Учебно-методический комплекс по дисциплине Методика преподавания биологии Специальность

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Биологии_______________________________

Ф.И.О. автора Абрамова Светлана Владимировна__________________

Учебно-методический комплекс по дисциплине

____________Методика преподавания биологии________________

Специальность: 020201.65 «Биология»_____________

(код по ОКСО) (наименование специальности)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол № _____

«___» _______________200____г. «___» ___________200__г.

____________________________ Зав. кафедрой ___Г.С. Слесаренко

ЮЖНО-САХАЛИНСК

Автор-составитель

Ф.И.О.: Абрамова Светлана Владимировна, доцент

кафедры биологии, кандидат педагогических наук

Учебно-методический комплекс Методика преподавания биологии___________

(название дисциплины)

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

по специальности «Биология»_______________________________

020201.65 «Биология»_____

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

__________________________________________________________________________

Согласованно с деканом обучающего факультета:

Декан В.Н. Ефанов

Директор библиотеки ______________________

(подпись) (Ф.И.О.)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

I. Рабочая программа дисциплины…………………………………………...4

1. Цели и задачи изучения дисциплины……………………………………..4

2. Объем дисциплины, формы текущего и итогового контроля…………..5

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………......5

2.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы………….6

3. Содержание курса………………………………………………………….10

4. Учебно-методическое обеспечение курса………………………………..18

4.1. Литература……………………………………………………………..18

5. Содержание самостоятельной работы…………………………………………...18

II. Материалы для проведения итоговых аттестаций………………………19

1. Вопросы к зачету дисциплины…………………………….....................19

I. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины

На основе логико-биологического, методологического и дидактического анализа содержания школьных дисциплин биолого-экологического цикла раскрыть особенности адаптации их содержания для учебных целей, рассмотреть важнейшие положения методики преподавания биологии, специфику их реализации в современной общеобразовательной школе. Ожидаемые результаты

В результате изучения курса студенты должны:

  • Иметь представление о методике преподавания биологии как науке и системе практических действий, реализуемых в профессиональной деятельности учителя биологии, об особенностях методических систем обучения биологии в школе;

  • Знать основные положения традиционной методики преподавания биологии в школе, специфику, основные принципы конструирования учебного
    содержания, а также методику обучения учащихся;

Уметь:

  • Выполнять логико-биологический, методологический и дидактический
    анализ учебного содержания;

  • Отбирать и конструировать учебный материал для практики обучения
    школьников;

  • Обоснованно осуществлять выбор методов, средств, форм развития,
    у учащихся знаний, умений и отношений при обучении биологии;

  • Конструировать методические системы учебных знаний в аспекте эколого-
    гуманистических, мировоззренческих и природоохранных подходов для
    учащихся;

  • Анализировать отдельные элементы конкретного процесса преподавания биологии в школе разного типа.

Форма организации занятий: лекции, практические занятия.

2. Объем дисциплины, формы текущего и итогового контроля.

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

№ семестров

9

10

Аудиторные занятия:

42

16

Лекции

20

4

Практические занятия

22

12

Самостоятельная работа

42

68

Всего часов на

дисциплину

84

84

Текущий контроль

Промежуточные тесты,

контрольные работы

Итоговый контроль

Зачет – 9 семестр

Зачет – 10 семестр

2.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения заочная

Наименование разделов и тем

Всего

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия

Самосто-

ятельная работа

лекции

практические занятия

Раздел №1. Методика преподавания биологии как наука.

Тема 1.1.

Предмет и задачи методики преподавания биологии. Методы научного исследования в области методики преподавания биологии.

10

10

Раздел №2. Основные этапы развития отечественной методики преподавания биологии.

Тема 2.1.

Основные этапы развития отечественной методики преподавания биологии. Развитие биологического направления в школьном естествознании.

10

10

Раздел № 3. Система биологического образования Современной школы.

Тема 3.1.

Учебно-воспитательные задачи обучения биологии. Основные принципы содержания и структуры школьного курса биологии.

10

10

Тема 3.2.

Методы обучения биологии. Формы обучения биологии.

12

2

2

8

Тема 3.3.

Материальная база преподавания биологии. Факультативные занятия по биологии. Внеклассная работа по биологии.

10

2

2

6

Раздел № 4. Частные методики преподавания биологии.

Планирование образовательной деятельности в школах.

Тема 4.1.

Методика преподавания раздела «Бактерии, грибы, лишайники и растения»

8

2

6

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания технологии с практикумом» Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    История развития трудового обучения в начальной школе. Анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников. Оснащение курса технологии в начальной школе.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Методика внеклассной работы по биологии»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Методика внеклассной работы по биологии» предназначена для студентов 4 курса ОДО по специальности 05010265 – «Биология» и относится к блоку ОПД.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Концепции современного естествознания :Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине история математики для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Преподавание курса имеет целью, опираясь на ранее усвоенные математические знания, систематизировать и расширить знания студентов о путях развития математики и о ее создателях, продолжить формирование целостных представлений о науке
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине теория графов для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория графов» входит в региональный компонент станвысшего профессионального образования специальности 080801.65- «Математические методы в экономике» (квалификация – математик-экономист), изучается в 3 семестре 2 курса,
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Квалификация учитель биологии

    Учебно-методический комплекс
    Ботаника с основами фитоценологии. Часть 1. Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности 050102 Биология / Составитель C.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история древнего мира» специальности 050401 история

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине (76)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные главы биологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Ландшафтный фитодизайн (название)

    Учебно-методический комплекс
    Свободные пространства жилых районов и микрорайонов, участков общественных и культурно-бытовых учреждений, городских площадей, парки, сады, скверы, бульвары и, наконец, пригородные территории организуются в определённую среду для многогранной

Другие похожие документы..