанным (приписываемым);статус, приобретенный благодаря тому, что человек осуществил, называется достигнутым статусом.

Социальная роль - нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение; ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Совокупность ролей, соответствующих этому статусу, называется ролевой системой.

Основы ролевого поведения – система ожидаемых действий, которые могут быть: необходимыми (однозначно регулируемыми государственными учреждениями), должными (имеющими ценностный характер) и выполняемыми в форме сверхнормативной активности, которая расширяет рамки ролевого поведения.

Основными характеристики роли (по Т.Парсонсу):

а) эмоциональность - некоторые роли (преподавателя, студента, врача) требуют эмоциональной сдержанности, другие допускают откровенное выражение чувств (болельщик);

б) способ получения - есть роли приписанные (ребенок), а есть - достигнутые (студент, врач);

в) масштаб - некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей (преподаватель-студент, врач-больной), другие предполагают отношения более широкого плана (мать/отец-ребёнок);

г) степень формализации - одни роли предусматривают общение с людьми по формальным признакам (библиотекарь-читатель, сотрудник ГАИ-водитель), другие (брат, муж) позволяют устанавливать неформальные, личные отношения;

д) мотивация ролевого поведения - считается, что разные виды ролей связаны с различной мотивацией (предприниматель трудится для собственного обогащения, а политик - для блага общества).

Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения - люди осмысливают ролевые ожидания, интерпретируют их, а затем действуют (скорее, поведение - результат свойственного данной личности способа толкования ролевых ожиданий).

В структуре личности роли образуют систему соподчиненных единиц, находящихся в иерархическом соотношении друг с другом. В основе этой системы - структура потребностей и ценностей.

Субъективное отношение человека к своим ролям имеет разные формы: интериоризация роли как личностно значимой, отстранение от роли, когда человек не связывает с ней значимых ценностей/установок и выполняет её чисто формально; демонстративное противопоставления себя своей роли.

Каждая роль оформлена в символической системе, которая включает невербальные и вербальные знаковые формы. Они создают стереотип роли, который влияет на взаимодействие людей.

Для успешного выполнения роли необходимы: физические способности, психические задатки и социальные условия.

Роли передаются личности:

а) через объективно заданную систему ожиданий прав и обязанностей и роль контролируется системой социальных институтов, требует единообразия выполнения (характерно для формализованных профессиональных ролей в больших социальных группах);

б) социальная роль воспринимается и выполняется как субъективно значимая; в этом случае существует свобода выбора ролевого поведения;

в) роль передается через личностные образцы, когда человек ориентируется на обобщенный идеальный образ конкретного носителя роли (два последних варианта характерно для малых групп или традиционных обществ).

Когда человек сталкивается с противоборствующими требованиями двух или более несовместимых ролей (например, родитель-работник), возникает ролевой конфликт. Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевой напряженности. Существуют несколько способов преодоления ролевого конфликта: считать некоторые роли более важными, чем другие; разделять дом и место работы, а также свои роли в них; разрядить конфликтную ситуацию помогают шутки.

***************

Контрольные вопросы:

  1. Разберите ситуации, когда отдельные фрагменты роли или она вся целиком разыгрывается в воображаемом плане.

  2. Составьте и проанализируйте карту-схему собственной ролевой структуры по Т.Парсонсу.

  3. Проанализируйте собственные способы преодоления ролевых конфликтов и ролевой напряженности.

Темы рефератов:

  1. Характеристика социальных ролей.

  2. Врачебная деятельности возможности ролевых конфликтов и ролевой напряжённости.

Тема 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Вопрос к семинару:

  1. Социальный институт - основные понятия, условия возникновения.

Основная литература:

  1. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989. - 84 с.

  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001.- С.510-561.

***************

Под институтом понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему (социальная система - относительно жестко связанная совокупность основных элементов общества).

Институты рассматриваются в качестве средства обеспечения устойчивости общественного строя и в таком контексте сформировалось соответствующее направление - институционализм. При этом под институтами представители данного направления понимают различные значения:

  • в качестве основного элемента социальных институтов выдвигается " организующую идею", т.е. представления о цели, подлежащей достижению (М.Ориу, Ж.Ренар);

  • в качестве основного элемента социальных институтов выдвигаются идеи, представления, чувства людей (М.Вебер, Э.Дюркгейм);

  • в качестве основного элемента социальных институтов выдвигаются правила и нормы, образцы поведения (Г.Ландсберг, Т.Парсонс, Д.Хоманс и др.);

  • социальные институты трактуются как группы людей, объединенных какой-либо идеей, чувством солидарности и т.д. (Т.Веблен, М.Ориу, Ж.Ренар, А.Грачи и др.).

Социальный институт следует отличать от конкретных организаций и социальных групп. Так, понятие "институт семьи" подразумевает не отдельную семью, а комплекс норм, реализующихся в бесчисленном множестве семей определенного вида; институт "президентства" - не отдельного человека с его окружением, а комплекс норм, связанных с этой структурой.

Для возникновения институтов нужны особые условия:

1. Должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества, становится главной предпосылкой становления институтов. Исходя из "социальной потребности" ("социальной функции"), т.е. направленности на сохранение и поддержание жизнедеятельности общества, выделяют 5 главных (основных, фундаментальных) социальных институтов:

  • Институты семьи и брака (потребность в воспроизводстве рода).

  • Политические институты (потребности в безопасности и социальном порядке).

  • Экономические институты (потребности в добывании средств)

  • Образовательные институты, культура, наука (потребности в передаче знаний, социализации; социализация - это процесс присвоения личностью системы статусов, ролей, ценностей).

  • Религия (потребности в решении духовных проблем, смысла жизни);

(раз выделяют главные, основные институты, то, соответственно, имеются и менее важные, т.н. неглавные, неосновные, частные социальные институты).

Герберт Спенсер (1820-1903), сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял в качестве основных общественных потребностей:

а) "необходимость активной обороны" для борьбы с окружающими "врагами и грабителями" (военное дело);

б) потребность в деятельности, поддерживающей "основные средства существования" (сельское хозяйство, производство одежды и т.п.);

в) потребность в обмене (т.е. в рынках);

г) потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).

  1. Должна быть сложившаяся система функций, действий, реализующих эту потребность.

  2. Должны быть необходимые ресурсы (например, для производства товаров необходимы 4 вида общественных ресурсов: земля, труд, капитал и организация; в первую очередь, ресурсы материальные, трудовые, организационные).

  3. Для обеспечения самовоспроизводства института необходимо, чтобы сформировалась присущая только ему субкультура (особая система знаков, действий, правил поведения).

Одной из функций институтов является введение разнообразной деятельности людей в рамки более или менее предсказуемой ролевой модели поведения.

Явная функция институтов записана в уставах, формально заявлена, принята обществом и латентная - которая осуществляется на самом деле. Нестабильны институт, в которых эти функции сильно отличаются и, соответственно, само общество.

Условия, воздействующие на институты постоянно меняются и, соответственно, институты постоянно трансформируются.

В переходном обществе функции социальных институтов переменны, противоречивы. Одна из главных особенностей функционирования в настоящее время социальных институтов в России - сдвиг с коллективного на индивидуальное.

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Институциональный кризис - падение авторитета данного института (например, института семьи). Институционализация - восхождение, укрепление социальной практики до уровня института, законодательное оформление статуса, обрастание организационной инфраструктурой и материальными ресурсами.

Медицина, как социальный институт: взаимодействие с другими социальными институтами общества; воздействие общества на развитие медицины; медицина и здравоохранение с позиций социального детерминизма; концепции развития медицины и здравоохранения; культурно-исторические типы систем здравоохранения; социальные аспекты политики здравоохранения; социология организации здравоохранения; медицинский персонал, его социальная роль и положение; социология пациента и качества жизни; медицинское образование; социология медицинской профессии; социология здоровья и болезни; социология медицинской науки и медицинских технологий; социология экономической деятельности в здравоохранении; социология медицинского страхования; глобализация социальных процессов и медицина.

***************

Контрольный вопрос:

  1. Социальные институты в современном российском обществе.

Темы рефератов:

  1. Медицина как социальный институт.

  2. Образовательные институты.

  1. Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта (М., 2 ); с учетом Приказа Министерства Здравоохранения РФ № 391 от 26.
  2. Методические рекомендации по предоставлению социально-психологических услуг Волгоград, 2012

    Методические рекомендации
    В брошюре представлены рекомендации по оказанию социально-психологических услуг, основанные как на российском, так и на международном опыте работы специалистов.
  3. Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 13 Для студентов заочной формы обучения по специальности 030501. 65 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Криминалистика: учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. А.С. Червинский; Кузбасский институт экономики и права. — Кемерово, 2006.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала.
  6. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 «Сестринское дело»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 – «Сестринское дело» / Авторы – Ставрополь, Ставропольская государственная медицинская академия, 2011.
  7. Методические рекомендации по подготовке к занятиям с. 171 Тематика письменных работ с. 175

    Методические рекомендации
    Учебно-методический комплекс составлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки бакалавров по направлению 030500 – «юриспруденция».
  8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (7)

    Методические рекомендации
    : Т.И. Никитина. – Тверь: Филиал СПбГИЭУ в г. Твери, 010.
  9. Социально-экономические детерминанты развития донозологических состояний у студентов медицинского вуза 14. 02. 05 социология медицины

    Автореферат диссертации

Другие похожие документы..