Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра, и хореографии

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО ОСВОЕНИЮ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

Учебно-методический комплекс

для студентов очного и заочного отделений,

обучающихся по специальности

070209. 65 Режиссура театрализованных представлений и праздников

Квалификация – Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель

Тюмень 2011

Составитель: Корякова В.В., доцент

« Учебно - практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников»: учебно-методический комплекс для студ. очного и заочного отделений, обучающихся по специальностям 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель» / сост. В. В.Корякова.- ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ». – Тюмень, 2011. –64 с. – (Учебно-методический комплекс).

Программа предназначена для студентов дневного и заочного отделений по специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Программа содержит основные разделы, тематический план и сопровождается перечнем примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной творческой работы, тематикой семинаров, рефератов, а также перечнем практических заданий к зачетам, экзаменам, рекомендуемым списком литературы и видеоматериалов. При составлении учебно-методического комплекса (пособия) использованы материалы из учебных пособий, учебно-методических комплексов и рабочих программ А. А. Мордасова, О. Л. Орлова, А. Д. Силина, И. Г. Шароева.

Рецензенты:

Головинская Е.Н. - зав. кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников, доцент, засл. работник культуры;

Орел В.В. - засл. артист России, председатель Тюменского отделения СТД России, доцент кафедры РТПиП

Рассмотрен на заседании кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников 28..03.2011., протокол № 07;

Утвержден на заседании УМК Института музыки, театра и хореографии, протокол № 07 от 28 марта 2011г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

Печатается по решению учебно-методического совета

Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий

Содержание

ЧАСТЬ I. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

    1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Данная дисциплина продолжает раскрывать материал основных дисциплин, необходимых для практического обучения режиссера театрализованных представлений и праздников. После «Теоретических основ классической режиссуры и мастерства актера» целесообразно обратиться к особенностям «праздничной» режиссуры, в основе которой лежит иной метод и другие способы, раскрывающие жизненно-документальный материал. Цель дисциплины обучить и воспитать профессионала, специализирующегося на постановках театрализованных представлений и праздников.

Многое в театрализованном представлении, празднике взято от искусства театра, эстрады, цирка. Необходимо помнить, что основной «питательной средой» большинства обрядов, праздников, представлений всегда был национальный фольклор. И в лучших своих проявлениях праздник остается верным народным истокам – будь то искрящаяся весельем масленица, наполненный гражданским пафосом День защитника Отечества или задумчивые свадебные девичьи песни, красочные народные хороводы и игровые розыгрыши ярмарки.

Стремление к такому зрелищу – умному, глубокому, талантливому, не замыкающемуся только в узких рамках развлекательности, а преследующему и воспитательные цели – должно определять обучение будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников.

В данной дисциплине предполагается дать практические умения и навыки, учитывая особенности режиссуры праздников на основе специфической методологии по освоению принципов и приемов театрализации.

Дисциплина изучается в течение 4,5 лет (9 семестров) в объеме 1296 часов: из них 714 часов аудиторной работы, 582 часа самостоятельной работы студентов.

В течение 9 семестров в конце каждой изучаемой темы проводится аттестация студентов преподавателем (в форме коллоквиумов, тестирования, анкетирования, контрольных творческих работ и творческих проектов, практических заданий и творческих постановок, промежуточных мониторингов, в форме зачетов, экзаменов, итоговой диагностики). Пятый семестр завершаются зачетом, тетий, седьмой, девятый – экзаменами. Изучение дисциплины опирается на знание практического опыта, исторических закономерностей и нацелено на изучение основных специфических особенностей режиссуры современных праздничных форм, театрализованных представлений, концертов, шоу-программ. (частично используется исторический материал).

1.2. Цель дисциплины дать представление о современных тенденциях праздничной культуры, о современных технологиях режиссуры театрализованных представлениях и праздников, сформировать интерес у студентов к исследовательской и практической деятельности в этой области.

1.2. Задачи дисциплины

За время обучения студент должен овладеть искусством режиссера театрализованных представлений и праздников в разработке различных форм праздничного действа: театрализованного концерта, конкурсно-игровой программы, зрелища, современного ритуала и обряда, спортивно-художественного представления, праздника под открытым небом и т.п. Организация праздников и представлений требуют умения создать своеобразный «театр жизни», где объектом театрализации становятся реальные события. Знаменательные даты, эпизоды жизни конкретного человека и целого коллектива. Специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников составляют основу изучаемого курса.

От постановки песни, басни, стиха и затем к формированию эпизода, к объединению их в композицию, и, наконец, к постановке театрализованных представлений и праздников – вот путь, по которому должен пройти студент за время обучения курса.

Основная задача – изучить развитие традиционных и новых видов, форм художественных зрелищ, особенностей работы над праздничными мероприятиями, современные технологии и найти новые решения сценарно-режиссерских творческих задач.

Задачи дисциплины:

- получить базовые знания профессии «режиссер театрализованных

представлений и праздников»;

- освоить практические приемы создания документальных и поэтических композиций;

- ознакомить студента с историей профессии, что позволяет узнать методологические особенности режиссуры праздников;

- освоить основы методики работы режиссера с исполнителями, массами

участников, зрителями;

- научиться анализировать жизненный и документальный материал и

создавать на данной основе художественное зрелище;

- проявить организационные способности в практической реализации

замысла.

В педагогическом плане необходимо решить задачу наиболее полного выявления и развития художественной индивидуальности каждого студента.

1.3. Роль и место дисциплины в структуре подготовки специалиста

Дисциплина «Учебно-практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников» относится к блоку специальных дисциплин, изучаемых студентами по специальности 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников и продолжает изучение основной специальной дисциплины «Теоретические аспекты и специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников».

Данная дисциплина тесным образом связана с такими дисциплинами как «История и теория массовых праздников», «Теория драмы и основы сценарного мастерства». Такое соседство предметов в программе 1-2 курсов позволяет студентам глубже освоить теоретические и практические аспекты мастерства. На четвертом и пятом курсах в программе изучается еще один предмет – «Теория и практика современной режиссуры театрализованных представлений и праздников». Этот курс позволяет дополнить знания студентов современными знаниями и технологиями.

Практическому освоению основ актерского и исполнительского мастерства способствуют и другие дисциплины: «Основы сценического движения», «»Сценография», «»Хореография в театрализованном представлении», «Основы продюсерского мастерства», «Сценическая речь», «Технические средства и новейшие сценические технологии» и т.д.

Изучение курса заканчивается творческими заданиями, которые позволяют студенту показать уровень освоения не только теоретических знаний, но и практических навыков. В сценических показах, на контрольных уроках синтезируются все умения и владения, которые были освоены, в том числе и на «параллельных» предметах. Контрольные творческие показы предусматривают участие студентов других групп и курсов, которые активно участвуют в конкурсно-игровых, концертных программах, фольклорных праздниках и других театрализованных формах праздников.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины «Учебно-практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников» студент должен удовлетворять соответствующим стандарту требованиям, которые можно разделить на четыре группы.

Студент должен знать:

  • историю и теорию режиссуры театрализованных представлений и массовых праздников;

  • особенности творчества выдающихся представителей профессии в ХХ веке;

  • природу специфического конфликта; приемы анализа документального и жизненного материалов при отборе для сценарной основы;

  • теорию «монтажа аттракционов», включая труды кинорежиссера С. Эйзенштейна;

  • методику использования выразительных средств для создания соответствующей атмосферы в празднике;

  • приемы работы с аудиторией и зрителем, их активизации;

  • структуру конкурсно-игровых программ и принципы ее построения;

  • методику и технологию постановки массовых праздников и мероприятий.

Студент должен уметь:

  • в яркой художественной форме создать оригинальный режиссерский замысел будущей постановки;

  • написать или скомпилировать сценарную основу праздника или представления;

  • разработать режиссерский постановочный план, объяснить исполнителям и участникам собственный замысел, увлечь коллектив будущей работой;

  • реализовать замысел на основе выбранного материала или «социального заказа»;

  • сплотить всех участников творческого и организационного процессов по созданию праздника;

  • решать режиссерские задачи не зависимо от пространства (сценические условия или открытая площадка);

  • применять полученные знания, навыки и умения в методологии художественно-педагогической и научно-методической деятельности.

Студент должен владеть:

  • практическими навыками режиссуры концерта, массовых представлений и праздников;

  • режиссерскими приемами и выразительными средствами для реализации жанровых особенностей праздника или театрализованного представления;

  • креативными методами для создания уникальных и оригинальных программ и проектов;

  • приемами работы со сценическим пространством и навыками мизансценирования;

  • новейшими технологиями, применяемыми в постановочной деятельности (объемный звук, динамический свет, компьютерная графика, видео телевизионные системы, художественная пиротехника и т.д.).

Студент должен обладать:

  • знанием особенностей произведений драматургии, музыки, литературы, изобразительного искусства и т.п.;

  • литературными способностями для реализации сценарно-режиссерского хода;

  • смелостью и решительностью в утверждении своих творческих замыслов;

  • развитым чувством темпо-ритма и музыкальным слухом;

  • чувством пространственного видения, знанием законов композиции и художественной формы;

  • педагогическими и организаторскими способностями;

  • коммуникативными приемами в работе с индивидуальными исполнителями и в руководстве массами.

Вышеперечисленные знания, умения, навыки будущих режиссеров специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» отражены в требованиях Государственного образовательного стандарта 2003 года.

1.5. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины в ГОС по специальности

Номер – как основа театрализованного представления. Этюды на жанр. Этюды на основе документа. Этюды на основе литературных произведений. Этюды на основе изобразительного искусства.

Поиск стилистических особенностей в этюдах на жанр. Практическое использование различных видов искусства в синтетическом номере (этюде на жанр).

Монтаж номеров, аттракционов и эпизодов как способ проявления конфликта в создании театрализованного представления.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1-2 семестры

Тема 1. Номер – как основа театрализованного представления.

Эстрадный номер и его создание. Режиссер как создатель драматургии эстрадного номера. Работа режиссера с конферансье. Постановка эстрадного номера. Тематика концертов, их композиция и жанры концертных номеров.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения, обучающихся по специальности (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности
  2. Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения, обучающихся по специальности (6)

    Учебно-методический комплекс
  3. Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения, обучающихся по специальности (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса – дать студентам системное представление о современной организации отечественной государственной службы как неотъемлемой составной части общего механизма государственной власти и управления.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности (1)

    Учебно-методический комплекс
    Полное название работы: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сценография» (художественно-декорационное оформление) для студентов специальности 070209.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения, обучающихся по специальности (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Библиотечно-информационный маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,
  6. Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения, обучающихся по специальности (3)

    Учебно-методический комплекс
    В современный электронный век печатные издания ничуть не утратили своего значения и важности в информационном обществе. Роль книги стала несколько другой, но тем не менее она остается важной составляющей системы образования, просвещения
  7. Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения, обучающихся по специальности (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности
  8. Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по специальности

    Учебно-методический комплекс
    Основы сценического движения: учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» / сост.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения по специальности ­­­­­­­­­­­­­­­­­080507. 65-75 «Менеджмент организации» специализация «Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий»

    Учебно-методический комплекс
    В настоящее время при подготовке специалистов индустрии туризма и гостеприимства необходимо уделять внимание не только теории организации деятельности в данной сфере, но и правовому сопровождению бизнес-процессов.

Другие похожие документы..