Приказ № от 20 г. Рабочая программа по химии 8-11 классы моу сарсак-Омгинский лицей Агрызского муниципального района рт

Учебно-тематическое планирование

По химии

Классы 9 класс

Количество часов

Всего 68 час; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков 6, зачетов -, тестов 10.;

Лабораторных – 16, практических -7

Административных контрольных уроков .

Планирование составлено на основе_________________________________ Программа

Учебник ______________________________________________________________

Название, автор .издательство, год издания

Дополнительная литература

_________________________________________________________________

Название, автор. Издательство, год издания

согласовано Утверждено

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 9 классе общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 68 ч/год (2 ч/нед.).

Рабочая образовательная программа по химии разработана на основе федерального учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации №1312 от 9 марта 2004 года, Закона РТ «О государственных языках республики Татарстан и других языках в республике Татарстан» и регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений республики Татарстан, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 14.04.2008г №1096/08 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений республики Татарстан, реализующих программы общего образования», инструктивного письма МОиН РТ №3125/9 от 06.05.2009 г. «Об учебных планах образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования, на 2009-2010 учебный год», регионального базисного учебного плана старшей ступени школы РТ в условиях введения профильного обучения и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования утвержденного приказом МОиН РТ от 26.07.2005г №1003/5.

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в Старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их

свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический .закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов , соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический экспери-мент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе про-ведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с воз-никающими жизненными потребностями;

• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естес-твознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и ма-териалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повсе-дневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими задачами предлагаемого курса являются:

-Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

-Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

-Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

-Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

-Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.

Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Место предмета в базисном учебном плане:

Примерная рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, автор Рудзитис «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Рассчитана на 68 часа, 2 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков , универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент.

Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относитель-ные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация вещес-тв, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций,

электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; аллотропия; гидролиз, скорость химических реакций, химическое равновесие, катализаторы, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, полимеры, аминокислоты.

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периоди-ческий закон; основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова.

• основные теории химии:химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан. Этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

называть химические элементы, соединения изученных классов; соединения неметаллов и металлов, органические соединения,изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

• определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окис-литель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соедине-ний;

• характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганичес-ких и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

• объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органи-ческих веществ;

• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);

• использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

•'определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

Содержание программы

Неорганическая химия 9 класс. (2 часа в неделю).

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (5 часов). Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева. свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления –восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Скорость химических реакций. Химическое равновесие.(7ч). Понятие о скорости химических реакций. Единицы измерения скорости химической реакции. Факторы, определяющие скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, влияние температуры, величина поверхности соприкосновения реагирующих веществ. действие катализатора на скорость химических реакций. Понятие о ферментах. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и его динамический характер. Факторы, влияющие на химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Демонстрации. Каталитические реакции. Примеры необратимых реакций. Лабораторные опыты. Изучение влияния условий на скорость химических реакций.

Металлы (17 ч). Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы , их свойства и значение. . Металлы в природе . общие способы получения. Общая характеристика щелочных металлов. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды, соли, их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы- простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды, соли, их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид, гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества . генетические ряды Fe2+ и Fe3+ . важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия с водой. Взаимодействие металлов с неметаллами. Лабораторные опыты. Получение и взаимодействие гидроксида алюминия с растворами кислот и щелочей. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Получение гидроксидов железа и изучение их свойств. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ . Практические работы. 1. Практическое осуществление превращений веществ. 2. Решение экспериментальных задач

Неметаллы. (23 ч). Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» - «неметалл». Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения. галогенов, их свойства Краткиесведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений. В народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV и VI ), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственных продуктах. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора(V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод .строение атома., аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода(II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV),его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Демонстрации. Образцы галогенов- простых веществ. Взаимодействие серы с металлами , кислородом. Взаимодействие азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы стекла, керамики, цемента. Лабораторные опыты. Качественные реакции на хлорид, бромид, иодид , карбонат, сульфат, сульфид, силикат, фосфат ионы. Распознавание солей аммония. Ознакомление с природными силикатами. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. Получение углекислого газа и его распознавание. Практические работы. 3.Получение аммиака и исследование его свойств. 4.Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов. 5. Распознавание минеральных удобрений.

  1. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по биологии 8-11 моу сарсак-Омгинский лицей Агрызского муниципального района рт

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразова­тельной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии
  2. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по обж 8,10,11 классы маркитонова Василия Ивановича

    Рабочая программа
    Информация по обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности. Нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ,
  3. Рекомендации к августовскому совещанию работников образования и науки Республики Татарстан 2010

    Документ
    Новый учебный год ставит перед работниками образования Республики Татарстан важнейшие задачи. Этот год дает старт Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы.
  4. Агрызский (2)

    Документ
    Третий Республиканкий фестиваль студенческого творчества им. С. Сулеймановой «Тормыш, исәнме!». Конкурс научно-исследовательских работ по наследию С. Сулеймановой.
  5. Республиканская олимпиада по технологии

    Документ
    Республиканский этап Всероссийской выставки «Дети, техника, творчество», посвященной 80-летию движения по развитию детского технического творчества в УНПО

Другие похожие документы..