Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена Институт Практической психологии сзо рао безгодова С. А., Васильева С. В., Микляева А. В. Научно-исследовательская работа студентов 1 курса (методические рекомендации)

Российский Государственный Педагогический Университет

им. А.И. Герцена

Институт Практической психологии СЗО РАО

Безгодова С.А., Васильева С.В., Микляева А.В.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

Санкт-Петербург, 2006

Печатается по рекомендации кафедры психологии человека и решению редакционной коллегии ИПП СЗО РАО

Авторы - составители:

Сотрудники кафедры психологии человека

Безгодова С.А., доцент, кандидат психологических наук

Васильева С.В., доцент, кандидат психологических наук

Микляева А.В., доцент, кандидат психологических наук

Научный редактор:

Панферов В.Н., профессор, доктор психологических наук

Рецензенты:

Коржова Е.Ю., профессор, доктор психологических наук

Советова О.С., профессор, доктор психологических наук, зав.кафедрой педагогики и психологии высшей школы РГИ СпбГУ

Редакционная коллегия ИПП СЗО РАО:

доктор психологических наук, профессор Панферов В.Н. (главный редактор); доктор психологических наук, профессор Посохова С.Т. (зам. главного редактора); кандидат психологических наук, доцент Семикин В.В. (декан психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена); доктор психологических наук, профессор Ананьев В.А. (зав. каф. клинической психологии); доктор социологических наук, профессор Сикевич З.В.; доктор психологических наук, профессор Регуш Л.А. (зав. каф. психологии развития и образования); кандидат психологических наук, доцент Грачев А.А. (зав. каф. организационной психологии); кандидат психологических наук, доцент Микляева А.В. (помощник редактора).

Печатается на средства сотрудников Института Практической психологии.

 Безгодова С.А.,

Васильева С.В.,

Микляева А.В.

 АНО ИПП СЗО РАО

Содержание

Стр.

Введение 4

Программа научно-исследовательской работы для студентов 1 курса 6

План установочной лекции 8

Программа методического тренинга 8

Рекомендации студентам 11

Краткая характеристика методов наблюдения и интервью 18

Рекомендуемая литература 28

Приложения 30

ВВЕДЕНИЕ

Научно-исследовательская работа – это одна из важнейших сторон практической деятельности психолога. Она дает основания для построения программы всех остальных видов психологической помощи – диагностической, консультационной, развивающей, обучающей. С другой стороны, она является одним из ключевых элементов в работе академического психолога, психолога-ученого. Благодаря этому включение студентов в данный вид работы с первого года обучения в вузе является очень перспективной формой обучения.

С одной стороны, студенты получают возможность сориентироваться в том, какое направление психологической деятельности им ближе: академически-научная работа или практическая психологическая помощь людям. Важно, что полученные в ходе научно-исследовательской работы навыки пригодятся студенту и в том, и в другом случае, поскольку осваиваемые в ее рамках методы – наблюдения и интервью – являются универсальными исследовательскими и диагностическими средствами.

С другой стороны, студенты на собственном опыте осваивают основные этапы психологического исследования, этический кодекс психологов, культуру проведения и оформления исследовательской работы, что пригодится им на последующих этапах обучения вплоть до выполнения выпускных квалификационных и дипломных работ.

Структура научно-исследовательской работы студентов-первокурсников предполагает несколько этапов практики. Благодаря подобной структуре студенты, выходящие на этап самостоятельной научно-исследовательской работы являются в достаточной мере подготовленными к ней, поскольку многие потенциальные трудности были проработаны на предварительных этапах практики.

Структура научно-исследовательской работы 1 курса


ПРОГРАММА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

для студентов 1 курса

Пояснительная записка

Научно-исследовательская работа студентов-первокурсников направлена на формирование представлений о содержании научно-исследовательской деятельности психолога, а также на формирование базовых исследовательских навыков. Она организуется с учетом знаний, умений и навыков, полученных студентами в рамках других специальных дисциплин, прежде всего курсов «Общая психология», «Введение в профессию» и «Общий психологический практикум». Научно-исследовательская работа на 1 курсе предполагает освоение студентами основных этапов работы исследователя-наблюдателя и исследователя-интервьюера.

Цель практики: ознакомление студентов с возможностями и ограничениями применения методов наблюдения и интервью в научно-исследовательской работе психолога.

Задачи практики:

  • Знакомство с целями и задачами применения наблюдения и интервью в психологическом исследовании, основными разновидностями этих методов и ролями психолога-исследователя.

  • Отработка умения устанавливать и поддерживать контакт с испытуемым.

  • Отработка основных навыков сбора и обработки психологической информации с помощью метода интервью в рамках психологического тренинга.

  • Практическое применение полученных знаний, умений и навыков в реальном профессиональном взаимодействии с людьми.

  • Закрепление представлений об этических нормах в деятельности психолога.

  • Развитие профессиональной рефлексии студентов.

Содержание практики

В течение практики студенты осваивают основные навыки наблюдения и интервьюирования, выполняют задания, кратко сформулированные в программе и конкретизируемые в связи с научно-исследовательской проблемой руководителя практикой:

  • формулировка конкретной проблемы, которую предполагается исследовать, ее теоретическое обоснование;

  • разработка программы исследования;

  • сбор, обработка и описание эмпирических данных;

  • самоанализ результатов работы.

Организация и руководство практикой

Руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры психологии человека. Руководитель практики организует работу студентов на ознакомительном этапе (установочная лекция, тренинг профессиональных навыков), консультирует студентов в течение их самостоятельной работы, проводит итоговую конференцию, а также оценивает уровень полученных в ходе практики умений и навыков.

Основанием для выставления оценки по итогам научно-исследовательской работы является отчет, предоставляемый руководителю практики (форма отчета прилагается).

Обязанности студентов

  • Участие во всех этапах практики.

  • Соблюдение правил профессиональной этики психолога в ходе самостоятельной работы.

  • Составление и своевременное предоставление отчета по практике (по требуемой форме).

Рекомендации по оформлению отчета

Отчет предоставляется руководителю в рукописном, машинописном или компьютерном варианте. Он включает в себя анализ выполненной работы, а также протоколы практических исследований.

  1. Описание результатов проведенного исследования:

  • краткое описание исследуемой проблемы;

  • формулирование цели, задач и гипотезы исследования;

  • описание процедуры проведения наблюдения и интервью;

  • описание и интерпретация полученных данных.

  1. Анализ выполненной работы (свободное описание впечатлений от каждого этапа исследовательской работы – что было легко, что трудно):

  • установление контакта;

  • разъяснение испытуемому целей интервью;

  • основная фаза сбора данных;

  • завершение наблюдения и интервью;

  • регистрация результатов;

  • обработка результатов;

  • описание результатов;

  • формулировка выводов.

  1. Общее впечатление о практике.

  2. Протоколы исследования.

Критерии оценки практики

Оценка по практике отражает уровень полученных студентом профессиональных умений и навыков.

Промежуточная аттестация выставляется на основании предъявления студентом конспектов литературы по применению методов наблюдения и интервью в психологическом исследовании.

При оценке итогового отчета принимается во внимание:

  • соответствие результатов исследования поставленным задачам;

  • корректность анализа и интерпретации полученных данных;

  • соблюдение учебной дисциплины (посещение всех мероприятий в рамках практики);

  • своевременность предоставления отчета по практике;

  • наличие всех протоколов практического исследования.

ПЛАН УСТАНОВОЧНОЙ ЛЕКЦИИ

  1. Объяснение целей и задач практики

  2. Информация о структуре практики и сроках проведения каждого этапа

  3. Информация о формах отчетности студентов, сроках предоставления отчетов, критериях оценки

  4. Информация об учебных пособиях, которые могут помочь студентам в прохождении практики

  5. Информация о времени консультаций с руководителями практики

ПРОГРАММА МЕТОДИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Методический тренинг – важный этап подготовки студентов-первокурсников к самостоятельной научно-исследовательской работе. Благодаря ему студенты получают возможность отработать необходимые им навыки в безопасной атмосфере, на модели игровой ситуации. Учитывая, что это первый опыт самостоятельной психологической деятельности студентов, очень важно создать условия для того, чтобы он помог студентам утвердиться в собственных силах, не вызвал психологического дискомфорта, чувства беспомощности, которые на последующих этапах обучения могут затруднять становление студента как психолога-профессионала.

Цель методического тренинга: формирование у студентов навыков составления программы научного исследования и ее реализации.

Задачи тренинга:

  • формирования навыков формулирования темы, постановки целей и задач исследования, определения его предмета и объекта;

  • формирование первичных навыков составления карты наблюдения и программы интервью;

  • формирование первичных навыков наблюдения и интервьюирования на модели игровой ситуации;

  • формирование первичных навыков обработки и интерпретации полученных эмпирических данных;

  • развитие профессионально важных качеств психолога, создание условий для повышения эффективности внутригруппового взаимодействия студентов.

Количество участников: 15 человек.

Необходимое время: 4 академических часа.

Необходимые материалы:

  • бумага, ручки;

  • доска, мел;

  • готовые карты наблюдения – образцы;

  • игровые карточки для упражнения «Лошадь»;

  • по желанию ведущего – необходимые материалы для деления группы на микрогруппы.

Требования к помещению: помещение должно быть легко трансформироваться для организации пространства по типу:

  • тренингового круга;

  • «зрительного зала»;

  1. Девятая Всероссийская медико-биологическая конференция молодых исследователей

    Документ
    В работах путешественника Семенова – Тянь–Шаньского имеется описание курорта Ак-Суу, его горячих источников (1867 г.). В трудах другого путешественника Н.
  2. Десятая Всероссийская медико-биологическая конференция молодых исследователей

    Документ
    Санкт-Петербургский научный совет по проблемамбиологии и медициныФедеральное агентство образования РФСанкт-Петербургский государственный университетМедицинский факультетРоссийское Физиологическое общество и.
  3. Отчет о работе российской академии образования (1)

    Содержательный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях
  4. Отчет о работе российской академии образования (3)

    Содержательный отчет
    Современная система образования проходит сложные этапы модернизации, ориентированные на сохранение ее стабильности, фундаментальности, обеспечение опережающего развития с учетом возросших потребностей общества и государства в компетентных
  5. Заседание ученого совета университета 26 мая 2011 года

    Заседание
    Вручается медаль А.С.Пушкина за большие заслуги в распространении русского языка в мире Лысаковой Ирине Павловне, заведующей кафедрой межкультурной коммуникации.
  6. Б. М. Бим-Бад. М.: Изд-во Моск психол соц ин-та; Воронеж: Изд-во нпо «модэк», 2009. 13 п л

    Документ
    Алиева, Л.В. Детские общественные объединения в образовательной деятельности школы: из опыта работы шк. Сев. окр. Москвы, итоги 1-го этапа ОЭР / Л.В. Алиева; под науч.
  7. Профилактическая и клиническая медицина научный журнал 2009 №1 общественное здоровье и здравоохранение 910 © Г. Б. Еремин, В. Г. Маймулов, В. А. Петрашевич, 2009

    Документ
    Еремин Г.Б. 1, 2, Маймулов В.Г. 1, Петрашевич В.А. 3 Значение межрегиональной саморегулируемой общественной организации врачей гигиенистов и организаторов здравоохранения Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им.
  8. Xv международной конференции. Применение новых технологий в образовании.

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  9. Отчет о работе отделения профессионального образования (2)

    Содержательный отчет
    Основные направления научной деятельности Отделения профессионального образования и ее цели определялись Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 – 2012 годы, Тематическим планом фундаментальных

Другие похожие документы..