Учебное пособие состоит

ББК67.9
О46

Уважаемые абитуриенты!

О46

Рецензенты:

В.С. Кульчицкий, доктор юрид. наук, профессор,

член-корреспондент Академии правовых наук Украины;

И.Н. Пахомов, доктор юрид. наук, профессор,

академик АННПр, заслуженный деятель науки

и техники Украины;

А.Д. Наровлянский, учитель-методист средней
школы № 124 г. Киева, заслуженный учитель Украины.

Авторский коллектив:
Сергей Васильевич Кивалов,

доктор юридических наук, профессор;

Петр Павлович Музыченко,
кандидат юридических наук, профессор;

Наталья Николаевна Крестовская,

кандидат исторических наук, доцент;
Анатолий Федорович Крыжановский,

кандидат юридических наук, доцент.

Основы правоведения Украины: Учебное пособие /
Кивалов С.В., Музыченко П.П., Крестовская Н.Н.,
Крыжановский А.Ф. — X.: «Одиссей», 2005.
- 384 с.

18ВМ 966-633-395-3

© Кивалов С.В., Музыченко П.П.,

Крестовская Н.Н., Крыжановский А.Ф., 2005
966-633-395-3
© ООО «Одиссей», подготовка к печати, 2005

Вы приняли ответственное решение -- стать юрис-
тами. Первый шаг на пути к осуществлению этой
мечты вам поможет сделать настоящее учебное по-
собие, которое по своему содержанию соответствует как
школьным программам, так и программам всту-
пительных экзаменов по основам правоведения, при-
нятым в высших юридических учебных заведениях
Украины.

Учебное пособие состоит из трех разделов.

В первом из них излагаются основные понятия об-
щей теории общества, государства и права, сущность
государства и права, их форма, соотношение граждан-
ского общества и государства.

Второй раздел посвящен основам конституционного
права Украины. В нем рассмотрены вопросы граж-
данства, основные права и свободы, а также конституци-
онные обязанности граждан Украины, непосредст-
венная и представительная демократия и ее формы,
государственное и территориальное устройство Укра-
ины, система органов государства, местное самоуправ-
ление.

В третий раздел включены базовые понятия основ-
ных отраслей законодательства Украины: граждан-
ского, административного, уголовного, трудового, жилищ-
ного, брачно-семейного, финансового, экологического,
земельного, законодательства о социальной защите и
охране здоровья, о предпринимательской деятельности.

Учебное пособие составлено на основе новейших
достижений отечественной и зарубежной юридической
науки, с учетом изменений текущего законодательства
Украины.

В последние годы в Украине издано много интерес-
ных, содержательных пособий по основам государства
и права, призванных оказать максимальную помощь
абитуриентам при подготовке к вступительным экза-
менам. Настоящее учебное пособие выгодно отличается
от всех других, ранее изданных пособий.

Во-первых, оно написано предельно ясным, понятным
для выпускников школ языком. Авторы стремились дать
максимально четкие, доступные для понимания формули-
ровки понятий и определений.

Во-вторых, характер пособия как вспомогательного
материала для подготовки к вступительным испытаниям
обусловил лаконизм изложения.

В-третьих, все ключевые понятия и определения в учеб-
ном пособии выделены жирным шрифтом, что значительно
облегчает усвоение довольно сложного и обширного по объ-
ему материала.

К каждой теме прилагается список дополнительной
литературы, предназначенной помочь абитуриенту расши-
рить и закрепить полученные знания.

Итак, ни пуха, ни пера!

Президент Одесской национальной
юридической академии,
доктор юридических наук,
профессор

С.В. Кивалов


раздел

общество.

ГОСУДАРСТВО. ПРАВО

Глава 1.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ
ГОСУДАРСТВА

1.1. ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Общество — это исторически сложившаяся совокуп-
ность индивидов, форма коллективной жизнедеятельнос-
ти людей и система многообразных (экономических, нрав-
ственных, религиозных, политических, юридических) свя-
зей и отношений между ними.

Общество и человек неразрывно связаны между собой.
Великий греческий философ Аристотель подчеркивал, что
вне общества развитие и существование человека невоз-
можно. Общество выступает одновременно и как среда, и
как сложный механизм удовлетворения жизненных по-
требностей человека. В соответствии с этими потребнос-
тями в любом обществе существуют определенные струк-
турные элементы — социальные институты:

  1. институт семьи — обеспечивает воспроизводство че-
    ловека;

  2. институт экономики (производство материальных
    благ) — обеспечивает добычу средств существования;

  3. институт образования (включая науку) — обеспе-
    чивает получение, накопление и передачу информации;

  4. институт духовности (религия, нерелигиозные типы
    мировоззрения, искусство) — удовлетворяет духовные по-
    требности человека;

  5. институт управления (власть, государство, право) —
    обеспечивает безопасность и общественный порядок.

В разные периоды исторического развития общество
принимало различные формы, изменялась его структура.

Первобытное общество было социально однородным, оно
не знало стратификации (расслоения по каким-либо при-
знакам). В силу этого оно могло существовать без госу-
дарства. Институт управления был представлен властью,
которая носила неполитический характер (власть старей-
шины, вождя, народного собрания).

С переходом к цивилизационной форме существова-
ния общество становится социально-неоднородным. В нем
складываются относительно самостоятельные устойчивые
группы людей (страты): касты, сословия, классы. Страти-
фицированное общество всегда внутренне противоречиво:
интересы раба прямо противоположны интересам рабо-
владельца, бедные и богатые преследуют в жизни разные
цели и т.д. Мировой опыт показывает, что саморазрушение
такого общества в состоянии предотвратить только госу-
дарственная организация. Государство выступает как со-
циальный институт, призванный противостоять антисо-
циальным, разрушительным силам, руководить выполне-
нием общезначимых дел, обеспечивать внутреннюю и
внешнюю безопасность общества.

1.2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВЛАСТИ

Власть — важнейшее свойство человеческого общества.
Она существует в любом объединении людей: в семье, про-
изводственных и учебных коллективах, организациях и
учреждениях, в государстве. В самом общем виде власть
можно определить как отношение господства и подчине-
ния. Иначе говоря, это отношение между людьми, в силу
которых одни из них приказывают, а другие подчиняются.
Власть как общественное отношение имеет следующие
структурные (составляющие) элементы:

1) субъекты — властвующий и подвластный (подчи-
ненный). Властвующий субъект является непосредствен-
ным носителем власти. Им может быть индивид, органи-
зация, партия, общность людей (сословие, класс, народ, на-
ция), государство. Для возникновения властных отношений
субъекту необходимы определенные качества, прежде все-
го — воля к власти, т.е. желание властвовать. Помимо
воли к власти, субъект власти должен быть компетент-
ным, знать суть дела, состояние и настроение подчинен-
ных, уметь использовать материальные и человеческие
«

6

ресурсы, обладать авторитетом (уважением со стороны под-
чиненных). Естественно, различные субъекты власти на-
делены этими качествами в разной степени.

В качестве подвластного субъекта выступают индиви-
ды и различные их объединения. Власть не может быть
односторонней, она предполагает подчинение подвластных
индивидов. Мотивы подчинения могут быть различными:
страх перед наказанием; традиция повиновения; заинте-
ресованность в выполнении распоряжений (такая власть
является наиболее стабильной); авторитет власти у под-
чиненных. Подчинение власти — не единственный способ
реагирования людей на властные предписания. В случае
отсутствия мотивов для подчинения властвующий субъект
может встретить сопротивление (от мирного неповинове-
ния до вооруженной борьбы) со стороны подвластных;

  1. объект — поведение отдельных индивидов или их
    совокупности, к которому обращены распоряжения субъек-
    та власти;

  2. способы воздействия субъекта власти на подвласт-
    ных индивидов. Наиболее распространенные способы вла-
    ствования: принуждение (в том числе — насилие), убеж-
    дение, руководство, контроль, личный пример. Для совре-
    менного гражданского общества и правового государства
    характерен приоритет ненасильственных способов влия-
    ния на поведение людей. Принудительные средства ис-
    пользуются только тогда, когда властные распоряжения
    не исполняются добровольно.

Как сложное социальное явление, власть классифици-
руется на множество видов. Специалисты насчитывают
несколько десятков видов власти. Для юриста наиболь-
шее значение имеет разграничение политической и госу-
дарственной власти.

Политическая власть — это власть, осуществляемая
различными звеньями политической системы общества
(власть государства, партии, общественной организации,
общественного движения). Политическая власть множе-
ственна по своей природе: в одном и том же обществе
одновременно функционируют власть правящей партии и
власть оппозиции, власть государства и власть местного
самоуправления и т.д.

Государственная власть — разновидность политической
власти, осуществляемая государством и его органами. От
иных видов власти государственную власть отличают сле-
дующие признаки:

1)единство — в стране существует только одна госу-
дарственная власть, которая является единой;

2)всеобщность — власть государства распространяет-
ся на всю территорию страны и на всех проживающих в
ней людей;

  1. суверенность — государственная власть самостоя-
    тельна и независима от какой-либо иной власти как внутри
    страны, так и вне ее;

  2. организационное оформление — государственная
    власть отделена от общества и материально воплощена в
    государственном аппарате — совокупности взаимосвязан-
    ных органов государства;

  3. наличие органов принуждения (армия, полиция,
    органы контроля и надзора, тюрьмы и т. п.).

В современном мире государственная власть в боль-
шинстве стран, при всей своей суверенности, находится
под контролем гражданского общества.

1.3. ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Общество как система связей и отношений между людь-
ми возникло намного раньше государства. Человек как
общественное существо мог выжить и развиваться только
в коллективе.

Самой ранней формой объединения людей было перво-
бытное стадо, на смену которому позднее пришла родовая
община. Родовая община — это группа лиц, объединен-
ных родством, общей хозяйственной деятельностью, об-
щим местом обзятания, общими ритуалами. Как правило,
род включал несколько десятков человек. Разделение труда
носило половозрастной характер; все результаты трудо-
вой деятельности распределялись поровну между членами
общины.

В родовой общине возникали разнообразные, хотя и
примитивные, отношения, возможны были конфликты.
Координация отношений и урегулирование конфликтов
требовали управляющего начала, власти.

Разрастание рода приводило к отпочкованию от него
новых родовых коллективов. Их объединение составляло
племя. Отношения между родовыми общинами были не-
регулярными и, как правило, не простирались дальше разгра-
а

8

ничения хозяйственной территории и обмена избыточны-
ми продуктами.

Высшей властью в родовой общине было собрание всех
взрослых членов общины. Его постановления (например,
решение о смене места обитания, об изгнании провинив-
шегося члена рода за пределы общины) были обязатель-
ными для всех. В любом обществе власть так или иначе
воплощается в определенной личности. В родовой общине
первенство между пока еще равными друг другу сородича-
ми принадлежало старейшине. Он не обязательно был са-
мым старшим по возрасту. Лидером мог стать главный
носитель знаний, жизненного опыта, или же наиболее удач-
ливый добытчик, организатор охоты. Весьма сходным было
положение вождя племени с той только разницей, что он
применял свою власть гораздо реже; лишь в тех случаях,
когда нужно было разрешить конфликт между общинами
или принять меры к самозащите от племени-соперника.
Старейшина и вождь не претендовали на привилегии, их
власть покоилась на личном авторитете и воспринима-
лась как производная от власти коллектива.

Власть, таким образом, не была отделена от людей, не
было властвующих и подвластных лиц. Разумеется, не
было в первобытном обществе ни свойственного государ-
ству аппарата власти, ни налогов, ни четко определенной
территории, на которую распространяется власть родовой
общины.

Отношения между членами общины регулировались при
помощи социальных норм (правил поведения), которые
имели достаточно сложную регулятивную систему. Основ-
ными источниками правил поведения были мифы, тради-
ции, обычаи, ритуалы, обряды. Они регулировали труд, быт,
семейные отношения, т.е. служили регуляторами обще-
ственных отношений. Их характерные признаки:

  1. Учебное пособие состоит из 12 уроков и раздела обоб­щающих упражнений. Вприложении приводятся ключи к упражнениям, русско-английский глоссарий и англо-русский словарь.

    Учебное пособие
    В учебном пособии излагаются основы технологических процессов в нефтедобывающей промышленности, приводится описание оборудования, применяемого при проведении раз­личных операций.
  2. Учебное пособие состоит из четырех глав и приложения. Пер-вая глава посвящена изучению влияния температуры на проводи-мость полупроводников и металлов.

    Учебное пособие
    Учебное пособие состоит из четырех глав и приложения. Пер-вая глава посвящена изучению влияния температуры на проводи-мость полупроводников и металлов.
  3. Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» (3)

    Учебное пособие
    Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2008.
  4. Учебное пособие имеет своей целью привить студентам навыки управления сферой ниокр и проектирования фирмы как составной части ее деятельности в совре­менных рыночных условиях.

    Учебное пособие
    Рассмотрены физические основы теории ядерных реакторов, являющихся аппаратами для получения ядерной энергии, производства новых изотопов, а также пучков нейтронов, находящих в последние годы применение в клинической медицине.
  5. Электронное учебное пособие состоит из деcяти тем, ряд которых разбит на подтемы. Каждая тема (или подтема) структурирована следующим образом: перечень вопросов в рамках каждой темы раскрывает ее содержание и внутреннюю логику

    Учебное пособие
    Содержание УМК полностью представлено в электронном учебном пособии и соответствует рабочей программе курса «Основы экономики», преподаваемого в заочной экономической школе Новосибирского государственного университета.
  6. Учебное пособие для студентов факультета иностранных языков / Сост. Н. В. Дороднева, И. В. Сироткина. Тобольск: тгспа им. Д. И. Менделеева, 2010. 80 с

    Учебное пособие
    Family life = Семейная жизнь: Учебное пособие для студентов факультета иностранных языков / Сост. Н.В.Дороднева, И.В.Сироткина. – Тобольск: ТГСПА им. Д.
  7. Учебное пособие москва 2008 удк ббк федоров И. В., Новикова М. А. Экономическая социология: Учеб пособие. М.: Мади (гту), 2008. 312 с. Isbn

    Учебное пособие
    Учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры социологии и управления Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета) в помощь студентам технического вуза, изучающим дисциплину «Экономическая социология».
  8. Учебное пособие Рекомендовано к печати Кафедрой прикладной политологии (2)

    Учебное пособие
    Настоящая работа является учебным пособием по курсу современной политической истории России. В ее основу был положен текст книги «Функции политической истории: от застоя к постперестройке»1, опубликованной в 1998 г.
  9. Учебное пособие Рекомендовано к печати Кафедрой прикладной политологии (3)

    Учебное пособие
    Кажущийся тривиальным тезис, что только на основе реального осознания прошлого возможна верная оценка настоящего и будущего, требует, однако своего многократного повторения, так как культура тоталитарного общества, как коллективной

Другие похожие документы..